Организзация работы с одаренными детьми. Организация работы с одаренными детьми
Скачать 21.56 Kb.
|
Организация работы с одаренными детьми. Каждый одарённый ребенок — индивидуальность, требующая особого подхода, и для работы с одарёнными детьми нужны особые методы и подходы. Сегодня учителю предоставлена полная свобода педагогического творчества, позволяющая принимать самые необычные и эффективные педагогические решения. Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно на основе полученного материала. Что такое одарённость в отношении русского языка и литературы – способность к стихосложению, дар грамотно писать, знание всех правил, начитанность, особое врождённое стилистическое чутьё, которое встречается всё реже и реже? Мы воспитываем поколение, утратившее культуру чтения. И всё же учитель должен верить, что каждый его подопечный одарён, но по-своему. Ведь способности и талант – это понятия индивидуальные. Условно можно выделить три категории одарённых детей: 1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте). 2. Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки (подростковый образ). 3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте). Одарённый ребенок попадается учителю в очень редких случаях, это, конечно, настоящий подарок судьбы. Мы уже рады , если у нас есть дети, способные, положительно мотивированные на предмет. Хотя ученые и знаменитые педагоги-классики утверждают, что неталантливых детей нет, творчество присуще каждому, и любой ребёнок творчески одарён. Только дар этот надо не пропустить, создать условия, чтобы ученику захотелось творить и, конечно, сделать это вовремя. Определять и развивать индивидуальные способности обучающегося и уникальность учебной группы или класса позволяет индивидуальная и коллективная творческая деятельность. Благодаря творчеству ребёнок выявляет свои способности, узнаёт о сильных сторонах своей личности. О необходимости развития творческих способностей ребенка, о творческих работах как способе самовыражения говорили многие ученые, методисты, педагоги-практики. Лев Семёнович Выготский, известный психолог утверждал, что «именно творческая деятельность человека помогает ему приспособиться к непривычным, изменчивым условиям окружающей среды». Учёный отмечал, что из всех форм творчества литературное, словесное творчество является самым характерным для школьного возраста. А известный педагог и методист Мария Александровна Рыбникова объясняла значимость творческих работ тем, что с их помощью мы учим детей жить, учим видеть, смотреть, наблюдать, понимать людей… с помощью этих работ мы помогаем учащихся осознавать самих себя». Как же вовлечь наших детей в творческий литературный процесс, чтобы это было для них не обузой, а действительно, интересным занятием. В связи с тем, что на протяжении 13 лет у меня только один класс на обучении ( а они сейчас небольшие по численности) , а с детьми заниматься внеурочной деятельностью необходимо, в творческих конкурсах различного уровня участвовать тоже нужно, то в процесс творчества погружаю весь класс, каждого поочерёдно. Отдел образования в большом количестве присылает положения творческих конкурсов, из-за загруженности получается участвовать нечасто. Выбираю самые, на мой взгляд, интересные для детей. Я поняла, что успех в творческом конкурсе зависит от того, какой литературный материал берётся для написания сочинения, он должен быть интересным для детей. Приведу примеры. Для районного конкурса школьных сочинений « Что я знаю о революции 1917 года» я подобрала повесть Арсения Ивановича Рутько « Пашкины колокола», Ксения увидела революцию глазами юного героя Октябрьских боёв, московского Гавроша, Павлика Морозова. Герой погиб в первые дни революции на Остоженских баррикадах, в возрасте четырнадцати лет. Сочинение-эссе «Своя правда об Афганской войне» для муниципального этапа областного творческого конкурса, посвященного 30-летию вывода Советских войск из Афганистана ученица писала по повести Александра Жадана « Катька - пограничная собака». Произведение художественно-документальное, в нем наряду с реальными действующими лицами и событиями присутствуют и вымышленные. Вика, сама любительница животных, увидела эту жестокую войну глазами овчарки Катьки, которая несла боевую службу на заставах 8-ой роты под Кабулом. Участвовать в областном конкурсе сочинений, посвященный 100-летию со дня рождения Героя России, генерал-лейтенанта М.Т.Калашникова, должен был ,конечно, мальчик. Текст мы взяли мемуарный, «Записки конструктора-оружейника» автор - сам мастер-оружейника Михаил Тимофеевич Калашников. Это его личная исповедь, в жизни самородка-оружейника было все: и дерзкий конструкторский взлет, и неудачи, и радости побед, а сама его жизнь неразрывно связана с развитием и совершенствованием автоматического стрелкового оружия. Автор сочинения сначала удивился объему текста- 174 стр. формата А4, потом увлёкся и у нас получилось! В подготовке к районному конкурсу видеороликов «Я расскажу вам о Победе», посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне участвовала группа детей ( оператор, монтажер) . Алексей снимался в ролике, потому что представлял своего деда, танкиста-фронтовика. Материал взяли в нашем школьном музее, очень сжали информацию, потому что одним из требований конкурса - продолжительность видеоролика должна быть не более минуты. У нас получился РОВНО минутный ролик. Одной из эффективных форм работы в развитии творческих способностей детей можно считать творческие мастерские. Мастерские – это совершенно иная форма организации учебной деятельности обучающихся, чем обычный урок. В творческих мастерских ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам. Эта технология, разработанная «Французской группой нового образования», удивляет своей обращенностью к «Я» ребенка, к его интересам, поискам, целям. На мастерской внимание ребят направлено на задания: через задания, логическую структуру мастерской мастер руководит самостоятельной познавательной деятельностью учеников. Атмосфера доверия, сотрудничества обучающихся иучителя-мастера , содержательная работа с дидактическим материалом, обращение к личному опыту обучающихся, связь с другими видами искусств способствуют развитию индивидуальности ученика, дают толчок творческому процессу создания текста. Не случайно французские педагоги выдвинули лозунг «Все способны!» В каждом ребенке заложены огромные творческие способности, никто из наших учеников не станет писателями. На своих уроках мы просто учим… учим образному видению и логическому осмыслению виденного, учим стремиться к пониманию себя и других и, что самое главное, осознанию своего места среди других людей. Каждый человек индивидуален, каждый ученик – раскрытая книга с ненаписанными страницами, и напишется на них то, что предложит жизнь! Задача педагога: увидеть лучшее в ученике, увидеть то, что сокрыто за ошибками в словах, за неровным почерком и неумелыми высказываниями, то, что заложила в него природа, великое, неповторимое, его, личное! |