Главная страница
Навигация по странице:


  • Что означает мысль: «существование предшествует сущности»

  • Что такое экзистенциализм

  • Какой смысл Сартр придает понятию гуманизм

  • Обладает ли, по Сартру, человек абсолютной свободой

  • философия практическая 2. Основные онтологические проблемы в философской картине мира


    Скачать 30.74 Kb.
    НазваниеОсновные онтологические проблемы в философской картине мира
    Анкорфилософия практическая 2
    Дата27.06.2022
    Размер30.74 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаFilosofia_2_vopros.docx
    ТипДокументы
    #618048

    Тема: Основные онтологические проблемы в философской картине мира

    1. Бытие как основная онтологическая проблема

    Понимание бытия обусловливает мировоззренческую позицию человека, его отношение к глубинным основаниям собственного существования. Учением о бытии и действительности занимается такой раздел философии как онтология. Она изучает фундаментальные принципы, структуру, наиболее общие свойства и категории сущего. Понятие о бытии в философии восходит к древности. В самом широком понимании слова бытие является глобальной реальностью, которая существует объективно и независимо от сознания человека и вообще от наличия всего человечества.

    В онтологии на сегодняшний момент накопилось множество вопросов, носящих проблемный характер. Одним из них считается вопрос о соотношении бытия и небытия. Одной из форм данного вопроса является вопрос о соотношении бытия и ничто, а также следует отметить и важнейшие конкретизации данного аспекта: проблема становления, проблема творения.

    Проблема бытия восходит к древности, впервые о ней заговорил древнегреческий философ Парменид. В его понимании бытием является не какая-то отдельная вещь, а сама возможность существования вещей. Бытие, по мнению философа, не возникает и не уничтожается, оно всегда является неизменным. А вот изменения бытия – это лишь кажущаяся вещь. Противоположный взгляд на проблему бытия высказана Гераклитом. Он говорил о вечности бытия, но в то же время о его нахождении в постоянном движении и изменении. Соответственно бытие вещей появляется в результате ухода других вещей в небытие.

    Платон в свою очередь говорил о противопоставлении двух видов бытия – это неизменные идеи и постоянно меняющиеся материи. Его последователь, Аристотель высказывает точку зрения о существовании четырех источников бытия любой вещи: творец, цель, форма, материя. В Средневековье учение Аристотеля было переосмыслено в соответствии с учением о христианстве.

    Уже в XIX в. материалисты К. Маркс и Ф. Энгельс ввели такое понятие как «общественное бытие», т. е. бытие человека рассматривалось среди людей, и оно рассматривалось уже на основе множества общественных отношений, которые возникали в процессе производства материальных и духовных благ, человеческого общения. С этого времени начинает выделяться три основных рода бытия: бытие неорганической природы, бытие живой природы и общественное бытие. И, согласно материализму, бытие живой природы предшествует общественному бытию, а бытие неживой природы – двум другим родам бытия.

    Согласно этой теории, в человеке проявляется единство всех трех родов бытия в их диалектическом развитии.

    2) Учение о субстанции

    В философии для обозначения первоосновы всего сущего используется такое понятие как субстанция (от лат. substantia – сущность, то что лежит в основе). Ранние философские школы, в под субстанцией мнили вещество, из которого состоит все сущее. Под этим понимались «первостихии», такие как земля, вода, воздух, огонь, которые представлялись некими конструкциями, «первокирпичиками» – апейронами, атомами. Поздне значение «субстанции» стало более широко, что означало некое предельное состояние– постоянное, устойчивое и существующее в независимости от чего бы ни было. К нему сведен мир во всем его многообразии и изменчивости. Это – Бог, эфир, материя, сознание, идея.

    Разные учения философов по-своему использовали понятие о субстанции, это зависело от вопроса о происхождении единства мира. Существует мнение субстанции как о единстве мира в многообразном состоянии вещей, явлений. Что определило возникновение такого понятия название о монизм (от греч. monos – один, единственный).

    Рассматривая тот факт, что для первоосновы выделяются на две субстанции, то возникает такое философское представление как дуализм (от лат. dualis – двойственный). А вот существование более двух первооснов говорит о – плюрализме (от лат. pluralis – множественный).

    3) Изменчивость мира. Развитие

    Под изменением в философии понимают любые приобретенные объектом новые признаки или свойства, или наоборот, утрата ими уже имеющихся признаков и свойств. В соответствии с этим можно различать три типа изменений:

    Первое. Объект наблюдения подвергается изменениям, но все-таки сохраняет свое качество. Это касается изменений внешних форм, не затрагивающих содержательность объекта. Это может быть как увеличение или уменьшение размеров, так появление новой окраски. Это количественные изменения.

    Второе. Объект наблюдения подвергается существенным изменениям, но как только проходит определенное время, он возвращается к своему исходному состоянию. Это циклические изменения.

    Третье. Изменения могут затрагивать содержимое объекта, но уже носят необратимый характер. В данном случае можно говорить о качественных изменениях, это и есть развитие.

    Таким образом, можно сказать, что развитие - это необратимое и закономерное изменение, направленное на объект, которое ведет к его новому качественному состоянию.

    Исходя из этого, можно выделить характерные для развития признаки, такие как: структурная изменчивость, необратимость характера, определенное направление, приобретение нового качества, элемент преемственности.

    Если говорить о развитии конкретного объекта, то следует установить причину развития и его источник, далее заняться выявлением механизма развития и, наконец, определить, какова направленность развития.

    Конечно, в развитии есть нужда только тогда, когда есть то, что осталось недоразвитым, где присутствуют несовершенства. Тогда, если говорить о мотивах эволюции мира природы, то появляется некая рассогласованность между средой и ее обитающими в ней. В основе развития биосферы можно сказать, что выявлялось присутствие многих видов и родов, но к настоящему времени мы видим тех, кто смог настолько изменить свои морфологические признаки, что это стало комфортным существованием в определенной экосистеме.

    Это не говорит о пребывании в вечном комфорте, оно всегда относительно и его можно определить как период согласия среды с ее обитателями. Так как среда находится в постоянном изменении, то меняются и ее обитатели. Тот, кто не успел или не сумел адекватно ответить на вызов, тот прекратил свое существование, исчез из мира биосферы.

    В процессе развития изменяется качество, которое определяет объект именно так, и никак иначе. Конечно, качественные изменения происходят постепенно, на это влияют количественные изменения, которые путем накопления меняют качество, чтобы дать возможность прийти новому. Соответственно развитие не является одномоментным актом. Это дает возможность говорить о времени как о форме осуществления бытия. Оно же дает возможность определить направление развития.

    Далее скажем о пространстве. Оно всеобъемлюще: от форм проявления развития до его протяженности и структуры, отношение с другими объектами, подвергающимися изменению.

    Изменения – это эволюция.

    Развитие ассоциируется с изменением бытия. В нем присутствуют гармония и дисгармония, порядок и беспорядок, новое и старое.

    Если развитие отсутствует, то это значит, что развивающийся субъект, пребывает во временном равновесии, его состояние согласовано, гармонично. Причем это может занять как секунды, так и пройти миллионы лет. Потом у субъекта снова есть потребность развиваться, это означает, наступает новое качественное состояние, где согласованы все ее элементы.

    4) Проблемы бытия человека

    Впервые проблема бытия была затронута древнегреческим философом Парменидом. Для Парменида бытие – это не какая-то отдельная вещь, а сама возможность существования вещей. Бытие, по Пармениду, не возникает и не уничтожается, оно всегда является неизменным. Изменения бытия – это лишь кажущиеся изменения. Гераклит утверждал, что бытие, действительно, вечно, но оно находится в постоянном движении и изменении. Бытие одних вещей появляется в результате ухода других вещей в небытие. Платон противопоставлял два вида бытия – неизменные идеи и постоянно меняющуюся материю. Его ученик Аристотель называл четыре источника бытия любой вещи: форму, материю, цель и творца. В XIX в. К. Маркс и Ф. Энгельс ввели понятие «общественное бытие», т. е. бытие человека среди людей, основанное на множестве общественных отношений, возникающих в процессе производства материальных и духовных благ, общения. С тех пор выделяются три основных рода бытия: бытие неорганической природы, бытие живой природы и общественное бытие. Причем, согласно материализму, бытие живой природы предшествует общественному бытию, а бытие неживой природы – обоим другим родам бытия. Диалектика — это философское учение о развитии всех форм бытия и одновременно — его познания и преобразования.

    Учение диалектики прошло три этапа развития: стихийная диалектика древних, диалектика немецкой классической философии, материалистическая диалектика. Диалектика разделяется на объективную и субъективную диалектику.

    Объективная диалектика — это порядок, логика объективных процессов движения, изменения, развития, взаимодействия.

    Субъективная диалектика — это диалектика мышления как отражение этих объективных процессов в формах знания.

    И в объективной, и в субъективной формах диалектика есть целостная система законов, принципов и категорий.

    1. наука о наиболее общих законах развития природы, человека и общества и познания

    2. общение с собеседником с целью обретения им истины.

    3.диалектический материализм;
    Основные формы бытия:
    1) бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы как целого и бытие вещей и процессов, произведенных человеком;
    2) бытие человека, которое (условно) подразделяется на бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие;
    3) бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное;
    4) бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества.


    Что означает мысль: «существование предшествует сущности»?

    «Существование предшествует сущности» понимается как, что ничто не может влиять на характер человека, его жизненную ценность и ориентиры, так как только он сам может определить их сущность. По мнению Сартра, «человек прежде всего существует, сталкивается с самим собой, обнаруживается в мире - и определяет себя впоследствии». Свою сущность человек разумный приобретает только в процессе жизни, а потому и несет полную ответственность за «бесцельно прожитые годы». Человек сначала появляется (существование), а потом определяется с тем, кто он есть (сущность), оправдывая свое существование.

    Что такое экзистенциализм?

    Экзистенциализм в противовес рационалистической философии взглянул на человека как переживающее, страдающее и трагическое существо, обладающее возможностью свободного выбора и ответственного за свои поступки.

    Согласно экзистенциализму, в мире есть, по крайней мере, одно нечто, у которого существование предшествует сущности и этим нечто является именно человек. Более конкретно это означает, что нет иного творца человека, кроме самого человека. Он сам создает свою сущность, а, следовательно, творит самого себя. Причем это осуществляется не раз навсегда, а каждодневно. Человек есть существо, устремленное в будущее. «Если, - говорит Ж.-П. Сартр, - человек сам творит свое бытие, значит он, и ответствен за него. Он отвечает за свой выбор. Но выбирая себя, человек выбирает и других людей. Это может показаться странным, но это именно так, ибо человек живет в мире людей». Если, приводит пример французский философ, я хочу жениться и иметь детей, я не только вовлекаю в это свое предприятие несколько человек, но и всех людей, создавая определенный образ человека, выбравшего путь моногамии.

    Какой смысл Сартр придает понятию гуманизм?

    В своей работе «Экзистенциализм - это гуманизм» понятие «гуманизм» у Сартра имеет два разных значения.

    В первом значении, гуманизм понимается как теория, рассматривающая человека в качестве цели и высшей ценность.

    «Экзистенциалист никогда не рассматривает человека как цель, потому что человек всегда незавершённый. И мы не обязаны думать, что есть некое человечество, которому можно поклоняться. Культ человечества приводит к фашизму. Такой гуманизм нам не нужен».

    Во втором значении, Сартр в своей работе говорит, что «человек постоянно находится вне себя. Именно проектируя (создавая) себя и теряя себя внешне, он существует как человек».

    В результате таких действий человек может быть в сердцевине, в центре этого выхода за собственные пределы. По Сартру, для человека не существует никакого другого мира, кроме человеческого. Этот мир называется миром человеческой субъективности.

    Это то, пишет философ, «что мы называем экзистенциальным гуманизмом». «Это гуманизм, поскольку мы напоминаем человеку, что нет другого законодателя, кроме него самого, в одиночестве он будет решать свою судьбу; поскольку мы показываем, что реализовать себя по-человечески человек может не путем погружения в самого себя, а в поисковые цели вне, чем может быть освобождение или еще какая-то конкретная самореализация».

    Из предложенных значений можно сделать вывод, что последнее положение и является сущностью экзистенциального гуманизма, рассматриваемого Сартром в работе «Экзистенциализм - это гуманизм».

    Обладает ли, по Сартру, человек абсолютной свободой?

    Сартр рассматривает человеческую свободу абсолютной, раз и навсегда данной человеку («человек осужден быть свободным»). Свобода представляется предшествующей сущности самого человека. В представлении Сартра, свобода это не свобода духа, ведущая к бездействию, а свобода выбора, которую никто не может отнять у человека. Так, например, у лишенного свободы есть выбор: он может принять решение – вступить ли в борьбу за освобождение или смириться со своим положением, дальнейшее же будет зависеть от обстоятельств, которые находятся вне компетенции философа.


    написать администратору сайта