философия россии 19-20в. Основная проблематика Проблема человека Космизм Проблемы морали и нравственности Проблемы выбора исторического пути России между Востоком илиЗападом специфическая
Скачать 81.65 Kb.
|
Русская философия 19-20 веков Традиционно началом русской философии считают публикацию Философических писем Петра Чаадаева, а фактическим окончанием её существования в России - высылку большевиками в 1922 г. последних представителей «старорежимной» философской школы. Основная проблематика Проблема человека Космизм; ● Проблемы морали и нравственности Проблемы выбора исторического пути России - между Востоком или Западом – специфическая проблема русской философии Проблема власти и государства Проблема социальной справедливости Проблема идеального общества Проблема будущего Проблема творчества. Основные черты русской философии: По мнению НО. Лосского – русского религиозного мыслителя, создателя интуитивизма в философии Космизм - восприятие космоса как единого целостного организма, противоположность хаосу (Циолковский,Чижевский) ● Софиология - учения о Софии (Премудрости Божьей, Душе мира) представители С. Булгаков, В.Соловьев, П. Флоренский ● Соборность - отсутствие индивидуализма (Хомяков АС Интуитивизм - интуиция наиболее достоверное средство познания (Лосский) ● Метафизичность Реалистичность (онтологизм) ● Религиозность Нравственность Этапы развития Славянофильство и западничество Народничество Философия всеединства Религиозная философия – Софиология ● Космизм 1. Славянофильство и западничество Славянофилы: А.С. Хомяков И.В. Киреевский К.С. Аксаков Ю. Самарин Западники: П.Я. Чаадаев В. Боткин П. Анненков Т. Грановский Славянофилы: ● утверждали существование особого типа культуры, возникшего на духовной почве православия наличие у России собственного, самобытного пути исторического развития неповторимость форм общественного развития русского народа в виде общины (характеризуется коллективным трудом и потреблением) и артели (добровольное объединение людей для совместной работы или иной коллективной деятельности отвергали тезис представителей западничества о том, что Пётр Первый возвратил Россию в лоно европейских стран иона должна пройти этот путь в политическом, экономическом и культурном развитии Основоположником этого направления стал литератор АС. Хомяков Западники: Для них, как и для славянофилов, характерно стремление теоретически осмыслить историю России и Европы, их будущее, критика безумного заимствования и подражательства Западу, осуждение самодержавного произвола и крепостничества. Но в отличие от славянофилов западники делали акцент на творческом усвоении опыта Западной Европы, особенно в области общественно-политической. ● Целью социально-политических преобразований в России являлось установление либерально-демократических порядков, отмена крепостного права, обеспечение прав и свобод личности, свободы слова, печати. Для достижения этих целей западники предусматривали необходимость радикальных методов борьбы, настаивали на коренной ломке традиций российского общества ● По их мнению, Россия просто отстала от мировой цивилизации, значит, благо для России – освоить западные ценности и стать нормальной цивилизованной страной. Народничество (1860 - 1910 гг.) Представители: ● АИ. Герцен ● Н.Г. Чернышевский ● А. Григорьев ● Н.Н. Страхов П. Лавров Потери связи интеллигенции с народной мудростью, народной правдой Идеология народничества основывалась на системе взглядов об особом, самобытном, пути развития России к социализму, минуя капитализм. Главной задачей воспитания Герцен считал формирование гуманной, свободной личности, которая живет интересами своего народа и стремится к преобразованию общества на разумных началах. Философия всеединства Представители: ● Владимир Соловьев Сергей и Евгений Трубецкие, ● Сергей Булгаков, ● Павел Флоренский, ● Лев Карсавин ● Семен Франк Стремление к всеединству, к соединению с божественным Логосом является смыслом существования всего живого на Земле. Идея всеединства, выражает органическое единство мирового бытия и составляющих его элементов при сохранении их индивидуальности. Проявления всеединства В онтологическом аспекте - это нерасторжимое единение Творца и твари, Бога и человека; В гносеологическом отношении - это цельное знание, представляющее неразрывную взаимосвязь эмпирического (научного, рационального (философского) и мистического (религиозно-созерцательного) знания - не только через познавательную деятельность, но через веру и интуицию. В аксиологии - абсолютная ценность Истины, Добра и Красоты, соответствующих трём Ипостасям Божественной Троицы 4. Религиозная философия (кон 19 нач Представители Сергей Булгаков ● Василий Розанов (религиозно-философское общество Дмитрий Мережковский (русский символизм Николай Бердяев (Философия свободы, Смысл творчества») Русская религиозная философия занимала особое место практически во всей истории отечественной общественной мысли, начиная с эпохи Киевской Руси. В этот период она развивалась в качестве альтернативы по отношению к философии Запада с ее культом разума и техники, духом антропоцентризма и прагматизма. Рассматривается вопрос мира и бытия человека в нем, общественной жизни и исторического процесса. Ее духовным источником было православие, а в центре внимания находилась тема Бога и человека, взаимоотношения между ними. Космизм Представители: Н.Ф. Федоров К.Э. Циолковский В.И. Вернадский А.Л.Чижевский Философское мировоззрение, в основу которого положено представление о Космосе и о человеке как гражданине Мира. Понятие Космизма связано сучением древних греков о мире как структурно-организованном и упорядоченном целом. В науке учение о Космизме основано на теориях о рождении и эволюции Вселенной. |