история. Основные причины появления государства были следующие. Основные причины появления государства были следующие
Скачать 31.41 Kb.
|
Основные причины появления государства были следующие: 1. Необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением. Это усложнение, в свою очередь, было связано с развитием производства, появлением новых отраслей, разделением труда, изменением условий распределения общественного продукта, обособлением социальных структур, их укрупнением, ростом численности населения, проживающего на определенной территории, и т.п. Старый аппарат управления не мог обеспечить успешное руководство этими процессами. 2. Необходимость организации крупных общественных работ, объединения в этих целях больших масс людей. 3.Необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых. разложение первобытного общества привело к разделению общества, к появлению богатых и бедных, к возникновению эксплуатации меньшинством большинства. 4. Необходимость поддержания в обществе порядка, который бы обеспечивал работу общественного производства, социальную устойчивость, стабильность. 5.Необходимость ведения войн, как оборонительных, так и захватнических. ОСОБЕННОСТИ. В отличие от «азиатского» государства, ведущим государствообразующим фактором на территории Европы было классовое разделение общества. это обусловливалось тем, что здесь происходило интенсивное формирование частной собственности на землю, скот, рабов. Уже на раннем этапе разложения общинного строя наблюдается экономическое неравенство: у аристократов (героев, базилевсов, которых Гомер называл «жирными») земельных наделов, рабов, скота, орудий труда больше, чем у рядовых общинников. Наряду с рабством, носившим преимущественно патриархальный характер, когда рабы использовались в качестве домашней прислуги и не были основной производительной силой, появляются наемный труд, батрачество безнадельных общинников. По мере развития частной собственности растет влияние экономически сильной группы, которая стремится ослабить роль народного собрания, базилевса (выступавшего военачальником, верховным жрецом, верховным судьей) и передать власть своим представителям. Политическая система феодализма определялась тем, что власть была непосредственно связана с земельной собственностью, выступала в качестве её атрибута. Например, поместная форма землевладения была связана с экономической децентрализацией и вызвала политическую раздробленность (Европа X-XI вв.). В политической системе феодализма были города, сельские общины, церковь. Главный институт в политической системе феодального общества - государство. Даже в периоды глубокой децентрализации и упадка оно – основная политическая организация феодалов и претендует на роль представителя общества в целом. Государство осуществляло и некоторые общесоциальные функции, как и ранее, но сущность в том, что оно являлось основным гарантом феодальной формы поземельной собственности и инструментом реализации политической власти феодалов. По формам правления, государственного устройства и методам политической власти феодальные государства отличались разнообразием, но явное преобладание было у монархической формы правления. Формы государственного устройства в эпоху феодализма как централизованные, так и децентрализованные. Наблюдались крайние степени политической децентрализации: "частный", а не "публичный" характер государственной власти особенно типичен для раннего и развитого феодального общества в странах Европы. В странах Востока наблюдалась государственная централизация - как по традиции, так и в силу хозяйственной необходимости, хотя и здесь имели место центробежные тенденции. даже городским республикам в период феодализма были свойственны не демократические, а автократические и олигархические формы политической жизни. Сама система внеэкономического принуждения, сословная иерархия, бесправие народа порождали такие черты феодального политического режима как произвол и жестокость государственной власти на всех уровнях. Это находило выражение в насилии по отношению к крестьянству и городским низам, в личной и имущественной незащищенности зарождающейся буржуазии. История государства в эпоху феодализма делится на ряд этапов: Раннефеодальные монархии (V-IX вв.) возникают в период становления феодальной собственности, когда формирующийся класс феодалов группируется вокруг политически укрепившейся королевской власти и создаются относительно крупные феодальные государства. Сеньориальная монархия (X-XIII вв.) возникает в период расцвета феодального способа производства и господства натурального хозяйства, которые повлекли за собой феодальную раздробленность. Это сопровождалось переходом власти от короля к отдельным феодалам, к организации государственной власти на основе вассальных отношений. Сословно-представительная монархия (XIV-XV вв.) возникает в период развития товарно-денежных отношений и роста городов, что обусловило консолидацию сословий и способствовало централизации государства и возвышению королевской власти. Абсолютная монархия (XVI-XVII вв.) возникает в период разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений, упадка феодальной олигархии и формирования буржуазии, когда королевская власть, как бы возвышаясь над обществом, но опираясь прежде всего на феодальные силы, предпринимает последнюю попытку предельно централизовать и тем самым укрепить феодальное государство. 3вопрос На рубеже VIII–IX вв. у восточных славян складываются предпосылки для образования государства: 1) общественное разделение труда; 2) переход от присваивающего к производящему хозяйству; Появление профессиональных дружин, возглавляемых князьями. Таким образом, возникновение государства на Руси – явление исторически закономерное. Большинство историков связывают возникновение древнерусского государства с объединением политических центров в Новгороде и Киеве под единое руководство, осуществленное князем Олегом в 882 г. В исторической науке существуют две основные версии о происхождении древнерусского государства: 1) норманнская теория; Норманнская теория. Историки, придерживавшиеся этой версии, считали, что древнерусское государство было создано норманнами (скандинавскими викингами, которых на Руси называли варягами). Ее суть заключается в следующем: русское государство было создано выходцами из Скандинавии, варягами. В 862 г. славяне пригласили варяжского князя Рюрика с дружиной, он и стал основателем первой русской княжеской династии. Теория была широко распространена в XVIII–XIX вв. Авторами ее были ученые: Г. Байер, Г. Миллер и А. Шлецер. Придерживались данной теории М.М. Щербатов и Н.М.Карамзин. Антинорманнская теория. Хотя сам факт пребывания варягов в IX–X вв. на территории Киевского княжества не подлежит сомнению, это не доказывает, что датой образования государства можно считать 862 г. Раннеклассовое государство рождалось всегда в кровопролитной борьбе за власть, поэтому в мировой истории нередкими были случаи «приглашения» какой-то третьей силы. Государственность не является предметом импорта или экспорта. Это закономерный процесс, результат исторического развития. Когда славяне приглашали Рюрика на княжение, они уже имели у себя данную форму власти. Этой теории придерживались и развивали ее: М.В. Ломоносов, И.Е. Забелин, Д.И. Иловайский, М.С. Грушевский, Б.А. Рыбаков. Несомненно, первым главой государства историки однозначно признают Рюрика (862–879 гг.). Он передал власть своему родственнику Олегу, оставив его править при своем малолетнем сыне Игоре. В 882 г. Олег завоевал Киев, сделав его столицей государства, объединив под своей властью Новгород и Киев. Именно с этого времени можно говорить о существовании на Руси не просто государственности, а древнерусского государства. Затем он покорил древлян, северян, радимичей. Князь установил размер дани, приказал построить оборонительные крепости в степи. . Рюрик(862-879)Начинается наш рассказ с полулегендарного события. По свидетельству летописца Нестора в 859 году в Новгород приплыли три брата :Рюрик, Синеус и Трувор. Рюрик основал династию, правившую страной вплоть до конца XVI века. Причиной приглашения князя «из-за моря» были усобицы, охватившие славянские и финские племена. О деятельности Рюрика известно очень мало. Согласно летописям, он посадил своих дружинников-варягов в Белоозере, Полоцке и Ростове. Внешняя политика Рюрика состояла в подчинении соседей ильменских словен: племён меря и весь. Олег Вещий (879-912) Рюрик оставил сына Игоря, однако он был младенцем на момент смерти отца и не мог управлять, образовавшимся племенным союзом. Регентом при нём стал Олег, предположительно родственник Рюрика. В 882 году произошло знаменательное событие: объединение Новгорода и Киева под властью Олега. Знаменателен этот эпизод потому, что обозначил само образование Древнерусского государства. Одним из основных направлений внутренней политики князя было усиление собственной власти, в рамках этого направления столица и была перенесена в Киев, на пересечение торговых путей. Олег присоединял к образовавшимся государству всё новые и новые племена: северян, древлян, полян, дреговичей. К концу его правления размеры Древнерусского государства не уступали империи Каролингов. Одним из достижений внешней политики было подписание торговых и военных договоров с Византией по итогам успешных походов в 907 и 911 годах. Игорь Старый (912-945) Возмужавший сын Рюрика продолжил политику своего предшественника по усилению княжеской власти. Он во главе своей дружины регулярно с октября по апрель отправлялся в полюдье, собирая дань. Игорь продолжил совершать походы на Византию, однако менее успешно, чем Олег. В 941 году русский флот был сожжён греческим огнём в византийской бухте. А в 945 году князя постигла трагическая участь, он погиб от рук взбунтовавшихся древлян, от которых потребовал чрезмерно большую дань. Ольга (945-964) Княгиня, супруга Игоря жестоко подавила древлянское восстание, чем укрепила авторитет княжеской власти. Она отменила полюдье, введя размеры и места сбора дани(уроки и погосты). При Ольги расширились дипломатические контакты Руси с Западной Европой: было отправлено посольство к императору Священной Римской империи Оттону I. В 955 году произошло ещё одно важное для Руси событие: принятие Ольгой христианства в Константинополе. Святослав (964-972) Сын Игоря и Ольги прославился своими многочисленными военными походами, но почти никак не отметил себя во внутренней политике. Великий полководец покорил Волжскую Булгарию и Хазарский каганат, обеспечив безопасность государственных границ и способствовав развитию торговли. Князь был убит печенегами на днепровских порога по пути из Болгарии в родной Киев. Владимир(980-1015) При князе Владимире произошло идеологическое объединение Руси, в 980 была проведена реформа язычества, а в 988 произошло крещение киевлян и новгородцев по христианские канонам. Брак Владимира с византийской княгиней Анной укрепил международное положение Руси, позволил молодому государству влиться в семью европейских народов. Защищая границы от набегов печенегов, Владимир создавал оборонительные рубежи по рекам Осетр и Трубеж. Развивалась культура(началось каменное строительство) и международные связи. Ярослав Мудрый(1019-1054) В правление Ярослава Русь достигла наивысшего расцвета, при его внуке Владимире Мономахе страна уже вступила в период раздробленности. Князь укреплял границы: покорил литовцев и основал город Юрьев(Тарту). Ярослав развивал дипломатические связи с Европой при помощи династических браков своих дочерей. Анна Ярослава, например, стала французской королевой. Был принят первый сборник законов на Руси - «Русская правда», совершенствовалась система управления. Культура тоже процветала: были построены Золотые ворота в Киеве, написано «Слово о Законе и благодати». Однако со смертью Ярослава началась продолжительное эпоха усобиц его сыновей, в результате которого Русь раскололась на множество самостоятельных княжеств. Социальная структура любого общества подразумевает под собой соотношение классов, слоев населения, их прав и обязанностей. В самом начале своего образования славяне жили небольшими группами, члены которых были между собой связаны кровными узами. Это был род. Когда людей стало больше, строй изменился, и тогда появилась община. Здесь кровная связь играла меньшую роль. Источником объединения были общие интересы или проблемы. Структура древнерусского общества стала формироваться при появлении князей. Сначала их избирали из числа жителей общины для решения военных вопросов. Однако позже такие люди стали укреплять свою власть. Теперь они получали титул князя пожизненно, кроме того, могли передавать по наследству. Это было только начало. Постепенно с появлением постоянного источника власти, аппаратом управления и торговли сложились такие классы: Высший класс (Сюда входили князья, дружинники, крупные землевладельцы, то есть бояре, жрецы). Средний класс (Сюда входили купцы, ремесленники, владельцы маленьких участков земли в селах, простые горожане) Низший класс (Сюда входили бедные крестьяне, которые в свою очередь подразделялись на невольников и полусвободных) Итак, во главе государства стоял князь. Он имел абсолютную власть, сам вершил правосудие, собирал дань, устраивал военные походы. Власть передавалась по наследству от отца к сыну. Стоит заметить, что так было не везде. В Новгороде основной властью обладало вече. В него входили почтенные старцы, которые избирали нового князя, но при этом существенно ограничивали его власть. Членами высшего класса являлись так же дружинники, то есть приближенные воины князя. Крупные землевладельцы или бояре так же обладали властью. Они выходили из числа дружинников князя или из знатных родов. Обладали обширными землями на территории государства. На этих же владениях жили крестьяне, которые тоже имели свои разделения, но об этом позже. Жрецы тоже являлись почетными людьми. Считалось, что именно от них зависит жизнь. Только жрецы могли поддерживать связи с богами, а так же давать благословения и предсказания. Эти люди по другому назывались волхвами. Чаще всего жили закрытой и тайной жизнью, являлись участниками жертвоприношений и языческих праздников. Основным источником дохода для государства являлись люди производства и торговли, то есть купцы и ремесленники. Они разделялись на богатых и бедных. Этот социальный слой считался наиболее предприимчивым. К этому же слою еще относятся граждане городов, члены казначейства, лекари и так далее. Именно из этого класса населения в случаи необходимости формировали народное ополчение. К самому низшему и бедному сословию относились люди, которые не могли свободно распоряжаться своей судьбой. Полусвободные (закупы и смерды). Первые – это те крестьяне, которые заключили договор с вышестоящим феодалом, либо имели перед ним долги. Смерды – крестьяне, проживавшие на княжеской земле. Землю, на которой живут и работают, могли передавать по наследству. Если же наследника нет, то территория отходила князю. Невольные (холопы, челядь). Первые – это фактически рабы, которые являлись выходцами из простого населения. Стать челядью можно было за преступления или долги. Кроме того ребенок, рожденный холопами являлся частью этого класса. Челядь – те люди, которые попали в рабство, как военнопленные. С приходом в древнерусское государство христианства (православия) появилась еще одна прослойка, которая позже стало частью высшего класса. Это духовенство. Оно так же разделялось на две составные части: белые и черные. К белым относились священники, дьяконы, епископы и так далее по иерархической лестнице до митрополита. Эти люди пользовались особым почитанием. К черному духовенству относились монахи. От того, к какому классу принадлежал человек, зависела вся его жизнь. Это регулировалось и законами. Если за убийство боярина следовала либо казнь, либо огромная плата, то за смерть холопа или челяди никого не наказывали. Иногда бывало, что за убийство представителя низшего класса тоже платили цену, но это были не такие большие деньги. Однако, нужно заметить, что говорить о крепостном праве в древнерусском государстве пока нельзя. Даже закуп или холоп могли стать свободными если отработают долг и смогут себя выкупить. Основными занятиями восточных славян с древнейших времен были земледелие, охота, рыболовство, собирательство, бортничество. Вспомогательную роль играла торговля. Земледелие восточных славян накануне образования у них государства и в период Киевской Руси обнаруживает территориальные варианты. Существовало две системы земледелия: в южном ареале земледелие было основным занятием; здесь достаточно рано на базе переложной (залежной) системы возникло двуполье, а подсечно-огневое земледелие трансформировалось в пашенное; большую роль играло домашнее скотоводство; на севере наряду с земледелием важнейшую роль играли охота, собирательство и рыболовство, по-прежнему господствовали перелог и подсечно-огневая система. |