срс. СРОП 4 КЗ. Основы организации кочевого общества Элита "черной кости" Бии
Скачать 63.89 Kb.
|
Основы организации кочевого общества Элита "черной кости" Бии Среди привилегированных социальных категорий "черной кости" чрезвычайно важное место занимало сословие биев, осуществлявших функции судебной власти в кочевых коллективах. Институт биев имел в казахском обществе древнее происхождение. По мнению В.В. Радлова, термин "бий" восходит к древнетюркскому слову "биiк", что означает "высокий", "всемогущий", "великий" и т.д. В развитие этих предположений В.В. Бартольд высказал гипотезу, что слово "бий" представляет собой более позднюю видоизмененную транскрипцию старого термина "бек" и не встречается нигде раньше XV в... По свидетельству авторов XVII-XVIII в.в., бии составляли чрезвычайно влиятельную группу казахского общества, от которой во многом зависела прочность положения степных ханов. "Бии суть народные судьи, - говорится в одном из донесений царских чиновников , -похвальные поступки и общее доверие служат основанием к их назначению от самого народа" Батыры Большое социальное и политическое влияние в казахском обществе в период XVIII - первой половины XIX в. имела социальная группа батыров - военных вождей. Тюрко- монгольское слово "батыр", "багатур", "бахадур" первоначально означало храбреца, вызывающего врага перед битвой на противоборство. В этой транскрипции оно еще в XIV в. проникло в русский язык, потеснив более ранний, автахтонный термин южнославянской книжности "храбр", т.е. "воитель". Наряду с русской калькой данного термина - "богатырь" - в Московском государстве конца XV - первой трети XVI в для обозначения иноземных храбрых воинов уже использовался собственно тюркоязычный термин "батыр", подтверждением чему могут служить отдельные замечания небезызвестного автора "Записок о Московии", германского посла Сигизмунда Гербергитейна (1486-1566) , впервые услышавшего это наименование от русских людей. Старшины-"аксакалы Наиболее многочисленную прослойку правящей элиты казахов представляли старшины ("аксакалы"), осуществляющие социально- регулирующие функции во всех звеньях кочевых общин. Звание аксакала у казахов могли получить лица, обладающие большим интеллектуальным потенциалом, разносторонними эмпирическими знаниями и богатым опытом пастьбы скота. В экстремальных физико-географических условиях кочевания евроазиатских номадов процессы накопления и концентрации средств производства (в форме частно-семейной собственности) и аккумуляции знаний и навыков по ведению скотоводческого хозяйства, были тесно сопряжены и взаимосвязаны в практике кочевого хозяйствования. Поэтому, определенные человеческие качества и личный профессиональный опыт неизбежно становились важнейшим фактором концентрации скота и материальной обеспеченности индивида Зависимое населени Наряду с разными сословными группами, представлявшими господствующую элитную часть кочевого общества, и свободными общинниками, в Казахстане существовали категории зависимого населения - рабы и туленгуты. Туленгутами называли лиц, находившихся на службе у султанского сословия. Появление этой прослойки было связано с междоусобицами и многолетней борьбой с джунгарами, обусловившими большой спрос верховной власти на "служивых" людей. К категории зависимого населения относились также рабы - кулы, которые набирались из среды пленных - россиян, калмыков, иранцев и т.д. Рабы использовались главным образом в личном хозяйстве и домашнем обиходе наследственной степной аристократии. Как социально-экономический уклад, рабство не получило распространения у казахов и не вышло за рамки патриархального домашнего рабства. Родоплеменная политическая организация казахов Разветвленная клановая система структурной организации общества была вызвана к жизни особенностями исторического опыта адаптации казахов-кочевников к экстремальным условиям аридной среды обитания и связанной с ними традицией передачи необходимых практических знаний исключительно по вертикальным патримониальным каналам межпоколенных связей, поскольку такого рода адаптационная информация накапливалась на протяжении веков в условиях жесткой конкуренции между кочевниками за пастбища и водные источники и носила эзотерический характер, т.е. распространялось как знание "для своих" Развитие колониальной системы власти в Казахстан Во второй четверти XIX в. традиционная политическая система казахского общества подверглась прямому воздействию на нее государственных институтов Российской империи. Введением на большей части региона имперского законодательства по административному преобразованию структур власти номадов и волевым упразднением института ханов в Младшем (1824) и Среднем жузов (1822) российские колониальные органы попытались адаптировать традиционные степные институты кочевников к централизованной бюрократической системе российской короны. С целью установления государственной системы российского колониального господства в регионе царское правительство законодательно отменило в 1822 г. Ханскую власть в Среднем жузе, в 1845 г. - в Букеевской (Внутренней) орде и приняло ряд законодательных актов относительно создания специальной государственно-политической системы управления присоединенными территориями Казахстана. |