культурология 10 неделя. Особенности казахского Просвещения
Скачать 25.14 Kb.
|
Особенности казахского Просвещения Проблема персонификации истории развития общественных мыслей и просвещения является исключительно важной. В связи с этим актуальным представляется изучение научной деятельности великих казахских ученых-просветителей Чокана Валиханова, И.Алтынсарина, А.Кунанбаева внесших значительный вклад в дело просвещения казахского народа и обогатившие как казахскую, так и мировую культуры. Возникновение просвещения в Казахстане было предопределено не только процессом исторического развития казахского общества на определённом этапе его становления. Но, прежде всего и главным образом теми политическими событиями, которые коренным образом изменили судьбу казахского народа и на долгие годы вперёд предначертали содержание его политической жизни и по сей день продолжают оказывать на него своё заметное влияние. Процесс присоединения Казахстана к России завершился во второй половине 60-х годов 19 века завоеванием русской армией южных оплотов казахской степи. Не могли остаться в стороне от политической борьбы и казахские просветители. Они активно включились в неё. Но при этом они исходили не из стремления аристократических слоёв казахского общества использовать присоединение или отторжение Казахстана от России в корыстных целях, а из горячего желания поставить сложившуюся ситуацию на службу целям скорейшего достижения казахским народом исторического прогресса и выхода его из-под пути средневекового оцепенения в наиболее короткие сроки. И в этом, полагали они, Казахстан должен опираться на помощь России, стоящей на более высокой ступени экономического и культурного развития. Общественный строй явно отрицательное влияние оказывал на духовную жизнь и культуру казахского народа. Вполне обходясь примитивными отношениями, связанными с экстенсивным кочевым скотоводством, люди патриархально - феодального общества не нуждались в росте научных знаний. В результате в Казахстане в этот период были слабо развиты такие важнейшие элементы культуры, как письменность, периодическая печать, печатная литература и т.д. духовная жизнь казахов проявлялась в основном в своих вербальных формах и, за редким исключением, не выходила за пределы обыденного сознания. Пользуясь забитостью и невежеством народа, эксплуататорские силы казахского общества распространяли в степи мусульманскую религиозную мистику, всячески стремились закрепить и увековечить те понятия и взгляды, которые соответствовали их интересам. Осознанием вековой отсталости Казахстана вынуждало передовых представителей казахского общества возложить свои надежды на цивилизованное влияние России. Тем более, что после перехода казахов в российское подданство и по мере продвижения России вглубь казахских степей здесь, на самом деле, происходили заметные изменения позитивного свойства. Изменениям стали подвергаться все сферы казахской общественной жизни: внешнеполитические условия развития, экономика края, его производительные силы, социально - политические отношения, культура и т.д. Всюду, где религия и церковь становились на пути развития науки и свободного движения человеческой мысли, возникало просвещение. Просветители в Казахстане подготавливали почву для проникновения европейской и, в особенности, русской цивилизации в казахскую народную стену. Музыкальная культура Казахстана XVIII-XXвв. XIX — начало XX в. был периодом небывалого подъема музыкальной культуры казахского народа. Композиторы Курмангазы, Даулеткерей, Дина Нурпеисова, Таттимбет, Казангап, Сейтек, Ихлас созда-.ч1 бессмертные кюи. Вся казахская степь пела песни Биржан сала, Ахан сэре. Mi хита, Абая, Балуан шолака, Жаяу Мусы, Мади, Ибрая, Естая и др. Творчество народных композиторов отражало горячую любовь человека к родному краю, воспевало красоту природы, заключало в себе нравственные и эстетические ценности. Оно запечатляло рост социальной напряженности в обществе, желание простыхлюдей жить в мире и благополучии. Так, первое музыкальное произведение Курмангазы «Кишкентай» было посвящено восстанию Исатая и Махамбета, а события 1916 г. послужили причиной создания кюя Дины Нурпеисовой «Набор». Если песня «Гакку» Ибрая стала своеобразным гимном любви, то «Зауреш» Мухита, по определению академика А. Жубанова, настоящий «Реквием». Песни Абая и Жаяу Мусы отличались насыщенностью элементами европейской музыкальной культуры. В XIX в. началось зарождение казахской прессы. 28 апреля 1870 г. вышел первый номер газеты «Туркестан уалаяты». Она издавалась на казахском и узбекском языках. На ее страницах печатались материалы о Чокане Валиханове, восстании казахов Мангыстау 1870 г. и других событиях. В 1911 г. увидел свет первый казахский журнал «Айкап», за четыре года существования которого вышли 88 номеров. В 1913—1918 гг. издавалась газета «Казах». «Айкап» и «Казах» освещали все стороны жизни общества. Они выступали за переход казахов к оседлому образу жизни и овладение земледельческой культурой, в то же время, не отрицая значения и места кочевничества, смело поднимали женский и национальный вопросы, распространяли медицинские, агрономические знания, поддержали идею созыва Всеказахского съезда. Расширялось издание книг казахских авторов. В Петербурге, Казани, Оренбурге, Ташкенте вышли произведения Абая Кунанбаева, ЧоканаВалиханова, Ибрая Алтынсарина,АхметаБайтурсынова, Ми-рякуба Дулатова, Абубакира Диваева и многих других. В 1912 г. в Семипалатинске была создана типография «Жардем» («Помощь»), специализировавшаяся на выпуске книг на казахском языке. До Октябрьской революции на казахском языке было издано приблизительно 700 названий книг (не считая переизданий). Таким образом, перемены охватили все стороны культурной жизни казахского общества. Однако не все духовные ценности и достижения культуры доходили до народа. Сказывались массовая неграмотность населения, малочисленность культурно-просветительных учреждений, колониальная политика царизма. Основные направления и их представители в казахской литературе и общественной мысли на рубеже XIX-XXвв. Виднейшие представители демократического направления Ахмет Байтурсынов, Мухамеджан Сералин, Султанмахмут Торайгыров, Сабит Донентаев, Спандияр Кубеев, Асет Найманбаев, Акрам Галимов, Бекет Утетлеуов, Арип Танирбергенов. продолжая гражданские традиции Абая. поднимали широкий круг вопросов, едко высмеивали пережитки патриархально-родовых отношений, мистику, выступали против колониальной политики царизма и эксплуатации, призывали к просвещению, оседлости и земледелию, ставили вопрос об эмансипации жен-шин. Продолжаются традиции второй половины XIX века, утвердившие реалистическое изображение окружающей действительности. Многогранное реалистическое творчество Абая становится центром общенационального литературного процесса, определяя дальнейшее его развитие. Продолжая традиции своих великих предшественников (Абая, Алтынсарина и др.), поэты демократического направления много внимания уделяют гражданской лирике. Так, выразитель дум простых людей, С. Торайгыров также, как и Абай, не приемлет насилие и гнет. Как известно, образы искусства концентрированно выражают общественно-нравственные и художественно-эстетические воззрения писателя. Основной темой предреволюционной эпической прозы была трагическая судьба простых людей, униженных «самодурной силой» «темного царства». Нередко она переплетается с темой любви. (Бальзак утверждал, что отношение к любви — мерило человечности.) Так же, как в свое время образы Кыз-Жибек и Тулегена, овеянные чистотой, образы молодых влюбленных нового времени, порою с их трагической судьбой, вызывали глубокое сочувствие читателей. Жертвы общественного неустройства Кожаш и Гайша («Калым», 1913), Жамал (М. Дулатов, «Несчастная Жамал»). Камар и Ахмет («Красавица Камар», 1914), Абдрахман и Шуга («Памятник Шуги», 1915) выражали протест миру итбаев, самодурной силе. Они восстали против несправедливого мироустройства, активно защищали свое право на личное счастье, человеческое достоинство. Развивается публицистика как оперативный жанр, способный своевременно отзываться на самые «проклятые вопросы» времени. В ее появлении и развитии значительную роль сыграли журнал «Айкап» и его редактор С. Сералин, а также А. Байтурсынов, С. Торайгыров. Так, социально-экономическое и политическое развитие Казахстана обусловило бурное пробуждение общественного и национального самосознания, что, в свою очередь, привело к прогрессу литературы и искусства. Первые книги выдающихся представителей национально-демократической культуры Ш.Кудайбердыулы, М.Дулатова, С.Донентаева, А.Байтурсынова впервые были изданы в начале XX в. Избранные произведения великого мыслителя, поэта Абая Кунанбайулы вышли в 1909 г. Произведения Султанмахмута Торайгырова отражали перемены в общественно-политической жизни казахского аула. Его стихи и поэмы «Шәкiрт ойы» («Думы ученика»), «Бip адамга» («Другу»), «Адаскан өмip» («Заблудившиеся») создавали правдивую картину жизни казахов. Произведения Беимбета Майлина «Шуганын белгісі» («Знак Шуги»), «Калын мал» («Калым») Спандияра Кубеева, «Камар сулу» («Красавица Камар») Султанмахмута Торайгырова глубоко затронули жизненные проблемы этой эпохи, показывая тяжелую судьбу народа. В развитии казахского языка и литературы особое место занимает творческие наследие Ахмета Байтурсынова (1873-1937 гг.). Первый сборник его произведений под названием «Маса» («Комар») вышел в 1911 г. в Оренбурге. А.Байтурсынов в 1913-1917 г. был редактором еженедельной газеты «Казак». С июля 1917 г. газета «Казак» стала официальным печатным органом организации «Алаш». До недавнего времени газета «Казак» характеризовалась как буржуазно-националистическое издание. Крупным представителем казахской литературы начала XX в. являлся Шакарим Кудайбердыулы - наиболее талантливый ученик Абая. Его произведения: «Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханов», «Условия мусульманства», поэмы «Калкаман-Мамыр», «Енлик-Кебек». Просветитель-демократ, поэт и историк гуманистического направления, он пропагандировал идеи просвещения и гуманизма. Народное образование. Закон о развитии просвещения, принятый в 1906 г., положил начало открытию смешанных русско-казахских школ, создавая в то же время искусственные препятствия для конфессиональных учебных заведений. Ограничение распространялось на мусульманские школы: мектебы и медресе. Одно из самых крупных учебных заведений - Туркестанская учительская семинария, в которой готовились преподавательские кадры, совершенно не удовлетворяла потребности в них местных школ. |