история. реферат Влад. Особенности Московской Руси
Скачать 62.92 Kb.
|
«Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова» Реферат на тему: «Особенности Московской Руси» Выполнил: Манылов В.В. студент гр. 11-ИП «________»_____________ 20____ г _______________ (подпись) Проверил: Воронина А. С. доцент кафедры ОИПиС «________»_____________ 20____ г _______________ (оценка, подпись) Санкт-Петербург 2021 Содержание Введение. Актуальность. Цель. Задачи……………………………………….3 стр. Глава I. Вступление «Создание Московского государства» …………. 4-6 стр. Глава II. Основная часть «Общественный строй Московской Руси».6-17 стр. а) Структура Феодального общества. б) Государственный строй Московской Руси. в) Право Московской Руси. г) Экономика. д) Культура и искусство Московской Руси. Глава III.Заключение…………………………………………………… …..18 стр. Глава IV. Список литературы. ……………………………………….. . . . 19 стр. Введение Актуальность: Заключается в том, чтобы доступным и понятным языком донести до современников как происходило историческое зарождение Руси в ХIII-XV веках. Становление Руси происходило много веков, было время великих завоеваний и противостояний. Много радости и боли несли эти годы людям. Центром объединения земель вокруг московского княжества стал город Москва. Её удачное географическое местоположение стало центром всей Руси. Цель: изучить особенности Московской Руси и донести эту информацию своим одногруппникам. Задачи: Найти информацию про становление Московской Руси. Узнать ее особенности формирования Московской Руси. Рассказать полученную информацию своим одногруппникам доступным и понятным для них языком. Глава 1. Создание Московского государства Исторические источники трактуют, что русское государство с середины пятнадцатого столетия застало русские земли и княжества в состоянии политической раздробленности. Существовало несколько весомых центров, к которым тяготели все остальные области. В каждом была внутренняя политика, а также умение противостоять всем врагам. Такими центрам относилась- Москва, Тверь, Новгород Великий, литовская столица- Вильно. Многие задаются вопросом: «Почему же именно Москва стала во главе других русских княжеств?». Способствовали этому несколько факторов: * Первый: Москва обязана своим могуществом покровительству Орды. *Второй: хорошее географическое положение, контроль над речными торговыми путями и связанными с этим экономическими преимуществами. *Третий: хорошее умение московских правителей вести хозяйство и честными и нечестными способами преумножать свое богатство. Самый главный - "демографический" фактор. В Подмосковье шел постоянный приток населения из земель, подвергавшихся частым нападениям ордынцев. Этот приток усиливало освоение новых, ранее не вовлеченных в хозяйственный оборот подмосковных земель. Действие всех этих факторов в совокупности во многом и определило такое возвышение Москвы. Первый князь, при котором началось дело по собиранию русских земель, считается Иван Данилович Калита (годы его правления 1325-1340 г.г.) За годы своего правления проявил себя грамотным руководителем. В 1327 г подавил восстание в Твери против Орды. Присоединил следующие города Кострому, Ростов. Галич, Белоозеро, Углич. Так же его большая заслуга за годы правления была в том, что в 1932 г. получил ярлык, который давал право собирать дань со всех русских земель, а также перенес центр правления в Москву. Передал свою власть сыновьям. Симеон Иванович «Гордый» (1340-1353 г.г.) это старший сын Ивана Даниловича Колиты. Симеоном «Гордый» его прозвали так, потому что он сурово обходился с другими князьями. Несмотря на это, за годы правления проявил себя, как достойный правитель сохранивший достойные отношения с ордой. В 1340 году у него был ярлык на великое княжение. Он благодаря своему упорству смог подчинить Новгород и стать князем Новгородским (1346-1353 гг). Затем правление перешло Ивану II Ивановичу «Красному» (1353-1359) Прозвище получил исключительно из-за свое внешности, от слова «красивый». Это брат Симеона «Гордого». В 1353 году у Ивана II тоже был ярлык на великое княжение. Он стал князем Новгородским с 1353-1359. За годы его правления застигло начало военного столкновения с Великим княжеством Литовским. Большие заслуги в становлении русского государства внёс Дмитрий Иванович Донской (1359-1389 г.г.), он является внуком И.Д. Калиты. Самым главным итогом княжения Дмитрия Ивановича стало окончательное утверждение Москвы, как центра объединения русских земель. При нём началось освобождение Руси от золотоордынского ига. В 1374 Дмитрий Иванович отказался от уплаты дани правителю орды Мамаю. Это был смелый, но продуманный шаг. В 1380 г он сумел сплотить русских князей и единым войском выступить против армии Золотой орды. Дмитрий Донской одержал борьбу на Куликовом поле над золотоордынским иго. Это стало символом победы Российского государства в борьбе со своими врагами. С этого момента начался перелом в сознании русских людей, духовный и культурный подъём в русских землях. Василий I Дмитриевич это великий князь Московский, годы его правления 1389-1425 г.г. Он является правнуком Ивана Дмитриевича Калиты. Василий I продолжил инициативу Дмитрия Донского по правым взаимоотношениям великого князя с уделами, утверждая главную роль великого князя, но оставляя за подчиненными князьями частичное коллективное владение в московской землей. Он так же руководит вооруженными силами, выступает от имени всей Руси в дипломатических отношениях. За тем приступил к правлению Василий II ( 1425-1462 гг) это сын Василия I. Во время правления Василия II развернулась длительная между усобная война. Его противником выступала коолиция удельных князей во главе с дядей Юрием Дмитриевичем и его сыновьями. Длилась война с 1425-1453 гг. В ходе войны великокняжеский престол переходил несколько раз к Галицким князьям. Василия II был ослеплен Дмитрием Шемякой и отсюда прозвище его – Тёмный. За годы его правления ликвидированы почти все уделы внутри московского княжества, тем самым укрепил великокняжескую власть. Смог укрепить международное положение Руси. И завершилось объединения земель вокруг Москвы во время правления Ивана III Васильевича. Он же Великий князь Московский, годы его правления с 1462-1505 гг. стал государем всея Руси, в некоторых документах его величали государем всея Руси в других документах его величали царем. В годы правления его заслуги следующие. Укрепил международный авторитет. В годы его правления возведён кирпичный Московский Кремль. Появился термин Россия в годы его правления. Достигнута независимость русского государства. В результате этих присоединений к концу правления Ивана III (он умер в 1505 году) лишь часть рязанского княжества и Псков оставались в Великороссии самостоятельными государствами. Их к московскому государству присоединил Василий III. Так было завершено объединение разрозненных русских княжеств вокруг Москвы в единое централизованное государство. Московское государство просуществовало около двух с половиной веков (с начала правления Ивана III и до эпохи реформ Петра I Великого). За это время в России сменилась царствующая династия, прошел период смутного времени. Рассмотрим каковыми были и как менялись основные сферы жизни русского средневекового общества в течение всего периода московской государственности. Глава 2 Общественный строй Московской Руси Структура феодального общества. На протяжении XIV-XV веков постепенно формируется социальная структура феодального общества, она усложняется по сравнению с периодом Киевской Руси. В отличие от Западной Европы, русское государство проводит активную сословную политику и влияет на процесс образования сословий феодалы выделяют следующие категории: *княжата - бывшие удельные князья, которые потеряли самостоятельность, но сохранили право собственности на землю, их вотчины совпадают с территориями бывших феодальных князей. Княжата занимали руководящие посты в войске московского князя и приходили на войну с собственной дружинной. *Бояре - старая земельная аристократия, поддерживающая московских князей, они сохраняли традиции местного самоуправления, наиболее знатные образовывали Боярскую Думу. Знатных боярских родов было немного. *Вольные лица, находящиеся на службе московского князя - будущее дворянство, они получали у великого князя надел, за который и служили. Со временем меняется положение и статус феодалов, сближается статус княжат и бояр, княжата теряют право отъезда. Во 2-й половине 15-го века число бояр при московском дворе увеличивается в четыре раза, за счёт княжат, перешедших на службу со своими боярами. Меняется и смысл названия "бояре", ранее они принадлежали к высшей социальной группе, а теперь являлись придворным чином. Идёт быстрый рост мелкого служивого сословия. Государственный строй Московской Руси. Московскую власть можно считать вполне сформировавшейся с момента, когда Иван III назначает себя государем и самодержцем всея Руси. Под самодержавием в этот период понимается, прежде всего, внешняя независимость. В 15-м веке угасает деятельность органов самоуправления, не собирается Вече (народные собрания), ликвидируются выборные должности. Главные события проходили в период с 1425-го по 1451 год — это "феодальная война" между сыном и братом умершего московского князя Василия. Шла борьба двух порядков наследования: архаичного (от брата к брату) и московского (от отца к сыну). Многие князья и бояре были втянуты в эту войну и окончательно определились в своей ориентации. Уже с 50-х годов 15-го века Москва становится безусловным центром русских земель. Разными путями московским князям удаётся ликвидировать удельных князей, и к концу 15-го века остался только один удел, но, умирая, Иван III одаряет уделом не только своего сына Василия, но и остальных своих детей. Создаётся государственный дворцовый мемориал. Централизация сопровождается двумя явлениями: чеканкой единой монеты и появлением государственной казны. Создаётся великокняжеский суд, который противостоит судам удельных князей и судам местных феодалов. Первоначально Боярская Дума состоит из двух чинов: бояр и окольничих. Затем состав Думы расширяется, при Василии III в неё вводятся думные дьяки, а затем думные дворяне. С 60-70-х годов 15-го века можно говорить о наличии центральной исполнительной власти, хотя она и складывалась спонтанно. Появляются первые приказы, причём это процесс идёт двумя путями: Великий князь даёт поручение какому-нибудь лицу по конкретным делам. Места постоянного присутствия таких людей, выполняющих поручения князя, - называются « приказные избы» (на основе них и формируются приказы). По инициативе Боярской Думы, которая создаёт комиссии, так возник разрядный и разбойный приказ. Большинство приказов складывается именно по инициативе князя: казначейский (исполнял роль государственной канцелярии); посольский (внешние сношения). Что касается административно-территориального устройства, то сохраняется традиционное административно-территориальное деление, но с преодолением удельных порядков, власти усложняют эту систему. Так, бывшие крупные уделы делятся на уезды, а мелкие уделы целиком составляют уезд. Уезды, в свою очередь, делятся на станы и волости (административно-церковная единица), в них назначаются ответственные должностные лица – волостели (управитель административной единицы). В уездах складывается институт кормления — это не плата, а награда лицу за прежние заслуги. Право Московской Руси. Источники права являются - обычное право, церковное право, Русская Правда, Псковская судная грамота, законодательство московских князей - государей всея Руси, судебники (1497, 1550, 1589, 1606-07 годов). Основным источником права в 1497-го года был судебник. Он сохранился в одной редакции, автор неизвестен, полагают, что составлялся дьяком Владимиром Гусевым. Состоит из 68-ми статей, в основном посвящён уголовному и уголовно-процессуальному праву, но позволяет судить и о других сторонах жизни общества, организации и управлении власти, о социальной структуре, о развитии феодальной собственности, об уровне юридической мысли. Волков (учёный) высоко оценивает уровень развития права в Москве, считает, что данный судебник использовался при составлении западноевропейских кодификаций, в частности, при составлении Каролины (1532 год). Судебник 1497 года продолжает правовые традиции, сложившиеся в Киевской Руси: комплексность и целостность законодательного акта; присутствие моральной оценки противоправных действий и правомерного поведения (данные особенности подмечены сторонниками цивилизационного подхода, в частности, Синюковым). Чётко обозначается феодальная собственность гражданского права к концу XV века. Великокняжеский домен, затем становится земельной собственностью московских князей. Делился на дворцовую собственность (управлялась дворцовой властью, крестьяне, прикрепленные к этой земле, несли феодальные повинности: оброк или барщину) и черносотенные земли (здешние крестьяне платили денежную ренту, но сохраняли своё самоуправление). Древнейший вид земельной собственности в России была Вотчина - это безусловное владение бояр и княжат, вотчину можно было передавать, дарить, продавать, хотя в московском праве предусматривался процесс перехода вотчины к великому князю при ряде условий: отсутствие наследников выморочной вотчины; бегство хозяина за рубеж; отъезд (когда отъезжают к другому князю, т.е. смена сюзерена). Поместье - разновидность земельного владения. Земля на правах условного держания - за службу и только во время её. Получает широкое распространение в конце XV- XVI веке. В исторических источниках хорошо описан статус движимого имущества (крупных купцов). Уголовное право. Судебник 1497-го года, также и предыдущие акты, не содержит понятия "преступление", но как полагают некоторые исследователи, судебник впервые формирует понимание преступления - как нарушение закона. Закон устанавливается властью царя, государством - такое понимание преступления могло появиться только при наличии сильного государства, т.е. государства не только устанавливающего закон, но и государства, которое карает за его нарушение. Ряд исследователей называет все преступления единым термином "лихое дело", но как полагает другой ряд исследователей, под этим термином в судебнике понимаются лишь особо тяжкие преступления, преступления, совершённые рецидивистом, поэтому использовать его для обозначения всех преступлений нельзя. Субъекты преступлений - представители всех сословий, в том числе и холопы, возраст с которого наступает уголовная ответственность 7-мь лет, хотя специально этот возраст не оговорён. Полная уголовная ответственность наступает для женщин с 12-ти лет, для мужчин с 14-ти. Виды преступлений: Против религии и церкви - ересь, кража церковного имущества. Наказания за данный вид преступлений жестокие, но инквизиции как таковой не было. Государственные - их очень много: крамола (государственный заговор), подым (подстрекательство и бунт), отъезд. В судебнике данные преступления понимались как измена и карались смертной казнью и конфискацией имущества. Должностные преступления - пока их мало, но они постепенно увеличиваются, так как идёт формирование и рост бюрократического аппарата управления. Имущественные преступления - разбой, хотьба. Преступления против личности - убийство, увечья, оскорбление действием или словом. Цель наказания сменилась (по сравнению с предыдущими правовыми источниками), теперь это не возмещение ущерба: 1) предупреждение новых преступлений; 2) устрашение; 3) воздействие на преступника, его перевоспитание. Виды наказаний были следующие: *Смертная казнь - если в Псковской судной грамоте она предусматривалась за 5-ть преступлений, то в Судебнике уже за 12-ть. Применяются различные виды: сожжение, утопление, обезглавливание, четвертование. *Телесные наказания - членовредительные (даже представить страшно) и болезненные. *Тюремное заключение - сначала не выделялось как самостоятельный вид наказания, но прямо упоминается уже в Судебнике 1550 года. *Ссылка - сопровождалась, как правило, конфискацией имущества, применялась обычно за измену. *Денежный штраф. Наказания по сравнению с предыдущим периодом более гуманны и дифференцированы. Впервые вводится институт рецидива, т.е. по отношению к людям преступившим закон не первый раз, применяются более строгие наказания, причём, чем больше раз нарушил закон, тем строже наказание. В виду этого, цель наказания тоже оказывается разной: профессиональных преступников уничтожить, а людей, впервые преступивших закон - перевоспитать. Именно поэтому в Русской Правде больше телесных наказаний и меньше смертных казней (поскольку тогда все шли под одну "гребёнку"). Суд и процесс: до 16-го века в великокняжеском суде председательствовал князь, одна из целей данного суда - укрепление власти князя (суд князя противостоял феодальному суду удельных князей и бояр). Судебный процесс - состязательный, начинался с подачи челобитной истцом, если истец и/или ответчик не являлся на разбирательство дело автоматически выигрывалось или прекращалось, соответственно. Система доказательств та же - свидетели (ими могли быть и холопы); судебный поединок, но уже в 15-ом веке его значение падает; присяга. С 16-го века применяются документы. Постепенно формируется новая форма процесса - розыскной или инквизиционный. Важной процессуальной формой становится олихование путём опроса добрых людей, т.е. занимались выяснением репутации виновного в обществе. Если человек признавался лихим (его репутация "хромала"), к нему применялись пытки и часто, дополнительные наказания, в том числе и членовредительные, чётко обозначающие, что он преступник (отрезание ноздрей, ушей, клеймение). Экономика. . Экономика любого государства состоит из нескольких сфер. Такими сферами являются промышленность, сельское хозяйство, торговля, денежное обращение. В каком состоянии находились эти сферы в Московском государстве? Возникновение в России частных промышленных предприятий, принадлежащих частному торговому капиталу, произошло в XVII веке. Они в основном занимались выделкой кожи, переработкой сала, приготовлением солода и т.д. Причем в их возникновении активно участвовало западноевропейское купечество. В 30-ых годах XVII века был основан комплекс железодетальных и оружейных предприятий в районе Тулы, Кашира и Алексина, владельцами которых в основном были голландцы и немцы. На этих мануфактурах наряду с использованием ручного труда применялись передовые достижения западноевропейской техники и технологии. Стали появляться и промышленные предприятия производства изделий массового спроса и обихода (бумагоделательные и стеклодувные мануфактуры). Государственные мануфактуры возникли в России раньше частных (XV-XVI вв.). Таковыми были Оружейная палата, Пушечный и Печатный дворы в Москве. На российских мануфактурах московского периода применялся как наемный, так и ручной труд. В жизни Московской Руси большую роль играло и ремесленное производство. Им занимались тяглые посадские люди (горожане, облагавшиеся государственными налогами) и вотчинные ремесленники (облагаемые повинностями своими хозяевами). Продукция ремесленников предназначалась для реализации на рынке. Но выполнялась и работа на заказ (в основном в уникальных ремесленных специальностях, например, в ювелирном или золотокузнечном деле). Ремесленных специальностей было очень большое разнообразие. Только в Москве их число превышало 250. Большое распространение имели и промыслы. На первом месте среди них стояли извоз и речное судоходство. Извозом в осенне-зимний сезон занималось едва ли не большинство мужского крестьянского населения. Особенно интенсивное же речное судоходство в период весенне-летней навигации происходило по Волге и Сухоно-Двинскому каналу, обеспечивающим связь центра страны с Архангельском. Множество людей также было занято в рыболовстве, заготовке леса, смолокурении, солеварении, выделке кож и мехов. Сельское хозяйство Московского государства было неизменным на протяжении всей истории его существования. Русский крестьянин пользовался традиционными орудиями труда: бороной, сохой, граблями, вилами, серпом и цепом. Эта неизменность сельскохозяйственного производства поддерживалась государством. В XVII веке крестьянин был окончательно прикреплен к земле, которая находилась в полном владении светских или духовных феодалов, царской семьи или государства. Владельцы земли контролировали любую его инициативу в хозяйственной деятельности. Крестьяне отбывали тяжелую барщину и облагались высоким денежным и натуральным оброком. Главной отраслью сельского хозяйства средневековой России было земледелие. От него зависела жизнь большинства населения страны. Россия обеспечивала себя основными сельскохозяйственными продуктами. Но неурожайные годы вызывали голод в отдельных сельских областях. Поэтому для предотвращения "голодных бунтов" предпринимались попытки создать запасы хлебных излишек. Внешняя торговля Московской Руси была достаточно активной уже в XV веке. В Россию ввозились из Европы слитки серебра, сукна, сученое золото, медь, зеркала, ножи, иглы, кошельки; из Азии шелковые ткани, парчи, ковры, жемчуг, драгоценные каменья. Вывозились же в немецкие земли меха, кожи, воск; в Литву и Турцию меха и моржовые клыки; в Татарию седла, узды, холсты, сукна, одежда, кожи. К середине XVII века стоимость товаров, вывезенных из страны западноевропейскими купцами, составляла 1 млн. рублей в год, что сопоставимо с приходной частью государственного бюджета. Однако, вместе с тем русское купечество было недовольно привилегированным положением некоторых западноевропейских компаний (например, английской "Московской компании", которая вела в России беспошлинную торговлю). В результате этого недовольства правительство Алексея Михайловича в 1646-1650 годах пошло на некоторое ограничение деятельности иностранного купечества в стране. Были отменены льготы по уплате таможенных пошлин, английским купцам было запрещено проезжать во внутренние районы России. Но так как западноевропейские купцы были нужны казне как поставщики (на выгодных условиях) вооружения для армии и других необходимых России товаров, то они небыли стиснуты правительством сверх меры. Денежное обращение в Московском государстве было сведено к единообразию в середине XVI века (до этого существовали монеты отдельных русских княжеств и земель). Большую часть существования Московской Руси чеканились только три монеты: "денга", копейка (две денги) и полушка (полденги). Русский рубль времен Московской Руси представлял собой увесистый мешочек, в котором могло поместиться сто или двести маленьких монет. Монеты чеканились из серебра, закупленного у иностранцев. Нехватка собственного серебра представляла большую сложность для денежного обращения средневековой России. Еще одной серьезной проблемой для него было огромное число фальшивомонетчиков. К середине XVII века денежная система Московского государства стала устаревать. Старомосковские монеты были слишком мелкими для крупных торговых сделок и слишком дорогими для мелочной торговли. Первая попытка преобразований была сделана царем Алексеем Михайловичем. Были выпущены крупные российские серебряные монеты и медная мелочь, предназначенная для замены серебра, запасы которого истощились в условиях войны с Речью Посполитой. Но реформа была направлена на максимальное ограбление населения и обогащение казны. В результате эти преобразования вылились в Медный бунт 1662 года, после которого правительство до эпохи Петра I не решалось на эксперименты с денежным обращением. Государство Культура и искусство Московского государства. Период Московской Руси в духовной жизни русских людей важнейшее место занимало христианство в его восточной православной форме. Религией была пронизана вся русская культура. Но тем не менее, перенятая от Византии, христианская культура до определенного предела находилась под влиянием дохристианских народных мотивов. В частности, древнеславянские боги не отбрасывались духовенством вовсе. Теперь они рассматривались как бесы, с которыми верующий должен вести постоянную войну. Большинство древнеславянских праздников продолжали отмечаться, хотя и в виде, приспособленном к христианскому календарю (например, народный ритуал коляд слился с празднованием Рождества). Русская культура XV века была в основе самодостаточной, она подвергалась внешним влияниям. Контакты с Западом осуществлялись прежде всего через торговлю. И несмотря на настороженное отношение России к католицизму, не было враждебного отношения ко всему западному как таковому. Нельзя также не сказать и о восточном влиянии на культуру Московского государства. Оно является абсолютно логичным, так как Русь длительное время находилась под монгольским игом. Восточное влияние было наиболее сильным в сфере эпической поэзии и народного искусства. Но по-прежнему самое сильное влияние на Русь оказывала Византия. Дух византийского христианства, поддерживаемый церковью, нашел должное воплощение на русской почве во многих видах искусства. Появилась русская икона в результате усвоения и творческой переработки византийской культуры. Основной признак иконописи – строгое следование правилам – канону. С одной стороны канон сковывал мысль средневекового живописца, ограничивал его творческие возможности. С другой – он дисциплинировал художника и воспитывал зрителя. Высокое искусство иконописи начиналось там, где творческая воля мастера, не порывая с каноном, тем не менее преодолевала его. Другими словами, история иконописи – это история создания и преодоления канонов. Рассмотрим иконопись эпохи русского московского централизованного государства. Искусство этого периода начинает контролироваться непосредственно со стороны государства. Церковный собор 1551 года регламентировал взаимоотношения мастера-живописца с учениками, и даже художественный процесс и его результаты. Эти меры имели отрицательные последствия так как порождали бездумное повторение "образцов". В XVI веке Москва стала объединять местные художественные школы. В результате этого самые отдаленные русские земли могли воспринять высшие достижения столичного искусства, а искусство самой Москвы получило возможность обогащаться творческим опытом Новгорода, Пскова, Твери и других высокоразвитых русских центров. Стала расширяться тематика живописи. Художники стали чаще обращаться к сюжетам и образам Ветхого завета, повествованиям притч, легендарно-историческому жанру. В связи с этим в искусство стали проникать жанровость, интерес к быту. Правительство Ивана IV Грозного через искусство пыталось возвеличивать свои политические идеи. Об этом свидетельствует икона-картина "Церковь воинствующая". Призванная увековечить покорение Казанского ханства, она мало напоминала традиционный моленный образ. В XVIII веке русская иконопись пережила освобождение от канонов. Произошло расширение тематики изображений, увеличение удельного веса светских (исторических) сюжетов. В качестве "образцов" стали использоваться западноевропейские гравюры. Все это говорит о закате эпохи иконописи. Золотой век древнерусской живописи остался далеко позади. Но именно она открывала и открывает пути современному искусству. На примере живописи видно, какую большую роль в искусстве играла религия. Так было во всех видах искусства. Но мы остановились на иконописи потому, что невозможно в одном реферате рассмотреть и архитектуру, и ювелирное искусство, и богатейшую литературу. Период Московской Руси продолжался в России более 200 лет. В нем было много как положительных, так и отрицательных моментов. Но в любом случае он является частью нашей истории, а поэтому достоин уважения. Глава III Заключение. Посол Германской империи Сигизмунд Герберштейн в нач. XVI в. отмечал: "На Руси все они называют себя холопами, т.е. рабами государя... Этот народ находит больше удовольствие в рабстве, чем в свободе". Помимо подданничества авторитет великокняжеской власти укреплялся и благодаря появлению новой. Формирование единой территории Русского государства тесно переплеталось как с концентрацией власти в руках великого князя московского, так и с созданием общерусской системы управления. Власть великого князя неуклонно крепла, что проявлялось в распространении служебно-подданнических отношений между князем и всеми слоями общества, включая и высшие. В их основе лежали не договорные отношения, характерные для стран Западной Европы и фиксировавшие как обязанности, так и права и даже привилегии тех или иных социальных групп, а жесткое подчинение и покорность воле великого князя. Прекращаются отъезды бояр от князя. Утверждается форма обращения бояр и князей к государю: "Я есть холоп твой». Авторитет великокняжеской власти укреплялся и благодаря появлению новой государственной символики, имевшей огромное значение для народа. Достигается независимость государства и появляется термин – Россия. Глава IV. Список литературы. Алексеев Ю.Г. Под знаменами Москвы. Борьба за единство Руси. – М., 1992. Алексеев Ю.Г. Государь всея Руси. – Новосибирск, 1991. Андреев А.Р. Первый государь всея Руси Иван Васильевич Ш. – М., 2001 Султанов М.С. История. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 668 с. Титов Ю. П. Хрестоматия по истории государства и права России. – М.: Прогресс, 2004. – 980 с. |