Главная страница

Доклад по теме Орден иезуитов. орден иезуитов. Орден Иезуитов цели и методы деятельности


Скачать 23.26 Kb.
НазваниеОрден Иезуитов цели и методы деятельности
АнкорДоклад по теме Орден иезуитов
Дата26.03.2023
Размер23.26 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаорден иезуитов.docx
ТипДокументы
#1015821

Орден Иезуитов: цели и методы деятельности.

К началу XVI (16) века Средневековье подошло к концу практически во всех областях цивилизации. Политически, экономически и интеллектуально везде возобладали новые силы и новые методы, но старые ещё не были полностью разгромлены. Ещё предстояла немалая борьба по многим мелким пунктам. В некоторых местах, пожалуй, прошлому удалось сохраниться или даже вернуть былые позиции. Но по всем основным вопросам новое одержало победу, за одним очень важным исключением. Церковь не изменилась. На неё не подействовали новые силы, которые преобразили всё остальное. Она по-прежнему оставалась всецело средневековой. В управлении, в вероучении и в жизни она по-прежнему ставила на первое место те надстройки, которые средневековые условия создали на фундаменте раннего христианства, и была намерена оставаться неизменной.

Все попытки провести реформу в церкви, большие и малые, потерпели неудачу, как и попытки начала XIV (14) века реформировать её правительство, оставив церковь столь же средневековой по учению и религиозной практике, как и по форме правления. Таким образом, это была единственная власть, принадлежащая к Средневековью, которая ещё оставалась незатронутой новыми силами и противостояла им. В других сферах изменений было много, здесь же ничего не изменилось. И её сила сопротивления была очень велика. Обладая немалыми богатствами, огромным количеством приверженцев во всех государствах, не испытывая недостатка в одаренных и образованных умах, она была в огромной мере заинтересована в сохранении прежнего порядка, как она его понимала, и её способность к самообороне казалась неуязвимой.

Когда, наконец, наступило желанное время и августинский монах из Виттенберга Мартин Лютер бесстрашно и самоотверженно, с непоколебимым убеждением и прямолинейной энергией необычайно сильной души произнёс долгожданное, избавительное слово, то сотни тысяч немецких сердец наполнились восторженным чувством свободы и ненавистью против тирании духовной иерархии. Реформаторское движение принялось за работу, возник новый духовный мир. Потрясенная в своих основах римская церковь не глядела сложа руки на грозившую ей из Виттенберга опасность, напротив того, при виде её принялась за энергичную работу по своему преобразованию. Она также создала целый ряд новых орденов, преимущественная цель которых – оказывать противодействие протестантизму.

Действительное же обновление католицизма мы видим в Иезуитах (официальное название - Общество Иисуса).

Это общество вышло из Испании, исконной родины фанатизма, где оно было основано в 1540 году Игнатием Лойолой, который и был избран его первым пожизненным генералом, так назвали главу нового ордена.

Игнатий Лойола, происходивший из древнего аристократического рода, прожил свою юность при правоверном дворе Фердинанда Католического. Будучи храбрым рыцарем и пользуясь безупречной репутацией, однако лишенный сколько-нибудь глубокого образования, Лойола потерял при осаде крепости Папилоны (1521) правую ногу. Выздоравливая, он читал жития святых, и в скором времени перед его воображением предстал новый идеал. Едва излечившись, Лойола совершил паломничество в знаменитый монастырь Монтсеррат, объявил себя рыцарем Святой Девы и удалился затем в доминиканский монастырь соседнего Манреса, чтобы совершенно отдаться самоотречению и созерцанию. Он жил на подаяние, соблюдал строгий пост, утром ходил к мессе, ухаживал за больными в местной больнице и вечером молился в соборе.

Затем, прежний гидАльго (испанский дворянин) бедняком отправился в святые места. Вернувшись на родину, он посвятил себя в Алькале и Саламанке изучению грамматики, философии и теологии. Чудом избежав инквизиции, которая заподозрила в странном фантазёре члена мистической секты, Лойола поспешил из Саламанки в Париж, где продолжает свои занятия риторикой и философией. Здесь ему удалось воодушевить в пользу своего идеала будущего, а именно основания ордена для распространения среди еретиков и язычников истинной веры, своих товарищей по занятиям, савойца Пьера Лефевра (1506-1546) и испанца Франсиско Ксавье (1506-1552), которые позднее стали сооснователями ордена. После того как Лойола привязал к себе своей самоотверженной службой ещё других товарищей, маленькая группа дала в подземной часовне Мариинской церкви в Монмартре обет принять духовный крестовый поход против неверующих на Святую землю. В том случае, если бы непреодолимые трудности сделали этот план неосуществимым, они собрались предложить папе свои услуги и оставить себя совершенно в его распоряжении. Члены общества Иисуса наряду с тремя традиционными обетами (бедность, послушание и целомудрие), дает четвертый – послушание папе в «вопросах миссий». Так совершилось втайне основание ордена иезуитов.

Орден был призван для укрепления положения католицизма, распространение его на новых территориях, укрепления власти папы, путем проникновения в среду богатых и правящих кругов разных государств, то есть был создан как инструмент борьбы с протестантской ересью Европы, а также для восстановления сильно пошатнувшегося престижа Римско-католической церкви, в целом. Однако, возникает вопрос, зачем создавать независимый орден для борьбы с протестантизмом в Европе, если в 1542 году сам Папа Павел III учредил свою знаменитую римскую инквизицию с неограниченными правами. Хочется напомнить, что накануне создания Ордена, к 1538 году было уничтожено пол мира страшной всемирной катастрофой: огненные дожди, сильные землетрясения, ураганы и страшные потопы, за которыми последовал малый ледниковый период. В этом всемирном бардаке и руинах Папа Римский решает не только начать активно продвигать католичество по всему миру, но и разослать своих шпионов-иезуитов, чтобы они собирали новые сведения о положении дел в мире. Отсюда возникает мнение, что орден иезуитов был создан для того, чтобы скрыть всемирную катастрофу и стать главной и единственной христианской религией на земле, а для этого надо было переписать историю, чтобы в умах людей была только одна истина и один идеал. Вот почему одной из миссий ордена было создание учебных заведений по всему миру. Иезуиты сначала вели свою деятельность в Европе, но ещё при жизни основателя их представители отправились в Азию, Африку и Южную Америку они противостояли Реформации, вступали в идеологические споры, занимаясь в том числе образованием. Для детей из бедных семей образование было бесплатным, что создавало для них ранее недоступные возможности. Так, к началу 18 века, орден взял под контроль все учебные заведения не только Европы, но и Индии, Китая, Японии, преподавая свою историю и свою веру, создавая коллегии и академии. Орден присылал образованных учителей и наставников, которые занимались воспитанием и обучением принцев, таким образом, иезуиты впоследствии имели сильное влияние на будущих правителей.

Политическая нестабильность всегда была хорошим условием, благодаря которому в страну может проникнуть и прижиться то, что скорее всего не было бы принято обществом в период стабильности. Иезуиты, знающие и тонко понимающие психологию человека, имеющие обширные наработки в деле использования людских слабостей и потребностей, как никто понимали, что именно этот период нестабильности мог стать отправной точкой для успешного начала своей деятельности. Кроме вышеупомянутых наработок иезуиты собирали тщательным образом информацию о каждой стране, менталитете жителей, традициях и языке тех стран, где они работали.

Независимо от того, в какой стране находился иезуит, какие задачи перед ним стояли, он всегда действовал по заранее разработанному плану: — собрать полную информацию о стране; — попытаться изучить язык для дальнейшей передачи полученных данных; — постараться приспособиться к обычаям и нравам страны, в которой он находился; — привлечь к себе влиятельных людей страны, заинтересовав их своими навыками; — попасть в окружение королей, престолонаследников, членов королевских семей. Так, например, Эдуард Оскарович Берзин (советский ученый) пишет о вторжении членов ордена на территорию Вьетнама: «Эти миссионеры не знали ни языка, ни местных обычаев. Они полагали, что для обращения с “туземцами” им не нужно ничего кроме “божественного” вдохновения. Поэтому они действовали просто: приходили в деревню; те, кто располагал переводчиком кое-как перетолковывал крестьянам несколько основных догматов веры, а кто не имел такой возможности, просто показывал им иконы, крест, четки; если вежливые вьетнамцы одобрительно кивали головами, обращение считалось состоявшимся и миссионер приступал на глазах опешивших го­степриимных хозяев к основной части своей работы — разрушению “языческих идолов”; на этом этапе миссионера обычно и вышвыривали из деревни». Каждый миссионер-иезуит должен был в совершенстве знать по крайней мере одну точную науку и одно ремесло или искусство. Именно благодаря блестящей «образовательной» подготовке иезуиты могли заинтересовать в себе правителей других стран. Для иезуита не существовало никаких моральных преград, когда дело касалось интересов ордена или выполнения приказа. Он не должен был останавливаться даже перед совершением «смертного греха», если того требовал начальник, иезуиты проникали в самую толщу обездоленных и угнетенных, выслеживали и выдавали инквизиции еретикОв и бунтовщиков. Миссионеры ордена энергично действовали в колониях, порабощенных европейскими завоевателями, и, любыми методами распространяя там христианство, освящали —словом божиим» рабство и свирепое уничтожение аборигенов.

Как пишет о подготовке иезуитов Алигьеро Тонди (член ордена иезуитов), «Все сводится к “рациональному доказательству” католической доктрины: утверждается, что она представляет собой единственное правильное истолкование христианства и вообще единственную истину. Это — “универсальная система”, которая все охватывает, объясняет, разрешает и из которой поэтому вытекает единственно истинное мировоззрение. Вот кредо этой доктрины: бог существует; Иисус — бог; Иисус основал церковь; церковь и ее глава, папа не могут ошибаться, они — непогрешимы; вне церкви нет спасения, и поэтому необходимо к ней принадлежать; ад, чистилище и рай — реальные вещи, первый и последний — вечны; кто не выполняет какого-нибудь важного предписания церкви — идет в ад». Для эффективной работы «формулы иезуитов» ученика в первую очередь необходимо оградить от мира, мирских забот. Его помещают в семинарию Общества Иисуса, порядок в которой можно сравнить с военным. Ученик поглощен занятиями, оторван от мира, изо дня в день его учат основным догмам иезуитов. Основное требование к ученику: все его действия по уставу согласуются с тем, чему его учат, что ему внушают, не должно быть никакой борьбы мнений. многое в подготовке кадров Ордена держится именно на силе внушения. Однако только такими средствами можно было добиться успехов.

Интригами, бесчестными торговыми соглашениями и политическими махинациями иезуиты полностью себя опорочили. Их обвинили в заговоре против короля Португалии и в 1759 году выгнали из страны. В 1764 году произошло изгнание ордена из Франции, а через три года по примеру этих стран поступила также Испания и еще несколько итальянских городов. Иезуиты пытались сопротивляться, используя подкуп, убийства и другие методы, но это вызвало еще большее возмущение со стороны европейских правителей. Члены ордена оправдывали свои действия тем, что, начиная с их основания, была разработана особая «мораль», суть которой заключалась в следующем: «цель оправдывает средства». Все это сыграло свою роль в становлении этого могущественного ордена, который существует и по сей день.

Список литературы:

  1. Адамс Джордж «Европа в эпоху Средневековья. Десять столетий от падения Рима до религиозных войн.500-1500 гг.» (перевод с англ. Т.М. Шуликовой, Центрополиграф 2019)

  2. Георг Шустер «История тайных обществ, союзов и орденов» (перевод с немецкого О.А. Волькенштейн, Центрополиграф, 2019)

  3. Е. В. Лютик «ПЕРВЫЕ ШАГИ МИССИОНЕРОВ ОРДЕНА ИЕЗУИТОВ ВО ВЬЕТНАМЕ В XVI — НАЧАЛЕ XVII в.» , СПБгУ: Вестник, 2010.

  4. Андреев А. Р. «История ордена иезуитов. Иезуиты в Российской империи. XVI — начало XIX века». — М.: Русская панорама, 1998.

  5. Дулаев Р.Д. «РОЛЬ ОРДЕНА ИЕЗУИТОВ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КОНТРРЕФОРМАЦИИ», Аллея науки, 2019.

  6. Туровец В. С. «СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В КОЛЛЕГИУМАХ ОРДЕНА ИЕЗУИТОВ», сборник статей по материалам международной научно-практической конференции, 2019.


написать администратору сайта