Главная страница
Навигация по странице:

  • Нерчинец в Соединенных Штатах Америки

  • Революционер в купеческой семье

  • Список литературы .1. Дележа Е.М.

  • 3. Кузнецов А.

  • 5. Петряев Е.Д.

  • От Нерчинска до Нью Иорка. Статья. От Нерчинска до Нбю-Йорка. От Нерчинска до НьюЙорка. История семьи Зензиновых. Бетховен из Вельска


    Скачать 27.66 Kb.
    НазваниеОт Нерчинска до НьюЙорка. История семьи Зензиновых. Бетховен из Вельска
    АнкорОт Нерчинска до Нью Иорка
    Дата26.02.2020
    Размер27.66 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСтатья. От Нерчинска до Нбю-Йорка.docx
    ТипДокументы
    #109964

    От Нерчинска до Нью-Йорка. История семьи Зензиновых.

    Бетховен из Вельска

    Михаил Андреевич Зензинов (1805-1873) - краевед, литератор, купец. Также он увлекался историей, агрономией, ботаникой, медициной, экономикой, этнографией. Вел переписку с виднейшими естествоиспытателями своего времени. Был корреспондентом Русского географического общества, а также Баварского общества садоводства.

    Будущий почетный гражданин города Нерчинска родился 26 октября 1805 года в семье купца города Вельска Вологодской губернии. В 1820 году он заканчивает Вельское приходское училище. Через два года, будучи семнадцати лет от роду, отправляется в Нерчинск по торговым делам отца, где и остается до конца своей жизни.

    Во многом на склад его научных занятий повлияла та духовная атмосфера, в гуще которой он постоянно пребывал. Михаил Андреевич был хорошо знаком со многими деятелями науки того времени, а также декабристами, влияние которых хорошо прослеживается как на него, так на его потомках. Вот что пишет по этому поводу краевед Е.Д. Петряев: «Во время ежегодных поездок в «сибирский Гамбург» - Кяхту, в Петровский Завод, в Читу, Сретенск он неоднократно встречался с востоковедами Н.Я. Бичуриным и О.М. Ковалевским, с декабристами Бестужевыми, Горбачевским, Завалишиным и другими [4, с. 165]. Свободно владея бурятским, монгольским, эвенкийским и маньчжурскими языками, он обзавелся, также, обширным кругом знакомых в разных частях Даурии. Например, как сообщает Е.Д. Петряев, был весьма ему близок учитель Убама Цыбик Онгодоев, проживавший в Аге, переводчик «Родного слова» К.Д. Ушинского [5, с. 154].

    Его научные интересы охватывали многое отрасли знания и имели как практическое, так и теоретическое значение. Занимаясь ботаникой, он сажал семена даурской флоры, сажал волжские дубы, занимался посевами ветвистой пшеницы [5, с. 154]. За 1844-1849 гг. он послал в Петербургский Ботанический сад свыше 11 тыс. экземпляров даурских растений и до 1500 капсюлей. В своем экспериментальном «ботаническом заведении» выращивал дыни, арбузы, культивировал лекарственные растения [5, с. 154]. За эти заслуги в 1853 году Вольное экономическое общество наградило его золотой медалью. В 1862 году Михаил Андреевич участвовал в сельскохозяйственной выставке, проходившей в Чите. Привезенные им на выставку пробные сорта пшеницы получили высокую оценку и внимание экспертов [3, c. 6].

    М.А. Зензинов был литератором и историком. Одно из первых его произведений «Ононский пастух, или шесть сцен из жизни Чингис-хана» было напечатано в одном из самых известных журналов того времени «Москвитянине» в 1842 году. Произведение, повествующее о судьбе выдающегося монгольского полководца и политика, получило достаточно высокую оценку. Несмотря на то, что некоторые детали произведения (этнографические и географические) подверглись критики со стороны выдающегося синолога того времени Н.Я. Бичурина. В шести сценах были отражены различные стороны жизни Чингис-хана. Первая сцена связана с рождением мальчика, который должен был стать посланником Бога на Земле. Следующие две сцены освящают юность и пору возмужания Чингис-хана. Четвертая сцена повествует, где автор пытается раскрыть внутренний мир своего героя, связана с главной и первой женой Барто. Пятая сцена связана с полководческими подвигами, наконец, в шестой сцене отразились легенды о захоронении Чингис-хана. Среди других литературно-краеведческих очерков Зензинова - «Одень день в горах Хингана», «Долина Санжикова яра», «О бурятах».

    В 1841 году в Нерчинске состоялся первый любительский спектакль в честь открытия нового каменного гостиного двора. Его инициатором был В. Арсентьев, состоявший в должности секретаря Нерчинской Окружной управы и ранее служивший в Иркутске. Именно М.А. Зензинов помог с репертуаром первому Нерчинскому драматическому театру, предложив свои сочинения для постановки. «Любители играли хорошо - пишет Зензинов, -некоторые даже превосходно» [1, с. 71-72].

    Плодотворные научные изыскания, впрочем, часто оказывающиеся не доведенными до конца, указывает нам на внешнюю сторону его жизни. Однако каким он был в повседневной жизни? Вероятно, он был человеком своего времени. Некоторый свет на его характер и личность проливают воспоминания его внука В.М. Зензинова, сравнивавшего внешность деда с австрийским композитором Людвигом ваном Бетховеном. «Характер деда был суровый, - пишет Владимир Михайлович Зензинов, - в семье он, вероятно, был деспотом. За обедом он сидел во главе стола, как патриарх многочисленной семьи - рядом с его тарелкой всегда была большая деревянная ложка на длинном черенке: если кто-либо из детей вел себя за столом неподобающим образом, он молча стукал ложкой провинившегося» [2, с. 6].

    Михаил Андреевич Зензинов умер в Нерчинске 21 марта 1873 года, оставив после себя «капитал» в 7 рублей [4, с.172]. Его многочисленные коллекции, библиотека и рукописи либо разошлись по Забайкалью, либо были безвозвратно потеряны.

    Нерчинец в Соединенных Штатах Америки

    Михаил Михайлович Зензинов (1850-1926) - купец, книгоиздатель, благотворитель. Он был 12 ребенком в большой семье М.А. Зензинова. Вероятно, ему не очень часто доставалось от отца ложкой, так как он сочетал в себе стремление к образованности, характерное для всех Зензиновых, и, в отличие от своего отца, был более успешен в делах коммерции.

    Зензиновы были тесно связаны с нерчинским предпринимателем М.Д. Бутиным. Первая супруга М.Д. Бутина – Софья, была племянницей М.А. Зензинова. Поэтому своеобразной «школой» для Михаила Михайловича стала работа приказчиком при нерчинской конторе братьев Бутиных. В 1872 году Бутин отправляет М.М. Зензинова на закупку парохода в Соединенные штаты. Вот что вспоминает по этому поводу сын Михаила Зензинова: «Он отправил моего отца, юного годами и опытом, всю свою жизнь прожившего в сибирской глуши, не знающего слова на другом языке (впрочем, отец говорил, что мог изъясняться по-бурятски, но вряд ли это могло пригодиться в Соединенных Штатах). И отец, по видимому, справился со своей задачей, потому что я хорошо помню нарисованный масляными красками пароход, по которому отец из Америки, через Амур и Шилку, вернулся в Нерчинск» [2, c. 10].

    В 1874 г. Михаил Михайлович вместе с супругой переезжает в Москву, где, вместе с братом Николаем Михайловичем основывают фирму Торговый Дом Братьев Зензиновых.

    М.М. Зензинов был крупным благотворителем. Он состоял членом Комитета Общества помощи нуждающимся сибирякам. Главной целью этого общества была помощь учащейся молодежи, приезжавшей из Сибири в Москву учиться. Михаил Михайлович сыграл большую роль в развитии курортного дела в Сочи. В 1890-е гг. он купил на Черном море имение на Мацесте (недалеко от Сочи), где выстроил большой каменный дом. Впоследствии это имение присвоит себе Сталин [2, с. 4]. Мацеста была известна своими термальными водами, поэтому помимо усадьбы, М.М. Зензинов построил также пансион для приезжающих на лечение. Ныне здесь располагается санаторий «Зеленая роща».

    Немалый вклад внес М.М. Зензинов в книгоиздательское дело. Замечательно, что интерес к декабристам передавался в этой семье по наследству. В 1906 г. Михаил Михайлович впервые издает в открытках 86 портретов декабристов, художественно оформленных с оригиналов работы декабриста Н.А. Бестужева. Полный набор этих открыток храниться в музеи истории Санкт-Петербурга.

    Михаил Михайлович Зензинов умер в 1926 году, оставшись в России после революции и Гражданской войны. Его старший сын Иннокентий умер в 1935 году от туберкулеза в Париже, другой сын – Михаил был расстрелян большевиками в 1920 году. Наконец, младший сын Владимир сыграет большую роль в революционных событиях начала XX века.

    Революционер в купеческой семье

    Владимир Михайлович Зензинов (1880-1953) – этнограф, политик, революционер.

    Владимир родился в ноябре 1880 года в Москве. Однако он всегда помнил свои корни и даже побывал в Нерчинске. «Мне пришлось побывать в этом Нерчинске - вспоминает он в своих мемуарах, - на родине моих родителей летом 1916 года. Это и тогда был тихий и пыльный город с населением в четыре-пять тысяч жителей. Хотя теперь через него уже проходила железнодорожная ветка из Читы, он казался заброшенным и оторванным от всего света. Улицы были немощёные, вдоль них шли деревянные домики. По городской площади бродили коровы и овцы, она была покрыта пылью в несколько вершков толщиной» [2, с. 7-8].

    Владимир Михайлович Зензинов получил прекрасное образование. После окончания классической московской гимназии, он изучал философию, историю и право в университетах Берлина, Гейдельберга, Галле. Именно во время учебы в зарубежных университетах он решает полностью посвятить себя революционной деятельности. Увлечение идеей революции началось в нем еще в гимназические годы. «Мы, - пишет он, - преклонялись перед декабристами, знали наизусть строки из Рылеева, увлекались эпохой сороковых годов, на смену их идеализму приняли реализм и нигилизм шестидесятых годов, затем народолюбие и сознание необходимости служения народу, исполнения общественного долга, отказа от привилегий» [2, с. 29]. В возрасте 12-14 лет в круг его чтения входили: Адам Смит, Дж. С. Милль (с примечаниями Чернышевского), Дарвин, Бокль, Лев Толстой, Чехов [2, с.28].

    В ночь на 9 января 1905 г. он был арестован и приговорен к административной ссылке в Сибирь за участие в покушении на Плеве. В целом же «за свою долгую политическую карьеру, с 1905 по 1918-й год, я прошел всего через шестнадцать тюрем» [2, с. 83]. В январе 1906 г. он вступает в Боевую организацию эсеров-социалистов, знакомится с Азефом и Савинковым, занимался изготовлением динамитных бомб. Впоследствии он размышлял о том, почему совершались террористические акты. И пришел к выводу, что «террористический акт – это не столько акт мести или расправы, сколько призыв к действию, к самопожертвованию – на благо родины, народа и всего человечества» [2, с. 155].

    В.М. Зензинов стал заметным политиком после революции 1917 года. Он был избран членом Учредительного собрания. В период Гражданской войны он входил во Временное Всероссийское правительство. В ноябре 1918 г., после военного переворота в Омске, по приказу адмирала А.В. Колчака, был выслан из Сибири в Китай. В эмиграции он проживал в Париже, а с 1940 г. в Нью-Йорке, где и скончался 20 октября 1953 г.

    Владимир Михайлович Зензинов оставил свой след и в этнографии. В 1914 г. в Москве вышла его книга «Старинные люди у холодного океана», посвященная Якутии, где он находился в ссылке. Книга посвящена этнографии, медицине, метеорологии жителей Русского Устья, являющегося своеобразным заповедником северо-русской культуры в Якутии.

    Заключение

    Рассматривая историю некоторых ярких представителей этой семьи, можно убедиться в том, что некоторые магистральные линии их жизненного пути были во многом предзаданы. Прежде всего, это стремление и желание расширять круг своих знаний, жажда образованности. Михаил Андреевич Зензинов, этот нерчинский Ломоносов, окончивший лишь несколько классов приходского училища, смог в далеком сибирском городке стать широко образованным человеком. Его сын, Михаил Михайлович, обладая финансовыми возможностями и средствами, помогал в получении образования талантливой сибирской молодежи. Наконец, Владимир Михайлович Зензинов получил лучшее образование своего времени и возможно мог принести немалую пользу Отечеству на поприще науки, если бы не направил свою энергию в иное русло.

    Впрочем, революционность последнего из Зензиновых могла быть также предзадана. В этой семье существовал настоящий культ декабристов. М.А. Зензинов был со многими из них знаком лично. М.М. Зензинов в своей книгоиздательской деятельности популяризировать наследие декабристов. Для В.М. Зензинова, декабристы были образцом и примером в его революционной деятельности.

    Кипучая деятельность, деловая предприимчивость, культ знаний, стремление к образованности, ориентация на декабристов, как на некий пример для подражания – вот те узловые моменты жизни и деятельности этой купеческой семьи из Нерчинска.

    Список литературы

    .1. Дележа Е.М. Русский театр Восточной Сибири XVIII - начала XX вв. СПб.: ВШТЭ СПб ГУПТД, 2016. - 186.

    2. Зензинов В.М. Пережитое. Изд-во имени Чехова, Нью-Йорк, 1953. - 238 с.

    3. Кузнецов А. Выставка в Забайкальской области сельских и других произведений в городе Чита в 1862 году. - Чита, 1899. - 20 с.

    4. Петряев Е.Д. Впереди - огни. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1968. - 340 с

    5. Петряев Е.Д. Исследователи и литераторы старого Забайкалья. Чита, 1954. - с. 260.


    написать администратору сайта