Главная страница
Навигация по странице:

  • Пон-дю-Гар (Франция).

  • Бюст Катона Старшего

  • Бюст императора Октавиана Августа (ок. 30 н.э.) Бюст Антиноя

  • Cтроительная техника римлян

  • зодчество. ри зодчество. Особенности римской архитектуры


    Скачать 258.25 Kb.
    НазваниеОсобенности римской архитектуры
    Анкорзодчество
    Дата12.10.2022
    Размер258.25 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлари зодчество.docx
    ТипДокументы
    #730927

    Особенности римской архитектуры

    В своих сооружениях римляне стремились подчеркнуть мощь, силу, величие, подавляющие человека. Именно в этой пышной архитектуре нашли наиболее полное выражение государственные идеи Рима. Грандиозные храмы, амфитеатры, термы, форумы, триумфальные арки и колонны прославляли мощь Рима. Для них были характерны монументальность, пышная отделка, множество украшений, стремление к строгой симметрии.

    Римское искусство рассчитано на широкое движение, на мощный размах, соединено со страстной привязанностью ко всему роскошному, декоративному и блестящему. Рим хочет удивить, поразить. Поэтому пролет купола Пантеона в Риме — 43,5 м, а амфитеатр Колизей рассчитан на 50 тыс. зрителей. Именно римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в которой основное место принадлежало сооружениям общественным, рассчитанным на огромное число людей.

    Будучи прагматиками и утилитаристами, римляне не имели себе равных по высоте инженерного искусства, многообразию типов сооружений, богатству композиционных форм, масштабу строительства. Вслед за этрусками римляне, прежде всего, построили прекрасные дороги. Еще в 312 г. до н.э. было начато строительство знаменитой Лппиевой дороги. Столетием позже римляне начинают строить длинные, иногда тянущиеся на десятки километров акведуки, так как из-за непригодности воды из Тибра для питья ее приходилось доставлять с Альбенских гор. В окрестностях Рима и по сей день сохранились остатки каменного акведука со свинцовыми и глиняными трубами, по которым шла чистая вода в город.

    Пон-дю-Гар (Франция). Самый высокий сохранившийся древнеримский акведук. Перекинут через реку Гардон (прежде Гар). Длина 275 м, высота 47 м

     

    Бюст Катона Старшего

    Классическим произведением римского скульптурного портрета принято считать изображение Катона — мудрого и волевого римлянина, человека практического ума, хранителя строгих нравов



    Бюст императора Октавиана Августа (ок. 30 н.э.)

    Бюст Антиноя



    Греческий юноша Антиной (ок. 110—130), фаворит императора Адриана, погиб при невыясненных обстоятельствах. На месте гибели Антиноя император основал город Антинуполь, воздвиг в его честь статуи в нескольких городах

    Безусловным достижением римской архитектуры стало умение вписать архитектурные объекты (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости) в городской, сельский пейзаж, создать ансамбль из нескольких построек. Все это также служило возвеличиванию Рима. Но стремление к выражению величия Рима в архитектурных ансамблях приводило к масштабным преувеличениям, внешним эффектам, ложному пафосу громадных сооружений, рядом с которыми теснились лачуги бедняков и городские трущобы.

    Римляне не смогли избежать и тенденции к чистому украшательству. Она нередко приводила к полному подавлению конструктивного момента, который у греков так удивительно объединялся с моментом декоративным. Колонна здесь часто превращается в украшение и просто оживляет стены, становясь стенной прибавкой или пилястрами. Мозаичные полы или лепные потолки — любимая римская форма. Орнаментика у них гораздо пышнее, чем у греков. Тут и аканфовый лист, плющ, лавр, пальма, необыкновенные человеческие фигуры, животные.

    Раскопки в Геркулануме и Помпее открыли нам небывалую роспись стен, к которой совсем не была способна греческая классика. Разнообразие перспективных, пейзажных, орнаментальных форм, нежность и свежесть красок, причудливость и извилистость линий, роскошь, блеск, эффектность этих росписей свидетельствуют об очень тонкой римской чувственности.

    Римляне предпочитали мощь в соединении с пестротой. Очень часто они использовали в одной постройке элементы разных архитектурных ордеров. Примером служат типичные римские многоэтажные здания, первый этаж которых отделывался в дорическом стиле, второй — в ионическом, третий — в коринфском, четвертый этаж имел коринфские пилястры. Это не было простым механическим соединением разнородных элементов. Скорее, это вполне оригинальный, типично римский стиль.

    Римские архитекторы разработали новые конструктивные принципы и реализовали их в новых типах построек. Этот период развития римской культуры ознаменовался появлением базилик — прямоугольных в плане зданий, где совершались торговые сделки и вершился суд; амфитеатров, где устраивались гладиаторские бои; цирков, где происходили соревнования колесниц; терм — сложного комплекса сооружений, включавших бани, библиотеки, места для игр и прогулок.

    Возведение этих сложнейших, подчас гигантских сооружений и комплексов стало возможным благодаря созданию новой конструктивной системы — монолитно-блочной, основу которой составляли две узкие кирпичные стенки, заполненные щебнем и особым строительным раствором — бетоном, появившимся в III в. до н.э. До этого римские постройки были в основном деревянными, позже начали использовать вулканический туф и обожженный кирпич.

    Cтроительная техника римлян



    Римское строительное искусство берет свое начало из этрусского и греческого. Однако насколько греки были тонкими художниками, настолько римляне — практичными строителями. Вкусы римлян значительно отличаются от греческих как в общем решении зданий, так и в их конструкции и убранстве. Это проявляется и в направленности архитектурного творчества, и в преобладании гражданских зданий над культовыми. Перед строительством ставятся новые задачи, для решения которых уже недостаточна простая греческая конструктивная система опор и балок, в связи с чем все большее место занимают своды. Римские строители используют этрусский опыт возведения сводов одновременно с греческими ордерными системами, которые они приспосабливают к собственным художественным задачам.

    Соединение арок с архитравной системой создает новую, типично римскую архитектуру. Для сооружений использовались различные строительные материалы, хотя предпочтение отдавалось камню. В кладке очень часто применялся кирпич и чередование слоев камня и кирпича. Кладка из камня делалась сначала «насухо» из тщательно обработанных блоков, но этот способ был скоро заменен более дешевым — с использованием грубо околотого камня на растворе очень высокого качества. Этот раствор с щебнем в виде заполнения представлял собой строительный материал, очень похожий на сегодняшний бетон. В последних двух случаях стена облицовывалась каменными плитами. Римские строители применяли все известные к тому времени конструкции. Этрусские пилон, арка и свод были основными элементами, которые дополнялись рядом новых. Заимствованные у греков архитектурные формы подвергались определенной схематизации. В результате соединения арочной и архитравной систем в сооружениях, имевших несколько этажей, возникает архитектура, характерная размахом и колоссальным масштабом, что явилось специфическим проявлением мощи Римской империи.

    Появление новых планировочных и пространственных элементов ведет к необходимости создания новых конструктивных систем. Римляне создают впервые свободные от внутренних опор монументальные пространства, например Пантеон или базилика Максенция. При использовании сводчатых конструкций больших пролетов возникают значительные нагрузки на опоры, поэтому вместо колонн опорная часть чаще решается в виде стены. Вследствие этого ордерная система имеет преимущественно декоративный характер.

    Кладка стен римских сооружений чаще всего представляет комбинацию, где лицевая сторона выполняется из тесаного камня или кирпича, внутренняя часть — из грубо околотого камня или литая из так называемого эмплектона. Римляне создают ряд различных способов обработки наружной поверхности стены. Очень часто, главным образом в интерьерах, применяются и более дешевые строительные материалы: искусственный мрамор и штукатурка. Таким образом, появляется разделение окончательной поверхностной архитектурной отделки и строительной несущей конструкции, выполненной из более грубых материалов. Кроме светотени важным выразительным средством в римской архитектуре становится цвет. Цвета естественных материалов (разноцветные мраморные плиты или цветная мозаика) и их комбинации помогают архитектору организовывать внутреннее пространство. Настенная живопись, стилистические принципы которой развиваются в течение всего периода существования искусства древнего Рима, также всегда украшает, обогащает пространство, делает его более светлым и оптически увеличивает. (9, т. 2. стр. 420-423; 11, стр. 33-36; 16, стр. 347-49).



    1,2 - техника возведения кирпично-бетонных сводов.
    3 - бетонная стена с кирпичной облицовкой.


    написать администратору сайта