Главная страница
Навигация по странице:

  • РЕФЕРАТ по дисциплине «История» Тема: «Орден Тамплиеров».

  • САМАРА 2020 Содержание Глава 1.

  • Список литературы

  • Реферат история. Орден Тамплиеров


    Скачать 134 Kb.
    НазваниеОрден Тамплиеров
    Дата26.03.2022
    Размер134 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаРеферат история.doc
    ТипРеферат
    #418446

    Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

    Частное учреждение

    Образовательная организация высшего образования

    Медицинский университет «РЕАВИЗ»

    Кафедра гуманитарных дисциплин


    РЕФЕРАТ

    подисциплине «История»

    Тема: «Орден Тамплиеров».

    Выполнил: студент гр. 20-105

    Орешкина Ольга

    Проверил: доцент Игошина О.Ю.

    САМАРА 2020

    Содержание


    Глава 1. Идеология и практические цели Крестовых походов.

    Причины создания Ордена Храма

    3

    Глава 2. Роль тамплиеров как ведущей боевой единицы крестоносцев


    9

    Глава 3. Трансформация ордена

    17

    Глава 4. Гибель Иерусалимского королевства под натиском мусульман. Разрушение Ордена

    21

    Список литературы

    26



    Глава 1. Идеология и практические цели Крестовых походов. Причины создания Ордена Храма



    История средних веков охватывает длительный период, насыщенный многообразными событиями. Он ознаменовался возникновением и развитием новых форм экономической и общественно-политической жизни.

    В средние века человечество значительно продвинулось вперед в развитии материальной и духовной культуры по сравнению с предшествующими периодами истории. Наряду с проявлениями феодального насилия, невежества и кострами инквизиции, голодовками и опустошительными эпидемиями средневековье оставило в памяти человечества мощные крестьянские восстания и войны против феодалов и церкви, полную драматизма борьбу горожан с феодальными сеньорами, массовые еретические движения, выражавшие социальные чаяния народных масс, первые буржуазные революции, ранние проявления свободомыслия. От этой эпохи дошли до нас замечательные поэтические произведения, в том числе памятники народного творчества, прекрасные образцы архитектуры, живописи, поэзии; к концу ее относятся первые успехи пробуждающейся научной мысли.

    Общим именем крестовых походов обозначают военно-колонизационные предприятия европейцев на Востоке ,падающие на период между 1096 и 1270гг.

    В крестовых походах принимали участие самые разнообразные общественные классы, и причины, которые заставляли их двигаться на Восток, были, конечно различны.

    Большую роль в этом движении играли, во-первых феодалы. Мелкое рыцарство которое шло в эти походы ,стремилось к захвату новых земель и крепостных крестьян. На их родине большая часть земель была уже занята под пашню. Кроме того, вследствии обычая недробить феод между наследниками, поддерживался порядок единонаследия: феод передавался старшему сыну.В итоге младшие сыновья оставались без земли, возникло своего рода избыточное рыцарское население. К этому присоединялся расчет на прямой грабеж сказочных богатств Востока,о которых у рыцарей было преувеличенное представление. Многие рыцари успели запутаться в долгах и поэтому поход на Восток представлялся удобным предлогом для избавления от кредиторов.

    Для крупных феодалов –королей, герцогов, графов-захваты на Востоке обещали расширение их владений, усиление их политического влияния, увеличение доходов. Крупные феодалы мечтали о том ,чтобы на богатых землях Востока основать подвластные им государства по образцу своих европейских владений.

    Но не одни феодалы стремились на Восток. В этом движении крупную роль играли города, особенно итальянские, -Генуя, Пиза. Венеция. Для них экспедиции на Восток представляли большой торговый интерес. Так как завоевания турок-сельджуков нарушили и ослабили торговые связи с Востоком ,то захват территорий в Передней Азии должен был укрепить роль итальянских городов как посредников в торговле Востока с Западом. Кроме того, Византия была для них постоянным торговым соперником, даже не смотря на то ,что ее торговое влияние к концу 11века заметно ослабло. Торговые города Италии стремились вытеснить этого конкурента и основать свои фактории на восточном побережье Средиземного моря. Все это побуждало итальянские города к участию в крестовых походах,и их роль была значительна ,так как только они могли взять на себя снабжение армии крестоносцев, и организовать их перевозку по морю.

    Но начались крестовые походы с массового движения крестьянства. Это было связано с положением крестьян в 11 веке. Основная их масса была закрепощена и подвергалась усиленной эксплуатации. Они шли в крестовые походы ,чтобы спастись от гнета феодалов, они рассчитывали на новые земли ,и свободу ,которой были лишены на родине. Следует учесть еще один момент, способствующий участию широких масс в походах, это голод и эпидемии, которые были обычным явлением в феодальной Европе.

    За время между 970 и 1040 гг.было 48 голодных лет .С 1089г. Почти до самого первого крестового похода идет непрерывная полоса тяжелых, наполненных голодом и эпидемиями лет.

    И последние, необходимо отметить главенствующую идеологическую роль церкви в крестовых походах. Церковь и в частности папы в известном смысле их возглавляли и давали им идеологическое обоснование. Крестовые походы были объявлены благочестивым делом. Но за религиозными лозунгами скрывались чисто практические цели. Для папства, крестовые походы были лишь началом реализации плана господства церкви над всем христианским миром и о создании новых христианских владений на Востоке, не следует так же забывать, что крестовые походы способствовали и росту доходов церкви. Церковь производила сборы на крестовые походы. Эти сборы представляли добровольные пожертвования, но зачастую носили характер принудительных налогов.

    Долгий период крестовых походов охватывает два столетия с 1095 г. по 1291 г., продолжаясь и в позднее средневековье, когда значительно возросло народонаселение, расширились сферы экономического влияния, имели место весьма динамичные социальные процессы, росла политическая консолидация, расцветала культура.

    Безусловно, и в XVI в. нередко поговаривали об очередном крестовом походе, однако именно в XII-XIII вв. понятие крестовых походов стало жизненно важным для судеб большинства жителей христианского Запада.

    За этот период западное христианское сообщество испытало по отношению к крестоносцам целую гамму чувств — от экзальтированного восторга по поводу взятия Иерусалима во время Первого крестового похода до горького, все усиливавшегося разочарования, свойственного XIII в., когда столь многие из войн за Гроб Господень закончились поражением. Духовно-рыцарский орден, разместившийся на Храмовой горе, где когда-то стоял храм царя Соломона, изначально возник именно в связи с активной деятельностью крестоносцев и в первые два столетия крестовых походов сформировался и окреп благодаря чрезвычайному воодушевлению, царившему в массах и вызванному первыми успехами крестоносцев, которые и подняли орден на вершину славы, благосостояния и могущества, однако потом сами же народные массы и низринули его с этой вершины, подвергнув унижениям и разгрому, поскольку идеалы первых крестоносцев оказались поруганы и искажены, а новые крестовые походы неизменно оканчивались поражениями.

    Военно-монашеские впервые сообщества появляются на территории Иерусалимского королевства, поэтому для понимания причин и предпосылок их возникновения, необходимо рассмотреть роль этого государства для Европы и первые этапы его развития.

    Датой возникновения королевства принято считать 14 июля 1099, когда крестоносные войска захватили Иерусалим.

    Обет, данный участниками похода, был выполнен, поэтому большая часть войска вернулась в Европу.

    Крестовые походы мыслились современниками паломничеством. В жизни католических христиан XI – XII вв. паломничество имело ключевое значение. Многие считали, что благотворная духовная энергия действует концентрированно в местах упокоения святых. Из всех святынь наиболее почитаемым был Гроб Господень; прикосновение к которому было самым действенным средством искупить свои грехи. Паломничество в Иерусалим в наибольшей мере соответствовало пониманию слов Иисуса Христа «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» Людям свойственно было приписывать паломничествам не только исцеление души, но и физических болезней. Рассказы вернувшихся паломников о чудесах дальних стран также привлекали и просто любителей путешествий. Всеобщее значение паломничества приобрели в связи с эсхатологическими ожиданиями в первой половине XI в. Именно тогда ношение оружия с собой и групповые паломничества становятся распространённым явлением. Начиная с середины XI в. священники используют паломничество в качестве епитимии. «Путь в Иерусалим», как самый долгий для европейских жителей, накладывается в случае наиболее тяжких прегрешений.

    Наконец, в проповеди на Клермонском соборе в 1095 г Урбан II благословил войну против неверных, которая по сути своей явилась вооружённым паломничеством.

    Описанные основания для совершения паломничества затрагивают все слои населения. Исходя из этого, значение поселений в Леванте1 для католиков связано с движением паломничества. Поэтому и решение всех социально-политических и религиозных вопросов для иерусалимских правителей во многом определяется этим вопросом.

    Получив феоды на завоёванных территориях, крестоносцы пытались использовать социальные нормы, привычные им по европейской жизни, однако сразу натолкнулись на ряд сложностей. Аутремер отличался малым количеством франкского населения, большой удалённостью от католических стран, географическим неудобством защиты и малым войском. Широкомасштабная экспансия начальных лет после Первого Крестового похода возможна была лишь ввиду конфликтов между мусульманскими странами. Король Балдуин I до крестового похода 1104-1105 гг. тщетно ожидал прихода регулярных воинских формирований. Использование местного населения для защиты городов не могло быть решением проблемы, поскольку среди коренных жителей доля исповедующих католический обряд была крайне мала, не говоря уже о том, что среди них было немало мусульман. Для защиты от набегов рекрутировались паломники.

    Многие из них разрывали вассальные связи с мирскими сеньорами и отправлялись в «Святую землю» для борьбы с неверными, не желали больше связывать себя вассальными узами с мирской властью, пусть даже в Иерусалиме, и стремились к служению высшему сюзерену – Богу.

    Напряжённая внешнеполитическая обстановка на границах государств усложнялась недовольством местного населения, которое составляло абсолютное большинство. Крестьяне, пользуясь подходящим случаем отсутствия регулярных войск, совершали набеги и восстания.

    Первые годы крестоносцам сравнительно несложно было осуществлять защиту королевства, поскольку среди мусульман были распространены эсхатологические ожидания конца света и неминуемого, в связи с этим, прихода орд Гога и Магога, которых многие ассоциировали с крестоносным ополчением. Однако, с 1106 г всё активнее становятся разорительные набеги, и ситуация для защитников ухудшается.

    Подводя итог, отметим, что Иерусалим и прилегающие к нему территории были главным религиозным центром для католиков в XI – XII вв. Почитание святых мест происходило в форме паломничества, чему препятствовали частые вооружённые конфликты с мусульманским населением страны и мусульманскими странами. Это выявляет исторические условия становления в Иерусалимском королевстве, служения воинов-монахов, возможность которого полагается нахождением на территории. Иерусалимского королевства рыцарей, стремящихся к освобождению от вассальной зависимости прежним сюзеренам, мотивируется идеалом нахождения в Святой Земле и защиты Гроба Господня. А необходимость задается потребностью защиты Аутремера от внешних врагов и собственного в своем большинстве мусульманского крестьянского населения, которая не могла быть обеспечена дружинами феодалов, получивших здесь феоды, нуждой в регулярных и мобильных воинских формированиях.

    Глава 2. Роль тамплиеров, как ведущей боевой единицы крестоносцев



    В сложившейся ситуации в Иерусалиме в 1118 г. возникает братство тамплиеров для защиты паломников на дорогах Аутремера.

    Идею создания ордена поддержал св. Бернард Клервосский, соотечественник первых тамплиеров, сам герой частной инициативы (за четыре года до идеи де Пэна он основал монастырь, ставший ядром будущего ордена цистерцианцев). Бернард написал по просьбе де Пэна и Андре де Монтбара (с которым был в родстве) трактат "Delaudenovaemilitiae", название которого на русский правильно перевести как "Слава новому рыцарству".

    Когда в 1128 г. поместный собор в Труа утверждал устав тамплиеров, сочинение Бернарда служило им идеологической программой, да и устав из 72 статей составил Бернард (а св. Джон Солсберийский посвятил всю шестую книгу своего сочинения "Поликрат" апологии нового, христианского рыцарства). Более того, Бернар предложил тамплиерам (и де Пэн принял) носить ту же одежду, что и монахи его собственного, цистерцианского ордена: белую. Только позднее тамплиеры стали нашивать на белую одежду красный крест — как и все, связанные с крестовыми походами.

    Рассмотрим более подробно:

    В годы, последовавшие за взятием Иерусалима в 1099 г., франки постоянно укрепляли свои заморские территории, но им вечно не хватало людских ресурсов, ибо многие из участников Первого крестового похода вернулись на Запад, а созданные на Востоке новые государства крестоносцев так и не привлекли достаточного количества поселенцев, способных должным образом защищать границы этих государств. В результате паломники, каждый год являвшиеся на поклон к палестинским святыням, часто подвергались нападениям разбойников и мусульманской конницы, ибо крестоносцы были просто не в состоянии обеспечить им должную охрану. Изначально именно эти обстоятельства и послужили причиной создания ордена храмовников. Вот как эти скромные начинания описывает архиепископ Тирский Вильгельм:

    В том же году несколько благородных рыцарей, людей истинно верующих и богобоязненных, выразили желание жить в строгости и послушании, навсегда отказаться от своих владений и, предав себя в руки верховного владыки церкви, стать членами монашеского ордена.

    Среди них первыми и наиболее знаменитыми были Гуго де Пейн и Год фру а де Сент-Омер. Поскольку у братства не было пока ни своего храма, ни жилища, король предоставил им временное убежище у себя во дворце, построенном на южном склоне Храмовой горы. Каноники стоявшего там храма на определенных условиях уступили часть обнесенного стеной двора для нужд нового ордена.

    Более того, король Иерусалимский Болдуин (Балдуин)II, его приближенные и патриарх «Духовная юрисдикция по соглашению с Византией принадлежала патриарху Константинопольскому, как светский вассалитет — императору Византии» со своими прелатами сразу обеспечили ордену поддержку, выделив ему некоторые из своих земельных владений — одни пожизненно, другие во временное пользование — благодаря чему члены ордена могли бы получать средства к существованию. В первую очередь им было предписано во искупление своих грехов и под руководством патриарха «защищать и охранять идущих в Иерусалим паломников от нападений воров и бандитов и всемерно заботиться об их безопасности».

    Итак, собравшись вдевятером, братья нового ордена заручились поддержкой таких важных лиц из числа крестоносцев, как Гуго, граф Шампани, и Фульк V, граф Анжуйский, однако об их деятельности мало кто знал до Собора в Труа в 1128 г., на котором орден был признан официально и Бернару Клервоскому поручили разработать его Устав, в который были бы сведены основные законы ордена.

    Согласно большинству источников, орден рыцарей Храма – Бедных рыцарей Храма Соломона – был создан в 1118 году, однако у нас есть серьезные основания предполагать, что к этому времени он уже существовал не менее четырех лет.

    Официальная цель тамплиеров – это защита пилигримов на Святой Земле.

    Тем не менее, дошедшие до нас факты свидетельствуют, что эта цель была лишь фасадом и что рыцари Храма вынашивали более амбициозные и грандиозные планы, в которые были вовлечены цистерцианский орден, св. Бернар и граф Гуго Шампанский, один из первых покровителей и патронов как цистерцианцев, так и тамплиеров. В 1124 году граф сам стал тамплиером, а первым Великим Магистром ордена был один из его вассалов, Гуго де Пейен. Среди других отцов-основателей ордена был дядя св. Бернара Андре де Монбар.

    Считалось, что до 1128 года – к этому моменту Давид I уже в течение четырех лет был королем Шотландии – орден тамплиеров состоял только из девяти рыцарей, хотя сохранившиеся документы свидетельствуют еще о нескольких членах. Помимо Гуго Шампанского, в их число входил Фульк Нерра – герцог Анжуйский, отец Жоффруа Плантагенета и дед Генриха II Английского. Тем не менее, поначалу число членов ордена было относительно невелико. Затем на Соборе в Труа орден получил монашеский устав – если можно так выразиться, эквивалент конституции – и стал официальным.

    Численность тамплиеров за первые 10 лет существования братства существенно не изменилась. Военной организации требовались люди, умеющие профессионально владеть оружием, имеющие доспехи и боевого коня.

    Государства Аутремера были небольшими и не могли позволить себе большого количества владельцев феодов. По сути, только владельцы феодов удовлетворяли описанным требованиям и могли считаться полноценными братьями. Среди паломников могли быть рыцари, совершающие епитимию, однако не многие из них были при этом подобающе экипированы.

    Таким образом, желающих, кого можно было бы принять в братство, в Иерусалиме и его окрестностях было не много.

    Объединение рыцарей, появившееся в 1118 г. по сути своей было не более чем устной договорённостью, которую нельзя было считать ordo. Тамплиерам необходимо было новое понимание вассальных отношений для рыцарей, где отношения в группе строились бы согласно нормам, принятым в монашеских орденах.

    Духовное начинание, которым мыслилась защита паломников, не будучи признанным папой римским, не могло быть ни епитимией, ни тем более формой аскезы, поэтому, строго говоря, члены сообщества и не могли считаться духовным братством, потому что общепризнанных духовных задач они не решали.

    Решение вопросов крестоносного движения изначально было уделом папы римского, как и создание монашеских общежитий. Одним из тамплиеров был Андре де Монбар, дядя Бернара из Клерво, с которым они находились в дружеских отношениях.

    Исходя из вышесказанного, отсутствие общепризнанных правовых норм, регламентирующих новую форму общежития воинов-монахов, вынудили тамплиеров искать благословения нового ордена со стороны папы римского. Другой причиной было привлечение новых рыцарских формирований крестоносцев для защиты Иерусалимского королевства.

    Положение государств крестоносцев на Ближнем Востоке после Первого Крестового похода стало причиной возникновения в начале XII в. новой монашеской формы общежития воинов, совмещающих монашескую аскезу и рыцарское служение. Новое братство тамплиеров, будучи религиозным, стало искать признания со стороны папы римского для утверждения устава и привлечения новых членов из стран Европы.

    В 1128 был разработан устав ордена. Он был очень похож на устав сурового ордена Цистерианцев. У них же была заимствована форменная одежда тамплиеров — белый плащ с красным крестом. Монах-воин должен быть целомудренным, и вступая в братство, становился слугой и рабом ордена. Еда рыцаря была простая, в основном хлеб и вода. Запрещена роскошная одежда. Запрещено сквернословие, неудержный смех, пустые разговоры. 14 января того же года в Труа созвали собор. На этом соборе орден Храма и его устав на латинском языке был официально утвержден папой Гонорием II.

    Этого Устава придерживалась небольшая группа членов Ордена, быстрое пополнение которого зависело от воли случая. Следовательно, требовался некий дополнительный толчок. Поскольку предметом данного исследования является изучение жизни тамплиеров в середине XIII столетия, представляется излишним подробно останавливаться на анализе этого первоначального Устава. Все же следует напомнить его основные положения.

    Прежде всего Устав подчинял Орден тамплиеров церковной власти, что было нормально, учитывая его принадлежность к монашеству. Особенно подчеркивалась связь с патриархом Иерусалимским, которому даже предоставлялось право заполнить лакуны соборного текста Устава. Провозглашалась подсудность тамплиеров церковному суду. Что касается их религиозных обязанностей, то они не могли быть такими же, как у монашеского ордена созерцательного толка. Тамплиеры должны были участвовать в богослужении, проводившемся черным духовенством Иерусалима, — кроме тех членов Ордена, которых обязанности удерживали вдали от обители и которые в этом случае могли заменить заутреню 13-кратным, обедню 7-кратным, а вечерню — 9-кратным чтением «Отче наш». На богослужении следовало присутствовать до конца. Кроме того, в Уставе приводился список праздников и обязательных постов.

    В общем, Устав 1128 года был попыткой соединения обычаев, бытовавших в Ордене тамплиеров в течение первых девяти лет его существования, с Уставом Ордена святого Бенедикта. Он немного расширил первоначальное уложение, официально учредив братство тамплиеров, утвердил за ним право взимать десятины и иметь в собственности не только домены, но и фьефы — в соответствии с феодальной системой.

    В обычное время тамплиеры формировали небольшую постоянную армию из нескольких тысяч человек, основу которой составляли пять сотен рыцарей и примерно тысяча братьев-служителей. В военное время к ним присоединялись отряды наемников, рекрутированных на месте и зачастую уступавших рыцарям по своим боевым качествам. Среди этих «крестоносцев поневоле» были и осужденные на смерть, но помилованные с целью отправки в Святую Землю.

    Рыцари и братья-служители Ордена тамплиеров подчинялись, соответственно, своим командорам. Все они находились под руководством верховного магистра и его штаба, который включал в себя: сенешаля; маршала; командора Иерусалимского королевства; командоров Триполи и Антиохии; кастеляна; туркоплье; под маршала (брат-служитель); гонфалоньера (брат-служитель). Магистр никогда не носил титула Великого магистра Ордена тамплиеров. Это название встречается в более поздних грамотах и документах процесса над тамплиерами. Напротив, в хрониках его иногда именуют Верховным магистром. Именно в XIII веке он осуществлял верховное управление замками и владениями Ордена в Святой Земле, равно как и в провинциях Запада, хотя его полномочия были ограничены решениями капитула и строго определялись Уставом. Будучи господином для всех тамплиеров, он вместе с тем подчинялся обязательной для всех дисциплине и в принципе был одним из братьев среди прочих, назначенным Орденом и ответственным перед ним в своих решениях.

    Необычного в тамплиерах было то, что они совмещали монашество с войной, пожизненные обеты нищеты, послушания и безбрачия — с намерением орудовать мечами. Орден госпитальеров возник раньше — в 1070-е годы, — но воевать госпитальерам не разрешалось. Само монашество (и духовенство) не могло браться за оружие — ведь христианин не может убивать, и если возможно послабление для "обычных" христиан, то монах — "настоящий" христианин.

    Первоначально тамплиеры делились на две категории: рыцари носили оружие, а служители — нет. Первые назывались "братья шевалье", вторые — "братья сержанты". К членству в орден не допускались женщины (во избежание соблазнов). Женатые рыцари в орден принимались, но они не могли носить белого одеяния. После смерти женатых тамплиеров их имущество отходило ордену, а вдове платили пенсию. Само мужнино поместье она должна была оставить, чтобы не попадаться на глаза храмовникам и, опять же, их не искушать. Первоначально в орден не принимали священников, но постепенно их стало довольно много, они образовали особый разряд членов (ибо священник все же не мог проливать кровь). Управлялся орден наподобие бенедиктинского: великому магистру принадлежала практически неограниченная власть, он созывал капитулы, назначая их членов, так что всегда мог подобрать лояльных к себе людей. Папы издали несколько булл, даровавших ордену некоторые (не слишком важные по современным меркам) привилегии. Булла 29 марта 1139 Omne datum optimum даровала им автономию от местных светских и церковных судебных властей, разрешила обращать в собственность ордена трофеи. Булла 9 января 1144 Milites Templi давала индульгенцию жертвующим на орден. Булла 7 апреля 1145 года Milicia Dei разрешила тамплиерам строить особенные, орденские церкви и устраивать в их оградах кладбища для членов ордена. Паломники, прибывавшие в Палестину, глядели на тамплиеров с восхищением и благодарностью, несколько преувеличивая значение тех, с кем непосредственно имели дело. Им казалось, что все замки в королевстве крестоносцев принадлежат либо тамплиерам, либо госпитальерам. Соответственно, и позднейшие историки часто преувеличивали значение ордена, его влияние и богатство.

    Тамплиеры, хотя и взяли в руки меч, вовсе не превратились в машины для убийства. Их задачей было поддержание мира, и, по мере возможности, они исполняли свою задачу без насилия. Сейчас уже трудно вполне оценить все действия храмовников. Это тем труднее сделать, что довольно скоро те же самые власти, которые помогли ордену организоваться, стали возмущаться ими. Патриарх Иерусалимский (католический) был недоволен тем, что орден, которому он столько помог, перешел под власть Папы, — это ущемляло его достоинство.

    Первыми воинами, в полной мере выразившими идею защитника в понимании католической церкви, наиболее соответствующими образу Роланда, стали тамплиеры.

    Изменение отношения к войне и воинам в католической церкви происходило от полного неприятия в начале до следования идее священной войны в XII веке. Вместе с принятием мирянами элементов монашеского образа жизни, происходило обмирщение самого монашества и к первой половине XII в. это вылилось в возможность принятия идеала, совмещающего воинское служение с монашеским. Первыми, кто воплотил его в полной форме, стали тамплиеры.

    Глава 3. Трансформация ордена



    С 1128 года орден стал стремительно расширяться, причем не только за счет массового прилива новых членов, но и за счет крупных пожертвований, как денежных, так и в виде собственности. Через год тамплиеры владели землями во Франции, Англии, Шотландии, Испании и Португалии.

    В течение десяти лет их владения распространились на Италию, Австрию, Германию, Венгрию и Константинополь. В 1131 году король Арагона завещал им треть своих земель. К середине двенадцатого столетия орден Храма превратился в самую богатую и влиятельную организацию в христианском мире, за исключением папства.

    В течение нескольких лет после Собора в Труа Гуго де Пейен и другие основатели ордена активно разъезжали по всей Европе, пропагандируя как сам орден, так и достоинства совместных владений в Палестине. Известно, что Гуго с братьями посетили и Англию, и Шотландию.

    Отношения между тамплиерами и монархами тех земель, где орден имел свои владения, были непростыми.

    Во Франции, например, эти отношения даже в лучшие времена оставались натянутыми. В Испании же они сохранялись неизменно хорошими. В Англии орден тоже пользовался благосклонностью монархов. Как мы уже видели, Генрих I принял первых рыцарей Храма с распростертыми объятиями, а Стефан, захвативший власть в 1135 году, был сыном графа Блуа, одного из руководителей первого крестового похода, и поэтому с особым одобрением относился к деяниям тамплиеров на Святой Земле. При его покровительстве Англию покрыла целая сеть прецепторий. Граф Дерби передал в дар ордену Бишам, граф Уорик выделил земли для прецепторий в самом Уорике, Роджер де Буиль предложил участок земли в Уиллоутоне, Линкольншир. Жена самого Стефана Матильда подарила тамплиерам участки в Эссексе и Оксфорде, которые превратились в две самые влиятельные прецепторий того периода, Темпл-Крессинг и Темпл-Коули.

    В эпоху правления Стефана тамплиеры также построили свой главный объект в Англии. «Старый Темпль» был расположен в Холборне и состоял из зданий прецепторий, церкви, огорода, фруктового сада и кладбища; все это было обнесено защитным рвом и, как полагают некоторые историки, стеной. Располагался он примерно в том месте, где сейчас находится станция метро в верхнем Холборне. Однако эта прецептория недолго оставалась главной резиденцией ордена Храма в Лондоне. К 11б1 году рыцари уже обосновались в «новом Темпле»; сохранилось не только название этого места, но и оригинальная круглая церковь, а также несколько могил. Воротами на территорию ордена был «Barram Novi Templi», или Темпл-Бар, на пересечении Флит-стрит и Стрэнд. В период своего расцвета «новый Темпль» тянулся от Олдвича вдоль Стрэнд и до половины Флит-стрит, а затем к Темзе, где тамплиеры имели собственную пристань. Раз в год здесь проводилось собрание капитула, на котором присутствовал Великий Магистр Англии и другие высшие лица ордена в Британии, включая приоров Шотландии и Ирландии.

    Генрих II продолжил традицию тесного сотрудничества английской монархии с тамплиерами, которые особенно активно пытались помирить его с Томасом Бекетом. Однако наиболее прочными эти связи стали во времена правления сына Генриха II, Ричарда Львиное Сердце. И действительно, он находился в таких близких отношениях с орденом, что его часто считают кем-то вроде почетного тамплиера.

    Он регулярно общался с рыцарями Храма, путешествовал на их кораблях, останавливался в их прецепториях. Когда, поссорившись с другими монархами, Ричард был вынужден бежать на Святую Землю, он сделал это в облике тамплиера и в сопровождении настоящих рыцарей ордена. Он принимал активное участие в тайных сношениях тамплиеров с их исламскими собратьями по религиозному фанатизму, хашишинами, или «ассасинами». Король также продал храмовникам Кипр, который на некоторое время стал их официальной резиденцией.

    Однако орден к тому времени стал достаточно влиятельным и сильным, чтобы добиться уважения и дружбы короля Джона, брата Ричарда и его злейшего врага. Подобно Ричарду, Джон регулярно останавливался в лондонской прецептории, сделав ее временной резиденцией в течение последних четырех лет своего правления (1212-1216). Магистр Англии Аймерик де Сен-Map был ближайшим советником Джона, и именно он уговорил короля в 1215 году подписать Великую хартию вольностей. Когда Джон поставил свою подпись под документом, Аймерик находился рядом. Он тоже подписал хартию и, следовательно, был назван одним из исполнителей воли Джона.

    Официально основной сферой деятельности ордена Храма считалось Иерусалимское королевство. Европа должна была стать тыловой базой, источником людских и материальных ресурсов, а также каналом их транспортировки на Святую Землю. Поэтому тамплиеры никогда не забывали о «заморских территориях» – именно так они называли Ближний Восток. Их деятельность охватывала территорию от Египта до Константинополя. Ни одно решение руководителей крестоносцев и ни одно событие на этих землях не обходились без участия ордена.

    В то же время тамплиеры – свидетельство тому их роль в подписании Великой хартии вольностей – принимали активное участие во внутренних делах большинства европейских монархий. В Англии они пользовались особыми привилегиями и правами. Так, например, магистр ордена занимал место в парламенте рядом с первыми дворянами королевства. Кроме того, орден Храма был освобожден от налогов, и металлические кресты тамплиеров, украшавшие их дома и владения в крупнейших английских городах, служили предупреждением сборщикам налогов. Образцы таких крестов с улицы тамплиеров в Лидсе можно увидеть в музее ордена св. Иоанна в Клеркенуэле. Внутри таких анклавов рыцари жили по своим собственным законам. Они обладали правом предоставлять убежище, как и всякая другая церковь. У них были собственные суды для рассмотрения местных преступлений. Они проводили свои ярмарки и базары. Они были освобождены от транзитных пошлин на дорогах, мостах и реках страны.

    Глава 4. Гибель Иерусалимского королевства под натиском мусульман. Разрушение Ордена



    Политическая деятельность рыцарей Католической Церкви не ограничивалась только Западом - и с Исламским миром Орден установил тесные деловые отношения. Даже сарацины, против которых боролись крестоносцы, оказывали Тамплиерам гораздо больше уважения, чем другим европейцам.

    Рыцари-храмовники имели сношения даже с Ассасинами, исламским террористическим религиозно-политическим Орденом, который платил тамплиерам дань. Почти на всех политических уровнях храмовники выступали как официальные третейские судьи, и нередко короли признавали их авторитет.

    Однако же основным направлением деятельности тамплиеров была война с сарацинами, и именно на эту войну уходило большинство богатств ордена. Практически все Западные командорства трудились ради Святой земли - они поставляли деньги на содержание крепостей и наёмников и, конечно, отправляли в Палестину новых воинов. По всей территории Иерусалимского королевства храмовники развернули широкую военную деятельность - они участвовали практически во всех вооружённых столкновениях, поддерживали все крестовые походы, самостоятельно осаждали замки неверных и нападали на их отряды. Известно, что тамплиеров и госпитальеров мусульмане боялись особенно сильно. Султан Саладин настолько ненавидел рыцарей - монахов за их неустрашимость, что сказал Я очищу землю от этих поганых орденов".

    Все крупные битвы проходили при непосредственном участии тамплиеров. В 1153 году во время осады Аскалона погиб Великий ордена магистр Бернар де Трембле и сорок рыцарей, которые ринулись в пролом в стене, но пали, блокированные защитниками города. В течение XII века тамплиеры играли главенствующую роль на полях сражений в Палестине. Людовик VII предводитель второго крестового похода, писал, что тамплиеры оказали ему огромную поддержку: +мы не можем себе представить, как бы мы смогли прожить хотя бы миг в этих краях без их помощи и участия+" 4 июля 1187 года магистр тамплиеров Жерар де Ридфор был инициатором атаки войск Саладина у Рогов Хаттина, где войска крестоносцев потерпели крупное поражение. Тамплиеры заплатили огромную цену за тактическую ошибку - 230 рыцарей погибли, магистр попал в плен. Но даже катастрофа при Хаттине не поколебала мощь ордена.

    1187 войска египетского султана Саладина взяли Иерусалим, тамплиеры перенесли свою резиденцию в Акру. После падения Иерусалима. Ордена Тамплиеров и Госпитальеров заняли и почти все важные замки севера Сирии, расширив или восстановив девять крепостей из десяти. Ожесточенное соперничество, развернувшееся в XIII веке между тамплиерами и госпитальерами, двумя крупнейшими орденами крестоносцев, ослабило и тот и другой и имело для них плачевные последствия. Несмотря на лишение Святого Города Тамплиеры не оставили борьбы и принимали активное участие в третьем крестовом походе, проявив столько же благоразумия, сколько и воинственного пыла. Тамплиеры превращались в истинных правителей Иерусалимского королевства: они отлично ориентировались на местности, лучше разбирались в политике на Святой земле, чем предводители крестовых походов и обладали превосходной дисциплиной.

    Когда в 1228 году Фридрих II заключил с мусульманами договор, по которому последние передавали христианам Иерусалим, тамплиеры пришли в негодование и резко высказались против этого шага. Рыцари Храма, которые провели многие годы в Палестине, отлично понимали, что Иерусалим, находящийся в кольце мусульманских замков, может быть захвачен в любой момент и бессмысленный договор принесёт христианам гораздо больше вреда, чем пользы. Фридрих II пошёл на открытый конфликт с тамплиерами, на что тамплиеры ответили ему, что если он не уберётся, они отправят его туда, откуда он не вернётся больше". В устах тамплиеров эти слова не были пустыми угрозами, и напуганный император в скорм времени покинул Святую землю, оставив её в гораздо более бедственном положении, чем до его прибытия.

    Седьмой крестовый поход под предводительством Людовика Святого разрушил договор установленный между тамплиерами и султаном Дамаска. Людовик был плохим знатоком арабского мира и не понимал выгоды этого альянса; он горячо порицал Великого магистра тамплиеров за этот союз. Однако храмовники знали, что Людовик IX скоро возвратится в Европу и это придаст смелости мусульманам. Отсюда их стремление заручиться хотя бы нейтралитетом Дамаска. Зная, как дальше развивались события,+мы не можем не признать правоту тамплиеров и не признать их прозорливость". Когда в 1254 году Людовик Святой покинул Палестину, от государства крестоносцев оставалась лишь видимость: не было не центральной власти, ни границ. Внешнее положение остатков Иерусалимского королевства становилось всё более угрожающим, внутри его терзали междоусобные войны. При подобных обстоятельствах на магистра ордена Храма легла большая ответственность: фактически духовно-рыцарские ордена оставались единственной реальной силой и властью в Святой земле. Дело крестовых походов уже было проиграно, но эти последние рыцари не оставляли начатого. Два последних главы Дома на Востоке, Тома Беррар и Гийом де Боже, оказались на высоте своего призвания, хотя им становилось всё труднее при непрерывных катастрофах, изматывающих Святую землю, и возрастающем безразличии западных властителей.

    В то время, когда вокруг всё рушилось, тамплиеры оставались верными себе, но даже этих твёрдых духом монахов не могли не потрясать потери, одна за другой подводящие Святую землю к окончательному падению. В 1265 году, после потери Арсуфа, один неизвестный тамплиер написал известную поэму под названием Гнев и боль", в которой выразил общее настроение, царившее в то время в Палестине.

    Уже в 1273 году, при вступлении на пост магистра - Гийома де Боже, территория Иерусалимского королевства ограничивалась несколькими городами со столицей в Акре. Христиане теряли последние города, и 5 апреля 1291 года султан Килавун осадил Акру - последний оплот христианства в Палестине. В жестоких уличных боях погиб магистр, в городе началась резня. Тамплиеры и госпитальеры действовали необыкновенно слажено - перед лицом смертельной опасности враждующие братья полностью помирились. В конце концов, в разрушенном городе остались только полностью окружённые храмовники. Они укрылись в башне собственной резиденции и в течение нескольких дней оказывали сопротивление войскам султана. Вскоре мусульмане бросили все силы на башню ордена Храма, и она была подкопана. 18 мая 1291 года, когда на башню со всех сторон стали взбираться враги, та обрушилась, погребая под собой и христиан и неверных.

    Оставшиеся в живых тамплиеры и госпитальеры скрылись в башне своей резиденции, где им удавалось некоторое время оказывать сопротивление врагу, но мусульмане, которые не могли их оттуда «достать», придумали способ решить все разом. Они начали одновременно подкапывать и разбирать башню, что и привело к ее обрушению. Она упала, погребя под собой и рыцарей, и сарацинов.

    Все эти события в один момент закрыли эту главу истории христианского рыцарства, поставив точку в повести об Иерусалимском Королевстве.

    Оставшиеся тамплиеры обосновались на Кипре, но некоторое время спустя, перенесли свою главную резиденцию в Париж. Начиная с этого времени, орден, лишённый основной цели, начнёт свой путь к падению.
    Список литературы


    1. Андреев А. Р. Рыцарские ордена: С крестом и мечом - М.: Алгоритм, Эксмо, 2004. – 384 с.

    2. Бордонов Ж. Повседневная жизнь тамплиеров в XIII веке / Пер. с фр., предисл. и науч. ред. В. Д. Балакина. – М.: Мол. Гвардия, 2004. – 243 с.

    3. Воше А. Средневековая религиозность VIII – XII вв. / реферировал Э. И. Шифман // Идеология феодального общества в Западной Европе: проблемы культуры и социально-культурных представлений средневековья в современной зарубежной историографии: Реф. сб. – М.: ИНИОН, 1980 – С. 75 - 93.

    4. Даркевич В. П. Аргонавты Средневековья. – М.: КДУ, 2005 - 254 с.

    5. Добиаш-Рождественская О. А. Эпоха крестовых походов (Запад в крестоносном движении). Общий очерк. Изд. 2-е, стереотипное. – М.: Едиториал УРСС, 2003. – 120 с.

    6. Заборов М. А. Крестоносцы на Востоке. – М.: Наука, 1980. – 320 с.

    7. Кардини Фр. Истоки средневекового рыцарства / сокр. пер. с итал. В. П. Гайдука; Вступ. ст. и общ. ред. В. И. Уколовой, Л. А. Котельникова. – М.: Прогресс, 1987 - 384 с.

    8. Карсавин Л. П. Монашество в средние века: Учеб. пособие. – М.: Высш. шк., 1992 – 191 с.

    9. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада / Пер. с фр. под общ. ред. В. А. Бабинцева; Послесл. А. Я. Гуревича. – Екатеринбург: У-Факториал, 2007. – 560 с.

    10. Мельвиль М. История ордена тамплиеров / Пер. с фр. Г. Ф. Цыбулько. – СПб.: Евразия, 2007. – 363 с.

    11. Мишо Г. История крестовых походов – М.: Алетейа, 2001 – 368 с.

    12. Мор Г. Ордены и аналогичные сообщества в современном католицизме // Религии мира. История и современность. Ежегодник 1984. – М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1984. –278 с.-С.31–49.

    13. Морисон С. Крестоносцы / Пер. с фр. Е. В. Морозовой. – М.: Издательство «Весь Мир», 2003. – 176 с.

    14. Райли-Смит Дж. Изучение крестовых походов // История крестовых походов / Под ред. Райли-Смит Дж., пер. с англ. Е. Дорман. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. – 11-22 с.

    15. Рид П. П. Тамплиеры / Пер. с англ. В. М. Абашкина. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. – 410 с.

    16. Л. А. Калашниковой. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2005. – 223 с.

    17. Руа Ж. Ж. История рыцарства. 3-е изд. – М.: Алетейа, 2004. – 248 с.

    18. Сбитнева Е. Тайны крестовых походов и рыцарские ордена. – М.: Рипол Классик, 2003. – 429 с.

    19. Ткач М. И. Тайны католических монашеских орденов. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003. – 432 с.

    20. Фокчиньский И. Крестовые походы // Католическая энциклопедия. Т. II: И – Л. – М.: Издательство Францисканцев, 2005. С. 1370 – 1376.





    написать администратору сайта