Главная страница
Навигация по странице:

  • Основные теоретические положения.

  • RowCount

  • int

  • Head

  • Tail

  • Data

  • 4аа. 132_2. 5— копия — копия. Основные теоретические положения


    Скачать 159.44 Kb.
    НазваниеОсновные теоретические положения
    Дата08.06.2021
    Размер159.44 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла132_2. 5— копия — копия.docx
    ТипДокументы
    #215684

    Цель работы.

    изучение свойств и организация динамических массивов и двусвязных списков; получение практических навыков в работе с динамическими массивами и двусвязными списками; проведение сравнительной характеристики скорости вставки, получения и удаления элементов из них.
    Основные теоретические положения.

    Одномерные динамические массивы


    Для того чтобы создать в динамической области некоторый объект, необходима одна обычная переменная-указатель (не динамическая переменная). Сколько таких объектов понадобится для одновременной обработки, столько необходимо иметь обычных переменных-указателей. Таким образом, проблема задач неопределенной размерности созданием одиночных динамических объектов решена быть не может.

    Решить эту проблему поможет возможность создавать в динамической области памяти массивы объектов с таким количеством элементов, которое необходимо в данный момент работы программы, т. е. создание динамических массивов. Действительно, для представления массива требуется всего одна переменная-указатель, а в самом массиве, на который ссылается этот указатель, может быть столько элементов, сколько требуется в данный момент времени.

    Очень часто в процессе работы программы требуется изменять размеры уже созданных и заполненных данными массивов. Общий алгоритм решения этой задачи таков:

    1.      создать исходный массив размерности N1 и заполнить его данными;
    2.      создать промежуточный массив размерности N2 (пусть N2 > N1);
    3.      скопировать данные из исходного массива в промежуточный массив;
    4.      освободить память от исходного массива;
    5.      переменной-указателю исходного массива присвоить значение переменной-указателя промежуточного массива;
    6.      заполнить новые элементы массива данными.

    Для того чтобы получить двумерный массив, необходимо:

    1)  создать одномерный динамический массив из RowCount указателей на базовый тип элементов массива (в нашем случае – указателей на тип int);
    2)  в цикле создать RowCount одномерных динамических массивов, каждый из которых содержит ColCount элементов базового типа (в нашем  случае –  указателей на тип int), и адреса их первых элементов записать в соответствующие элементы «вертикального» массива.

    Обычный одномерный массив определяется как указатель на базовый тип данных элементов этого массива. Базовым типом элементов этого массива являются указатели int*. Для того чтобы определить указатель на указатель достаточно использовать следующую конструкцию: (int*)* или проще int**.

    Для создания динамических двумерных массивов с другими базовыми типами элементов достаточно в предыдущих примерах заменить тип данных int, на необходимый тип данных. Ну, и конечно, изменить работу с элементами массива в соответствии с их типом данных. Обязательные места исправлений выделены красным цветом.

    По аналогии с двумерными динамическими массивами можно создавать и массивы большей мерности.

    Одним из недостатков односвязных списков является то, что узел (элемент списка) имеет указатель только на следующий элемент. Вернуться из текущего элемента к предыдущему явным способом невозможно.

    Каждый узел двусвязного (двунаправленного) линейного списка содержит два поля указателей – на следующий и на предыдущий узлы. Указатель на предыдущий узел корня списка содержит нулевое значение. Указатель последнего узла также содержит нулевое значение.

    Основные действия, производимые над узлами двусвязного линейного списка (ДЛС):

    1)  инициализация списка;
    2)  добавление узла в список;
    3)  удаление узла из списка;
    4)  удаление корня списка;
    5)  вывод элементов списка;
    6)  вывод элементов списка в обратном порядке;
    7)  взаимообмен двух узлов списка.

    Порядок действия очень похож на односвязный линейный список, но необходимо учитывать, что в двусвязном списке имеется два указателя: на следующий и предыдущий элементы.

    Удаление элементов двусвязного списка


    Удаление первого элемента и последнего элемента практически аналогично удалению элемента из односвязного списка. Нужно изменить значение указателя на первый элемент, обнулить значение указателя головы/хвоста, освободить динамическую память.

    С удалением элемента из середины списка дело обстоит сложнее: необходимо проделать аналогичные операции по отношению к двум узлам, а не к одному.

    Вставка узла


    Вставка нового узла в двусвязный линейный список проводится аналогично. Также присутствует три ситуации: вставка нового корня, вставка последним элементом и вставка узла в середину списка.



    Вставка нового корневого узла отличается от удаления тем, что необходимо изменить Head-указатель прошлого корневого узла, указатель на корневой узел и правильно связать новый узел со списком.

    Вставка узла в конец списка не должна вызывать затруднений: необходимо изменить Tail-указатель прежнего последнего элемента на адрес нового узла, затем правильно связать новый узел с двусвязным списком (Head – адрес на предыдущий элемент, Tail – NULL-указатель).

    Обмен элементов местами


    Больше всего трудностей может возникнуть именно с взаимообменом элементов двусвязного списка. Главная проблема – возможная путаница в указателях. Нужно правильно изменить указатели всех затрагиваемых узлов.



    Видно, сколько необходимо изменить адресов указателей, чтобы двумерный список работал корректно. Если хоть один указатель будет ссылаться неправильно, то список будет работать некорректно и может вовсе зациклиться. Причем программист этого может не заметить, если поле Data однородно или вовсе отсутствует. Поэтому (как и с любыми указателями) нужно быть внимательным.

    Задача

    Необходимо реализовать программу, которая выполняет следующие действия.

    1.   Формирование целочисленного одномерного массива размерности N, где:

    a) пользователь вводит количество элементов в массиве, который будет автоматически заполняться случайными числами (0 до 99);

    б) пользователь вводит в консоль элементы массиваN определяется автоматически по количеству введенных элементов;

    в) * массив считывается с файла, N определяется как количество элементов массива в файле.

    2.   Определение скорости создания динамического массива п. 1.

    3.   Вставка, удаление и получение элемента массива. Удаление и получение элемента необходимо реализовать по индексу и по значению.

    4.   Определение скорости вставки, удаления и получения элемента массива п. 3.

    5.   Формирование двусвязного списка размерности N, где:

    a) пользователь вводит количество элементов в списке, который будет автоматически заполняться случайными числами (0 до 99);

    б) пользователь вводит в консоль элементы списка, N определяется автоматически по количеству введенных элементов;

    в) * список считывается с файла, N определяется как количество элементов списка в файле.

    6.   Определение скорости создания двусвязного списка п. 5.

    7.   Вставка, удаление и получение элемента двусвязного списка. Удаление и получение элемента необходимо реализовать по индексу и по значению.

    8.   Определение скорости вставки, удаление и получения элемента двусвязного списка п. 7.

    Должна быть возможность запуска каждого пункта многократно, если есть возможность (если в списке/массиве нет элементов, то нельзя ничего удалить и об этом нужно сообщить пользователю). Необходимо сравнить результаты. Для этого пункты 1–4 и 5–8 должны принимать одинаковые значения.

    void List::AddTail(int n)

    {

    Node * temp = new Node;

    // Следующего нет

    temp->Next = 0;
    temp->data = n;

    temp->Prev = Tail;
    // Если элементы есть?

    if (Tail != 0)

    Tail->Next = temp;
    if (countElements == 0)

    Head = Tail = temp;

    else

    Tail = temp;
    countElements++;

    }

    void List::Insert()

    {

    cout << "\nInsert element.\n";
    int pos;

    cout << "Input position: ";

    cin >> pos;
    // Позиция от 1 до Count?

    if (pos < 1 || pos > countElements + 1)

    {

    cout << "Incorrect position !!!\n";

    return;

    }
    // Если вставка в конец списка

    if (pos == countElements + 1)

    {

    int data;

    cout << "Input new number: ";

    cin >> data;

    timeStart = Clock::now();

    Add(data); // Добавление в конец списка

    timeEnd = Clock::now();

    cout << "\nTime to add an item: " << sec(timeEnd - timeStart).count() << " s." << endl;

    return;

    }

    else if (pos == 1)

    {

    int data;

    cout << "Input new number: ";

    cin >> data;

    timeStart = Clock::now();

    AddTail(data); // Добавление в начало списка

    timeEnd = Clock::now();

    cout << "\nTime to add an item: " << sec(timeEnd - timeStart).count() << " s." << endl;

    }
    int i = 1; // Счетчик

    Node * temp = new Node;

    cout << "Input new number: "; cin >> temp->data;
    timeStart = Clock::now();
    Node *Ins = Head;
    while (i < pos)

    {

    // Доходим до элемента,

    // перед которым вставляемся

    Ins = Ins->Next;

    i++;

    }
    // Доходим до элемента,

    // который предшествует

    Node * PrevIns = Ins->Prev;
    // настройка связей

    if (PrevIns != 0 && countElements != 1)

    PrevIns->Next = temp;
    temp->Next = Ins;

    temp->Prev = PrevIns;

    Ins->Prev = temp;
    countElements++;

    timeEnd = Clock::now();

    cout << "\nTime to add an item: " << sec(timeEnd - timeStart).count() << " s." << endl;

    }
    void List::Del()

    {

    int var = -1;
    cout << "\nRemoving an item.\n";
    cout << "\n1) By position\n"

    << "2) By value\n";

    cout << endl;

    cout << "Enter: "; cin >> var;
    if (var == 1) {

    int pos;

    cout << "Input position: "; cin >> pos;
    timeStart = Clock::now();

    if (pos < 1 || pos > countElements) // Неверная позиция

    {

    cout << "Incorrect position !\n";

    timeEnd = Clock::now();

    return;

    }
    int i = 1; // Счетчик

    Node *Del = Head;

    while (i < pos) // Доходим до элемента, который удаляется

    {

    Del = Del->Next;

    i++;

    }
    Node * PrevDel = Del->Prev; // Доходим до элемента, который предшествует удаляемому

    Node * AfterDel = Del->Next; // Доходим до элемента, который следует за удаляемым
    if (PrevDel != 0 && countElements != 1) // Если удаляем не голову

    PrevDel->Next = AfterDel;
    if (AfterDel != 0 && countElements != 1) // Если удаляем не хвост

    AfterDel->Prev = PrevDel;
    if (pos == 1) // Удаляются крайние?

    Head = AfterDel;

    if (pos == countElements)

    Tail = PrevDel;
    delete Del; // Удаление элемента

    timeEnd = Clock::now();

    cout << "\nTime to remove an item: " << sec(timeEnd - timeStart).count() << " s." << endl;

    }

    else {

    int i = 1; // Счетчик

    int count = 1; // Счетчик

    int value;

    cout << "Input value: "; cin >> value;
    timeStart = Clock::now();

    Node *Del = Head;

    for (int i = 1; i < countElements+1; i++) {
    if (Del->data == value) {

    count = i;

    }

    Del = Del->Next;

    }

    if (count < 0) // Неверное значение

    {

    cout << "Incorrect value!\n";

    timeEnd = Clock::now();

    return;

    }
    Del = Head;

    while (i < count) // Доходим до элемента, который удаляется

    {

    Del = Del->Next;

    i++;

    }
    Node *PrevDel = Del->Prev; // Доходим до элемента, который предшествует удаляемому

    Node *AfterDel = Del->Next; // Доходим до элемента, который следует за удаляемым
    if (PrevDel != 0 && countElements != 1) // Если удаляем не голову

    PrevDel->Next = AfterDel;
    if (AfterDel != 0 && countElements != 1) // Если удаляем не хвост

    AfterDel->Prev = PrevDel;
    if (count == 1) // Удаляются крайние?

    Head = AfterDel;

    if (count == countElements)

    Tail = PrevDel;
    delete Del; // Удаление элемента

    timeEnd = Clock::now();

    cout << "\nTime to remove an item: " << sec(timeEnd - timeStart).count() << " s." << endl;

    }
    countElements--;

    }

    void List::Del(int pos)

    {

    int i = 1;

    Node *Del = Head;
    while (i < pos)

    {

    Del = Del->Next;

    i++;

    }
    Node *PrevDel = Del->Prev;

    Node *AfterDel = Del->Next;
    if (PrevDel != 0 && countElements != 1)

    PrevDel->Next = AfterDel;

    if (AfterDel != 0 && countElements != 1)

    AfterDel->Prev = PrevDel;
    if (pos == 1)

    Head = AfterDel;

    if (pos == countElements)

    Tail = PrevDel;

    delete Del;
    countElements--;

    }
    Node *List::GetElem()

    {

    int var = -1;
    cout << "\n1) By position\n"

    << "2) By value\n";

    cout << endl;

    cout << "Enter: "; cin >> var;
    if (var == 1) {

    int pos;

    cout << "Input position: "; cin >> pos;

    timeStart = Clock::now();

    Node *temp = Head;
    if (pos < 1 || pos > countElements) // Неверная позиция

    {

    cout << "Incorrect position!\n";

    timeEnd = Clock::now();

    return 0;

    }
    int i = 1;

    while (i < pos && temp != 0) // Ищем нужный нам элемент

    {

    temp = temp->Next;

    i++;

    }
    timeEnd = Clock::now();

    cout << "\nTime to remove an item: " << sec(timeEnd - timeStart).count() << " s." << endl;

    if (temp == 0)

    return 0;

    else

    return temp;

    }

    else {

    int count = -1; // Счетчик

    int value;

    int i = 1;

    cout << "Input value: "; cin >> value;
    timeStart = Clock::now();

    Node *temp = Head;
    for (int i = 1; i < countElements + 1; i++) {
    if (temp->data == value) {

    count = i;

    }

    temp = temp->Next;

    }
    if (count < 0) // Неверное значение

    {

    cout << "Incorrect value!\n";

    timeEnd = Clock::now();

    return 0;

    }
    temp = Head;

    while (i < count) // Доходим до элемента, который удаляется

    {

    temp = temp->Next;

    i++;

    }

    timeEnd = Clock::now();

    cout << "\nTime to remove an item: " << sec(timeEnd - timeStart).count() << " s." << endl;
    if (temp == 0)

    return 0;

    else

    return temp;

    }

    }
    int *GenerateArr(int *ar) {
    //srand(time(NULL));
    char option;
    cout << "a)Array of random numbers\n" << "b)Enter numbers into an array\n" << "Enter: ";

    cin >> option;
    if (option == 'a') {
    int count = 0;

    cout << "Enter the number of elements: ";

    cin >> count;

    timeStart = Clock::now();

    ar = new int[count];

    for (int i = 0; i < count; i++) {

    ar[i] = rand() % 99;

    }

    timeEnd = Clock::now();
    countElements = count;
    cout << endl;

    cout << "Generation time: " << sec(timeEnd - timeStart).count() << " s." << endl;

    }

    else {

    int count = 0;

    while (cin >> ar[count])

    {

    char c = static_cast(cin.get());

    count++;

    if (isdigit(c) || c == '-' || c == '+')

    {
    }

    else if (c == ' ')

    {

    continue;

    }

    else

    {

    break;

    }

    }

    countElements = count;

    }
    for (int i = 0; i <= countElements - 1; i++) {

    cout << ar[i] << " ";

    }
    return ar;

    }
    int *AddElementByIndex(int *ar) {
    int index = 0;

    int value = 0;
    int *arrNew = new int[countElements + 1];
    cout << "Enter the index: "; cin >> index;
    if (index <= countElements - 1) {

    cout << "Enter value: "; cin >> value;

    timeStart = Clock::now();

    for (int i = 0; i <= index - 1; i++) {

    arrNew[i] = ar[i];

    }

    arrNew[index] = value;

    for (int i = index + 1; i <= countElements+1; i++) {

    arrNew[i] = ar[i-1];

    }

    countElements++;

    timeEnd = Clock::now();
    cout << "\nTime to add an item: " << sec(timeEnd - timeStart).count() << " s." << endl;
    return arrNew;

    }

    else {

    cout << "Element missing!\n";

    return ar;

    }

    }
    int *DeliteElement(int *ar) {
    int var = -1;

    int index = -1;

    int value = 0;

    int *arrNew = new int[countElements - 1];
    cout << endl;

    cout << "\n1) By index\n"

    << "2) By value\n";

    cout << endl;

    cout << "Enter: "; cin >> var;

    if (var == 1) {
    cout << "Enter the index: "; cin >> index;
    if (index <= countElements - 1 && index >= 0) {

    timeStart = Clock::now();

    for (int i = 0; i < index; i++) {

    arrNew[i] = ar[i];

    }

    for (int i = index + 1; i <= countElements - 1; i++) {

    arrNew[i - 1] = ar[i];

    }
    countElements--;
    timeEnd = Clock::now();

    cout << "\nTime to remove an item: " << sec(timeEnd - timeStart).count() << " s." << endl;

    return arrNew;

    }

    else {

    cout << "Element missing!\n";

    return ar;

    }

    }

    else {

    cout << "Enter the value: "; cin >> value;
    timeStart = Clock::now();

    for (int i = 0; i < countElements; i++) {

    if (value == ar[i]) {

    index = i;

    }

    }
    if (index >= 0) {

    for (int i = 0; i < index; i++) {

    arrNew[i] = ar[i];

    }

    for (int i = index + 1; i <= countElements - 1; i++) {

    arrNew[i - 1] = ar[i];

    }
    countElements--;
    timeEnd = Clock::now();

    cout << "\nTime to remove an item: " << sec(timeEnd - timeStart).count() << " s." << endl;

    return arrNew;

    }

    else {

    cout << "Item not found!\n";

    return ar;

    }

    }

    }
    int *DeliteElements(int *ar, int index) {
    int *arrNew = new int[countElements - 1];
    for (int i = 0; i < index; i++) {

    arrNew[i] = ar[i];

    }

    for (int i = index + 1; i <= countElements - 1; i++) {

    arrNew[i - 1] = ar[i];

    }
    countElements--;

    return arrNew;

    }
    int *DeliteOddArray(int *arrr) {

    timeStart = Clock::now();
    int count = countElements;

    int i = 0;

    for (int j = 0; j < count + 1; j++) {

    if (j % 2 == 0) {

    arrr = DeliteElements(arrr, j - i);

    i++;

    }

    }

    timeEnd = Clock::now();

    cout << "\nTime to remove an odd item: " << sec(timeEnd - timeStart).count() << " s." << endl;

    return arrr;

    }
    int GetElement(int *ar) {
    int var = -1;

    int *element = new int;

    int index = -1;

    int value = 0;
    cout << "\n1) By index\n"

    << "2) By value\n";

    cout << endl;

    cout << "Enter: "; cin >> var;
    if (var == 1) {

    cout << "Enter the index: "; cin >> index;

    timeStart = Clock::now();

    if (index <= countElements - 1 && index >= 0) {

    *element = ar[index];

    }

    }

    else {

    cout << "Enter the value: "; cin >> value;

    timeStart = Clock::now();

    for (int i = 0; i < countElements; i++) {

    if (value == ar[i]) {

    index = i;

    }

    }
    if (index >= 0) {

    *element = ar[index];

    }

    else {

    cout << "Item not found!\n";

    }

    }
    timeEnd = Clock::now();

    cout << "\nTime to get an item: " << sec(timeEnd - timeStart).count() << " s." << endl;

    return *element;

    }
    void PrintArray(int *ar) {

    cout << "Array: ";

    for (int i = 0; i <= countElements - 1; i++) {

    cout << ar[i] << " ";

    }

    }
    int main()

    {

    int varOne = -1;

    do {

    cout << "1) Array\n"

    << "2) List\n";

    cout << endl;

    cin >> varOne;
    if (varOne == 1) {

    int element = -1;

    int var = -1;

    int *arr = new int[1000]; // выделяем память под массив
    arr = GenerateArr(arr);

    do {

    cout << endl;

    cout << "\n1) Insert item\n"

    << "2) Remove item\n"

    << "3) Get the item\n"

    << "4) Removing odd items\n"

    << "0) Exit\n";

    cout << endl;
    cin >> var;
    if (var == 1) {

    cout << "Adding an item by index\n";

    arr = AddElementByIndex(arr);

    PrintArray(arr);

    }

    else if (var == 2) {

    cout << "Remove item\n";

    arr = DeliteElement(arr);

    PrintArray(arr);

    }

    else if (var == 3) {

    cout << "Get item\n";

    element = GetElement(arr);

    cout << "Element: " << element;

    }

    else if (var == 4) {

    cout << "Removing odd items\n";

    arr = DeliteOddArray(arr);

    PrintArray(arr);

    }

    else {

    break;

    }
    } while (var != 0);

    }

    else if (varOne == 2) {

    int var = -1;
    List *lst = new List;
    lst = GenerateLst(lst);

    lst->Show();
    do {

    cout << endl;

    cout << "\n1) Insert item\n"

    << "2) Remove item\n"

    << "3) Get the item\n"

    << "4) Removing odd items\n"

    << "0) Exit\n";

    cout << endl;
    cin >> var;
    if (var == 1) {

    cout << "Adding an item by index\n";

    lst->Insert();

    lst->Show();

    }

    else if (var == 2) {

    cout << "Remove item\n";

    lst->Del();

    lst->Show();

    }

    else if (var == 3) {

    cout << "Get item\n";

    cout << "Element: " << lst->GetElem();

    }

    else if (var == 4) {

    cout << "Removing odd items\n";

    timeStart = Clock::now();

    int count = countElements;

    int i = 0;

    for (int j = 1; j < count+1; j++) {

    if (j % 2 == 1) {

    lst->Del(j-i);

    i++;

    }

    }

    timeEnd = Clock::now();

    cout << "\nTime to remove an odd item: " << sec(timeEnd - timeStart).count() << " s." << endl;

    lst->Show();

    }

    else {

    break;

    }
    } while (var != 0);

    }

    } while (varOne > 0);

    }


    написать администратору сайта