|
Основы композиции. Основы композиции
Муниципальное учреждение дополнительного образования
Центр дополнительного образования детей «Вдохновение» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
объединения «Дизайн – мой выбор»
ТЕМА: «Основы композиции»
(для учащихся 5-ых классов).
Составитель:
педагог дополнительного образования
Елина Виктория Анатольевна
Сыктывкар. 2022г 1.Тема занятия:
Основы композиции
Форма проведения: беседа, практическая работа 2. Учащиеся:
10-14 лет 3. Цель занятия:
Познакомить учащихся с дизайном как видом искусства, его функциями и средствами выразительности. 4. Задачи:
Образовательные:
-ознакомление обучающихся с основными законами, приемами и средствами композиционного построения изображений в творческой работе.
Развивающие:
-способствовать развитию логического мышления, памяти, наблюдательности, умения правильно обобщать данные и делать выводы, сравнивать, развивать навыки проекта,
Воспитательные:
-способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности, умению работать самостоятельно и в группе,
-обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету. 5. Оборудование и методическое обеспечение для учителя: Компьютер с ОС Windows 7, проектор, демонстрационный материал. 6. Материалы для учащегося: Графический планшет, планшет с установленной программой ibisPaint X, бумага, карандаш, ластик. 7. План занятия (80 мин.) 1. Организационная часть (2 мин)
2. Сообщение темы занятия, цели и задач (3 мин)
3. Изучение нового материала и беседа (15 мин)
4. Практическая работа (50 мин)
5. Подведение итогов занятия(5 мин)
6.Организационное завершение занятия(5 мин)
8. Ход занятия
№
| Фрагмент занятия
| План
| 1.
| Организационная часть:
-Здравствуйте, ребята!
(Проверка готовности учащихся и кабинета к уроку.)
| 2
| 2.
| Сообщение темы урока:
-Ребята, тема нашего занятия «Основы композиции». (1 слайд)
-План работы на сегодня такой:
Мы познакомимся с основными законами, приемами и средствами композиционного построения изображений в творческой работе.
Определим этапы творческого задания и выполним его.
-Хочется отметить важность этого занятия – так как знание основ композиции позволит вам создавать гармоничные творческие работы.
| 3
| 3.
| Изучение нового материала и беседа:
- В любом деле есть свои принципы и законы, которым нужно следовать, чтобы достичь высоких результатов. Не исключение и изобразительное искусство. Без знания законов построения, перспективы и пр. вы не сможете сделать профессиональную качественную работу. Всему этому нужно учиться и не забывать про постоянную отработку навыков рисования. Сейчас мы узнаем об одном из важных принципов изобразительного искусства – композиции. Что такое композиция, и какая она бывает. Когда мы фотографируем, то выбираем наиболее удачный ракурс, чтобы получился хороший кадр. То есть, ищем ту точку, из которой лучше всего будут видны объекты, которые мы хотим увидеть на фотографии. То же самое и в рисунке. Здесь не менее важно найти тот удачный ракурс, который наилучшим образом передаст идею изображения. Только в отличие от фотографии мы сами можем распределять объекты на листе и менять их размеры. А для этого нужно сперва овладеть базовыми принципами, по которым строится композиция. Итак, сперва немного теории про саму композицию. Для начала нужно понять, что же такое композиция и почему она так важна.
-Композиция – расположение изображаемых объектов на холсте. То есть, распределение фигур в пространстве и их соотношение. Если правильно расположить предметы, то визуально они будут гармонировать между собой.
-Композицию можно поделить на 2 вида: статичный и динамичный. (2 слайд) Первый вид передает ощущение равновесия и спокойствия, то есть статичности, а второй наоборот – движения и эмоциональности.
-Как же добиться статичности изображения? Как вы думаете?
(Ощущение неподвижности создают прямые линии: вертикальная ось и горизонтальная линия. То есть на листе должны быть расположены предметы, которые будут перпендикулярны линии горизонта.)
-А чтобы добиться динамики?
(Нам нужно сместить угол наклона вертикальной линии, это добавит движения в нашу композицию.)
-Для наглядности можно привести пример со стаканом. Если вы изобразите его стоящим на столе (стакан – вертикальная прямая, а стол – линия, параллельная горизонту), то такую композицию можно назвать статичной, т.к. стакан просто стоит на столе. А если вы изобразите наклоненный стакан (то есть угол вертикальной оси сместится), то создастся ощущение, что стакан падает (динамичная композиция).
-Композиционный центр – это то, на чем должен зритель сфокусировать свое внимание. По задумке художника именно этот объект должен в первую очередь привлечь к себе взгляд. Этот центр нужно уметь не только определять, но грамотно сделать на нем акцент, не нарушив общую композицию. Конечно, есть варианты, когда центр отсутствует, но это уже специфические работы и скорее исключение.
-Как выделить центр. (3 слайд) Тут, есть свои приемы, которые помогут выделить нужный объект на фоне остальных.
1. Контрастный центр. (4 слайд) Он создается при помощи разницы между светлыми и темными объектами. Композиционный центр противопоставлен по цвету остальному рисунку. Он должен быть либо светлее, либо темнее остальных элементов изображения. Такой контраст сразу привлечет внимание зрителя. Но помните, что затемненные предметы визуально кажутся меньше, чем светлые. Поэтому, используя этот метод важно не нарушить пропорции, иначе можно разрушить удачную композицию.
2. Оси. (5 слайд) Можно использовать направляющие линии. Они будут вести к центру композиции. Предметы надо расположить так, будто они нанизаны на ось и стремятся к центру. Можно использовать и просто направленные линии, если того требует задумка художника.
3. Размерность. (6 слайд) Самый простой способ показать центр – сделать это через размер изображения. Соответственно, если объект больше остальных, то на него в первую очередь и упадет взгляд зрителя. Можно сделать и наоборот: центр композиции может быть меньше по размеру, чем все остальные предметы на листе, что поможет достичь того же эффекта.
4. Многоплановость. (7 слайд) Но на картинке может быть изображено множество различных предметов. Тогда нам поможет многоплановость. С ее помощью можно передать глубину пространства. Композиционный центр мы выводим на передний план, а все остальные предметы – на задний. Можно сделать и наоборот, переместив центр на задний план. Принцип тот же – только один предмет на заднем плане, остальные на переднем. Усилить разницу поможет размывка изображения. Это как в фотографии, когда в фокусе остается только нужный объект.
-В работе можно использовать сразу несколько приемов. Главное, при построении не забудьте учесть пропорции и законы перспективы. Все объекты на листе подчинены центру композиции, и именно от него будет зависеть размер предметов на картине в целом.
Основные принципы композиции. Мы уже познакомились с некоторыми хитростями, которые можно использовать для создания статики или движения и привлечения внимания к определенному объекту. Теперь пришло время рассказать об основах создания непосредственно композиции, которые должен знать каждый художник, приступая к работе.
Целостность. Картина – это законченное целостное произведение. При взгляде на нее должно создаваться ощущение завершенности. Все предметы должны быть объединены одним общим смыслом и находиться в одной среде. Это и делает композицию гармоничной.
Правило третей. (8 слайд) Для этого нужно поделить лист на 9 равных частей перпендикулярными линиями. Самый простой вариант, чтобы создать гармоничную композицию – расположить значимый объект в центральном прямоугольнике. Если вы изображаете несколько объектов, то лучше это сделать на пересечении линий нашей прямоугольной сетки. Если нужно выделить какие-либо объекты, их лучше располагать непосредственно на линиях. Если вы рисуете пейзаж с четкой линией горизонта, то соотношения неба и земли будет 2 к 1. Закон соотношения краев рисунка к его плоскости.
| 15
| 4.
| Практическая работа:
Тема творческой работы: «Пейзаж»
-Необходимо составить композицию по правилу третей. Добавить сюжетно композиционный центр, например - человек, дом, маяк и др. Композиционный центр выделить минимум одним способом: контрастный центр, оси, многоплановость или размерность.
| 50
| 5.
| Подведение итогов занятия:
-А сейчас наше занятие подходит к концу. Предлагаю организовать мини выставку ваших работ, собрав их в одном месте.
(После того, как все работы закончены)
Смотрим, обсуждаем ошибки, дополняем.
-Давайте подведем итоги. Мы познакомимся с основными законами, приемами и средствами композиционного построения изображений. Выполнили творческую работу, применяя полученные знания.
-Ребята у вас остались вопросы после наших уроков по данной теме?
(Да / Нет (повторение и пояснение изученного)
-Понравилась ли вам задание?
-Интересно было на занятии?
Мне было очень приятно с вами поработать!
| 5
| 6.
| Организационное завершение занятия:
Ребята, наше занятие подходит к концу. Убирайте свои рабочие места. Можете быть свободны.
| 5
| |
|
|