СРС. Основные подходы к изучению феномена культуры
Скачать 64.93 Kb.
|
СРС Кафедра: Политологии и социально-гуманитарных дисциплин Тема: Основные подходы к изучению феномена культуры Выполнила: Инаят Б. И. Проверила: Сайлаубекқызы А. 2021 год Содержание Введение ……………………………………………………..3 Тенденции к понятию феномена культуры ………………..4 Философский подход ………………………………………..4-5 Антропологический подход ………………………………...5-6 Социологический подход …………………………………..6 Системный подход ………………………………………….7 Заключение ………………………………………………….7 Список литературы………………………………………….8 Введение В настоящее время известно более 500 определений понятия «культура», предложенных в самых разных отраслях науки и практики. Для социологической науки наиболее удачным является определение Э. Тайлора: Культура представляет собой сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и любые другие умения и привычки, усвоенные человеком как членом общества. В силу того, что понятие «культура» является универсальным, оно используется не только как научный термин во всех социально-гуманитарных науках. Слово «культура» часто используется для обозначения культуры разных народов в определенные исторические эпохи, специфики способа существования или образа жизни какого-то общества, группы людей или определенного исторического периода, для характеристики образа жизни отдельных социальных групп или сфер деятельности. В обыденном сознании понятие «культура» в основном ассоциируется с произведениями литературы и искусства, театрами, музеями, архивами — всем тем, что находится в ведении министерства культуры (или аналогичного учреждения) в любой стране. Поэтому данным термином обозначают формы и продукты интеллектуальной и художественной деятельности, всю область духовной культуры. Это привело к появлению множества определений культуры, число которых постоянно растет. Так, в 1952 г. американские культурологи А. Крёбер и К. Клакхон, систематизируя известные им определения культуры, насчитали 164 определения. В 1970-е гг. число определений достигло 300, в 1990-е гг. превысило 500. В настоящее время их насчитывается около 1000, что не удивительно, так как культурой является все, созданное человеком, весь человеческий мир. Можно классифицировать существующие определения, выделив несколько важнейших групп. Культура — это сущностная характеристика человека, то, что отличает его от животных, приспосабливающихся к окружающей среде, а не целенаправленно меняющих ее, как человек. В результате этого преобразования образуется искусственный мир артефактов, существенной частью которого помимо материальных предметов являются идеи, ценности и символы. Этот искусственный мир противостоит миру природы, не наследуется биологически, а приобретается только в результате воспитания и образования, проходящего в обществе, среди других людей. Тенденции к понятию феномена культуры В теории культуры существует несколько тенденций рассмотрения ее феномена, каждый из которых опирается на собственные методологические основания. Сегодня широко распространенными тенденциями выявления сущности культуры можно назвать две: первая состоит в изучении этого понятия в рамках отдельных наук и научных дисциплин, а вторая заключается в междисциплинарном подходе. Поскольку культура представляет из себя достаточно сложный феномен, существует не только возможность, но в определенных ситуациях и необходимость ее сокращения разными науками и конкретной форме, изучаемой отдельной отраслью знания. Вместе с тем этой же сложностью объясняется необходимость междисциплинарного исследования феномена культуры. Фактом современности стало сближение гуманитарных дисциплин в единую область знания, предметом которой и является культура. Существование множества теорий, вырабатывающих различные трактовки понятия «культура», объясняется различием в подходах и методах исследования, выбор которых определяется целями, которые стоят перед исследователями. В отечественной и зарубежной сфере представлены «классические» определения феномена культуры, не теряющие сегодня своей актуальности, которые опираются на наиболее характерные подходы к его исследованию: философский, антропологический и социологический. Философский подход Философский подход ориентирован на целостное понимание культуры и раскрывает ее сущность с точки зрения всеобщих связей и закономерностей. Культура при этом понимается как способ бытия общества. В рамках подхода выделяются и направления, которые выражают различные оттенки и смысловые значения понятия «культуры» - аксиологический и деятельностный. При деятельностном подходе термин «культура» трактуется как «обозначение человеческой, неприродной действительности в целом или какого-либо ее фрагмента, стороны, проявления и т.п.»; при этом подходе – «культура осмысливается как некое мерило оценки этой же человеческой действительности», как мера воплощения «тех или иных ценностей, преломляющих в себе интересы совершенствования, прогресса человеческого общества и личности». Проще говоря, аксиологический подход соотносит культуру с миром человеческих ценностей, в самом общем смысле трактует понятие как реализацию ценностных установок, рассматриваемых с точки зрения их значимости для человека. По нашему мнению, культура накапливает все многообразие предшествующей деятельности человека и предстает в виде иерархии идеалов и смыслов, значимых для общества. Другим недостатком аксиологического подхода можно назвать не всегда четкое разделение понятий «полезность» и «ценность». Создавая особый искусственный предметный мир, человек творит то, что имеет значение и смысл для выражения его сущности и что принципиально отличается от природы. Результатом такой деятельности становится ряд конкретных элементов, которые не только полезны и ценны для их создателя, но и обеспечивают возможность их накопления и передачи последующим поколениям. Выходит, ценности – это стимул человеческой деятельности и регулятор человеческого поведения. Между тем, аксиологическая трактовка культуры не определяет позицию отдельного человека как субъекта деятельности; а представление о культуре как совокупности ценностей не позволяет с достаточной полнотой исследовать ее внутреннюю сферу, ведь к культуре относят, как правило, лишь позитивные ценности – результаты положительной деятельности людей. Согласно деятельностному подходу, культура представляется производным человеческой жизнедеятельности, характеристикой всех сфер жизни человека в обществе, но с точки зрения развития человека как субъекта этой жизнедеятельности. Основным определением в этом подходе является понятие «деятельность», характеризующее активное, целеполагающее социальное действие, свойственное только человеку. В рамках деятельностного подхода выделяются два направления. Одно из них выражается в стремлении определить культуру как специфически человеческий способ деятельности. Второе направление характеризуется пониманием культуры как процесса реализации творческих сил, духовных потенций человека. Именно духовная культура, по мнению исследователей, должна пониматься как процесс, как деятельность человека, в отличие от материальной культуры. Задачей исследования культуры в рамках рассматриваемого подхода является изучение того, каким образом результаты деятельной человеческой истории становятся основанием творческой деятельности, то есть, как человек осознает себя субъектом деятельности, и каким образом в истории деятельности человек приходит к подобному самосознанию. Антропологический подход Специфика антропологического подхода состоит в ориентированности его на целостное познание человека в контексте определенной культуры. Наиболее распространенное понимание культуры в антропологии как системы знаний и верований, усвоенной членами того или иного общества и проявляющейся на поведенческом уровне. Иначе говоря, антропологический подход состоит в признании самоценности культуры каждого народа, а также признании равноценности всех культур на земле: «Культура – это все, что создано человеком, будь то материальные предметы, внешнее поведение, символическое поведение или социальная организация». В рамках антропологического подхода дано самое большое количество определений культуры. Первая их классификация принадлежит американским ученым-антропологам А. Креберу и К. Клакхону, которые охарактеризовали шесть типов определений: описательные, которые акцентируют внимание на предметном содержании культуры, пытаясь охватить все аспекты человеческой жизни; исторические, где культура определяется как продукт истории общества; нормативные, которые трактуют культуру как совокупность правил, норм, идеалов, регламентирующих жизнь общества; психологические, где культура связывается с субъектом и рассматривается через психологию поведения людей, особенности человеческой психики; структурные, которые исходят из характеристики особенностей внутренней организации культуры; генетические, где культура рассматривается с точки зрения ее происхождения. Социологический подход Социологический подход исследует культуру с точки зрения социологии. Подразумевается, что культура, будучи явлением коллективным, включает в себя общие для конкретного общества идеи, ценности, правила поведения — основу его единства. Социологические определения культуры раскрывают это понятие с точки зрения функционирования культуры в обществе, ее социальных функций — реализации социальной памяти общества, социализации и т. д. Следует также отметить, что ни один из существующих подходов не может претендовать на полноценное и завершенное толкование культуры; по нашему мнению, современные подходы дополняют и развивают друг друга и в этом смысле подтверждают очевидный факт, что культура представляет собой сложное системно-целостное единство, несводимое к какому-либо однозначному определению. Поэтому понять культуру во всей полноте конкретных форм ее существования, в ее строении, функционировании и развитии можно, как нам представляется, только с позиций системного мышления. Все другие подходы позволяют зафиксировать и определить только частные ее особенности, а потому они односторонне. Системный подход Системный подход не только дает возможность «примирить» разносторонние трактовки культуры, но и является, по нашему мнению, наиболее перспективным для характеристики культуры с точки зрения ее организации, структуры и функционирования. Системный подход характеризует культуру с точки зрения ее организации и устойчивости, фиксирует внимание на функциональном взаимодействии ее элементов. С позиции системного подхода каждую сферу жизнедеятельности людей можно рассматривать как самостоятельный объект исследования культуры. С этой позиции выделяется экономическая, социальная, политическая и духовная культура. Причем, каждая сфера — это взаимосвязанные элементы. Данный подход позволяет рассматривать культуру не в автономных ее проявлениях, а как целостную, сложноорганизованную, развивающуюся систему. Следует заметить, что системный подход позволяет рассматривать культуру с точки зрения ее целостности, когда ни один из элементов системы, будучи подсистемой культуры, вне целостности теряет свои качества. Истоки анализа культуры как определенной системной целостности ученые обнаруживают в работах историков и теоретиков культуры XIX века. Заключение Исходя из вышесказанного, культуру можно рассматривать как универсальный диалог или даже полилог смыслов (смыслополаганий). Культура как феномен и есть целостная система, в которой реализуется диалог смыслов, которые всегда будут актуальными и обновляющимися в определенном контексте. И диалог этот незавершаемый. Культура — это сущностная характеристика человека, то, что отличает его от животных, приспосабливающихся к окружающей среде, а не целенаправленно меняющих ее, как человек. В результате этого преобразования образуется искусственный мир артефактов, существенной частью которого помимо материальных предметов являются идеи, ценности и символы. Таким образом, этот искусственный мир противостоит миру природы, не наследуется биологически, а приобретается только в результате воспитания и образования, проходящего в обществе, среди других людей. Список источников: 1. Арнольдов А.И. Наука о культуре: современные коллизии — 2006 г.— № 3, ч. 1. 2. Булаева Д.В. Проблема ценности культуры на рубеже XX— XXI вв. — 2011 г. 3. Межуев В.М. Идея культуры: очерки по философии культуры - 2006 г. 4. Шендрик А.И. Теория культуры – 2002 г. |