Главная страница
Навигация по странице:

  • «Следуй естеству всех вещей и не имей в себе ничего личного»

  • Дао дэ цзин » («Книга о Пути и его проявлениях»)

  • Кон­фуций ( Кун-фу-цзы)

  • Чжэн (гуманность, человечность).

  • Ли (соблюде­ние ритуала: обрядов, порядка, традиций).

  • Лао-цзы

  • Дэ (проявленная мощь).

  • Ци (дыхание).

  • Чан (извечный закон).

  • Мин (просветление).

  • Естественность и простота.

  • Инь (темное/женское) и ян (светлое/мужское).

  • Философия Китая-2. Особенности древнекитайской философии


    Скачать 46.1 Kb.
    НазваниеОсобенности древнекитайской философии
    Дата16.11.2022
    Размер46.1 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия Китая-2.docx
    ТипДокументы
    #792680

    Особенности древнекитайской философии

    Центральной темой древнекитайской философии является идея гармонии с природой и общей взаимосвязи человека с космосом. По мнению китайских философов, в основе всего сущего лежит триединство Вселенной, включающее в себя небо, землю и человека. При этом вся энергия пронизана энергией «Ци», которая делится на два начала – женское инь и мужское ян.

    Предпосылкой для развития древнекитайской философии стало господствующее религиозно-мифологическое мировоззрение. В древности китайцы были уверены, что все в мире происходит по воле Неба, главным управителем которого являлся Тянь-цзы ( или Шан-ди) – Верховный император. У него в подчинении находились многочисленные духи и боги, похожие на птиц, животных или рыб.

    К характерным особенностям философии Древнего Китая следует отнести:

    • Культ предков. Китайцы верили, что умершие оказывают большое влияние на судьбы живущих людей. При этом их воздействие имело положительный характер, поскольку в задачи духов входила искренняя забота о здравствующих.

    • Тесное взаимодействие мужского и женского начала. Согласно древним верованиям, в момент сотворения всего живого Вселенная находилась в состоянии хаоса. Лишь после рождения двух духов Инь и Ян произошло упорядочение Вселенной и разделение ее на два единства – небо и землю. Мужское начало ян взяло под покровительство небо, а женское начало инь – землю.

    Философские школы Древнего Китая

    Древнекитайская философия базировалась на нескольких учениях, которые имели много общего, и отличались лишь в деталях мировоззрения. Наиболее важными и значимыми в культуре Древнего Китая стали два направления – конфуцианство и даосизм.

    Указанное противостояние даосизма и конфуцианства находит про­явление в трактовке понятия «дао», которое играет ведущую роль как в философии конфуцианства, так и в философии даосизма. Конфуций рассматривал дао как следование принципам морали, соблюдение тре­бования человеколюбия (жэнь) и совершенствование личности путем упражнения в искусствах: стрельбе из лука, игре на музыкальных инст­рументах, каллиграфии и математике. Другими словами, дао рассмат­ривается в конфуцианстве как социальное явление. Даосизм акценти­рует внимание главным образом на природном аспекте дао, и это вы­ражается в важнейшем положении даосизма: «Следуй естеству всех вещей и не имей в себе ничего личного».

    Характерной чертой китайского национального мышления является способность исповедовать оба учения и применять их на практике в зависимости от жизненной ситуации. В рамках личной жизни китаец исповедует даосизм, но когда дело касается общественных норм поведения, он становится конфуцианцем.

    Даосизм формировался в значитель­ной степени как оппозиция конфуцианству. Согласно историческому преданию, Лао-цзы, будучи главным хранителем архивов при дворе Чжоу, встречался с Конфуцием и был хорошо знаком с его учением. Одна­ко со временем он разочаровался в китайской государственности и отправился странствовать.

    И именно это разочарование стало при­чиной того, что он создал учение, которое нашло отражение в припи­сываемой ему книге «Дао дэ цзин» («Книга о Пути и его проявлениях»), созданной в V – IV вв. до н. э.

    Конфуцианство – это морально-этическое учение, пытавшееся ответить на вопросы о том месте, которое каждый человек занимает в государстве и в мире.

    Основателем конфуцианства был древнекитайский философ Кон­фуций (Кун-фу-цзы) (551 – 479 гг. до н. э.). Огромный вклад в становление этого учения внес последователь Конфуция Мэн-цзы(372 – 289 гг. до н. э.).

    Основным текстом конфуцианства является «Четверокнижие», включающее сборник речей Конфуция «Лунь юй» («Беседы и суждения»), а также книги «Мэн-цзы», «Учение о середине» и «Великое учение».

    Сущность учения Конфуция кратко можно передать следующим образом:

    1) афоризмом о том, что «государь должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном»;

    2) идеей, согласно которой все несчастья жизни того времени были следствием того, что люди отсту­пили от традиций, которым следовали предки. А потому, чтобы восста­новить гармонию в государстве, необходимо было вернуться к этим традициям, возродить их.

    3) идеей, сущность которой в том, что идеальное государство должно быть устроено как семья, в которой роли между членами жестко распределены.

    4) учением о Небе как воплощении судьбы и силы, обеспечивающей порядок на земле.

    Этико-философская концепция конфуцианства строится на трёх ключевых понятиях:

    1) Тянь (небеса). Ощущение мирового порядка, духовная цель человечества. Правитель Китая именовался тяньцзы (сыном неба), т.к. его основной обязанностью было поддержание миропорядка. Свое учение о личных достоинствах и общественном устройстве Конфуций считал небесным, так как оно провозглашало стремление человека к гармонии со вселенной. Однако он не допускал никакого бесплодного теоретизирования по поводу тянь; человек должен был просто осознать свою цель и воплощать ее в жизнь. По мнению Конфуция, мы живем во вселенной, существующей согласно определенному порядку и законам. Поэтому надо жить так, чтобы поведение человека отражало эти законы. Как только человек осознает это правило, он встает на небесный путь. В данном случае путь является переводом термина Дао, который стал ключевым не только в даосизме, но и в конфуцианстве.

    2) Чжэн (гуманность, человечность). Смысл данного понятия Конфуция пояснял так: «Не делай другим того, чего не желаешь себе, и помогай им достичь того, чего хотел бы достичь сам». Или в другом переводе: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе». Человеколюбие – это почтительность, обходительность, правдивость, сметливость, доброта. Если человек по­чтителен, то его не презирают. Если человек обходителен, то его поддерживают. Если человек правдив, то ему доверяют. Если человек сметлив, он добивается успехов. Если человек добр, он может ис­пользовать других.

    3) Ли (соблюде­ние ритуала: обрядов, порядка, традиций). Человек должен четко следовать нормам, предписываемым ему об­ществом, соблюдать все правила, которые он должен соблюдать. Без этого нормальное функционирование обще­ства невозможно. Данный принцип позднее стал основ­ным принципом организации жизни китайского общества. Конфуций вкладывал в этот принцип значение, несколько отличающееся от про­стого соблюдения правил этикета. По мнению Конфуция, гармония в государстве зависит главным образом от воли и поведения властей. Идеал Конфуция – благород­ный государственный муж, который служит примером для всех других людей, поскольку соблюдает ритуалы и подчиняется традиционному укладу жизни.

    Даосизм – мощное направление древнекитайской мысли, которое отличается от конфуцианства тем, что основано на личностном постижении и не имеет социальной составляющей.

    Основателем даосизма является китайский философ Лао-цзы (букв. – «Старый мастер / философ») (род. 604 до н.э. – ум. в глубокой старости). Крупным представителем этого направления считают также мыслителя Чжуан-цзы, жившего в IV веке до н. э.

    Философская концепция даосизма строится на следующих ключевых понятиях:

    1) Дао (путь). Безличный мировой закон, путь постижения природы и ее закономерностей, основной вселенский принцип. Дао – это ничто, начало и конец мира, поскольку все материальные вещи рождаются из небытия, а затем, разрушаясь, опять уходят в небытие. Следовательно, только дао (небы­тие) вечно, все остальное преходяще. Дао – это первичное небытие, которое не имеет имени; называя его, мы превращаем его в бытие. Даосы наделяли дао противоречивыми признаками, т.е. рассматривали как нечто, в чем противоположности становятся тождеством.

    2) Дэ (проявленная мощь). Дао непознаваемо, но вездесуще. То, о чем можно говорить, называется дэ. Это понятие демонстрирует Дао в действии, проявляет его потенциальную энергию в объектах творения.

    3) Ци (дыхание). Соответствует духу, энергии или жизненной силе, заключенной во всем сущем. В контексте Дао как конечной реальности ци рассматривается как движущая сила вселенной.

    4) Чан (извечный закон). Извечный принцип, управляющий процессом перемен и контролирующий его действие в проявленном мире. Подобно буддистам, даосы уверены в непостоянстве, переменчивости мироздания. Неизменным остается лишь извечный закон (чан), управляющий процессом перемен. В жизни нет ничего более постоянного, чем перемены. В мире, где все меняется, возникает искушение определить некую постоянную величину, стоящую над событиями. Однако как только такое случается, человек утрачивает способность к объективной оценке настоящего момента и пытается интерпретировать события в рамках прошлого или будущего. Поэтому даосизм предлагает сосредоточиться исключительно на настоящем моменте времени.

    5) Мин (просветление). Идеальным состоянием, главной целью даоса является слияние с Дао, источником, дарующим абсолютное удовлетворение и изначальную естественность. «Постигший» более не вступает в бессмысленную борьбу за существование и не ставит перед собой ложных целей. Такое совершенное состояние называется мин (просветление). Данное понятие созвучно буддийскому просветлению.

    6) Естественность и простота. Мир таков, каков он есть, и если существует совершенство, оно вокруг нас, а не в нашем воображении. Поэтому любая попытка изменить мир является посягательством на его совершенство, обнаружить которое можно лишь находясь в состоянии естественного покоя. Возврат к совершенству возможен с помощью отхода от неестественного в сторону естественного. Даосизм призывает людей жить по естественным законам, в соответствии с Дао, универсальным гармонизирующим принципом. Это вы­ражается в важнейшем положении даосизма: «Следуй естеству всех вещей и не имей в себе ничего личного». Жизнь человека должна протекать по пути наименьшего сопротивления и быть свободной от проявлений страстей и амбиций.

    7) Инь (темное/женское) и ян (светлое/мужское). Изначальные силы, воплощающие Дао в материальном мире. Это два типа вселенских сил, которые составляют суть проявленного мира. Подобно солнечной и теневой сторонам горы, инь и ян нераздельны и дополняют друг друга. Жизнь не может быть окрашена лишь в темные цвета и наоборот; думать иначе – значит проявлять безрассудство.



    Многие из этих идей восточной философии будут впоследствии развиты многими западными философами.


    написать администратору сайта