Главная страница
Навигация по странице:

  • История возникновения осетинских игр

  • Игра в охотников и зверей (Цуанонтае мае сырдтаей хъазт)

  • Игра с прыжками (Гаепгаенынтаей хъазт)

  • Ямочки (Дзнхъхъытаей хъазт)

  • Список литературы

  • Богомолова Е.П. игры осетии. Особенности возникновения Осетинских подвижных игр


    Скачать 99.76 Kb.
    НазваниеОсобенности возникновения Осетинских подвижных игр
    Дата30.01.2022
    Размер99.76 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаБогомолова Е.П. игры осетии.docx
    ТипДокументы
    #346165

    Особенности возникновения Осетинских подвижных игр.


    Введение

    Народные игры являются составной частью духовной культуры. Они во все времена выполняли весьма важные социальные функции, являясь частью досуга, давали возможность человеку отдохнуть от напряженной трудовой жизни, полностью отключиться от будничных дел и погрузиться на время в радостную атмосферу. Однако основная функция народных игр заключается в воспитании поколений. Прежде всего, следует учитывать, что игра как средство общения, обучения и накопления жизненного опыта является сложным социокультурным феноменом.

    Игра - удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей. Вместе с игрой в жизнь детей приходит искусство, прекрасное. Игра связана с песней, танцем, пляской, сказкой, загадками, скороговорками, речитативами, жеребьёвками и другими видами народного творчества как средствами народной педагогики. Игра - это материализация сказки-мечты, мифов-желаний, фантазий-сновидений, это - драматизация воспоминаний о начале жизненного пути человечества. Игра издавна привлекает к себе внимание собирателей фольклора, прогрессивных педагогов, этнографов, искусствоведов.

    В данном докладе мы подробно рассмотрим особенности национальных игр народа Осетии.

    История возникновения осетинских игр

    С древних времен в жизни осетин важную роль играла охота. Горы и богатые леса весьма способствовали развитию и совершенствованию этого рода деятельности осетин-горцев. Существовал даже особый культ божества Афсати — покровителя зверей и охоты. У осетин-охотников сложился своеобразный язык, на котором они говорили во время охоты. Многие народные игры возникли на основе охоты и отражали действие охотников и зверей. Было бы наивно утверждать, что сначала возник особый культ божества охотников, а затем уже сама охота. 

    Подтверждением того, что охота появилась раньше игры, является древняя осетинская игра в слепого медведя (куырм арс). Из игроков выбирается «медведь», которому завязывают глаза. Играющие размещаются на площадке, и у всех, кроме ведущего, имеются по две палочки, одна гладкая, другая с нарезами. На звук, издаваемый этими палочками при трении, идет «медведь», стараясь поймать кого-нибудь из играющих. Эта игра действительно напоминает охоту на медведя. Звук, издаваемый палочками во время игры, является подражанием шуму, которым охотники выгоняют зверя из берлоги. 

    Игра на протяжении всей истории человеческого общества отражала различные стороны жизни, труда и быта человека. С изменением условий материальной жизни общества меняются содержание и форма игр. 

    В период первобытнообщинного строя игры были элементарны, сходны и родственны трудовым движениям. С развитием общества, по мере совершенствования орудий труда, игры становились все сложнее и разнообразнее по своему характеру. 

    С древних времен у осетин существовала игра «Тохси», в которую играют с помощью альчиков. Эта игра зародилась в то время, когда осетины занимались главным образом скотоводством и охотой. С появлением кремневых ружей, более совершенных орудий охоты, вытеснивших лук и стрелы, в середине круга вместо альчиков стали ставить свинцовые пули. Когда же кремневые ружья были вытеснены берданками с цилиндрическими пулями, вместо свинцовых пуль стали применять опять альчики. 

    Примером того, что игры отражали определенные условия жизни общества, может служить и древняя осетинская игра в метание палок, которая напоминает метание копья. Характерно, что в указанной игре просто бросать палку нельзя, ее можно только метать одной рукой из-за плеча, держа посередине. Видимо, игра эта отражает тот период в жизни народа, когда копье было основным орудием борьбы и добывания пищи. 

    Затем в процессе труда появились и элементы соревнования. 

    Осетинская мужская обувь «æрчъитæ» изготовлялась из сыромятной кожи крупного рогатого скота. Для обработки этой кожи пользовались примитивным орудием под названием «нарв». Это была дубовая болванка с глубокой выемкой в верхней части с зазубренными краями. В эту выемку вставляли передним концом дубовый рычаг и закрепляли подвижно. Под рычаг подкладывался кусок сырой кожи. Один из работающих садился верхом на «нарв» и быстро переворачивал кожу, в то время как другой сильным нажатием опускал рычаг, а потом быстро поднимал его. Такой способ обработки кожи был на редкость изнурительным и малопроизводительным. Не все с охотой брались за такую работу, но, когда этому процессу был придан характер соревнования, обработка кожи стала как бы своеобразным состязанием в силе, ловкости, быстроте и выносливости. «Нарв» стали выносить на ныхас, где каждый мог испытать свою силу. Бывали случаи, когда соревнующиеся ломали тяжелый дубовый рычаг, или же от быстрой работы кожа нагревалась и расползалась. Обработка кожи стала не только трудовым процессом, но и хорошим средством развития физических сил молодежи. 

    Широко была распространена в Осетии игра «Поломай плечевую кость» (Базыгсæттын). На осетинских свадьбах и пирах младшие получали от старших бокал и плечевую кость (базыг). Бокал выпивался, а кость молодые люди по очереди пробовали переломать о колено, т. е. игра приобретала форму состязания в силе. 

    Элементы соревнования в силе, ловкости и других физических качествах наиболее ярко проявились в старинном осетинском обычае «зиу» (коллективная помощь.) Жители села или аула" организовывали однодневную бесплатную помощь вдовам, больным и остронуждающимся соседям в уборке урожая, сенокошении, строительстве жилища, заготовке дров и т. д. В «зиу» участвовали все мужчины и женщины, способные работать. Во время работы каждый старался как можно больше помочь соседу. Таким образом, работа приобретала характер соревнования. 

    Особенно интересными были соревнования во время сенокоса. В горных районах Осетии косари обычно поднимались в гору и оттуда начинали косить сверху вниз. Работая на обрывистых, опасных местах, косари старались обогнать друг друга. В процессе этой работы вырабатывались смелость, сила, выносливость и особенно развивался плечевой пояс. 

    На финише хозяева ставили косарям угощение — специальный пирог «гуыл», овладение которым тоже было связано с состязанием в силе и ловкости. С победителем, получившим приз-гуыл, остальные пробовали свои силы в оставшееся до вечера время. 

    Осетинские народные игры, как и игры других народов, возникли в процессе развития трудовой деятельности людей, ибо в основе зарождения игр лежит прежде всего труд. 

    Форма и содержание игр менялись с изменением условий материальной жизни общества. 

    Национальные игры осетинского народа

    Игра в охотников и зверей (Цуанонтае мае сырдтаей хъазт)

    Игра рассчитана на школьников среднего и старшего возраста. Она проводится в лесу или на опушке леса, где есть кустарники. Размер площади игры определяют руководитель и его помощник в зависимости от количества игроков (обычно играют 10-12 человек), но она не должна превышать 300 м в длину и 200 м в ширину.

    Описание. Играющие делятся на две равные по количеству участников ко­манды. По жребию одна из них «охотники», другая - «звери». Перед началом игры объявляются границы площадки леса, а также уточняется место финиша. Игра начинается на опушке леса. «Охотники» скрытно располагаются по всей игровой площади (команды «зверей» стоят к ним спиной, закрыв глаза). Когда «охотники» спрячутся, «звери» по сигналу открывают глаза и начинают незаметно пробираться через «лес», в котором прячутся «охотники» (т. е. через цепь «охотников»), к условленному месту - финишу. «Охотники» должны ловить их. Пойманных «зверей» усаживают на землю в скрытом месте. Если «охотники» задержат более половины команды «зверей», то становятся победителями. Если же больше половины «зверей» проникнут через «лес», в котором находятся «охотники» (т. е. через цепь «охотников»), и достигнут финиша, то «звери» считаются победителями.

    Правила.

    1. Игра должна проходить только на строго ограниченном участке леса. Тот, кто выйдет за участок, считается пойманным.

    2. «Охотники» могут задерживать «зверей» только на установленном участке леса.

    3. Игроки команды «зверей» могут убегать от «охотников», но если преследующий «охотник» коснется рукой «зверя», то последний считается пойманным.

    4. «Звери» могут пробиться к условленному месту - финишу - только через установленную площадь леса.

    Игра с прыжками (Гаепгаенынтаей хъазт)


    Играют подростки, от 3 до 40 человек. За правилами выполнения прыжков должен следить руководитель (вожак).

    Описание. Перед началом игры выбирают по жребию двух водящих. Они садятся на землю и вытягивают вперед ноги так, чтобы ступни касались друг друга. Остальные игроки прыгают по очереди через вытянутые ноги водящих. Игра включает 8 вариантов преград, через которые надо перепрыгнуть. Все они показаны на рис. 1.

    Побеждает тот, кто выполнит все 8 прыжков без ошибок.

    Правила.

    1. В момент прыжка можно отталкиваться одной ногой (правой или левой).

    2. Если прыгун коснется ногой или рукой кого-либо из сидящих, то занимает его место и в следующий раз начинает участвовать в игре с того упражнения, на котором ошибся в предыдущий раз.


    Рис. 1 Игра с прыжками

    Ямочки (Дзнхъхъытаей хъазт)


    Игра проводится на воздухе на площадке с мальчиками среднего и стар­шего школьного возраста. В ней может участвовать до 20 человек. Для игры требуются палки длиной 1 м (по количеству участников).

    Описание. Играющие образуют тесный круг, соприкасаясь друг с другом плечами. Перед каждым вырыта ямка. У всех участников - по палке. Один конец ее игрок ставит в свою ямку. Водящий, выбранный по жребию, стоит в центре круга (у него нет ямки). По сигналу играющие толкают друг друга плечами, стараясь вытеснить соседа, чтобы он убрал конец палки из ямки - рис. 2. Толкнув соседа, надо сохранить самому равновесие. Водящий должен воспользоваться моментом и занять свободную ямку своей палкой. Тот, кто останется без ямки, становится водящим.

    Правила.

    1. При толкании нельзя отрывать конец палки от дна ямки.

    2. Во время игры толкать можно только плечом.

    3. Игрок, допустивший ошибку, или игрок, ямка которого будет занята палкой водящего, меняется с ним ролью.


    Рис. 2 Ямочки


    Заключение

    Изучением осетинских игр занимались очень мало. Впервые осетинские народные игры были собраны, систематизированы и изданы С. Г. Гагиевым. В последующее время народные игры стали шире применяться в школах и пионерских лагерях республики. В настоящее время ни один праздник, не проходит без игр, в которых принимают участие и дети, и взрослые. Эти игры используются в работе с детьми по физическому воспитанию в школах и пионерских лагерях Северной Осетии, а также в быту (играют во дворах, на крышах саклей, и площадках).

    Список литературы

    1. Гагиев С.Г. ОСЕТИНСКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИГРЫ. Издание 2-е дополненное Орджоникидзе: Ир, 1980. — 129 с.


    написать администратору сайта