Главная страница
Навигация по странице:


  • Особенность “трёхмерной “системы образов в романе “Мастер и Маргарита “.. мастер. Особенность трёхмерной системы образов в романе Мастер и Маргарита


    Скачать 16.99 Kb.
    НазваниеОсобенность трёхмерной системы образов в романе Мастер и Маргарита
    АнкорОсобенность “трёхмерной “системы образов в романе “Мастер и Маргарита “
    Дата15.03.2023
    Размер16.99 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файламастер.docx
    ТипДокументы
    #992772

    Особенность “трёхмерной “системы образов в романе “Мастер и Маргарита “.

    “Мастер и Маргарита “Михаила Афанасьевича Булгакова – произведение раздвинувшее границы жанра романа , где автору, пожалуй , впервые удалось достичь органического соединения историко-эпического, философского и сатирического начал.

    Исследователи предполагают временем действия книги май 1929 года. Именно тогда Воланд встречается с литераторами на Патриарших прудах (8 мая) , а Мастер является Ивану Бездомному в ночь с 9 на 10 мая. Это Страстная неделя. Последний полёт главных героев заканчивается в ночь с субботы на воскресенье. Таким образом, все события Московских сцен укладываются в 4 дня недели, причём в те же дни происходит действие в древним Ершалаиме , отдалённом о московских в пространстве и времени.

    Соединение современной Булгакову столицы и библейского города показано благодаря усилиям “князя тьмы” Воланда. Он переносит героев в свой потусторонний мир. Именно здесь и Иешуа ,и Пилат , и Мастер, и Маргарита обретают внепространственное качество вечности. Их судьбы становятся абсолютным примером и ценностью для всех веков и народов. Три линии: Ершалаимская, Московская и потусторонняя переплетаются друг с другом.

    Особенности “трёхмерной” системы романа раскрываются и в его образах. В каждом из миров есть свой правитель: в Ершалаиме –прокуратор Иудеи Понтий Пилат, в Москве –директор психиатрической клиники профессор Стравинский, а в потустороннем – мессир Воланд . Все они в той или иной мере руководят судьбами других. Однако Пилат и Стравинский зависимы от власти и собственных чувств, а Воланд - персонаж особенный. Он умеет лишь видеть будущее тех, с кем он соприкасается , но не может ничего изменить в их судьбах. «Князь тьмы» только наблюдает со стороны за происходящим: он не судит никого из людей, не распоряжается ими, но умеет выставлять напоказ плохие стороны и ценит лучшие качества. «Люди, как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было... Ну, легкомысленны... ну, что ж... обыкновенные люди... в общем, напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их...» - говорит Воланд.

    Булгаков также подчеркивает внешние сходства прокуратора, доктора и “ князя тьмы”. Воланд - это господин “ лет сорока с лишним “ и “ выбрит гладко”. Стравинский – “ тщательно по-актерски обритый человек лет сорока пяти “. У Воланда “ правый глаз черный, левый почему-то зеленый”, причем “ правый с золотого искрой на дне , сверлящий любого до дна души, и левый –пустой и чёрный …” Доктор-человек “с приятными , но очень пронзительными глазами”. Во время допроса Иешуа лицо Пилата из желтого становится бурым из-за прилива крови , а “ кожу на лице Воланда ,как будто бы навеки сжег загар”.

    Даже животные в этой системе прорисованы зеркально . Собака Банга-любимица прокуратора Иудеи. Она чутко улавливает состояние хозяина. Испытывая муки совести после приговора Иешуа , Понтий Пилат уходит в темную комнату, валится на ложе и желает “жалобным голосом позвать собаку Банга, пожаловаться ей на гемикранию” .

    У Стравинского есть остроухий, мускулистый пёс Тузбубен “ c чрезвычайно умными глазами”. Он помогает доктору находить нужных пациентов . Бегемот не собака. Это кот . Он способен принимать облик человека . Это животное огромных размеров черного цвета , такого же, как верный страж прокуратора . Почему же кот ? Да потому что , Воланд не человек, а его мир и окружение особенные : это не Ешралаим и не Москва . В нем нет ни времени ,ни пространства, а ещё в нём нет лжи, ненависти, страха, боли…

    В последней сцене романа не только сливается воедино древний Ершалаимский , современный Московский и вечный потусторонний пространственные пласты , но и время библейское формирует один поток с тем временем, когда началась работа над “Мастером и Маргаритой” для самого Булгакова .

    Действия созданного Мастером романа о Понтии Пилате сливается с ходом современности , где затравленный Мастер кончает свою земную жизнь, чтобы в потустороннем мире ,в вечности обрести бессмертие : “…Мастеру казалось, что слова Маргариты струятся так же, как струился и шептал оставленный позади ручей, и память стала потухать. Кто-то отпускал на свободу мастера, как сам он только что отпустил им созданного героя. Мастер избавляется от страха перед жизнью и отчуждением , остается с любимой женщиной , со своим творчеством и в окружении своих героев . Пилат получат прощение и избавление от мук совести , терзавших его почти две тысячи лет. Иешуа Га-Ноцри ведет с ним философский спор и уже не испытывает мук казни , а остается в своей вечной ипостаси идеала добра. Воланд принимает обличие рыцаря зла,без которого не может существовать добро. Ведь это же про него: «Я часть той силы, что вечно хочет зла, но вечно совершает благо».

    Гениально выстроенная “ трехмерная” система образов романа Михаила Афанасьевича Булгакова “Мастер и Маргарита” помогает читателю понять глубокую философскую идею великого произведения.


    написать администратору сайта