го. Тема 2. Основы Python. Основы python
Скачать 0.82 Mb.
|
2. ОСНОВЫ PYTHON 2.1 Введение в написание программ Программа на языке Python состоит из набора инструкций. Обычно каждая инструкция помещается на новую строку. Например: print(2 + 3) print("Hello") Желательно ограничивать длину строк кода 79 символами (а длину строк документации и комментариев - 72 символами). Если код не помещается в одну строку, желательно использовать явное объединение строк посредством круглых и фигурных скобок. Можно использовать (но не желательно) для переноса строки обратный слеш. long_string = ('This will build a very long long ' 'long long long long long long string') style_object(self,width,height,color='black',design=None, emphasis=None,highlight=0) Можно записать в одной строке и несколько операторов. Для их разделения нужно использовать «;» (после последнего оператора она не обязательна). Например type(a);type(b);type(c) Пробелы в большинстве случаев необязательны. Большую роль в Python играют отступы. Неправильно поставленный отступ фактически является ошибкой. Например, в следующем случае мы получим ошибку, хотя код будет практически аналогичен приведенному выше: print(2 + 3) print("Hello") Однако стоит учитывать, что некоторые конструкции языка могут состоять из нескольких строк. Например, условная конструкция if: if 1 < 2: print("Hello") В данном случае если 1 меньше 2, то выводится строка "Hello". И здесь уже должен быть отступ, так как инструкция print("Hello") используется не сама по себе, а как часть условной конструкции if. Причем отступ, согласно руководству по оформлению кода, желательно делать из такого количество пробелов, которое кратно 4 (то есть 4, 8, 16 и т.д.) Хотя если отступов будет не 4, а 5, то программа также будет работать. Таких конструкций не так много, поэтому особой путаницы по поводу где надо, а где не надо ставить пробелы, не должно возникнуть. Регистрозависимость. Python - регистрозависимый язык, поэтому выражения print и Print или PRINT представляют разные выражения. И если вместо метода print для вывода на консоль мы попробуем использовать метод Print: Print("Hello World") то у нас ничего не получится. Комментарии. Для отметки, что делает тот или иной участок кода, применяются комментарии. При трансляции и выполнении программы интерпретатор игнорирует комментарии, поэтому они не оказывают никакого влияния на работу программы. Комментарии в Python бывают блочные и строчные. Все они предваряются знаком хэша (#). Блочные комментарии ставятся в начале строки: # Вывод сообщения на консоль print("Hello World ") Строчные комментарии располагаются на той же строке, что и инструкции языка: print("Hello World") # Вывод сообщения на консоль Ввод-вывод строк. Основной функцией для вывода информации на консоль является функция print(), которая использовалась ранее. В качестве аргумента в эту функцию может быть передана строка, которую мы хотим вывести: print("Hello Python") Если же нам необходимо вывести несколько значений на консоль, то мы можем передать их в функцию print через запятую: print("Full name:", "Tom", "Smith") В итоге все переданные значения склеятся через пробелы в одну строку: Full name: Tom Smith Для ввода данных с клавиатуры служит функция input([prompt]), где рrompt – необязательный аргумент–строка (комментарий пользователя при вводе). Функция считывает и возвращает строку входных данных. В веденную строку можно сохранить в переменную. Вот программа, которая считывает имя пользователя и приветствует его: print('Как вас зовут?') name = input() # считываем строку и кладём её в переменную name print('Здравствуйте, ' + name + '!') Можно написать иначе, используя строку-приглашение в команде ввода: name = input('Как вас зовут? ') print('Здравствуйте, ' + name + '!') Консольный вывод: 'Как вас зовут? Евгений Здравствуйте, Евгений! 2.2. Переменные, имена и объекты В Python всё - булевы значения, целые числа, числа с плавающей точкой, строки и даже крупные структуры данных, функции и программы - реализовано как объект (в самом общем смысле). Каждый объект имеет три атрибута – идентификатор, значение и тип. Идентификатор – это имя объекта, значение – данные, хранящиеся в памяти компьютера, тип определяет, что можно сделать с этими данными. Переменные являются именами, которые ссылаются на значения в памяти компьютера. Для присваивания значения переменной в Python применяется символ =, например a = 7 Идентификаторы могут содержать только следующие символы: латинские буквы в нижнем регистре (от «a» до «z»); латинские буквы в верхнем регистре (от «A» до «Z»); цифры (от 0 до 9); нижнее подчеркивание (_). Имена не могут начинаться с цифры. Python также особо обрабатывает имена, которые начинаются с нижнего подчеркивания (это рассмотрим позже). Корректными являются следующие имена: a; a1; a_b_c___95; _abc; _1a.Следующие имена, однако, некорректны: 1; 1a; 1_. Имена классов (с этим понятием познакомимся позже), начинаются с буквы верхнего регистра. Все остальные идентификаторы начинаются с малой буквы. Идентификатор не должен совпадать с названием ключевых слов языка Python. Все ключевые слова Python содержат только строчные буквы. В IDLE они подсвечены. Например, создадим переменную: name = "Mary" Здесь определена переменная name, которая хранит строку "Mary". В Python применяется два типа наименования переменных: camel case и underscore notation. Camel case подразумевает, что каждое новое подслово в наименовании переменной начинается с большой буквы. Например, userName = "Mary" Underscore notation подразумевает, что подслова в наименовании переменной разделяются знаком подчеркивания. Например, user_name = "Mary" И также надо учитывать регистрозависимость, поэтому переменные name и Name будут представлять разные объекты. false class finally is return none continu e for lambda try true def from nonlocal while and del global not with as elif if or yield assert else import pass break except in raise |