Главная страница

Тема%203.1%20Основные%20философские%20учения%20о%20человеке. Основные философские учения о


Скачать 32.64 Kb.
НазваниеОсновные философские учения о
Дата15.12.2022
Размер32.64 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаТема%203.1%20Основные%20философские%20учения%20о%20человеке.docx
ТипДокументы
#846798

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация

«Национальный социально-педагогический нсп колледж»

ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ УЧЕНИЯ О

ЧЕЛОВЕКЕ

Цель: закрепление знаний о философских учениях о человеке, формирование умений применять их.

Для оформления сущности понятия «человек» в философии используется ряд специальных категорий.

Одним из обобщающих понятий считается термин «индивид», в рамках которого подразумевается обозначение всякого представителя человеческого рода, например, индивид как единичный экземпляр. С помощью понятия «индивид» подчеркивается исходная зависимость каждого человека от социальных условий, в которых совершалось его личностное формирование: объективного социального положения, характера включения в общественное производство, общественного интереса и т.д.

Общеизвестно, что человек — биосоциальное существо. Познание феномена человека неисчерпаемо, как и многомерны формы и способы его существования и развития, отличающие человека от всех других живых существ.

Философская антропология выделяет единство биологического и социального факторов в развитии человека.

Как биологический вид Ното Sapiens характеризуется совокупностью видовых признаков. Среди ключевых биологических особенностей индивида стоит отметить половую систему, возрастные характеристики человечества, продолжительность жизни, продолжительность ее разных этапов, способность к усвоению различной пищи, освоение языка с ранних лет, вторичные половые признаки, устойчивые видовые вариации (расы), набор генов, функционирование природно-биологических систем организма и многое другое.

Человек живет сразу в двух средах: биологической и социальной.

Социальная проявляется в многообразии факторов общественной жизни, социальных особенностей человека. Социум играет первостепенную роль в формировании личности человека и его

2

индивидуальности. Общество оказывает огромное воздействие на каждого, формирует его характер и все виды жизнедеятельности. Человек предстает как продукт общества, социума, всей человеческой истории. Человек становится духовным, творческим, свободным, обнаруживает потенциал своей личности, образовывается, окружает себя социальными связями и отношениями, так же проявляет социальную активность в контексте противоречия обществу.

Сущность человека (человеческой натуры) составляет ее внутренний мир.

Под внутренним миром человека понимают сферу индивидуальной жизни личности, состоящей из эмоций, чувств, аффектов, верований, устремлений, грез, сновидений, а также осознания своего внутреннего и внешнего опыта деятельности.

Внутренний мир человека не подлежит полной рефлексии, т.е. может полностью не осознаваться, являясь сакральной частью человеческой души. Внутренний мир человека существует изначально, постепенно проявляясь в результате отражения мира внешнего. Принято считать, что внутренний мир имеет свое внутреннее пространство, субъективное внутреннее время. Их содержание можно систематизировать по ряду особенностей:

  1. размышления человека о самом себе;

  2. внутренняя речь или внутренний монолог;

З) размышления «о другом и других» людях, а также о переживаемых событиях;

4) абстрагированность; 5) планирование будущего;

б) фантазии;

7) образное мышление.

В целом, внутренний мир человека предстает как субъективная реальность, тесно связанная с внешним миром и являющаяся его отражением в индивидуально-личностных характеристиках, аспектах бессознательного. Внутреннему миру свойственно развитие, выраженное

з

в становлении эмоционально-волевой сферы человека, в формировании индивидуальных и социальных качеств, в самопознании и саморазвитии.

Категория «человек» шире понятия «сущность человека».

Человек — это существо универсально творческое, деятельность которого проявляется в ее разнообразных проявлениях. Человек является феноменом, который творчески развивается в процессе взаимодействия с окружающим миром. Также понятие «Человек» отображает в своем содержании конкретно-исторические, социальные и национальные типы людей. Сознание и деятельность человека являются отражением его внутреннего мира, мира личности и индивидуальности.

Личность как философская категория составляет антропологический дискурс о природе и сути человека.

Личность — это понятие, обозначающее социальную сущность людей или устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности, а также это способ самоутверждения человека по некому «индивидуальному закону».

Бытие человеческого индивида в качестве личности является условием воспроизводства и обновления социальных процессов. В философии речь идет, по сути, не о личности, а о личностях. Общество рассматривается как связь или система людей, утверждающих и реализующих свои позиции, установки и интересы. Разумеется, личностные качества людей выявляются неравномерно, в различные эпохи соотношение непосредственно личностного и непосредственно коллективного бытия людей заметно отличалось. Однако важно подчеркнуть, что не только коллективность, но и личность являются социальными формами бытия людей.

Существуют различные концепции развития личности.

Одна из наиболее известных концепций это концепция социализации как развития индивида в условиях социальной системы.

4

Под социализацией подразумевается становление личности человека, сопровождающееся освоением им окружающей культурной среды.

Социализация сопровождается воспитанием направленным воздействием на подопечного деятельностью социального агента, выступающего в роли воспитателя и ориентированного на формирование у него желаемых черт.

Существует также концепция салюреализации, подчеркивающая субъектное значение личности в формировании внутренних ресурсов, планов, задач и т. д.

Среди вопросов о становлении личности есть много дискуссий, ориентированных на разные проблемы философской антропологии. Необходимо отметить среди них наиболее значимую понимание индивидуальности.


Индивидуальность в рамках философии рассматривается как проявление общего в единичном, обособленность, целостность, самобытность, неповторимость и способность к творчеству.

Становление индивидуальности невозможно без процесса индивидуализации — самоопределения человека, его самореализации в конкретных жизненных ситуациях, способных влиять на процесс формирования личности.

Природа и сущность человека неразрывно связаны с глубоким пониманием сути всего человеческого, что сохранила мировая цивилизация вообще, а также с представлением о специфике личностных качеств конкретного человека, потенциала его индивидуального развития и глубины внутреннего мира человека.

Итак, индивид это один из рода. Индивидуальность специфическая особенность конкретного человека. Личность социальная сущность человека. Процесс формирования индивида является биологическим. Процесс формирования личности является биосоциальным.

5

Первоначально ребенок биологическое существо, «сгусток биомассы, инстинктов и рефлексов». Но с усвоением социального опыта он превращается в личность.

В последние годы большое внимание уделяется пренатальной (развитие эмбриона и плода во время беременности) общности, т.е. формированию особых отношений между матерью и плодом. Пренатальная общность ограничена во времени зачатием и рождением ребенка. Она включает в себя все связи и отношения с миром, реальные и воображаемые, в которых находится женщина, ожидающая ребенка. Границы пренатального возраста (от зачатия до рождения) задаются существующей культурой и не являются раз и навсегда жестко определенными. Так, например, в восточных цивилизациях считается, что «присутствие» человека в мире начинается еще за год до его зачатия.

Плод как первая вариация формирования индивида быстрее осваивает те воздействия, которые обращены непосредственно к нему. Мать, субъективно обособляя ребенка, вступая в отношения с ним «как с Другим», соединяет его с миром, готовит предпосылки для его связей с будущей средой. На втором месяце внутриутробной жизни развивается центральная и периферическая нервные системы, полуторамесячный эмбрион реагирует на боль, отстраняется от света, направленного на живот матери, прикосновения к подошвам ног. В шесть и семь недель возникает орган вкуса (позднее начинают появляться ощущения вкуса и запаха околоплодных вод). Пятимесячный эмбрион слышит громкие крики, пугается, сердится, грозит, реагирует на слова и ласки, изменяет поведение в зависимости от настроения матери. С шести месяцев берет свой отсчет интеллектуальная и эмоциональная жизнь ребенка. Его поведение в этот период изменяется в ответ на голос матери и отца, эмбрион способен увязать свое поведение со знакомым голосом, способен даже к опережающему отражению в своем поведении: он «знает», какие движения вызовут чувство удовольствия, какие — неудовольствия.

Рождение новой личности (души) сказывается и на психическом состоянии матери — необычность ощущений и активность процессов подсознания. Предпосылки будущей личности закладываются еще во

внутриутробном периоде. «Кризис рождения» имеет не только физиологическое значение, но во многом определяет психическую жизнь взрослого человека. Многие современные специалисты подчеркивают, что «Первый крик младенца — это крик «нет!», это отказ от того, что называют жизнью!»

Насильственную, репрессивную по своей природе обстановку рождения человека исследовал американский ученый С. Грофф. Он систематизировал и обобщил эмбриональные переживания пациентов, находящихся в измененном состоянии сознания, и на этой основе разработал методику «второго рождения».

В плане личностного самоопределения человека важно подчеркнуть, что человек приходит в жизнь с опытом рождения, а к рождению — с опытом пренатальной общности. С первых дней жизни формируется свой, особый стиль поведения ребенка, так хорошо узнаваемый матерью и близкими людьми. Индивидуальность ребенка нарастает к трехлетнему возрасту, который сравнивают с обезьянкой по интересу к миру и освоению собственного «Я». Именно в этот период проявляются первые черты поведения личности, во многом обусловленные тем, что ребенок попадает в ситуации свободного выбора. В этом возрасте все дети необычайно талантливы и любознательны, и, если окружающие способствуют развитию этих качеств, становление личности идет гармонично.

Большое значение для дальнейшей судьбы имеют особые «критические» моменты, во время которых происходит запечатление ярких событий внешней среды, что потом во многом определяет поведение человека. Они носят название импрессинга (от англ. impress — впечатлять, оставлять след) и могут быть очень разными, например, музыкальным произведением, потрясшей душу, историей, картиной какого-то события или внешним видом человека.

Дальнейшее развитие личности, с одной стороны, связано с «прохождением» определенных возрастных периодов и, с другой стороны, — с особенностями развития девочек и мальчиков, девушек и

7

юношей. Возраст, пол, профессия, круг общения, эпоха все это формирует личность.

На жизненном пути неизбежны и взлеты (как правило, в юности и в возрасте 30-40 лет), и застои (25-30 лет, 40-45 лет). Рубежами в жизни человека становятся такие ситуации, как отрыв от родительской семьи, создание собственной семьи и рождение детей.

Английский поэт XVIII в. Вордсворт сказал: «Ребенок — отец мужчины». В этом парадоксе хорошо выражена глубокая мысль: «Человека делает личностью, прежде всего, забота о другом человеке, о ребенке, о любимой или любимом». Недаром среди рецептов долгой и счастливой жизни ведущее место занимает чувство любви к людям и миру.

Социализация как процесс формирования личности включает два момента: Деятельность и общение.

Формирование личности зависит от многих аспектов:

  1. в центре — личность;

  2. затем — семья; З) воспитатели;

4) общество и государство.

Личность — это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида. В процессе своего развития личность все более развивается, благодаря связям с обществом и его культурой.

Культура является способом организации человеческой жизни. Она представлена в продуктах материального и духовного труда, в системе норм и ценностей, в отношении к природе, самому себе и другим людям. Но личность — это социальный организм, признаком которого является его автономия. Результатом автономии и ее условием является свобода личности. Личность сама себе вменяет нормы поведения, требования морали.

8


написать администратору сайта