НОВИКОВА ИР. Основные направления буддизма
Скачать 28.89 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный педагогический университет» ИНСТИТУТ ИСТОРИИ, ГУМАНИТАРНОГО И СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине: история религий на тему: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БУДДИЗМА Работу выполнила студентка 1 курса, гр.14 очного отделения Новикова Вероника Васильевна Научный руководитель _______________________ доц., канд. ист. наук А.В. Запорожченко Новосибирск-2018 СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………………………...3 Буддизм Хинаяны…………………………………………………………………5 Буддизм Махаяны…………………………………………………………………7 Заключение…………………………………………….…………………………..9 Список литературы………………………………………………………………10 ВВЕДЕНИЕ Буддизм – это религия, которая по времени возникновения появилась самая первая, она самая древняя. Это религия одна из трех мировых религий (наряду с Христианством и Исламом). Возникла она в Индии в VI-V вв. до н.э. Основателем буддизма считается Сиддхартха Гаутама, которой происходил из царского рода племени Шакьев в Северной Индии. Так как он происходил из данного рода племени, его еще называли Шакьямуни. Буддизм быстро распространился по всей Индии, а его идеи нашла поддержку и на Западе, и достиг расцвета в V веке до н.э. - V веке н.э. «Центральным ядром», буддизма, можно считать, учение о "четырех благородных истинах": 1) существование дукхи (страдание, гнев, страх и другие негативные переживания). Любой человек находится под влиянием дукхи, кто-то в большей, а кто-то в меньшей степени; 2) причина дукхи (алчность, тщеславие); 3) состояние освобождения от дукхи; 4) путь к состоянию освобождения («восьмиричный путь»). Есть несколько значимых фактов, которые можно привести в счет того, как буддизм стал религией. По своей сути, если обратится с самому слову «религия», то это «восстановление связи с Богом». Тогда возникает вопрос: Сиддхартх Гаутама (Будда) был основателем или Богом? И можно сделать вывод о том, что ранний буддизм нельзя отнести к религии, а уже Буддизм как религия начала приобретать свои черты после смерти Будды. Но уже в раннем буддизме не было общего, единого решения во многих догматических и организационных моментах. Это разногласие можно объяснить тем, что Будда в своих религиозных проповедях был направлен на разные категории слушателей, которые в свою очередь, по-разному излагали своё учение. Следовательно, в религии появляются различные направления учений. В буддизме основными направлениями стали Хинаяна и Махаяна, которые наиболее полно и четко отразили эти самые разногласия в различных тенденциях. Цель данной работы: характеристика двух важнейших направлений в буддизме: буддизма Хинаяны и буддизма Махаяны. Задачи: 1) Проанализировать важнейшие идеи направлений, а также их религиозную практику и этические нормы; 2) Охарактеризовать особенности каждого из направлений и указать их места в жизни индийского общества. Для начала я хотела бы дать краткую характеристику источников, которые я использовала для написания данной работы:
Буддизм Хинаяны Как было сказано ранее «в зависимости от интерпретации цели религиозной жизни последователей Дхармы» 5 и начали формироваться направления в Буддизме. Буддизм Хинаяны (её еще называют Малый путь, Южный Буддизм, «малая колесница» или «узкий путь спасения») можно рассматривать как раннюю форму буддизма, ранее направление. В основе этого направления лечит «учение о дхармах»6. Дхарма – это совокупность определенных и установленных правил и норм, которые необходимо соблюдать, чтобы поддержать космический порядок. Таких правил огромное количество. В буддизме Хинаяны «человек и окружающий его мир конструируется проявлениями дхарм, не находящихся в состоянии покоя»7. Такое состояние, которое можно называть «волнующимся», можно сравнить со страданием (недолжного бытия), и чтобы от этого состояния освободиться – нужно «успокоить» эти дхармы, а это значит, что человек прекращает своё существование как таковое, это означает «выход из круга перерождений» 8. Это «успокоение» дхарм можно рассматривать как обретение человеком Нирваны. Нирвана (от санскр. «отсутствие волнения») является высшей целью всех живых существ, которое проявляется состоянием сознания, в котором поток сознания, т.е. дхармы, находятся в покое с помощью «правильных» видов деяний, например, поступки, слова или мысли. Буддизм Хинаяны можно смело считать монашеским буддизмом, так как «не должно было соприкасаться с повседневной жизнью мирян»9, то есть порвать мирские связи (отказаться от семейных, имущественных и каких-либо других отношений), уйти от тревог и волнений земной жизни для уединения монашеского бытия. Человек, который привел своё состояние к состоянию святого, т.е. привел к полному отказу от всех жизненных интересов, подавил все чувства и желания назывался Архатом. Считается, что он преодолел закон «бесконечных перевоплощений в мире страданий». Мы рассмотрели только теорию, идеи направления буддизма Хинаяны. Обратимся к практике. Люди, которые решили обрести нирвану объединялись, так сказать, в монашеские организации, но, как нам показывает история, эти организации проявляли активное участие как в общественной, так и в политической жизни стран, где данное направление получило должное распространение (Шри-Ланка, Мьянма, Лаос, Таиланд). Направление буддизма Хинаяна подразделяется на основные религиозно-философские школы: Вайбхашики (сарвастивадины) и Саутрантики. Коротко охарактеризую каждую. Представители школы Вайбхашики (сарвастивадины) считали, что анализ самого сознания поможет им познать окружающий мир. Этому анализу они придавали большое значение, и именовали его «опытом». Они считали, что наше сознание – это непрерывный поток душевных состояний, и он может меняться, значит они были против Кшаникавады, т.е. «теории мгновенности», которая говорит о мгновенности бытия и непостоянстве любого состояния, которую разработали саутрантики. «Исторический Буда Шакьямуни считался ими первым мыслителем, положившим начало буддийской философии»10. Что касается представителей школы Саутрантиков, то они «свои религиозно-философские воззрения развивали исключительно на основе сутр»11, которые как бы сообщают подлинные высказывания и мысли основателя Будды. Отсюда и пошло их название (саутрантики — «последователи доктрины сутр»). Они не принимали «истинное бытие», и считали, что «сущее только в настоящем», и на этом основании они разработали «доктрину мгновенности». Последователи буддизма Хинаяны считают, что они являются носителями настоящего, «истинного» учения, которое провозгласил сам основатель буддизма. Таким образом, можно сделать вывод: Будда в Хинаяне является человеком, который нашел свой путь к спасению, и поэтому они делали акцент на личное спасение через принятия монашества с аскетичным образом жизни, т.е. быть отшельником. Буддизм Махаяны Буддизм Махаяны (данное направление также называют Северный путь, так как распространился в таких странах как Китай, Тибет, Монголия, Корея и Япония; «большая колесница» или «широкий путь к спасению»). Это уже поздняя форма буддизма, позднее направление, которое появляется в буддизме. Известно, что в 100 г.н.э. в городе Кашмире (четвертый буддийский собор) были заложены главные положения Махаяны. Считается, что основной вклад в развитие направления Махаяны принадлежит индийскому мыслителю Нагарджуне, который утверждал тождественность Сансары и Нирваны. В основу канона данного направления были положены «сутры праджняпарамитского цикла, и такие сутры как «Саддхармапундарика», «Ланкаватара», «Вималакиртинирдеша»»12. Если в буддизме Хинаяны Будда выступал в качестве человека, который нашел путь к спасению, то последователи махаянского направления превратили Будду в божество, которому покланялись, совершая ритуальные обряды, а также в честь которого возводились храмы: «Историческое лицо Будда Шакьямуни выступает в текстах Махаяны как земное воплощение универсальной космической истины» 13, поэтому начало создаваться учение о двух, а затем, с развитием данного учения, и о трех «телах» Будды. Это учение является важнейшим в буддизме Махаяны. Возникает концепция Абсолюта. В философии Махаяны эта концепция трактуется как «безатрибутный и рационально непознаваемый, однако истинно реальный», т.е. данный термин «Абсолют» в буддизме лишь условный термин, который обозначает сущность бытия. Представители буддизма Махаяны считают, что «смысл явления Будды – протянуть руку помощи страдающим живым существам, изложить истинное учение о преодолении страдания»14, т.е. Махаяна делает упор не на личное спасение, как в буддизме Хинаяны, а на спасение как монахов, так и мирян, спасение других через проповедование и воздействие на различные сферы жизни индийского общества. В данном случаем мирян можно приравнять к монахам. Учение Махаяны включает в себя такие понятия как монпа и гюгпа. Монпа означает намерение сделать что-то, а гюгпа - действие, которое фактически совершено. Можно привести пример, который будет отражать эти два понятия: монпа – намерение отправиться в путешествие, тогда гюгпа – это собирание багажа и отправка в путешествие. Но в данном контексте монпа означает намерение совершать поступки ради блага живых существ, и те, кто принял направление Махаяны, стремились прежде всего достичь состояния Будды, которое пойдет на благо всех живых существ на земле, и это в буддизме стало называться Бодхисаттва, но чтобы достичь этого, им нужно было пройти пять путей: 1) путь накопления или другое его название Самбхара марга (на этом «пути» человек должен научиться понимать и чувствовать страдания других людей, тогда у него рождается чувство, что он должен им помочь, стать Буддой ради спасения других, помогает им, и человек должен накопить как можно больше таких заслуг. Но есть одно условие – чтобы встать на этот «путь» нужно, чтобы была развита бодхичитта – это «пробужденное сознание (мысль)»15 и тут можно сказать, что суть состоит в том, что у человека появляется мотив к этому пробуждению: «Да стану я Буддой на благо всех живых существ»16); 2) путь подготовки – Прайога марга(для того, чтобы достичь данный «путь», человек с помощью шаматхи должен выполнить «медитацию на пустоту», которая должна в сознании проявить «великую безмятежность», и тогда у человека начинает развиваться именно «проникновение в суть вещей»); 3) путь видения – Даршана марга (данный «путь» очень короткий в отличие от других «путей», длится оно всего лишь «мгновение». Человек на данном этапе «пребывает в природе, свободной от эмоций»); 4) путь медитации – Бхавана марга (этот путь можно считать завершающим, так как здесь человек должен пройти «Восьмеричный путь», в результате которого он пройдет 8 стадий совершенствования и обретёт «два тела Будды» - дхармакайя и рупакайя, значит можно считать, что человек «становится всецело пробужденным Буддой»); 5) путь «больше неучения» - Ашаикша марга (человек обретает состояние Будды). Таким образом, можно сделать вывод: достижение состояния Будды (бодхисаттвы) путем отказа от личного спасения, чтобы помогать другим мирянам, и затем привести их к освобождения является главной целью направления буддизма Махаяны. Заключение В процессе выполнения контрольной работы я достигла главного результата – охарактеризовала два важнейших направления в буддизме: буддизма Хинаяны и буддизма Махаяны, проанализировав как важнейшие идеи направлений, так и охарактеризовав особенности каждого из направлений. Хотелось бы сформулировать основной, общий вывод: Буддизм – самая древняя мировая религия. Суть её учения заключается в том, чтобы достигнуть путь нирваны (отказ от мирных благ, медитация, состояние осознания своей души). Но учение Будды распространялось на разные категории слушателей. Из-за разногласий в определенных вопросах появляются направления в буддизме: Хинаяна и Махаяна. Хинаяна – раннее направление. Суть данного направления – личностное спасение души путем самоотречения, отречения от мирных благ, став отшельником. Представители считали, что от человеческих мыслей, действий, а также и образа жизни будет зависеть результат того, что с человеком будет происходить. Здесь нет религиозных обрядов, пантеона, и понятия рая и ада. Махаяна – позднее направление. Оно, несомненно, отличается от Хинаяны. Как я уже говорила ранее, представители этого направления приравнивали мирянина и монаха, т.е. и мирян и монах могут достичь спасения через определенные стадии, «пути» спасения, т.е. обрести состояние Будды ради блага всех живых существ на Земле. Теперь появляется пантеон святых, который призван оказывать помощь людям на их пути к состоянию Будды, к состоянию спасения. Эти два направления оказали огромное влияние как на культурную, так и на общественную и политическую жизни индийского общества, и по сей день занимают важное место в жизни каждого мирянина. Список литературы 1. Васильев, Л. С. История религий Востока. М.: Высшая школа,1978. – 266 с. 2. Введение в буддизм [С. 21-30] / ред. и сост. В. И. Рудый. - СПб., 1999. – 193 с. 3. Ермакова, Т. В., Островская, Е. П. Классический буддизм. - СПб.: «Азбука-классика»; «Петербургское Востоковедение», 1999. – 256 с. – («Мир Востока»). 4. Основы регилиоведения [С.177-188]/ под. ред. И. Н. Яблокова. М., Высшая школа, 1998.-368 с. 5. Корнев, В. И. Буддизм – религия Востока. М.: Знание,1990. – 64 с. 6. Интернет-ресурс https://ru.wikipedia.org/wiki/Бодхичитта 1 Основы регилиоведения / под. ред. И. Н. Яблокова. М., 1998, С.177 2 Основы регилиоведения / под. ред. И. Н. Яблокова. М., 1998, С.178 3 Введение в буддизм / ред. и сост. В. И. Рудый. СПб., 1999, С.21 4 Введение в буддизм / ред. и сост. В. И. Рудый. СПб., 1999, С.23 5 Ермакова, Т. В., Островская, Е. П. Классический буддизм. СПб.,1999, - С. 64 6 Основы регилиоведения / под. ред. И. Н. Яблокова. М., 1998, - С. 177 7 Основы регилиоведения / под. ред. И. Н. Яблокова. М., 1998, - С. 177 8 Основы регилиоведения / под. ред. И. Н. Яблокова. М., 1998, - С. 178 9 Ермакова, Т. В., Островская, Е. П. Классический буддизм. СПб.,1999, - С. 65 10 Ермакова, Т. В., Островская, Е. П. Классический буддизм. СПб.,1999, - С.66 11 Ермакова, Т. В., Островская, Е. П. Классический буддизм. СПб.,1999, - С. 66 12 Ермакова, Т. В., Островская, Е. П. Классический буддизм.- СПб.,1999. - С. 67 13 Ермакова, Т. В., Островская, Е. П. Классический буддизм.- СПб.,1999. - С. 68 14 Ермакова, Т. В., Островская, Е. П. Классический буддизм.- СПб.,1999.- С. 68 15 https://ru.wikipedia.org/wiki/Бодхичитта 16 https://ru.wikipedia.org/wiki/Бодхичитта |