Главная страница
Навигация по странице:

  • История создания и современное состояние музейного комплекса "Зоя" в деревне Петрищево

  • Введение Актуальность работы

  • Цель работы

  • Объект исследования

  • Хронологически рамки исследования

  • Глава 1. История создания музейного комплекса "Зоя" в деревне Петрищево и структура История открытия Актуальность работы

  • Предметом

  • Теоретическая значимость

  • История создания и структура

  • Последняя ночь Зои Космодемьянской

  • На 86 километре Минского шоссе, на пересечении трассы Москва - Минск с Московским Большим кольцом, воздвигнут памятник Герою Советского Союза Зое Космодемьянской

  • 1.2. Структура музейного комплекса «Зоя» в деревне Петрищево На современном этапе комплекса «Зоя» в деревне Петрищево

  • Предвоенная жизнь в СССР

  • (коллекция)- синее платье в мелкий цветочек и полосатая кофточка с пуговицами - личные вещи девушки

  • курсовая. Курсовая Матлахова. Основы музеологии


    Скачать 5.96 Mb.
    НазваниеОсновы музеологии
    Анкоркурсовая
    Дата16.02.2023
    Размер5.96 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКурсовая Матлахова.docx
    ТипКурсовая
    #940728

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего образования

    «Алтайский государственный институт культуры»
    Факультет социально-культурных и информационных технологий

    Кафедра музеологии и туризма
    История создания и современное состояние

    музейного комплекса "Зоя" в деревне Петрищево

    Курсовая работа по дисциплине «Основы музеологии»

    выполнил:

    обучающийся 1 курса,

    гр. ВД –214

    Матлахова Ольга

    Андреевна

    Научный руководитель:

    Е.А. Полякова

    Д.и.н., доцент
    Работа защищена

    «___»________20__г.

    оценка___________


    Барнаул 2022

    Содержание

    Введение

    3

    Глава 1. История создания и структура музейного комплекса "Зоя" в деревне Петрищево

    7

    1.1 История открытия музейного комплекса "Зоя" в деревне Петрищево

    7

    1.2 Структура музейного комплекса "Зоя" в деревне Петрищево

    14

    Глава 2 . Развитие музейного комплекса "Зоя" в деревне Петрищево

    19

    2.1. Коллекции музейного комплекса "Зоя" в деревне Петрищево

    19

    2.2. Постоянные экспозиции музейного комплекса "Зоя" в деревне Петрищево

    24

    Заключение

    31

    Список литературы

    35

    Приложения

    38


    Введение

    Актуальность работы заключается в том, что сохранение и изучение исторического опыта работы различных социальных институтов является важнейшей частью культуры. Музеи как социокультурный институт реализует связь между прошлым и настоящим, прошлым и будущим, транслирует те общечеловеческие ценности, которые созидались обществом на протяжении многих веков. Так, сохранение и популяризация памятников в настоящее время является важным условием для формирования в обществе объективного, неискаженного научного знания и мировоззрения, помогающего реалистично оценить настоящее и поставить перед собой достижимые цели. Все это способствует созданию стабильного общества, выросшего на основе истинных, а не ложных знаний о себе, своих предках и своей стране. В современное время повышается интерес людей к таким культурно-досуговым учреждениям как музей. К посещению музеев привлекается молодежь, проводятся интересные выставки. Выставки - главная площадка взаимодействия музея с публикой. Именно по выставочной программе чаще всего публика судит об успехе или неудаче музея. В современном мире возрастает досуговая функция посещения музеев. Отключение от повседневности, появление особого душевного настроя при общении с высочайшими достижениями культуры - в этом реально проявляется значение музейных выставок для поддержания духовного здоровья человека. Четко сформулированная выставочная политика, правильно выстроенная экспозиция является залогом успеха и методика организации и проведения музейной выставки является востребованной и актуальной.

    Музеи, как исторически сложившиеся социально значимые институты, призваны выявлять, собирать, хранить, изучать, публиковать объекты культурного наследия. Использование памятников в музейной деятельности становится возможным благодаря тому, что все они обладают определенными свойствами. Одним из главных свойств памятников истории и культуры является свойство оказывать влияние на чувства, знания, сознание людей. Кроме того, в деятельности современных музейных учреждений используется такое свойство памятников истории и культуры – быть источником подлинной исторической информации.

    Государственный Русский музей – первый в стране государственный музей русского изобразительного искусства. Это уникальное хранилище художественных ценностей, известный реставрационный центр, авторитетный научно-исследовательский институт, один из крупнейших центров культурно-просветительской работы, научно-методический центр художественных музеев Российской Федерации, курирующий работу 260 художественных музеев России. В связи с этим изучение исторического и современного опыта работы музея является актуальным не только в контексте формирования исторического знания, но и популяризации опыта практической деятельности.

    Цель работы: рассмотреть историю создания и современное состояние музейного комплекса "Зоя" в деревне Петрищево
    Задачи:

    • выявить условия и причины создания музейного комплекса "Зоя" в деревне Петрищево ;

    • охарактеризовать структуру музейного комплекса "Зоя" в деревне Петрищево ;

    • выявить коллекции музейного комплекса "Зоя" в деревне Петрищево ;

    • рассмотреть структуру экспозициимузейного комплекса "Зоя" в деревне Петрищево .

    Объект исследования: музейный комплекс "Зоя" в деревне Петрищево

    Предмет исследования: история создания и современное состояние музейного комплекса "Зоя" в деревне Петрищево

    Хронологически рамки исследования: 1948 г.– современный период (2022 г.).

    Теоретическая значимость: обобщение сведений по истории создания и современному состоянию музейного комплекса "Зоя" в деревне Петрищево.
    Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и источников.

    Первая глава «История создания и структура музейного комплекса "Зоя" характеризует начальный этап его создания и современную структуру, сформировавшуюся за весь период его существования.

    Вторая глава «Развитие музейного комплекса "Зоя" освещает состав коллекций и экспозиций музея.

    В заключении содержатся выводы по проделанной работе.

    В приложении размещены фотографии.
    Глава 1. История создания музейного комплекса "Зоя" в деревне Петрищево и структура История открытия

    Актуальность работы заключается в том, что сохранение и изучение исторического опыта работы различных социальных институтов является важнейшей частью культуры. Музеи как социокультурный институт реализует связь между прошлым и настоящим, прошлым и будущим, транслирует те общечеловеческие ценности, которые созидались обществом на протяжении многих веков. Так, сохранение и популяризация памятников в настоящее время является важным условием для формирования в обществе объективного, неискаженного научного знания и мировоззрения, помогающего реалистично оценить настоящее и поставить перед собой достижимые цели. Все это способствует созданию стабильного общества, выросшего на основе истинных, а не ложных знаний о себе, своих предках и своей стране.

    Музеи, как исторически сложившиеся социально значимые институты, призваны выявлять, собирать, хранить, изучать, публиковать объекты культурного наследия. Использование памятников в музейной деятельности становится возможным благодаря тому, что все они обладают определенными свойствами. Одним из главных свойств памятников истории и культуры является свойство оказывать влияние на чувства, знания, сознание людей. Кроме того, в деятельности современных музейных учреждений используется такое свойство памятников истории и культуры – быть источником подлинной исторической информации.

    Музейный комплекс «Зоя» - единственный музей, посвящённый истории контрнаступления.

    Посвящённый контрнаступлению советских войск в битве под Москвой, расположенный в Рузском районе Московской области. Музей является филиалом музея «Новый Иерусалим».

    В музейный комплекс в Петрищеве, помимо основного здания музея, входит старый музей, закрывшийся после постройки нового; дом Кулик, где Зоя лежала после пыток последнюю ночь перед казнью; памятник на месте, где она была повешена[1]. Все эти участки визуально объединены между собой белой пешеходной дорожкой.

    Территории комплекса, которая занимает 6 гектаров, на ней высажены вишнёвые деревья, кустарники.

    Комплекс «Зоя» — региональный, строительство и оснащение проводилось на средства бюджета Московской области.

    Целью курсовой работы является изучение истории создания и современное состояние музейный комплекс «Зоя»

    Для достижения цели были поставлены задачи:

    - представить общую характеристику музейного комплекса «Зоя»

    - охарактеризовать историю открытия и структуру музейный комплекс «Зоя»

    - выявить коллекции музейного комплекса «Зоя»

    - рассмотреть экспозиции музейного комплекса «Зоя»

    Предметом изучения является история создания и современная деятельность

    музейного комплекса «Зоя»

    Территориальные рамки:

    Московская область. Рузский район, деревня Петрищево
    Задачи:

    • выявить условия и причины создания музейного комплекса "Зоя" в деревне Петрищево ;

    • охарактеризовать структуру музейного комплекса "Зоя" в деревне Петрищево ;

    • выявить коллекции музейного комплекса "Зоя" в деревне Петрищево ;

    • рассмотреть структуру экспозиции музейного комплекса "Зоя" в деревне Петрищево .

    Объект исследования: музейного комплекса "Зоя" в деревне Петрищево

    Предмет исследования: история создания и современное состояние музейного комплекса "Зоя" в деревне Петрищево

    Хронологически рамки исследования: 1948 г.– современный период (2022 г. Территориальные рамки:

    Московская область. Рузский район, деревня Петрищево

    Теоретическая значимость: обобщение сведений по истории создания и современному состоянию музейного комплекса "Зоя" в деревне Петрищево.

    Степень изученности темы.

    Артамонов М. Моченов К. Рузский край. — Москва.: Московский рабочий, 1978

    Жемчужины Рузской земли. Самара: Восхождение, 2008.

    Ермилова Дарья Юрьевна. Память о войне - проблемы и перспективы теории и практики // Сервис plus. — 2020. — № 4. Зоя Космодемьянская // Российский Патриот. — 2009. — № 6 (Спец. выпуск).

    Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и источников.

    Первая глава «История создания и структура Государственного Русского музея» характеризует начальный этап его создания и современную структуру, сформировавшуюся за весь период его существования.

    Вторая глава «Развитие Государственного Русского музея как национального центра русского искусства» освещает состав коллекций и экспозиций музея.

    В заключении содержатся выводы по проделанной работе.

    Список источников и литературы насчитывает 28 наименований.

    В приложении размещены фотографии.

    Глава 1. История создания и структура музейного комплекса "Зоя"

    История открытия музейного комплекса "Зоя"

    Память о подвиге Зои Космодемьянской была увековечена в 1948 году в небольшой комнате в здании сельского совета. С годами росло число экспонатов, увеличивалось количество посетителей, и в 1956 году в Петрищево было построено здание музея, в котором он находился до настоящего времени.

    • Филиал музея – дом П.Я. Кулик. Здесь Зоя провела последние часы жизни. Внутри здания сохранен интерьер, в котором пытали героиню, скамья, куда ей разрешили прилечь перед повешеньем. Пред входом установлена массивная мраморная плита;

    • Обелиск на месте казни Космодемьянской;

    • Памятный знак на первой могиле Зои на краю деревушки. В наши дни ее прах покоится на Новодевичьем московском кладбище.

    • Еще один монумент, посвященный Зое, установлен на 86-м километре Минского шоссе.

    Музей «Зоя» является центром для сбора, изучения и представления артефактов и свидетельств, связанных с первым сокрушительным поражением под Москвой армий Третьего рейха и первой мощной победой Красной армии, народного ополчения, партизан, бойцов разведывательно-диверсионных подразделений, тысяч участников трудового фронта.

    Также есть в музейный комплекс входит музей «ЗОЯ», Дом Кулика (филиал старого музея с 1975 года), где Зоя провела последнюю ночь перед казнью, Мемориал на месте казни, Место первого захоронения.

    Последняя ночь Зои Космодемьянской

    С мужем Василием Александровичем, сыном Мефодием (1930 г.р.), дочерью Зоей (1933 г.р.) и сыном Сашей (1939 г.р.) Прасковья вечером 28 ноября 1941 г. находилась дома, на широкой русской печи и были свидетелями всех истязаний, которым девушку подвергли фашистские палачи.

    Допрос в доме вели три офицера и переводчик. На допросе Космодемьянская назвалась Таней и не сказала ничего определённого. По свидетельствам Прасковьи Кулик, Космодемьянскую раздели догола и пороли ремнями. Затем жители села Петрушкина, Воронина и другие видели, как приставленный к Космодемьянской часовой на протяжении четырёх часов периодически водил её босой в одном белье по улице на морозе. До получаса они вдвоём оставались на улице, затем часовой заходил на 15 минут погреться и заводил Космодемьянскую в дом. Ноги Зои получили обморожение, проявление которого видела Прасковья Кулик. Около 2 часов ночи охранник сменился. Он позволил Космодемьянской лечь на лавку, где она пробыла до утра.

    По показаниям свидетелей, в избиениях Космодемьянской участвовали А. В. Смирнова и Ф. В. Солина, дома которых были сожжены в предыдущую ночь. За это впоследствии они были осуждены по статье 193 Уголовного кодекса РСФСР за коллаборационизм и расстреляны.

    Память о ней, ставшей первой женщиной-героем СССР, в деревне бережно хранят. Первоначальная выставка, посвященная Зое, появилась в 1948 г. в избе-читальне: экспонатов было совсем мало, но посетителей становилось все больше, слух об открытии музея распространялся быстро – сюда стали приезжать организованные экскурсионные коллективы, коллекция начала пополняться новыми вещами.

    Экспозиция переехала в отдельное здание, выстроенное комсомольцами в 1956 г. – здесь она находится и по сей день. Музей расположился в 7 залах на территории в 350 кв. м. Гостям учреждения не только рассказывают историю Зои Космодемьянской, но и знакомят их с событиями Великой Отечественной войны. По отзывам, экспонатов здесь немного, но достаточно, чтобы произвести огромное впечатление, вызвать неподдельный ужас и сильнейшее чувство гордости.


    Одним из мемориальных мест в подмосковной деревне Петрищево, связанных с подвигом комсомолки Зои Космодемьянской является дом П.Я. Кулик и памятник.
    18 (по другим сведениям – 20) ноября 1941 года командиры диверсионных групп П.С. Проворов и Б.С. Крайнов получили задание «сжечь 10 населенных пунктов: Анашкино, Грибцово, Петрищево, Усадково, Ильятино, Грачево, Пушкино, Михайловское, Бугайлово, Коровино. Срок выполнения – 5–7 дней». На задание группы уходили вместе. Среди бойцов группы Проворова – Зоя Космодемьянская, Вера Волошина.

    В районе деревни Головково партизаны наткнулись на немецкую засаду. Завязалась перестрелка. Группы оказались рассеянными. Часть бойцов погибла. Вера Волошина, как узнали много позже, попала в плен и была казнена.
    После боестолкновения у деревни Головково остатки диверсионных групп объединились в небольшой отряд под командованием Крайнова. В Петрищево они пошли втроем: Крайнов, Зоя Космодемьянская и Василий Клубков.
    Как выяснилось впоследствии, Зое удалось поджечь три дома. Однако после этого она не вернулась на условленное место, а, пересидев день в лесу, на следующую ночь (или, по показаниям одного из очевидцев, через ночь) вновь пошла в село.
    Выждав, когда стемнеет, Зоя вновь пошла в деревню. После событий предыдущей ночи староста, два немецких офицера и переводчик собрали сход местных жителей, на котором велели им охранять дома. Некоторым выдали белые повязки стражников, в том числе С.А. Свиридову. У того на квартире стояли 4 офицера и переводчик. Возможно, именно поэтому Зоя направилась к его усадьбе. Когда партизанка стала поджигать сарай с сеном, Свиридов ее заметил и побежал за немцами. Подразделение солдат окружило сарай. Зоя была схвачена. Свиридову благодарные оккупанты подарили бутылку водки.

    Избитую девушку перевели в избу Кулик. Рассказывает П.Я. Кулик:
    «Откуда ее вели, я не знаю. В эту ночь у меня на квартире было 20–25 немцев, часов в 10 я вышла на улицу. Ее вели патрули – со связанными руками, в нижней рубашке, босиком и сверху нижней рубашки мужская нижняя рубашка. Мне они сказали: «Матка, поймали партизана.Часов в 9 утра пришли 3 офицера, переводчик и стали ее допрашивать, а меня, мужа выгнали на улицу. В доме, кроме немцев, никого не было. Я вышла в соседнюю избу. О допросе ничего не знаю. Допрашивали ее часа полтора».
    Когда немцы в течение трех часов били Зою ремнями и палками, прижигали ее лицо спичками и несколько раз выводили босиком на мороз, - это было не столько допросом, сколько истязанием беззащитной пленницы. Гитлеровские офицеры придумали новый вид пытки. Через каждый час выводили раздетую партизанку во двор и держали на морозе по 15-20 минут.

    "В 10 часов 30 минут ее вывели из дома на улицу. Вышла вместе с офицерами, ее держали 2 немца под руки, так как она шаталась. Одета она была в ватные темно-синие брюки, в темной рубашке, носках серых, на голове ничего, и повели к виселице. Расстояние от нашего дома до виселицы – 4 дома. Вели до виселицы под руки. Я ушла, не дождалась даже, пока доведут ее до виселицы, так как не могла смотреть на эту картину".

    В июне 2016 года в селе Петрищево Рузского района Московской области ураганом повалило несколько голубых елей окружавших обелиск, установленный на месте казни Героя Советского Союза Зои Космодемьянской.
    Теперь мраморный обелиск стоит один за небольшой оградой в центре этого села, ставшего местом подвига разведчицы-диверсанта. Именно здесь рассталась с жизнью комсомолка, красноармеец, партизанка Зоя Космодемьянская. Утром 29 ноября 1941 года Зою Космодемьянскую повесили (в этот же день возле деревни Головково немцы повесили Веру Волошину – диверсантку той же воинской части). Перед казнью Зоя произнесла речь (по воспоминаниям очевидцев): «Граждане! Вы не стойте, не смотрите, а надо помогать воевать! Эта моя смерть-это моё достижение» «Товарищи, победа будет за нами. Немецкие солдаты, пока не поздно, сдавайтесь в плен» «Русь!» «Советский Союз непобедим и не будет побеждён» «Сколько нас ни вешайте, всех не перевешаете, нас 170 миллионов. Но за меня вам наши товарищи отомстят». Дальше ей договорить не дали, немецкий офицер выбил ящик из-под ног.

    Известны пять фотографий казни Зои Космодемьянской. Их нашли в полевой сумке у убитого фашиста. Недавно в музей в Петрищево была прислана из Саратова еще одна фотография, найденная в архиве умершего ветерана войны его родственниками. Видимо, фронтовик взял этот снимок у убитого солдата.

    Тело Космодемьянской провисело на виселице около месяца, неоднократно подвергаясь надругательствам со стороны проходивших через деревню немецких солдат. Под Новый 1942 год пьяные немцы сорвали с повешенной одежду и в очередной раз надругались над телом, исколов его ножами и отрезав грудь. И только после этого разрешили местным жителям похоронить тело Зои Космодемьянской. После войны Космодемьянская была перезахоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.
    На месте казни Зои Космодемьянской в 1954 году был установлен мраморный четырехметровый обелиск.

    На 86 километре Минского шоссе, на пересечении трассы Москва - Минск с Московским Большим кольцом, воздвигнут памятник Герою Советского Союза Зое Космодемьянской (авторы - скульпторы О. Иконников и В. Федоров, архитектор А. Каминский). 1957 год. За спиной девушки, которую ведут на казнь со связанными за спиной руками - парк, посаженный руками комсомольцев и пионеров. На постаменте надпись: "Зое - бессмертной героине советского народа. 1923-1941 гг.". В 5 километрах от этого места находится деревня Петрищево, где закончила свой героический и трагически оборвавшийся жизненный путь Зоя Космодемьянская. Подвиг этот прославил юную комсомолку и поднял дух советского народа в борьбе с фашистами. В октябре 1941-го Зоя поступила добровольцем в отряд разведчиков. 23 ноября с группой товарищей она перешла линию фронта у деревни Обухово (близ Наро-Фоминска), выполняя боевые задания. Зоя пробралась в район деревни Петрищево, где находился штаб крупной гитлеровской части. Девушке удалось перерезать провода полевого телефона и поджечь конюшню, это был знак, что здесь находится большая немецкая военная часть. На следующий день Зоя решила поджечь другую конюшню, продолжая подавать знаки своим товарищам, но была схвачена немецкими часовыми. Фашисты добиваясь, чтобы Зоя выдала своих боевых товарищей. Но на все вопросы она отвечала: "Нет!" Тогда девушку раздели и в одной рубашке, босую, при сильном морозе, повели через всю деревню. После отказа сдать товарищей, через каждый час выводили раздетую партизанку во двор и держали на морозе по 15-20 минут. 29 ноября после страшных пыток Зою под усиленным конвоем привели к виселице. Сюда же фашисты согнали жителей всей деревни. Поразила немцев ее верность Родине, до глубины души потрясла ее твердость в смертный час. Отважная партизанка на эшафоте воззвала к жителям: - Будьте смелее, боритесь, бейте фашистов, жгите, травите! Мне не страшно умирать, товарищи! Это счастье - умереть за свою Родину! Потом она обратилась к фашистам: - Вы меня сейчас повесите, но я не одна! Нас двести миллионов, всех не перевешаете! Вам отомстят за меня! Солдаты! Пока не поздно, сдавайтесь в плен, все равно победа будет за нами! Тело Зои провисело, для устрашения жителей, посреди деревни больше месяца. 1 января 1942 года, когда наши перешли в наступление, фашисты заставили местных жителей снять тело девушки и закопать в ближайшем лесу. В мае 1942 года прах Зои был с воинскими почестями перенесен из Петрищево на Новодевичье кладбище в Москву. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 февраля 1942 года З.А. Космодемьянской было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

    1.2. Структура музейного комплекса «Зоя»

    в деревне Петрищево

    На современном этапе комплекса «Зоя» в деревне Петрищево

    В 1956 году в деревне Петрищево на месте подвига и гибели Космодемьянской был создан музей. Теперь в старом здании будет Школа разведчика. В музейном комплексе сохранили дом семьи Кулик, где Зоя провела последнюю ночь перед гибелью. На месте ее казни установили мемориал.

    Новый комплекс находится рядом с прежним зданием. В современных помещениях сотрудники постарались сохранить дух старого музея.

    Предвоенная жизнь в СССР

    Первые залы комплекса посвящены жизни в СССР в предвоенные годы. Посетители могут узнать о быте тех лет, увлечениях советской молодежи, побывать в учебном классе 1930-х годов. В этих залах экскурсанты могут представить, как текла мирная жизнь жителей Подмосковья до начала страшной войны.

    Подвиг разведчиц

    В составе диверсионного отряда 18-летняя Зоя отправилась на задание. 28 ноября 1941 года в деревне Петрищево немцы захватили девушку в плен. Следующим утром ее казнили в присутствии местных жителей. Перед гибелью Космодемьянская произнесла легендарную речь, призывая селян бороться с фашистами, не боясь смерти.

    О подвиге Зои рассказывают в третьем зале комплекса. Здесь создан эффект иммерсивности – у посетителей возникает эффект присутствия на месте событий. Последние часы жизни Зои Космодемьянской восстановлены до мелочей.

    Памяти о первой женщине – Герое Советского Союза посвящен шестой зал «Мир помнит Зою».

    Экспозиция в музее «Зоя» разделена тематически на несколько залов. Сначала вас встречает небольшое полукруглое пространство, в котором собрана информация о семье Космодемьянских - портреты Зои, ее мамы, брата, фотография дома, где они жили, школы, в которой девочка училась. Здесь же кратко отражена история довоенной страны, чем и как жили рабочие, трудящиеся советские люди , как строили метро, дороги, мосты.

    Затем вы попадаете в большой зал, обустроенный как класс: старые парты, потёртые портфели, чернильницы, исписанные тетради и учебники довоенных лет расскажут о том, как учились дети, в том числе Зоя. Она, кстати, была отличницей, имела грамоты за успехи в учебе и прилежное поведение. Часть экспозиции - интерактивная: то тетрадь перелистнется сама собой, то книга загорится.

    В зале, который встречает посетителей табличкой-указателем Petrischewo, дрожащий голос из аудиоколонки будет рассказывать страшные истории - это реальный голос и реальные очень тяжелые воспоминания партизанки и соратницы Космодемьянской - Клавдии Милорадовой, благодаря которой мы сегодня знаем о подвиге Зои. Клавдия Милорадова дожила до 2007 года и ей было о чем рассказать.

    В этом зале реальные вещи военных лет соседствуют с интерактивными экранами и панелями - одно другому абсолютно не мешает. Узкий переход, стилизованный под окоп, над которым свисает кусок танка с надписью: За Зою, За сестру! приведет посетителя в землянку, где за столами лежат кусочки черного хлеба, стоят алюминиевые кружки и теплится огонь в керосинках. Трогательно, тепло, но не душевно. Красиво, но не пробирает.

    Есть еще два зала: в одном собраны вещи Зои и предметы, которые связаны с ее памятью: афиши старых фильмов, снятых о Космодемьянской, макет корабля с ее именем, марки, книги, открытки, конверты с ее изображением, а посередине за стеклянной витриной (коллекция)- синее платье в мелкий цветочек и полосатая кофточка с пуговицами - личные вещи девушки. Следующий зал - полукруглая мультимедийная стена с фотографиями тех, кто ушел на фронт и погиб, без вести пропал, а также выжил и вернулся домой. Эти фото местами комментируются родными тех, кто на кадрах запечатлен. Здесь можно долго сидеть, слушать и всплакнуть - очень трогательная и душевная часть экспозиции.

    Хочется подвести итог и обозначить плюсы и минусы музея «ЗОЯ»:

    • сам факт его существования уже большой плюс; Будем помнить.

    • тронули до глубины души 4 вещи: история о том, как все было, рассказанная Клавдией Милорадовой, чей голос можно слышать в одном из залов; синее платье и кофта Зои; мультимедийная стена памяти с фотографиями участников ВОВ и реальные школьные парты.

    • 9 мая 2021 сотрудники музея раздали гвоздики посетителям и вместе возложили цветы у места, где 29 ноября 1941 года Зоя была казнена немецкими фашистами.

    • 9 мая 2021 для детей здесь организовали мастер-классы: «Фронтовое письмо», «Патефон», «Изготовление тряпичных кукол».

    Экспозиция

    В музее представлены различные документы, вещи Зои Космодемьянской (одежда, тетради, фотографии и т. д.) и ее брата Александра. Здесь также выставлены различные плакаты, газеты и произведения искусства, посвященные подвигу девушки. В постоянной экспозиции Музея Зои Космодемьянской в Московской области представлена информация о партизанах в Подмосковье, о военной части 9903.

    Бои под Москвой осенью 1941 года стали важным событием Великой Отечественной войны. Здесь проявились героизм, стойкость и смелость наших людей. В том числе — партизанов, добровольцем в рядах которых стала и простая московская школьница Зоя Космодемьянская, отправленная в воинскую часть 9903 разведывательного отдела. Когда она выполняла задание по сожжению оккупированных территорий, ее захватили в плен и после пыток отправили на казнь. Самопожертвование и подвиг 18-летней Зои в деревне Петрищево вдохновили многих бойцов.

    Музей Зои Космодемьянской в Петрищево, в первую очередь, ориентирован на воспитание патриотических чувств у юного поколения. Демонстрация отваги, мужества и силы духа молодежи военного времени призвана воодушевить посетителей, сохранить память о подвигах поколения Победителей. Рекомендуется знакомиться с экспозицией в рамках экскурсии, предлагается также комплексная экскурсия по памятным местам деревни, имеющим отношение к подвигу и трагической смерти Космодемьянской.

    Экспозиция[

    Музей занимает площадь 2 500 квадратных метров[2].

    Одним из авторов музейной концепции выступил продюсер, оператор, режиссёр, актёр Ян Визинберг.

    Зал «Учебный зал»

    Экспозиция располагается в восьми залах, каждый отражает определённый этап в жизни Зои Космодемьянской и страны: от предвоенного десятилетия до периода послевоенной пропаганды образа Зои как примера героизма советского человека.

    Переходы между залами осуществляются по коридорам, где открывается панорама мест, где происходили трагические события в жизни Зои.

    «Это одна из наших ключевых задумок. Между залами посетители могут посмотреть в панорамные окна и увидеть дом, где её пытали, место казни. Кроме того, в этих пространствах человек может отдохнуть от навалившейся на него информации и попытаться её осмыслить — Андрей Адамович.».

    Первый зал называется «Страна молодых», он рассказывает, как жила в то время молодёжь, чем интересовалась, о чём мечтала накануне войны.

    Следующий зал — «Учебный класс». Зал представляет собой тотальную инсталляцию учебного класса московской школы 1930-х годов.

    Третий зал посвящён подвигу Зои. Авторы проекта стремились сделать так, чтобы у посетителей было полное ощущение, что они оказались в деревне Петрищево 1941 года. На видеоинсталляции на пороге появляется замёрзший немецкий солдат с автоматом.

    Перейдя в четвёртый зал — один из центральных, — посетители будут двигаться внутри окопа, пока не попадут в землянку[8]. Экспозиция целиком посвящена контрнаступлению, битве под Москвой — это первый и самый важный переломный момент Великой Отечественной войны. Зал оснащён новейшими мульмедийными технология, разработанными командой Яна Визинберга.

    В одном из залов расположена «Стена героев» с именами тех, кто из их числа получил звание Героя Советского Союза.

    «Зал Памяти», тут собрана огромная видеотека о участников ВОВ. В «Зале памяти» размещен панорамный экран. На нем транслируют портреты героев войны с рассказами о них. Снимки и истории своих родных собирали жители Подмосковья. Сейчас в коллекции более 3,5 тысячи воинов «Бессмертного полка», и виртуальный строй будут пополнять.

    Следующий зал знакомит экскурсантов с мирной жизнью современного Подмосковья. Здесь также расположена «Стена героев» с именами 188 воинов – Героев Советского Союза, отстоявших Москву.

    Таким образом, в структуре современного музейного комплекса "Зоя" представлены экспозиции «Страна молодых»,«Учебный класс»,«Зал Памяти», которые отражают в себе всю историю военного времени.


    Список источников и литературы

    1. Артамонов М. Моченов К. Рузский край. — М.: Московский рабочий, 1978

    2. Ермилова Дарья Юрьевна. Память о войне - проблемы и перспективы теории и практики // Сервис plus. — 2020. — № 4.

    3. Зоя Космодемьянская // Российский Патриот. — 2009. — № 6 (Спец. выпуск).

    4. Мишкина Кристина Сергеевна. Патриотическое воспитание молодёжи в системе военно-исторического туризма Московской области (на примере тура «Героини Московской битвы») // Сервис в России и за рубежом. — 2015. — Т. 9, вып. 5 (61). — С. 195–209.

    5. Юлия Рузманова, Илья Поляков. «Зоя»: Самый красивый музей Московской областиThe Village 

    6.  Соня Эльтерман. Познакомьтесь с архитекторами нового военно-исторического музея «Зоя»Strelka Mag 

    7. Елена Березина. В Петрищеве открыли новый музей Зои Космодемьянскойwww.mk.ru 

    8. Юрий Васильев. Музей Зои Космодемьянской: модное место или гражданский храмВЗГЛЯД.РУ 


    Приложение 1.




    Музейный комплекс "Зоя




    Приложение 3





    написать администратору сайта