основы композиции. Основы композиции в конструктивных искусства гармония, контраст и выразительность
Скачать 2.16 Mb.
|
ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ В КОНСТРУКТИВНЫХ ИСКУССТВАХ ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ В КОНСТРУКТИВНЫХ ИСКУССТВАХ 1. Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции 2. Симметрия, асимметрия и динамическое равновесие 3. Движение и статика 4. Прямые линии и организация пространства 5. Цвет – элемент композиционного пространства Композиция (от лат.compositio) означает составление, соединение сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. - В изобразительном искусстве композиция-это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением Наиболее важные по сюжету элементы изображения размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры Н.Пуссен Пейзаж с Полифемом П.Рубенс Снятие с креста И.Вишняков Портрет К.Тишининой Какие формы образуют данные изображения ? 1.Сюжетно-композиционный центр совпадает с центром композиции 2.В картине использованы контрасты и противопоставления ( светлое и темное) 3.Светлые пятна кафтана воина и голова лошади создают ощущение глубины пространства Композиционные приемы в полной мере зависят от видов искусства. Каждый вид искусства наряду с общими закономерностями композиции имеет свою специфику. В композиции важно все- масса предметов, их зрительный «вес», размещение на плоскости, выразительность силуэтов, ритмическое чередование линий и пятен, способы передачи светотени , цвет, формат, размер произведения и т.д. П.Филонов Животные Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции Если изображения – прямоугольники, пятна, линии – расположены на листе бумаги случайно, мы невольно стремимся преодолеть эту случайность и хаотичность. Достижения гармоничного расположения элементов по отношению друг к другу и их уравновешенность в целом и составляет суть КОМПОЗИЦИИ. Найдено равновесие масс черного и светлого Пустое пространство – в нем ничего нет. Чтобы получился диалог между чем-то и чем-то, необходимо что-то , что стало бы спорить с этой пустотой. Этим что-то может быть любое изображение. Пример поиска композиционной гармонии масс черного и белого Черный прямоугольник явно меньше белого поля Черное поле преобладает над белым Найдено равновесие Вопрос: Что нужно сделать в первых двух примерах для создания равновесия? Что такое симметрия? Все мы знаем, что симметрия в природе существует. Кристаллические структуры и организмы животных, геологические образования и элементарные частицы подчиняются этому закону. Симметрия предполагает собой некий определенный порядок, математическую закономерность расположения элементов относительно друг друга и в пространстве. Симметрия встречается не только в объектах, созданных человеком, мы сплошь и рядом встречаем симметрию в природе, именно оттуда изначально брал пример человек, создавая какие либо объекты и предметы, именно поэтому древние считали симметрию условием красоты и гармонии Симметрия снимает зрительное раздражение диспропорцией черного и белого и создает гармонию, ценой исчезновения изобразительного эффекта Симметрию можно выстраивать вокруг точки (радиальная), вокруг одной оси, вокруг нескольких осей. Для достижения равновесия может быть использован прием симметрии. В таких ситуациях композиция превращается в орнамент. Становится монотонной и однообразной. Взаимное расположение форм создает динамическое равновесие,которое достигается путем добавления дополнительного элемента. Рис.1 Рис.3 Рис.2 Рис.1 – дисбаланс белого и темного Рис.2 – добавляем элемент,определяем где именно нужно вставить элемент Рис.3 – определяем размер второго элемента Много белого Слишком мал Много темного Композиция, в которой стороны прямоугольников расположены параллельно краям поля, называется фронтальной Композиция, в которой стороны прямоугольников расположены под углом к краю поля, называется глубинной Не следует смешивать фронтальную и глубинную композиции, т.к. отсутствие цельности композиции приводит к тому, что элементы существуют как бы сами по себе, «разваливаются» Достигнуто ощущение зрительного баланса Примеры работ: |