Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. АЛГОРИТМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ

  • 2.1 Свойства алгоритмов

  • 2.2 Виды алгоритмов и их реализация

  • 2.3 Методы представления алгоритмов

  • 2.4 Порядок разработки иерархической схемы реализации алгоритмов

  • Учебное пособие по информатике 2014. Основы информатики


    Скачать 4.61 Mb.
    НазваниеОсновы информатики
    АнкорУчебное пособие по информатике 2014.pdf
    Дата28.03.2018
    Размер4.61 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаУчебное пособие по информатике 2014.pdf
    ТипУчебное пособие
    #17317
    страница4 из 28
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28
    Контрольные вопросы
    1.
    Какими свойствами обладает информация?
    2.
    Какие аспекты информации вы знаете?
    3.
    Перечислите известные вам виды информации.
    4.
    Перечислите известные вам меры информации.
    5.
    Какие способы дискретизации информации вы знаете?
    6.
    Что такое кодирование и декодирование информации?
    7.
    Как происходит передача информации по каналу без помех?
    8.
    Как происходит передача информации по каналу с помехами?
    9.
    Перечислите фазы преобразования информации.

    31
    2. АЛГОРИТМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ
    Слово «Алгоритм» происходит от algorithmi - латинского написания имени аль-Хорезми, под которым в средневековой Европе знали величайшего математика из Хорезма (город в современном Узбекистане)
    Мухаммеда бен Мусу, жившего в 783-850 гг. В своей книге «Об индийском счете» он сформулировал правила записи натуральных чисел с помощью арабских цифр и правила действий над ними столбиком. В дальнейшем
    алгоритмом
    стали называть точное предписание, определяющее последовательность действий, обеспечивающую получение требуемого результата из исходных данных. Алгоритм может быть предназначен для выполнения его человеком или автоматическим устройством. Создание алгоритма, пусть даже самого простого, - процесс творческий. Он доступен исключительно живым существам, а долгое время считалось, что только человеку. Другое дело - реализация уже имеющегося алгоритма. Ее можно поручить субъекту или объекту, который не обязан вникать в существо дела, а возможно, и не способен его понять. Такой субъект или объект принято называть формальным исполнителем. В роли формального исполнителя может выступать и человек, но в первую очередь – различные автоматические устройства, и компьютер в том числе. Каждый алгоритм создается в расчете на вполне конкретного исполнителя. Те действия, которые может совершать исполнитель, называются его допустимыми
    действиями. Совокупность допустимых действий образует систему команд
    исполнителя. Алгоритм должен содержать только те действия, которые допустимы для данного исполнителя.
    2.1 Свойства алгоритмов
    Данное выше определение алгоритма нельзя считать строгим - не вполне ясно, что такое «точное предписание» или «последовательность действий, обеспечивающая получение требуемого результата». Поэтому обычно формулируют несколько общих свойств алгоритмов, позволяющих отличать алгоритмы от других инструкций. Такими свойствами являются:

    дискретность (прерывность, раздельность) - алгоритм должен представлять процесс решения задачи как последовательное выполнение простых
    (или ранее определенных) шагов.
    Каждое действие, предусмотренное алгоритмом, исполняется только после того, как закончилось исполнение предыдущего;

    определенность - каждое правило алгоритма должно быть четким, однозначным и не оставлять места для произвола. Благодаря этому свойству выполнение алгоритма носит механический характер и не требует никаких дополнительных указаний или сведений о решаемой задаче;

    результативность (конечность) - алгоритм должен приводить к решению задачи за конечное число шагов;

    32

    массовость - алгоритм решения задачи разрабатывается в общем виде, то есть, он должен быть применим для некоторого класса задач, различающихся только исходными данными. При этом исходные данные могут выбираться из некоторой области, которая называется областью
    применимости алгоритма.
    Правила выполнения арифметических операций или геометрических построений представляют собой алгоритмы. При этом остается без ответа вопрос, чем же отличается понятие алгоритма от таких понятий, как «метод»,
    «способ», «правило». Можно даже встретить утверждение, что слова
    «алгоритм», «способ», «правило» выражают одно и то же (т.е. являются синонимами), хотя такое утверждение, очевидно, противоречит «свойствам алгоритма».
    Само выражение «свойства алгоритма» не совсем корректно.
    Свойствами обладают объективно существующие реальности. Можно говорить, например, о свойствах какого-либо вещества. Алгоритм – искусственная конструкция, которую мы сооружаем для достижения своих целей. Чтобы алгоритм выполнил свое предназначение, его необходимо строить по определенным правилам. Поэтому нужно говорить все же не о свойствах алгоритма, а о правилах построения алгоритма, или о требованиях, предъявляемых к алгоритму.
    Первое правило – при построении алгоритма, прежде всего, необходимо задать множество объектов, с которыми будет работать алгоритм. Формализованное (закодированное) представление этих объектов носит название данных. Алгоритм приступает к работе с некоторым набором данных, которые называются входными, и в результате своей работы выдает данные, которые называются выходными. Таким образом, алгоритм преобразует входные данные в выходные.
    Это правило позволяет сразу отделить алгоритмы от «методов» и
    «способов». Пока мы не имеем формализованных входных данных, мы не можем построить алгоритм.
    Второе правило – для работы алгоритма требуется память. В памяти размещаются входные данные, с которыми алгоритм начинает работать, промежуточные данные и выходные данные, которые являются результатом работы алгоритма. Память является дискретной, т.е. состоящей из отдельных ячеек. Поименованная ячейка памяти носит название переменной. В теории алгоритмов размеры памяти не ограничиваются, т.е. считается, что мы можем предоставить алгоритму любой необходимый для работы объем памяти.
    В школьной «теории алгоритмов» эти два правила не рассматриваются.
    В то же время практическая работа с алгоритмами (программирование) начинается именно с реализации этих правил. В языках программирования распределение памяти осуществляется декларативными операторами
    (операторами описания переменных). В языке Бейсик не все переменные описываются, обычно описываются только массивы. Но все равно при запуске программы транслятор языка анализирует все идентификаторы в

    33 тексте программы и отводит память под соответствующие переменные.
    Третье правило – дискретность. Алгоритм строится из отдельных шагов (действий, операций, команд). Множество шагов, из которых составлен алгоритм, конечно.
    Четвертое правило – детерминированность. После каждого шага необходимо указывать, какой шаг выполняется следующим, либо давать команду остановки.
    Пятое правило – сходимость (результативность). Алгоритм должен завершать работу после конечного числа шагов. При этом необходимо указать, что считать результатом работы алгоритма.
    Итак, алгоритм - неопределяемое понятие теории алгоритмов.
    Алгоритм каждому определенному набору входных данных ставит в соответствие некоторый набор выходных данных, т.е. вычисляет (реализует) функцию. При рассмотрении конкретных вопросов в теории алгоритмов всегда имеется в виду какая-то конкретная модель алгоритма.
    2.2 Виды алгоритмов и их реализация
    Алгоритм применительно к вычислительной машине – точное предписание, т.е. набор операций и правил их чередования, при помощи которого, начиная с некоторых исходных данных, можно решить любую задачу фиксированного типа.
    Виды алгоритмов как логико-математических средств отражают указанные компоненты человеческой деятельности и тенденции, а сами алгоритмы в зависимости от цели, начальных условий задачи, путей ее решения, определения действий исполнителя подразделяются следующим образом:

    механические алгоритмы, или иначе детерминированные, жесткие
    (например, алгоритм работы машины, двигателя и т.п.). Механические алгоритмы задают определенные действия, обозначая их в единственной и достоверной последовательности, обеспечивая тем самым однозначный требуемый или искомый результат, если выполняются те условия процесса, задачи, для которых разработан алгоритм;

    гибкие алгоритмы, например, стохастические, т.е. вероятностные и эвристические.

    вероятностные (стохастические) алгоритмы дают программу решения задачи несколькими путями или способами, приводящими к вероятному достижению результата;

    эвристические алгоритмы (от греческого слова «эврика») - это такие алгоритмы, в которых достижение конечного результата программы действий однозначно не предопределено, так же как не обозначена вся последовательность действий, не выявлены все действия исполнителя. К эвристическим алгоритмам относят, например, инструкции и предписания. В этих алгоритмах используются универсальные логические процедуры и способы

    34 принятия решений, основанные на аналогиях, ассоциациях и прошлом опыте решения схожих задач;

    линейные алгоритмы - наборы команд (указаний), выполняемых последовательно во времени друг за другом;

    разветвляющиеся алгоритмы - алгоритмы, содержащие хотя бы одно условие, в результате проверки которого ЭВМ обеспечивает переход на один из двух возможных шагов;

    циклические алгоритмы
    - алгоритмы, предусматривающие многократное повторение одного и того же действия (одних и тех же операций) над новыми исходными данными. К циклическим алгоритмам сводится большинство методов вычислений, перебора вариантов.
    Цикл программы - последовательность команд (серия, тело цикла), которая может выполняться многократно (для новых исходных данных) до удовлетворения некоторого условия.
    Вспомогательный (подчиненный) алгоритм (процедура) - алгоритм, ранее разработанный и целиком используемый при алгоритмизации конкретной задачи. В некоторых случаях при наличии одинаковых последовательностей указаний (команд) для различных данных с целью сокращения записи также выделяют вспомогательный алгоритм.
    2.3 Методы представления алгоритмов
    На практике наиболее распространены следующие формы представления алгоритмов:

    словесная (записи на естественном языке);

    графическая (изображения из графических символов);

    псевдокоды (полуформализованные описания алгоритмов на условном алгоритмическом языке, включающие в себя как элементы языка программирования, так и фразы естественного языка, общепринятые математические обозначения и др.);

    программная (тексты на языках программирования).
    Словесное описание алгоритма.
    Данный способ получил значительно меньшее распространение из-за его многословности и отсутствия наглядности.
    Рассмотрим пример на алгоритме нахождения максимального из двух значений:

    определим форматы переменных X, Y, М, где X и Y - значения для сравнения, М - переменная для хранения максимального значения;

    получим два значения чисел X и Y для сравнения;

    сравним X и Y;

    если X меньше Y, значит большее число Y;

    поместим в переменную М значение Y;

    если X не меньше (больше) Y, значит большее число X;

    35

    поместим в переменную М значение X.
    Словесный способ не имеет широкого распространения по следующим причинам:

    такие описания строго не формализуемы;

    страдают многословностью записей;

    допускают неоднозначность толкования отдельных предписаний.
    Структурная (блок-) схема алгоритма
    Данный способ оказался очень удобным средством изображения алгоритмов и получил широкое распространение в научной и учебной литературе.
    Структурная (блок-, граф-) схема алгоритма - графическое изображение алгоритма в виде схемы связанных между собой с помощью стрелок (линий перехода) блоков - графических символов, каждый из которых соответствует одному шагу алгоритма. Внутри блока дается описание соответствующего действия.
    Графическое изображение алгоритма широко используется перед программированием задачи вследствие его наглядности, т.к. зрительное восприятие обычно облегчает процесс написания программы, ее корректировки при возможных ошибках, осмысливание процесса обработки информации.
    Можно встретить такое утверждение: «Внешне алгоритм представляет собой схему - набор символов, внутри которых записывается, что вычисляется, что вводится в машину и что выдается на печать и другие средства отображения информации». Здесь форма представления алгоритма смешивается с самим алгоритмом.
    Принцип программирования «сверху вниз» требует, чтобы блок-схема поэтапно конкретизировалась и каждый блок «расписывался» до элементарных операций. Но такой подход можно осуществить при решении несложных задач. При решении сколько-нибудь серьезной задачи блок-схема
    «расползется» до такой степени, что ее невозможно будет охватить одним взглядом.
    Блок-схемы (структурные схемы) алгоритмов удобно использовать для объяснения работы уже готового алгоритма, при этом в качестве блоков берутся действительно блоки алгоритма, работа которых не требует пояснений. Блок-схема алгоритма должна служить для упрощения изображения алгоритма, а не для усложнения.
    Блок «процесс» применяется для обозначения действия или последовательности действий, изменяющих значение, форму представления или размещения данных. Для улучшения наглядности схемы несколько отдельных блоков обработки можно объединять в один блок. Представление отдельных операций достаточно свободно.
    Блок «ветвление» используется для обозначения переходов управления по условию. В каждом блоке «ветвление» должны быть указаны вопрос, условие или сравнение, которые он определяет.

    36
    Блок «модификация» используется для организации циклических конструкций.
    (Слово
    «модификация» означает видоизменение, преобразование.) Внутри блока записывается параметр цикла, для которого указываются его начальное значение, граничное условие и шаг изменения значения параметра для каждого повторения.
    Блок «предопределенный процесс» используется для указания обращений к вспомогательным алгоритмам, существующим автономно в виде некоторых самостоятельных модулей, и для обращений к библиотечным подпрограммам.
    В таблице 2.1 приведены наиболее часто употребляемые символы.
    Таблица 2.1 – Типовые обозначения структурной схемы
    Название символа
    Обозначение и пример заполнения
    Пояснение
    Процесс
    Вычислительное действие или последовательность действий
    Ветвление
    Проверка условий
    Модификация
    Начало цикла
    Предопределенный процесс
    Вычисления по подпрограмме, стандартной подпрограмме
    Ввод–вывод
    Ввод-вывод в общем виде
    Пуск–останов
    Начало, конец алгоритма, вход и выход в подпрограмму
    Документ
    Вывод результатов на печать
    )
    sin(l
    b
    a
    x


    a < b да нет
    i = 2, 50, 2
    Расчет параметров
    Ввод
    a, b, c
    Начало
    Печать
    b, c

    37
    Рисунок 2.1 – Структурная схема алгоритма нахождения максимального из двух значений
    Псевдокод
    Псевдокод представляет собой систему обозначений и правил, предназначенную для единообразной записи алгоритмов. Он занимает промежуточное место между естественным и формальным языками.
    С одной стороны, он близок к обычному естественному языку, поэтому алгоритмы на нем могут записываться и читаться как обычный текст. С другой стороны, в псевдокоде используются некоторые формальные конструкции и математическая символика, что приближает запись алгоритма к общепринятой математической записи.
    В псевдокоде не приняты строгие синтаксические правила для записи команд, присущие формальным языкам, что облегчает запись алгоритма на стадии его проектирования и дает возможность использовать более широкий набор команд, рассчитанный на абстрактного исполнителя. Однако в псевдокоде обычно имеются некоторые конструкции, присущие формальным языкам, что облегчает переход от записи на псевдокоде к записи алгоритма на формальном языке. В частности, в псевдокоде так же, как и в формальных языках, есть служебные слова, смысл которых определен раз и навсегда. Они выделяются в печатном тексте жирным шрифтом, а в рукописном тексте подчеркиваются. Единого или формального определения псевдокода не существует, поэтому возможны различные псевдокоды, отличающиеся набором служебных слов и основных (базовых) конструкций.
    Программное представление алгоритма
    При записи алгоритма в словесной форме, в виде блок-схемы или на псевдокоде допускается определенный произвол при изображении команд.
    Вместе с тем такая запись точна настолько, что позволяет человеку понять суть дела и исполнить алгоритм.
    Однако на практике в качестве исполнителей алгоритмов используются компьютеры, поэтому алгоритм, предназначенный для исполнения на
    int x, y, max;
    x, y;
    x < y;
    Да
    Нет
    max = y;
    max = x;
    “max=”, max; конец

    38 компьютере, должен быть записан на «понятном» ему языке. И здесь на первый план выдвигается необходимость точной записи команд, не оставляющей места для произвольного толкования их исполнителем.
    Язык для записи алгоритмов должен быть формализован. Такой язык принято называть языком программирования, а запись алгоритма на этом языке - программой для компьютера.
    2.4 Порядок разработки иерархической схемы реализации
    алгоритмов
    К основным методам структурного программирования относится, прежде всего, отказ от бессистемного употребления оператора непосредственного перехода GOTO и преимущественное использование других структурированных операторов, методы нисходящего проектирования разработки программы, идеи пошаговой детализации и некоторые другие соглашения, касающиеся дисциплины программирования.
    Всякая программа, в соответствии со структурным подходом к программированию, может быть построена с использованием только трех основных типов блоков.
    1. Функциональный блок, который на блок-схеме изображается в виде прямоугольников с одним входом и одним выходом.
    Функциональному блоку в языках программирования соответствуют операторы ввода и вывода или любой оператор присваивания. В виде функционального блока может быть изображена любая последовательность операторов, выполняющихся один за другим, имеющая один вход и один выход.
    2. Условная конструкция. Этот блок включает проверку некоторого логического условия (Р), в зависимости от которого выполняется либо один
    (S1), либо другой (S2) операторы.
    3. Блок обобщенного цикла. Этот блок обеспечивает многократное повторение выполнения оператора S пока выполнено логическое условие Р.
    При конструировании программы с использованием рассмотренных типов блоков эти блоки образуют линейную цепочку так, что выход одного блока подсоединяется к входу следующего. Таким образом, программа имеет линейную структуру, причем порядок следования блоков соответствует порядку, в котором они выполняются.
    Такая структура значительно облегчает чтение и понимание программы, а также упрощает доказательство ее правильности. Так как линейная цепочка блоков может быть сведена к одному блоку, то любая программа может, в конечном итоге, рассматриваться как единый функциональный блок с один входом и одним выходом.
    При проектировании и написании программы нужно выполнить обратное преобразование, то есть этот блок разбить на последовательность подблоков, затем каждый подблок разбить на последовательность более мелких блоков до тех пор, пока не будут получены «атомарные» блоки,

    39 рассмотренных выше типов. Такой метод конструирования программы принято называть нисходящим («сверху вниз»).
    При нисходящем методе конструирования алгоритма и программы первоначально рассматривается вся задача в целом. На каждом последующем этапе задача разбивается на более мелкие подзадачи, каждая подзадача, в конечном итоге на еще более мелкие подзадачи и так до тех пор, пока не будут получены такие подзадачи, которые легко кодируются на выбранном языке программирования. При этом на каждом шаге уточняются все новые и новые детали («пошаговая детализация»).
    В процессе нисходящего проектирования сохраняется строгая дисциплина программирования, то есть разбиение на подзадачи осуществляется путем применения только рассмотренных типов конструкций
    (функциональный блок, условная конструкция, обобщенный цикл), поэтому, в конечном итоге, получается хорошо структурированная программа.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28


    написать администратору сайта