Главная страница
Навигация по странице:

  • О. Конт — основатель социологии

  • Социология Карла Маркса

  • Теория социальной эволюции Герберта Спенсера

  • Социология Эмиля Дюркгейма

  • Вильфредо Парето — теория элит

  • Российская социология конца ХIХ в. — начала ХХ в.

  • Список использованных источников.

  • реферат социология. Основные социологические теории


    Скачать 44.32 Kb.
    НазваниеОсновные социологические теории
    Дата05.04.2022
    Размер44.32 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлареферат социология.docx
    ТипРеферат
    #443456

    Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования

    «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»

    Зачетная работа

    Дисциплина: Социология

    Реферат

    Тема: Основные социологические теории
    Выполнила:

    _______Бабенко Я.А.________________

    (Ф.И.О. студента)

    38.03.01 Экономика, группа ЭС - 1221(2)

    (направление, группа)

    Проверил(а):

    __________

    (Ф.И.О. преподавателя)
    ___05 апреля 2022__________________

    (дата)

    Омск 2022 г


    Содержание

    Введение……………………………………..…………….……………2

    О. Конт – основатель социологии……………………………..………3

    Социология Карла Маркса………………………………………..……5

    Теория социальной эволюции Герберта Спенсера…………….……..8

    Социология Эмиля Дюркгейма……………………………….………12

    Вильфредо Парето — теория элит…………………………...……….15

    Российская социология конца ХIХ в. — начала ХХ в………………19

    Заключение……………………………………….…………………….22

    Список использованных источников………………………...……….24

          

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


    Введение

    Историю социологии можно разделить на два периода. Первый характерен для социальных теорий, которые еще не выделились в отдельную науку. Второй период начинается в средине ХIХ века, когда французский ученый Огюст Конт основал самостоятельную науку об обществе, назвав ее «Социологией». С этого времени до конца ХХ века происходит зарождение самостоятельной науки социологии. Большую роль в это время сыграл английский социолог Г. Спенсер, который развивал теорию социальной эволюции. Большую роль сыграли работы немецких социологов Ф. Тенниса, который обратил внимание на различие общины и общества, и Г. Зиммеля, который обосновал особенность социального познания. Для довоенного периода характерно возникновение эмпирической социологии, развитие разнообразных социологических школ. Большую роль в это время сыграли работы Э. Дюркгейма, М. Вебера, П. Сорокина и др. В послевоенный период благодаря трудам Талкотта Парсонса возникла социологическая теория «структурно-функционального анализа», на основе которой проводились исследования несколько послевоенных десятилетий. В настоящее время формируется современная социологическая теория, в которой важную роль играют труды английского социолога Э. Гидденса и французского ученого Пьера Бурдье. Для развития социологии Украины и России характерно участие социологов в решении актуальных общественных задач. Одним из первых социологов ХIХ века были мыслители народнической ориентации. Они развивали идеи самобытности российской истории и невозможностью мерить ее западными образцами. Поздние славянофилы М. Данилевский и К. Леонтьев пророчили закат западной цивилизации и расцвет российского общества. Видными социологами были П. Лилиенфельд, Э. Де-Роберти. Наиболее известным социологом на грани веков был М. Ковалевский, украинец по происхождению. В работах «Современные социологи» и «Социология» он развивал идеи социального прогресса и исследовал факторы социального развития. Видным социологом был Питирим Сорокин, который развивал эмпирические исследования. Большую роль в российской социологии ХХ века сыграла марксистская социология (Струве, Плеханов, Ленин). Яркой личностью начала ХХ века был украинец Богдан Кистяковский, автор работ «Общество и индивид», «Российская социологическая школа».
    О. Конт — основатель социологии

    О. Конт (1798—1857) — французский философ, социолог, основатель социологии как науки. Он основал позитивизм — как течение общественной мысли. Позитивное, по Конту, значит положительное, т. е. полезное для общества, пригодное для практического использования, конкретное и точное знание. Конт считал, что разрозненные знания об обществе, находившиеся в различных науках, надо свести в единую науку, которую и назвал «социология». По О. Конту, история общества — это история человеческого духа. Он разделил историю на три этапа, в зависимости от типа мышления, господствующего в каждой из эпох:

    1) мифическая эпоха;

    2) метафизическая эпоха — господство абстрактного мышления;

    3) эпоха позитивизма (времена О. Конта).

    Создать посредством правильного обобщения фактов («объективный метод») из частных наук одну положительную философию, а затем, через применение «субъективного метода», превратить её в положительную религию — так определял сам Конт свою двойную задачу, разрешаемую в его двух главных сочинениях. Эта формула в своём целом выражает лишь его позднейшую точку зрения, как пишет Соловьёв. Когда он задумывал, обрабатывал и издавал «Курс философии позитивизма», он вовсе не думал о превращении или хотя бы о дополнении философии религией. Напротив, главной причиной его разрыва с Сен-Симоном было стремление последнего к возрождению религиозных идей и учреждений. Для самого Конта основное побуждение (в первый период его деятельности) состояло в том, чтобы объединить умственный мир человечества на твёрдой почве положительных наук, через совершенное исключение всяких спорных теологических и метафизических идей. Современное Конту образованное человечество находилось, на его взгляд, в критическом состоянии умственной анархии и дезорганизации, после того как теологические и метафизические попытки духовного объединения потерпели бесповоротное крушение. Из такого бедственного состояния человечество не могло быть выведено отдельными науками; каждая из них, имея свой специальный предмет, не могла браться за общую задачу духовной реорганизации. Разрешить с успехом эту задачу была бы в состоянии только такая система, которая с всеобъемлющим характером прежней теологии и метафизики соединяла бы достоверность точной науки.

    Такая система и есть положительная философия, то есть основанная не на фантазии и отвлеченном мышлении, как теология и метафизика, а на бесспорном фактическом материале наук, как последнее обобщение их данных. Каждая наука в своей частной области объясняет неопределенное множество наблюдаемых фактов, сводя их к известным единообразиям, называемым законами и выражающим постоянную связь явлений, в их совместности или сосуществовании и в их последовательности. Распространяя тот же познавательный процесс на всю область научного ведения, философия должна установить связь между предметами отдельных наук и, следовательно, между самими науками. Философия не имеет своего особенного содержания; она только приводит в общий систематический порядок содержание всех наук.

    Основание положительной философии есть, таким образом, классификация или «иерархия» наук. Начиная с самой общей или широкой по объёму и простой по содержанию науки — математики, — Конт располагает все прочие области знания в порядке убывающей общности и простоты, или возрастающей спецификации и сложности. Научное знание, по мнению Конта — высшая ступень развития знания. Самым ценным видом знания является научное (позитивное) — достоверное, точное, полезное. Метафизика — наоборот неточное, недостоверное, бесполезное. Сравнивая многочисленные утопические проекты создания идеального общества с точными предсказаниями физики, он пришёл к заключению, что необходимо и в общественных науках отказаться от утопий и начать изучение конкретных фактов социальной жизни, тщательно их описывать, систематизировать и обобщать. Отвергал философию как навязывающую свои принципы. Поэтому задачей позитивной философии считал описание, систематизацию и классификацию конкретных результатов и выводов научного познания. Наука не должна задаваться вопросом почему происходит явление, а только ограничиваться описанием того, как оно происходит. Такой отказ от исследования конечных причин и сущностей явлений в дальнейшем стал одним из важнейших постулатов позитивизма. Конт ввел систему наук, которая представляла собой иерархию, т. е. восхождение человеческого мышления от самых простых форм к самым сложным. Каждая последующая наука развивалась, опираясь на предыдущую. В основании предложенной Контом пирамиды лежит математика, затем — астрономия, физика, химия, биология, а на вершине — социология. Для Конта социология — это конкретная наука об обществе, которая опирается на законы физики, биологии, математики. А законы мира едины для природы и для общества. В социологическом анализе Конт выделил два подхода:

    1) социальная статика (изучение социального порядка);

    2) социальная динамика (исследование социальных процессов и социальных изменений).

    Основой общества является всеобщее согласие, солидарность. Сущностью социальной динамики является социальный прогресс. Основными методами позитивизма являются наблюдение, эксперимент, сравнение, исторический анализ. Законы общества имеют естественноисторический характер. Социологию Конт пытался превратить в практическую науку преобразования общества.

    Социология Карла Маркса

    Карл Маркс (1818-1883) — немецкий социальный мыслитель, философ, экономист. Главное в учение К. Маркса — идея материалистического понимания истории. С точки зрения К. Маркса, решающим структурно-образующим элементом всей системы общественных отношений выступают материальные производственные отношения, возникающие в процессе производства, обмена и распределения материальных благ. Их особенность сострит в том, что, они складываются независимо от общественного сознания.

    Совокупность производственных отношении составляет экономическую структуру общества, реальный базис, над которым возвышается надстройка, включающая в себя совокупность идеологических отношений и взглядов (политику, право, мораль, религию, философию, искусство), а также соответствующие им организации и учреждения (государство, партии, церковь и др.). Категории базис и надстройка раскрывают диалектическую взаимосвязь всех общественных явлений и отношений. Базис определяет надстройку, ее особенности и структуру. Таким образом, надстройка строится не произвольно, а в соответствии со своим базисом. Например, социально-классовая структура общества, государство и его органы, политические партии и другие институты определяются в конечном счете отношениями собственности — главной стороной производственных отношений. Изменения в базисе постепенно влекут за собой и изменения всех элементов надстройки. Вместе с тем, К. Маркс отмечал, что надстройка со своей стороны активно воздействует на базис. В любом классовом обществе базисные отношения закрепляются всей мощью государства и других политических организаций, а также господствующей идеологией.  Важным принципом материалистического учения об обществе является утверждение о его поступательном прогрессивном развитии.

    Принцип прогресса реализуется в теории К. Маркса через учение об общественно-экономических формациях. Общественно-экономическая. формация — важнейшая категория марксовой теории, отражающая исторически определенную ступень развития человеческого общества.

    Первобытная формация основана на коллективной общинной собственности и кровнородственных отношениях. Последующие формации базируются на частной собственности на средства производства, а отношения в них носят антагонистический характер. «Подлинная» история, человеческого общества должна наступить с утверждением коммунистической формации, основу общественных отношений которой будет составлять единая общественная собственность на основные средства производства. Для коммунистической формации характерно исчезновение классовых различий, существенных различий между городом и деревней, умственным и физическим трудом, что приведет к осуществлению полного социального равенства, Высшему развитию производства будет соответствовать способ распределения по потребностям. Переходит одной общественно-экономической формации к другой осуществляется на основе социальной революции. Социальная революция — это не только глубокое качественное преобразование общественных отношений, но и определенный способ такого преобразования — это быстрый, резкий, конфликтный и тотальный сдвиг в социальных отношениях. Экономической основой социальной революции является углубляющийся конфликт между ростом производительных сил общества и устаревшей, консервативной системой производственных отношений, который проявляется в усилении социальных антагонизмов и обострении классовой борьбы между господствующими и угнетенными классами. "Первым актом социальной революции является завоевание политической власти. На основе инструментов власти победивший класс осуществляет преобразования во всех других сферах общественной жизни, и таким образом создаются предпосылки для формирования новой системы социально-экономических и духовных отношений. Исследуя проблему, классов и классовой борьбы, К. Маркс показал, что существование классов связано лишь с определенными фазами развития производства, причем каждый тип организации общества имеет свою классовую структуру.

    Возникновение классов обусловлено развитием общественного разделения труда и появлением частной собственности. История всех обществ, начиная с рабовладельческого, была историей борьбы классов.

    Классовая борьба является главной движущей силой общественного развития, которая закономерно ведет к установлению диктатуры пролетариата, цель которой — уничтожение всяких классов и создание бесклассового коммунистического общества. Творчество К. Маркса оказало огромное воздействие на самые разные стороны социологического знания.

     

    Теория социальной эволюции Герберта Спенсера

    Существенно обогатил предмет науки английский социолог Г.Спенсер.

    В традициях позитивистской социологии Спенсер, опираясь на исследования Ч.Дарвина, предложил использовать эволюционную теорию для объяснения социальных изменений. Однако в противоположность Конту онсделал акцент не на том, что изменяется в обществе на разных периодах человеческой истории, а на том, почему происходят социальные перемены ипочему в обществе возникают конфликты и катаклизмы. 

    По его мнению, эволюционируют в единстве все элементы Вселенной неорганические, органические и надорганические (социальные). 

    Социология призвана изучать прежде всего надорганическую эволюцию, которая проявляется в количествеи характере разного рода общественных структур, их функциях, в том, на что собственно нацелена деятельность общества и какие продукты онопроизводит. В этой связи Спенсер обосновывает постулат, согласно которому изменения происходят в обществе по мере того, как его членыприспосабливаются или к природной среде, или же к среде социальной. В качестве доказательств и обоснованности своего постулата ученый приводитмногочисленные примеры зависимости характера человеческой деятельности от географии местности, климатических условий, численностинародонаселения и т.д. По Спенсеру, эволюция физических и интеллектуальных способностей членов общества находится во взаимозависимости сэволюцией социальной. Отсюда следует, что качество жизни членов общества. характер экономических и политических институтов зависит в конечном счете от «усредненного уровня» развития народа.

    Поэтому любые попытки искусственно подтолкнуть социальную 

    эволюцию с помощью, например, спроса и предложения, или радикальных  реформ в политической сфере без учета свойств членов, составляющих  общество, с точки зрения ученого должны обернуться катаклизмами и непредсказуемыми последствиями: «Если вы однажды вмешаетесь в естественный порядок природы, - писал он, - то никто не может предсказать конечных результатов. И если это замечание справедливо в царстве природы, то оно еще более справедливо поотношению к социальному организму, состоящему из человеческих существ, соединенных в единое целое". На этом основании социолог не принял нисоциализма, ни либерализма за их попытки, хотя и разные - революционные и реформистские -вмешательства в естественный ход эволюции. Спенсерполагал, что человеческая цивилизация в целом развивается по восходящей линии. Но отдельно . взятые общества (также как и подвиды в органическойприроде) могут не только прогрессировать, но и деградировать: "Человечество может пойти прямо, только исчерпав все возможные пути При определении этапа исторического развития конкретного общества Спенсер использует два критерия: уровень эволюционной сложности и    масштабность

    функциональных систем, по которым он относит общество к определенной системе сложности простое, сложное, двойной сложности,тройной сложности и т.д. Исследуя происхождение всех живых тел, а таковым Г. Спенсер считал и общество, он поставил перед собой задачу осуществить какможно больше эмпирических обобщений для доказательства эволюционной гипотезы. Это позволило бы ему утверждать с большей уверенностью, чтоэволюция совершалась и совершается во всех областях природы, в том числе в науке и искусстве, в религии и философии. Эволюционная гипотеза, считалСпенсер, находит поддержку как в многочисленных аналогиях, так и в непосредственных данных. Рассматривая эволюцию как переход от неопределенной, бессвязной однородности к определенной, связной разнородности, сопровождающей рассеяние движения и интеграцию материй, он в работе «Основныеначала» различал три ее вида: неорганическую, органическую и надорганическую. Особое внимание Г. Спенсером было уделено анализу над органической эволюции в другом труде «Основания социологии». Чем менее развитыми    являются физические, эмоциональные и интеллектуальные способности  человека, тем сильнее его зависимость от внешних условий существования, важнейшей частью которых может быть соответствующее групповоеобразование. В борьбе за выживание человек и группа совершают ряд непреднамеренных действий, объективно предопределенных функций. Этими функциями, осуществляемыми членами определенных групп и самими группами, определяются групповые организации и структуры, соответствующиеинституты контроля за поведением членов групп. Такие образования первобытных людей современным людям могут показаться очень странными инередко ненужными. Но для нецивилизованных людей, полагал Спенсер, они необходимы, так как выполняют определенную социальную роль, позволяютплемени осуществлять соответствующую функцию, направленную на поддержание его нормальной жизнедеятельности. Не располагая необходимыминепосредственными данными о функционировании общества как сложной социальной системы (эмпирическая социология появилась лишь в начале XXстолетия). Спенсер старался провести последовательную аналогию между биологическим организмом и обществом как социальным организмом. Онутверждал, что непрерывный рост общества позволяет смотреть на него как на организм. Общества, как и биологические организмы, развиваются в «форме зародышей» и из небольших «масс» путем увеличения единиц и              расширения групп, соединения групп в большие группы и соединения этих больших групп веще большие группы. Первобытные общественные группы, подобно группам простейших организмов, никогда не достигают значительной величины путем«простого возрастания». Повторение процессов образования обширных обществ путем соединения более мелких приводит к       соединению вторичныхобразований в третичные. Таким образом. Спенсер  осуществлял типологию обществ по стадиям развития. Главное направление происходящих измененийСпенсер видел в нарастании многообразия внутренней дифференциации общественного развития (социальное расслоение, появление новых организацийи т. д.) при одновременном усилении общественных связей. Спенсер выделил два типа общества: «военное», в котором сотрудничество людей в достижении общей цели   имеет принудительный характер, и «промышленное» с добровольным сотрудничеством. Спенсер активно отстаивал идею о том, что общество не  может и не должно поглощать отдельную личность.

    Спенсер развивал теорию социальной эволюции. Развитие общества, по его мнению, осуществляется от простого к сложному по следующей схеме:

    1) общество как организм наращивает свою массу в ходе развития, т. е. растет численность населения, увеличиваются материальные ресурсы;

    2)рост массы приводит к усложнению структуры,что проявляется в росте числа социальных групп,социальных институтов и других компонентов общества;

    3)усложнение структуры сопровождается дифференциацией (разделением) функций, которые выполняются отдельными составными частями общества;

    4)дифференциация функций ведет к постепенному усилению взаимозависимости и взаимодействий частей общества;

    5)если этот порядок нарушается, то начинается регресс. Спенсер обосновал необходимость социологии для исследования социальных систем и социальной структуры. По Спенсеру существует три вида эволюционных процессов:

    1) неорганический(камень — песок);

    2) органический(всё живое);

    3) надорганический(общество).

    Так как Спенсер считал, что общество — часть природы, где существует естественный отбор и выживает наиболее сильный, приспособленный. Неравенство рождается с человеком и внутренне присуще обществу. Он предпринял изучение образа жизни, социальных отношений многих народов мира. Социология также развивалась благодаря деятельности ученых разных стран.
    Социология Эмиля Дюркгейма

    Эмиль Дюркгейм(1858—1917) — основатель современной социологии, французский социолог. Благодаря ему произошла институциализация социологии, т. е. он основал первый социологический журнал, открыл первый факультет социологии, стал готовить социологов. Автор более 200 работ по социологии, три из них стали классикой: «О разделении общественного труда»(1893), «Метод социологии»(1895) и «Самоубийство»(1897). Дюркгейм утверждал принцип эмпирической обоснованности социологической теории. «Социальным фактом», по определению Дюркгейма, является всякий образ действия, четко определенный или нет, но способный оказывать на индивида внешнее давление и имеющий в то же время свое собственное существование, независимое от него. При рождении индивид находит готовыми законы и обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык, денежную систему, функционирующие независимо от него. Эти образы мыслей, действий и чувствований существуют самостоятельно, объективно. Следствием объективности социальных фактов является другая их характеристика — оказываемое на индивидов давление, принуждение последних к определенному действию. Каждый человек испытывает на себе социальное принуждение. Юридические и моральные правила, например, не могут быть нарушены без того, чтобы индивид не почувствовал всей тяжести всеобщего неодобрения. Точно так же обстоит дело с другими видами социальных фактов. Социальные факты — образы действий, способы мышления и чувствования, существующие вне индивида (то есть объективно) и обладающие по отношению к нему нормативно-принудительной силой. Социальные факты подразделяются в свою очередь на факты коллективного сознания (идеи, чувства, легенды, верования, традиции) и морфологические факты, обеспечивающие порядок и связь между индивидами: численность и плотность населения, форма жилища, географическое положение и т. д. Факты коллективного сознания включают в себя следующие классы явлений: общие идеи и чувства, моральные максимы и верования, моральные нормы и юридические кодексы поведения, экономические мотивы людей и интересы людей. По степени консолидации людей различаются структурные (аномические) факты, институциональные факты и социальные течения, проявляющиеся в формировании и реализации общественного мнения. Различные типы фактов лежат в основе образования социальных форм: простое (или сложное) общество, которым соответствуют механическая и органическая солидарность людей.

    Его подход именуется «социологизмом». Сам он назвал свою теорию «социологическим реализмом», т. е. считал, что общество является целостным субъектом, который отличается от простой суммы индивидов. Закономерности присущие обществу не могут быть выведены из закономерностей индивидуального сознания. Он был против психологического направления в социологии и считал, что социальное явление можно объяснить только при помощи другого социального явления. Социология, по Дюркгейму, изучает социальные факты. Социальные факты — это способы действия или мышления, которые оказывают принуждающие воздействия на человека. Социальные факты следует изучать как вещи. Предлагал различать социальную норму и патологию. Критерии нормы — это распространенность, неизбежность явлений; природа вещей; польза; то, что является условием существования. Законы общества — это разновидности универсальных законов. Важной проблемой Дюркгейм считал солидарность, которая является основным критерием социального развития. Он различал органическую, т. е. свободную, естественную и механическую, т. е. принудительную солидарности. Силой, созидающей социальное целое является разделение труда. Оно обуславливает обмен продуктами труда, обмен деятельностью, денежный обмен. Его также интересовала проблема аномии — состояния общества, для которого характерна слабость или отсутствие социальных норм. С целью опровержения теорий, согласно которым самоубийство объяснялось климатическими, географическими, биологическими, сезонными, психологическими или психопатологическими факторами, Дюркгейм проводит сбор и анализ статистических данных, характеризующих динамику самоубийств в различных европейских странах. Он считал, что только социология способна объяснить различия в количестве самоубийств, наблюдаемые в разных странах в разные периоды. В качестве альтернативного объяснения Дюркгейм выдвинул предположение, что самоубийство — социальный факт — продукт тех значений, ожиданий и соглашений, которые возникают в результате общения людей друг с другом. Среди протестантов самоубийства случаются чаще, чем среди католиков; неженатые и незамужние чаще кончают жизнь самоубийством, чем в браке; среди военных самоубийств больше, чем среди гражданского населения; в мирное время количество самоубийств больше, чем во время войн и революций; в периоды экономического процветания и спада самоубийства происходят чаще, чем в периоды экономической стабильности; самоубийств больше в городах, чем в сельской местности. На основе полученных результатов Дюркгейм пришёл к выводу, что типичной причиной самоубийств в современном обществе служит ослабление социальных связей, индивидуальная изоляция. Чем выше уровень интеграции (сплочённости, солидарности) социальной группы, тем ниже уровень самоубийств. «Самоубийство», в отличие от всех других работ автора, зародилось на анализе конкретного статистического материала. Таким образом, Дюркгейм стал основоположником прикладной социологии и способствовал развитию в социологической науке количественного анализа. В работе был предложен термин «аномия» для обозначения одного из важнейших факторов, способствующих росту самоубийств. Аномия — это состояние, возникающее вследствие разрушения системы общественных норм и ценностей. Впоследствии теорию социальной аномии развивали американский социолог Роберт Мертон, а также фрейдомарксист Эрих Фромм.

    Теорию аномии Дюркгейм развивал в русле социологического объяснения как самоубийства. Он выделяет 4 вида самоубийств:

    1)эгоистическое — человек  изолирован от сообщества: у него  сосредоточие всех ценностей  в себе;

    2) альтруистическое — от чрезмерной привязанности, любви к людям;

    3) фаталистическое — связано с чрезмерной зависимостью от общества;

    4) аномическое — связано с недостатком социальных норм.

    Э. Дюркгейм изучал проблемы преступности, семейной неустойчивости, социальной дезорганизации, социальных патологий, социального контроля, социальной интеграции и многое другое. В центре внимания Дюркгейма взаимоотношения индивида и общества. Общество наступает как внешний фактор, осуществляющий контроль над действиями индивида, но общество должно быть организовано, а индивид — воспитан. Общество, по Дюркгейму, существует в индивидах и через индивидов. Оно является композицией и идеей верований, чувств, которые реализуются индивидами. Дюркгейм разработал правила социологического метода. Общее требование к методике — методы должны быть объективными. Социальные факты должны изучаться на основе наблюдения. Дюркгейм использовал историко-сравнительный анализ, применял причинный анализ.

     

    Вильфредо Парето — теория элит

    Интерес к экономической теории у Парето появляется в конце 1870-х гг., и значительная роль в становлении ученого принадлежит известному итальянскому экономисту М. Панталеоне (1857-1924), познакомившему Парето не только со своими работами, но и с трудами Вальраса, Курно и Эджуорта. В 1893 г. Парето с подачи Панталеоне был приглашен Л. Вальрасом возглавить после него кафедру политической экономии Лозаннского университета. При этом следует отметить, что, несмотря на эту роль "преемника" Вальраса по лозаннской школе экономики, Парето никогда не был дружен с ним и вообще расходился во многих взглядах как по чисто экономическим вопросам (например, Вальрас придерживался кардиналистского подхода к понятию полезности, Парето же - один из основателей ординализма), так и по общему мировоззрению, темпераменту и отношению к окружающей жизни. За время руководства кафедрой, где Парето читал курсы теоретической и прикладной экономики, он выпустил два своих самых значительных экономических труда: сначала в 1896/97 г. - "Курс политической экономии", посвященный в основном развитию вальрасовской теории общего равновесия, и затем, в 1906 г., - "Учебник политической экономии", где уже больше внимания уделяется другим проблемам, в частности глубокому анализу кривых безразличия, позаимствованных им у Ф. Эджуорта. Позже, в 1911 г., выходит третья основополагающая экономическая работа Парето - обширная статья "Математическая экономика" во французской "Энциклопедии математических наук". После завершения преподавательской карьеры Парето, отрастивший большую бороду и облаченный в ниспадающую мантию, проводил свои дни на вилле в Селиньи, в окружении не менее двух десятков кошек. Подобно своим подопечным, он был "независим, по-кошачьи злобен и горд", любил строгость и умел "показывать зубы", если ему что-то не нравилось. Прирожденный бунтарь, он приветствовал всех, кто конфликтовал со своими правительствами. Его воображаемые враги были повсюду: это и демократы, и пангерманцы, и женщины, воюющие против алкоголя, и жеманницы, и те из его сограждан, которые пытались замалчивать его сочинения. Так и жил Парето в окружении кошек, разрабатывая свою теорию общественного устройства и пытаясь внедрить в это устройство элементы кошачьего поведения. Жил, как аристократ, полный презрения к тому обществу, которое его породило. Муссолини сделал Парето сенатором, и хотя итальянские фашисты восприняли некоторые идеи из его теории "общественной элиты", вряд ли Парето был ярым приверженцем их доктрины. Он вообще не любил никаких идеологий. Однако его социологические и экономические исследования, как и все аналогичные работы, несут идеологическую нагрузку. Экономические взгляды Парето имели немалое влияние, особенно в Италии. А его социальные воззрения временно были в моде в США в 20-х и 30-х годах XX в. Некоторые из технических приемов экономического анализа, разработанные Парето, вошли даже в стабильные учебники, в частности, анализ кривой безразличия, которую Парето воспринял у английского математика-экономиста Фрэнсиса Эджворта. Уже за одно это Парето заслуживает внимания; но, помимо этого, ему принадлежит заслуга создания значительно более совершенного варианта теории общего равновесия, ставшего одной из главных отправных точек для современной экономической мысли. Именно это и сделало его крупной фигурой в истории экономической науки. Экономические работы Парето, как и любого сторонника экономического либерализма и индивидуализма, основываются на постулировании рациональности поведения индивидов. Однако (и это не было секретом и для самих основоположников чистой экономической теории) их наука далеко не всегда соответствует фактам реальной жизни. Вывод, который делает Парето: несоответствие между предполагаемым и действительным поведением людей можно объяснить лишь нелогичностью последних. Следует, значит, более пристально исследовать природу нелогического человеческого поведения и на основе этого исследования сделать выводы, более адекватные реальности. Однако это невозможно сделать в рамках экономики как науки, ибо она изучает лишь "логическое" или рациональное поведение. Восполнить эту однобокость экономической теории должна другая наука, а именно социология. Значительное место в социологической концепции Парето занимает его трактовка общества как равновесной системы - идея, близкая ему как экономисту. По Парето, состояние социальной системы определяется рядом взаимозависимых факторов, таких как внешние природные условия, воздействие других обществ и внутренние элементы системы, в частности те самые остатки, производные, чувства, запас накопленных знаний и т. п. Впоследствии его идея общества как равновесной системы оказала серьезное влияние на представителей влиятельной социологической школы структурного функционализма и ее лидера Т. Парсонса. Одним из самых больших вкладов в современную социальную теорию, внесенных Парето, является его теория элит. Парето разделял любое общество на неэлиту и элиту. Последняя состоит из лиц с наилучшими интеллектуальными, физическими или профессиональными показателями. Элита в свою очередь делится на правящую и неправящую. Правящая же элита может быть представлена личностями двух типов - вслед за Макиавелли Парето называет их "лисами" и "львами". Первый тип характеризуется преобладанием "остатков комбинаций". Представители этой элиты легко адаптируются к социальным изменениям, в качестве методов управления они используют такие приемы, как обман, убеждение, подкуп. Краткосрочные интересы у них доминируют над долгосрочными, материальные - над идеальными, индивидуальные - над коллективными. Со временем на смену "лисам" в элите приходят "львы" с их преобладанием "остатка постоянства". Этот тип лидеров характеризуется, напротив, упором на силовое решение проблем, стремлением к поддержанию status quo, авторитарностью, агрессивностью, бескомпромиссностью, упорством. Постоянный процесс смены элит - "циркуляция элит" по Парето - является необходимымусловием существования общества и поддержания социального равновесия и обеспечивает преобладание в правящем слое индивидов с нужными качествами. Таким образом, циркуляция элит лежит в основе большинства исторических событий. Причем в экономической жизни этим двум типам элит соответствуют типы "спекулянтов" и "рантье". Первые, аналоги "лис" в политике, предпочитают высокую, но рискованную доходность вложений их надежности, склонны к конструированию экономических и финансовых технологий и инструментов, служат причиной экономического развития общества. "Рантье" же, ориентирующиеся на фиксированный надежный доход, представляют собой фактор стабильности и консерватизма в обществе. В сознании экономистов Парето ассоциируется прежде всего с одним из основателей ординалистской теории полезности, теории общего равновесия и теории оптимальности экономики. Действительно, этот вклад Парето в развитие экономической теории трудно переоценить или не заметить. Метод исследований  Парето называет логико-экспериментальным, предлагает концепцию социального равновесия. Общество, считает Парето, находится в состоянии динамического равновесия. Равновесие опирается на психологический фундамент, а не на экономический. Парето является сторонником психологического направления социологии. Поступки людей в социальном развитии делятся на логические(целесообразные) и нелогические(неосознанные). Движущей силой общественного развития являются нелогические поступки. Парето считает, что в действиях людей есть нелогический мотивационный остаток (резидуи). Но у человека есть потребность в логической мотивации, поэтому свои нелогические мотивы и действия человек прикрывает логическими. Это действие называется деривацией. По Парето, функциональными элементами всякой системы являются экономический фактор, интеллектуальный фактор, идеология и социальный фактор. Парето развивает теорию политического лидерства, в которой делит лидеров на лис, действующих путем хитрости и обмана, и львов, действующих путем насилия. Он предложил теорию циркуляция элит. Согласно ей в обществе есть две группы элит: правящий класс, который возглавляется властвующей элитой, и контрэлита. Инструментом управления общества являются согласие и сила. Момент смены элит у Парето называется революцией.

     

    Российская социология конца ХIХ в. — начала ХХ в.

    Социология пришла в Россию в 60-х годах 19 века из Франции, с трудами Огюста Конта. Его принцип позитивизма, а также идеи других западных социологов дали начало социологии в России. Первым в России трудами Конта заинтересовался В. Майков. Общество было заинтересовано в познании социальных процессов, социальной реальности в России. Накопилось большое количество социологического и демографического материала, требующего обработки, но теоретическая база для его анализа, методы, отсутствовали. Д. Милютин, Г. Вырубов, Е. В. Де-Роберти, объявили себя позитивистами уже в 1850-е годы. Д. И. Писарев опубликовал «Исторические идеи Огюста Конта» в журнале «Русское слово» в 1866 году. До революции 1917 года, развитие социологии в России прошло несколько стадий, на которых выделялись специфические направления. Географический детерминизм. Основной представитель — Лев Ильич Мечников. Его наиболее важная работа «Цивилизация и великие исторические реки»(1889). Он придерживается линейной эволюционной концепции, в которой причинным является географический фактор, фактор воды. Он говорит о том, что природа определяет ход истории. Общество способно к солидарности в условиях освоения природы. Мечников выделяет три эпохи в ходе истории: речную, морскую, океаническую. Другими направлениями социологической мысли были

    1) Органицизм. П. Ф. Лилленфельд-Тоаль, А. И. Стронин

    2) Концепция культурно-исторических типов. Н. Я. Данилевский

    3) Народничество. Два направления народничества:

    - анархизм, возглавляемый М. А. Бакуниным и П. А. Кропоткиным

    - бланкистское направление, возглавляемое П. Н. Ткачевым

    - Субъективная школа в российской социологии. П. Лавров, Н. К. Михайловский.

    - Психологическое направление. Н. И. Кореев , Е. В. Де Роберти

    -Классический позитивизм. М. М. Ковалевский(1850—1916). Антипозитивистская реакция. Начало 1980-х — 1900 год. В. В. Соловьев, Чичрин, И. А. Бердяев.

    1) Ортодоксальная методология, занимающееся проблемами социологической методологии. К нему относились А. С. Лаппо-Данилевский, Б. А. Кистяковский

    2) Философский иррационализм. В. М. Хвостов , П. И. Новгородцев 3) Индивидуальный психологизм. Л. И. Петражицкий. Е. В. Де Роберти ввел термин «неопозитивизм».

    Заключение

    О. Конт(1798—1857) — французский философ, социолог, основатель социологии как науки. Он основал позитивизм — как течение общественной мысли. Позитивное, по Конту, значит положительное, т. е. полезное для общества, пригодное для практического использования, конкретное и точное знание. Конт считал, что разрозненные знания об обществе, находившиеся в различных науках, надо свести в единую науку, которую и назвал «социология».

    Карл Маркс (1818-1883) – главное в учении К. Маркса — идея материалистического понимания истории. С точки зрения К. Маркса, решающим структурно-образующим элементом всей системы общественных отношений выступают материальные производственные отношения, возникающие в процессе производства, обмена и распределения материальных благ. Их особенность сострит в том, что, они складываются независимо от общественного сознания. Совокупность производственных отношении составляет экономическую структуру общества, реальный базис, над которым возвышается надстройка, включающая в себя совокупность идеологических отношений и взглядов (политику, право, мораль, религию, философию, искусство), а также соответствующие им организации и учреждения (государство, партии, церковь и др.).

    Одним из основателей социологии был английский ученый Г. Спенсер(1820—1903). Он развивал теорию социальной эволюции. Спенсер считал, что общество — часть природы, где существует естественный отбор и выживает наиболее сильный, приспособленный. Неравенство рождается с человеком и внутренне присуще обществу. Он предпринял изучение образа жизни, социальных отношений многих народов мира. Социология также развивалась благодаря деятельности ученых разных стран.

    Эмиль Дюркгейм(1858—1917) — основатель современной социологии, французский социолог. Благодаря ему произошла институциализация социологии, т. е. он основал первый социологический журнал, открыл первый факультет социологии, стал готовить социологов. Дюркгейм разработал правила социологического метода. Общее требование к методике — методы должны быть объективными.

    Вильфредо Парето(1848—1923) — итальянский социолог. Парето развивает теорию политического лидерства, в которой делит лидеров на лис, действующих путем хитрости и обмана, и львов, действующих путем насилия. Он предложил теорию циркуляция элит. Согласно ей в обществе есть две группы элит: правящий класс, который возглавляется властвующей элитой, и контрэлита. Инструментом управления общества являются согласие и сила. Момент смены элит у Парето называется революцией.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Список использованных источников.

    1. Зазыкин В.Г. «Основы психологии проницательности». Тривола, 1997 г.

    1. Кончанин Т.Л. Социология. Учебник. Ростов н/Д.: Феникс, 2001. – 480 с.

    1. Косолапова Р. И. «С чего начинается личность». Под общей редакцией М., Политиздат., 1984 г.

    1. Осипов Г.В. Социология. «Основы общей теории». М.: Аспект 461 с. ISBN 5756701214

    1. Радугин А. А. «Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов», М., Издательство «Центр», 1997 г.

    1. http://ru.wikipedia.org/История_социологии

    1. http://www.alleng.ru/d/sociol/soc019.htm

    1. http://socioline.ru/book/dzhordzh-rittser-sovremennye-sotsiologicheskie-teorii

     


    написать администратору сайта