Основные этапы становления и развития политической науки Николаева Ульяна Евгеньевна Павлодарский Государственный Университет им. С .Торайгырова Группа ЛРиЛ-102 - 1 Элементы политологии в учения древности (Конфуций, Платон, Аристотель)
- 2 Политические идеи средневековья (Августин, Аквинский, Аль-Фараби)
- 3Теория государства и гражданского общества в концепциях И.Канта и Г.Гегеля.
- 4 Политические взгляды казахских просветителей (Ч.Валиханов, И.Алтынсарин, Абай)
- 5 Формирование концепции консерватизма, либерализма, марксизма.
Кун-цю (Кун-фуцзы), известный европейцам как Конфуций (551–479 до н. э.), автор книги «Луньюй» («Беседы и высказывания»), является крупнейшим древнекитайским мыслителем. Наибольшее внимание Конфуций уделял формированию эталона высшей морали — идеального человека («цзюньцзы»), которого противопоставлял простолюдинам. Идеальному человеку предписывалось следовать ритуалу (ли), обладать добродетелью (дэ), любовью к людям (жень), чувством долга и справедливости, стремлением к знаниям (чжи), почитать старших, демонстрировать верность и преданность властям и пр. Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства, в которой император — отец всех подданных, поддерживал общественное неравенство, разделяя общество на высших (просвещенные правители, цзюньцзы) и низших, которые должны безоговорочно подчиняться высшим, что составляет их добродетель. Он считал лучшей формой правления — аристократию (причем, правящей аристократией он именовал мудрецов), а в правителе видел сына (представителя) бога на земле, деяния которого никто не вправе критиковать. Конфуций различал управление государством на основе добродетели и на основе позитивного закона, к последнему он относился отрицательно, поскольку его нормы устанавливаются людьми, а не богом. Вместе с тем, философ признавал за позитивным законом вспомогательную роль в управлении государством. Помощниками государя в деле управления государством он считал чиновников, хотя вся полнота государственной власти должна быть в руках императора. Подданные должны соответствовать их социальному статусу, дабы каждый знал свое место, свои права и обязанности. Они должны держаться предначертанного жизненного пути (дао), быть бескомпромиссными в главном. - Кун-цю (Кун-фуцзы), известный европейцам как Конфуций (551–479 до н. э.), автор книги «Луньюй» («Беседы и высказывания»), является крупнейшим древнекитайским мыслителем. Наибольшее внимание Конфуций уделял формированию эталона высшей морали — идеального человека («цзюньцзы»), которого противопоставлял простолюдинам. Идеальному человеку предписывалось следовать ритуалу (ли), обладать добродетелью (дэ), любовью к людям (жень), чувством долга и справедливости, стремлением к знаниям (чжи), почитать старших, демонстрировать верность и преданность властям и пр. Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства, в которой император — отец всех подданных, поддерживал общественное неравенство, разделяя общество на высших (просвещенные правители, цзюньцзы) и низших, которые должны безоговорочно подчиняться высшим, что составляет их добродетель. Он считал лучшей формой правления — аристократию (причем, правящей аристократией он именовал мудрецов), а в правителе видел сына (представителя) бога на земле, деяния которого никто не вправе критиковать. Конфуций различал управление государством на основе добродетели и на основе позитивного закона, к последнему он относился отрицательно, поскольку его нормы устанавливаются людьми, а не богом. Вместе с тем, философ признавал за позитивным законом вспомогательную роль в управлении государством. Помощниками государя в деле управления государством он считал чиновников, хотя вся полнота государственной власти должна быть в руках императора. Подданные должны соответствовать их социальному статусу, дабы каждый знал свое место, свои права и обязанности. Они должны держаться предначертанного жизненного пути (дао), быть бескомпромиссными в главном.
- Следование дао императора он видел в заботе о подданных, установлении всеобщей справедливости, чем государь и должен завоевать любовь и доверие. Он уделяет серьезное внимание практическим советам по управлению государством: нужно опираться на добродетельных и знающих помощников; избегать рискованных решений, быть осмотрительным; никогда не бросаться словами; не спешить с решениями; не увлекаться мелкими вопросами, постоянно учиться, становиться совершеннее.
- https://law.wikireading.ru/4722
- Великий греческий философ Платон (427-347 гг. до н.э.)
- в своих произведениях ("Государство", "Политика", "Законы") создал интересную версию происхождения государства: оно возникает потому, что каждый отдельный человек не в силах удовлетворить свои потребности и нуждаться в помощи.
- Он сформулировал представление об идеальном государстве, т.е. реально не существующем идейном образе и его особенностях: власть здесь принадлежит людям способным, присутствие социальной иерархии выражается в неравенстве властных полномочий, которыми обладают разные социальные группы; политические отношения в таком государстве подчиняются принципу справедливости, смысл которого Платон видит в том, что каждый гражданин выполняет определенные обязанности и получает за них вознаграждение; "коммунизм" как принцип равенства потребления осуществляется в высших классах и служит условием сохранения их сплоченности перед лицом классов низших.
- Платон дал характеристики реальных типов государственного устройства, бытовавших в его время и служивших искажением задаваемого идеальным типом образца: тимократия - власть честолюбцев; олигархия - господство немногих над большинством; демократия - власть большинства (один из недостатков данной формы правления он видел в том, что здесь обостряются противоречия между бедными и богатыми); тирания - власть одного над всеми (наихудший вид правления, по мнению Платона).
- Для Платона демократия - это власть масс, посредственности, которая неминуемо приведет к тирании большинства. При демократии, по его мнению, происходит общая порча нравов, изгоняется всякое благополучие, водворяется наглость и своеволие. Кроме того, он предупреждает, что демократия обычно кратковременна, толпа очень скоро (в силу усталости от хаоса и беспорядков) уступает власть единоличному тирану.
- Несовершенным формам государства Платон противопоставляет идеальное государство - справедливое правление избранных философов-мудрецов. Их власть должна быть абсолютной и безусловной. Личность в таком государстве полностью подчинена государству. Он вводит строгую иерархию сословий - философы-правители (высший класс), стражи и воины и, наконец, ремесленники и крестьяне, занимающиеся физическим трудом. У подданных нет ничего своего: ни семьи, ни собственности - все общее
- http://ayp.ru/library/politologiya-na-denisenko/6948
- Другой великий греческий философ Аристотель (384-322 гг. до н.э.) обращается к исследованию проблем политической жизни в таких трудах, как "Политика", "Афинская полития", "Этика".
- Аристотель сформулировал чрезвычайно важное для политической науки представление о государстве как о продукте естественного развития. В этом отношении оно подобно таким естественно возникшим "первичным общениям", как семья и селение. Государство, замечает Аристотель, - понятие сложное. По своей форме оно представляет организацию и определенную совокупность граждан. Стало быть, определение государства как формы зависит от того, кого считать гражданином. Из этой фундаментальной посылки исходит предложенная Аристотелем классификация форм правления.
- Он разделяет формы государственного устройства на правильные (монархию, аристократию, политию - здесь власть осуществляется во имя общего блага) и неправильные (тиранию, олигархию, демократию, где механизм подчинен интересам тех, кто правит). Что касается наилучшей формы правления - политии - то, с точки зрения Аристотеля, здесь во всем доминирует "средний класс", причем важнейшей его отличительной чертой является "собственность средняя, но достаточная". Аргументы Аристотеля в пользу оптимальности политии вполне реалистичны: многочисленный и влиятельный средний элемент нейтрализует опасность раскола населения на борющиеся партии и ослабляет распри и раздоры. Правда, обсуждая возможность установления политии в современной ему Греции, Аристотель пришел к выводу, что она невелика. Философ обращает внимание на социальную сторону политических процессов, указывая на имущественное неравенство как основу общественных потрясений. В созданной им теории "среднего элемента", под которым понимается слой не бедных и не богатых людей, дорожащих своим положением и независимостью и удерживающих общество от социальных потрясений, явно прослеживается идея, положенная в основу широко распространенной в современном обществе теории "среднего класса". Кроме того, Аристотель использовал свою классификацию для выяснения причин политических изменений и беспорядков. Каждая из форм правления имеет свои недостатки, которые в определьном случае могут привести к перевороту. Так, олигархия наиболее уязвима по отношению к распрям внутри правящей элиты. Тирания, будучи внутренне относительно устойчивой, может быть легко уничтожена в результате нападения извне. Исследуя действие разрушительных элементов в различных формах государства, Аристотель применительно к каждой из них предлагает комплекс мероприятий по обеспечению устойчивости данного строя.
- Перевод в XIII веке "Политики" Аристотеля на латынь в решающей степени способствовал возрождению интереса к политической проблематике в Западной Европе.
- http://ayp.ru/library/politologiya-na-denisenko/6948
Августин (Augustinus) Аврелий (354—430) — христианский теолог и философ. Сыграл видную роль в разработке и утверждении христианской догматики. Обосновывая идеи о праве церкви на принуждение в делах веры, боролся с ересями, особенно с манихейством, донатизмом и пелагианством. Развивал теорию гармонии веры и разума, отдавая бесспорный приоритет нерациональными средствам приобщения к религии: авторитету священного писания, интуиции, чувствам, озарению. Автор первой в христианстве философии истории. Православие признает Августина блаженным, католицизм — святым и «учителем» церкви, протестантизм — одним из главных теоретиков. На идеи Августина опирались М. Лютер, Ж. Кальвин и др. Наибольшее влияние на протестантизм оказали учения Августина о божественном предопределении, божественной благодати, загробном воздаянии, избранничестве к спасению, мистическом озарении и др. Основные работы Августина: многотомный труд «О граде божьем», «Исповедь», «Об истинной религии», «О свободе воли» - Августин (Augustinus) Аврелий (354—430) — христианский теолог и философ. Сыграл видную роль в разработке и утверждении христианской догматики. Обосновывая идеи о праве церкви на принуждение в делах веры, боролся с ересями, особенно с манихейством, донатизмом и пелагианством. Развивал теорию гармонии веры и разума, отдавая бесспорный приоритет нерациональными средствам приобщения к религии: авторитету священного писания, интуиции, чувствам, озарению. Автор первой в христианстве философии истории. Православие признает Августина блаженным, католицизм — святым и «учителем» церкви, протестантизм — одним из главных теоретиков. На идеи Августина опирались М. Лютер, Ж. Кальвин и др. Наибольшее влияние на протестантизм оказали учения Августина о божественном предопределении, божественной благодати, загробном воздаянии, избранничестве к спасению, мистическом озарении и др. Основные работы Августина: многотомный труд «О граде божьем», «Исповедь», «Об истинной религии», «О свободе воли»
- Протестантизм. [Словарь атеиста]. Под общ. ред. Л.Н. Митрохина. М., 1990, с. 29.
- https://students-library.com/library/read/109194-osnovnye-politiceskie-idei-srednevekova-avgustin-avrelij-foma-akvinskij
- Фома Аквинский, Фома Аквинат (1225-1274) — средневековый философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, основатель томизма; монах-доминиканец. Родился в знатной графской семье. Обучался в Неаполитанском университете. В 1244 г. стал монахом доминиканского ордена и был направлен в Парижский университет — ведущий центр теологической мысли католического мира. Большое влияние на формирование его взглядов оказал Аристотель, а в период обучения в Парижском университете — Альберт Великий.
- Естественной формой государственной власти Фома Аквинский считал монархию. По своим политическим предпочтениям, несмотря на стремление доказать, что императорская власть ниже папской, идеальной формой правления, вслед за Аристотелем, Полибием и Цицероном, считал смешанную из трех «чистых» форм. Монарх олицетворяет единство, аристократия — преобладание надлежащих заслуг, а подданные (народ), вовлекаемые в дела управления, служат гарантией социального мира и согласия. Поскольку, по Фоме Аквинскому, власть по своей сущности всегда остается божественной, наиболее целесообразной формой правления всегда будет теократия, то есть совмещение правовых функций власти государства и церкви. Смертным грехом он считал возмущение и выступление против власти государства как таковой, однако признавал право народа на восстание против монарха-тирана, систематически извращающего справедливость и особенно посягающего на святую церковь.
- Позднее Фома Аквинский сделал отступление от концепции непосредственной теократии. Идя на значительные уступки требованиям времени, он разграничил сферы действия естественного и позитивного права церкви и государства, предусматривая для последнего существенную «автономию» (свободу действия). Эта «автономия», в свою очередь, базировалась на положении Аквината о неизменности «человеческого достоинства», согласно которому человек есть неповторимая индивидуальность. Поскольку человек свободен по своей природе и существует по своей собственной воле, то авторитет государства и требование социальной целесообразности не являются необходимыми условиями его существования, ибо человек есть образ и подобие Бога. Отсюда создание необходимых условий для его достойной жизни является одной из задач позитивного права.
- Положения Фомы Аквинского об «автономии» власти государства, о «человеческом достоинстве» допускали возможность со стороны церкви проявлять терпимость к различию и многообразию форм светской власти, требовали хотя бы формального, но соблюдения прав человека.
- Идеи Фомы Аквинского не могли не повлиять на характер политического развития средневековой Западной Европы. Они способствовали либерализации, индивидуализации общественной жизни, повышению исторического значения личности, а главное, заложили традиции плюрализма, альтернативности и взаимооппозиционности основных центров политической власти (светской и духовной).
- https://psyera.ru/politicheskie-idei-fomy-akvinskogo_13392.htm
- Политическая философия Аль-Фараби продолжает линию платонизма, в то же время, для его учения характерны исконно независимое мышление, самобытность, последовательность, твердая убежденность.
- Классифицируя науки, Аль-Фараби, особое место выделяет политической философии, цель которой – построить совершенное общество, создать идеальное объединение граждан. Трактаты Аль-Фараби по социально-политической философии («Трактаты о взглядах жителей добродетельного города», "Об обретении счастья", "Напоминание о пути к счастью" и др.) посвящены принципам и нормам политических объединений общин, т. е. государств.
- Человеческое счастье Аль-Фараби ставит выше всех – религиозных предписаний и требований. Путь к истинному счастью у Аль-Фараби проходит через добродетели, целомудрия, благородных поступков в борьбе с противоположными действиями – злом, несовершенством. А целью государства, человеческого объединения является достижение счастья для всех граждан. Человек приобретает совершенство только тогда, когда он соответствует своей человеческой природе, приобщается к различным ценностям через общественные связи, через участие в общении. Благодаря общению, взаимной поддержке в социальном объединении, человек существует, живет и морально совершенствуется. По мнению Аль-Фараби, необходимость такому объединению возникает по причине потребности в удовлетворения своих материальных нужд. Человек и идеальное человеческое общество у Аль-Фараби, являются неотъемлемыми частями вселенной и ее своеобразной модели.
- Первичной формой совершенного общества, по Аль-Фараби, является город (ал-Мадина). Общество и государство у Аль-Фараби, выражено одним понятием - «город». Идеальному "Добродетельному городу" (ал-Мадина ал-Фадила) Аль-Фараби, свойственно иерархическое построение, как в Космосе и здоровом организме человека. Биологические органы человека, взаимодействуя друг с другом, помогая друг другу, защищают здоровье и сохраняют жизнедеятельности живого существа. Части (жители) города – государства объединяются и взаимодействуют с целью защиты и продолжения совершенного и благого счастья. Одновременно, Аль-Фараби увидел разницу между биологическими и политическими составляющими. Если функции биологических органов связаны с непроизвольным рефлексом, то граждане государства добровольны и свободны в выборе.
- Политические идеалы Аль-Фараби, особенно четко прослеживается в построенных ими принципах классификацию городов и человеческих сообществ. По видам истинных и ложных благ, Аль-Фараби делил города на добродетельные (идеальные) и противоположные им невежественные.
- https://econf.rae.ru/article/4507
И.Кант и И. Гегель. - И.Кант и И. Гегель.
- В результате герменевтической реконструкции философии государства Канта выявлены четыре конститутивных фактора: принцип свободы, республиканизм, принцип членства и законность. Кант проводит различие между ноуменальной (моральной) и феноменальной (политико-правовой) свободой, подчёркивая, что в сфере политики и права ноуменальная свобода не может стать основанием морального закона, поскольку она не должна ограничиваться извне (гетерономно), но только полагаться индивидуумом “изнутри” (автономно). Для Канта ноуменальная свобода является единственным, изначально данным каждому человеку правом на основании его принадлежности человеческому роду (естественное право). Политическое сообщество в лице государства уполномочено лишь обеспечить защиту этой свободы от внешнего принуждения, но не имеет права посягать на ограничение внутренней (ноуменальной) свободы человека. При рассмотрении вопроса о предпочтительной форме государственного правления Кант выбирает республику, поскольку в ней закон является последней инстанцией. В результате сравнительного анализа философии государства Канта и Гегеля автор приходит к выводу, что оба мыслителя единодушны в понимании свободы как основания для легитимации государства. Вместе с тем, Гегель “снимает” установленное Кантом различие между ноуменальной и феноменальной свободой и берёт за основу коллективную, всеобщую свободу государства, олицетворяющего объективность, истину и нравственность. Высшим идеалом и долгом индивида является отказ от автономии во имя государства, которое определяется в качестве божественной самоцели. Гегель подхватывает этическую стратегию кантовской интерпретации феномена государства, дополняя её двумя другими: пониманием государства как результата естественной телеологии (цель природы) и как итога разумной телеологии (сознательного и свободного выбора человека). При рассмотрении вопроса о предпочтительной форме государственного правления Гегель предпочитает монархию.
- https://publications.hse.ru/articles/226978304
- Ч.Валиханова-политические взгляды казахского просветителя пронизаны духом настойчивого поиска средств и путей достижения общественного прогресса. Все ее содержание – это яркий образец искренней озабоченности мыслителя за судьбы родного народа и всего человечества, пример мучительных поисков правильного ответа на сложнейшие вопросы своего века, которые история поставила перед казахским народом в середине прошлого столетия
- Https://pdnr.Ru/a9624.Html
- По своим политическим убеждениям Ы. Алтынсарин, несомненно, был демократом, сторонником народного самоуправления, но решительно отказывался от идеи социализма, возможно потому, что в его русском окружении данная идея была совершенно неприемлема и считалась чем-то губительным для существования общества.
- В понимании им возможных путей вхождения казахов в цивилизованное сообщество центральное место занимает идея «естественного развития», с чем связан гуманизм просветителя и критика колониальной политики царизма. Последняя прикрывалась лицемерно идеологическими доводами о «пользе оседлости» и «цивилизаторской миссии» русской империи, в то время как на самом деле речь шла об оттеснении казахов с их собственных земель. Мало того, что методы царизма непродуктивны по самой своей сути, они помимо этого отчуждают «инородцев» от русских
- https://pdnr.ru/a9624.html
Значительное место в общественно-политической мысли Казахстана занимает Абай, вобравший в себя все духовно-нравственные ценности своего народа. На формирование его политических взглядов оказала влияние философско-политическая мысль Востока. Абай обращает внимание на то, что в стране обесцениваются моральные ценности. В таком обществе господствует зло, нравственная глухота, невежество. Люди, пораженные завистью, алчностью, порождают зло, несправедливость, расцвет порока и безнравственности, вражду между родами. В самом государстве царит преступность, оно не является отныне гарантом права, власть сама становится преступником. Размышляя над негативными сторонами общественной жизни, о проблеме управления, о статусе государства, права, Абай говорит о необходимости восстановления и определенной модификации нравственно-правовых принципов Тауке-хана, Есима и Касым-хана. - Значительное место в общественно-политической мысли Казахстана занимает Абай, вобравший в себя все духовно-нравственные ценности своего народа. На формирование его политических взглядов оказала влияние философско-политическая мысль Востока. Абай обращает внимание на то, что в стране обесцениваются моральные ценности. В таком обществе господствует зло, нравственная глухота, невежество. Люди, пораженные завистью, алчностью, порождают зло, несправедливость, расцвет порока и безнравственности, вражду между родами. В самом государстве царит преступность, оно не является отныне гарантом права, власть сама становится преступником. Размышляя над негативными сторонами общественной жизни, о проблеме управления, о статусе государства, права, Абай говорит о необходимости восстановления и определенной модификации нравственно-правовых принципов Тауке-хана, Есима и Касым-хана.
- Возникновение власти правителей Абай связывал с естественным стремлением людей упорядочению общественной жизни, к самореализации, защите от возможных посягательства на их жизнь, имущество, права. «Говорят,-писал Абай,-… «Когда каждый сам по себе бий, не ужиться и на бескрайних просторах, когда есть глава общины, не сгореть и в огне». Люди, признав эту истину, приносили жертву святым духам, и помолясь, отдавали бразды правления всеобщему избраннику и впредь старались поддерживать во всем, скрывая его недостатки и славя достоинства. Относились к нему с должным почтением, слушались и неукоснительно повиновались, тогда и влиятельные лица не переступали пределов благоразумия. Как им было не заботиться о людях, когда все были братьями, и достояние у них было общее.
- https://pdnr.ru/a9624.html
К основным принципам либерализма относятся: - Безусловная ценность человеческой личности.
- Изначальное равенство перед законом.
- Неотчуждаемые права.
- Договорной характер отношений индивида и государства.
- Верховенство закона как инструмента социального контроля.
- Защищенность частной жизни человека и свободы его действий.
Свобода в либерализме рассматривается как высшая ценность и средство обеспечения морального, интеллектуального и экономического прогресса общества. 2.Марксизм (коммунизм) Марксизм теоретически обосновывает необходимость классовой борьбы ради построения бесклассового общества, основанного на коллективизме, равенстве, высоком уровне производства и сознательности людей. В коммунистическом обществе реализуется принцип «От каждого по способностям, каждому по потребностям!». 3. Консервати́зм (от лат. conservo — сохраняю) — идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным и религиозным доктринам. За главную цель принимается сохранение традиций общества, его институтов, морали и нравственности. |