Главная страница
Навигация по странице:

  • Жан-Поль Шарль Эма́р Сартр (21 июня 1905, Париж — 15 апреля 1980, там же) — французский философ, драматург, писатель, педагог, эссеист

  • Сартр изучал философию в Высшей нормальной школе в Париже. Преподавал в Гавре, потом в Лицее Пастера

  • Основные философские произведения: «Бытие и ничто», «Проблемы метода», «Воображение», «Экзистенциализм — это гуманизм», «Картезианская

  • (краткое раскрытие тезисов) Вопросы к тексту + хотя бы один метавопрос (обозначаем МВ) «Вольные мысли» Личное отношение к

  • Сартр. Философия,Сартр. Отчет по работе ЖанаПоля Сартра Экзистенциализм это гуманизм


    Скачать 403.62 Kb.
    НазваниеОтчет по работе ЖанаПоля Сартра Экзистенциализм это гуманизм
    АнкорСартр
    Дата28.06.2021
    Размер403.62 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаФилософия,Сартр.pdf
    ТипОтчет
    #222130

    Отчет по работе Жана-Поля Сартра «Экзистенциализм – это гуманизм» 1989.
    Ханцрацян Инна, 2МКК,
    Жан-Поль Сартр «Экзистенциализм – это гуманизм» // Сумерки богов. - М.: «Политиздат», 1989. - С. 319-344
    Жан-Поль Шарль Эма́р Сартр (21 июня 1905, Париж — 15 апреля 1980, там же) — французский философ,
    драматург, писатель, педагог,
    эссеист,
    основатель атеистического экзистенциализма. Лауреат Нобелевской
    премии по литературе 1964 года, от которой отказался.
    Сартр изучал философию в Высшей нормальной школе в Париже. Преподавал в Гавре, потом в Лицее Пастера
    в Париже. Академическая карьера Сартра многократно прерывалась. С началом Второй мировой войны он был
    призван в армию, провел несколько месяцев в плену у немцев. После освобождения из плена Сартр продолжил
    работу в Лицее Пастера, одновременно включившись в движение Сопротивления. В 50-е гг. он пытался создать
    левое некоммунистическое политическое движение. В 60–70-е гг. был захвачен леворадикальным, бунтарским
    левачеством, идеологом которого он стал.
    Наследие Сартра многообразно:
    художественные произведения,
    политическая публицистика и философские
    исследования. Все его творчество сосредоточено на проблеме индивидуального человеческого бытия и свободы.
    Основные философские произведения:
    «Бытие и ничто», «Проблемы метода», «Воображение», «Экзистенциализм — это гуманизм», «Картезианская
    свобода», «Первичное отношение к другому. Любовь, язык, мазохизм», «Критика диалектического разума».


    Основные идеи и понятия,
    представленные в данном
    произведении с позиций его
    автора (тезисы)
    Пояснение идей, аргументы,
    комментарии с позиции
    автора текста
    (краткое раскрытие тезисов)
    Вопросы к тексту +
    хотя бы один
    метавопрос
    (обозначаем МВ)
    «Вольные мысли»
    Личное отношение к
    идеям текста,
    сопутствующие
    размышления автора
    отчета
    (факультативно)
    1.
    В сторону экзистенциалистов поступают следующие обвинения:
    • экзистенциалисты погружаются в квиетизм отчаяния (обвинение коммунистов);
    • экзистенциализм выделяет человеческие пороки;
    • последователи экзистенциализма отрицают реальность и человечность
    (обвинение христиан).
    Сартер отвечает на данные обвинения. Сначала он утверждает, что экзистенциализм не пессимистичнее реальности, а стремление показать
    «реального» человека с легкостью принимается в куда более жестокой народной мудрости. С другой стороны, только экзистенциализм и делает человеческую жизнь возможной. Далее Сартер заключает, что данный вопрос необходимо рассмотреть строго в философском смысле.
    Какие аргументы приводит Сартер, отвечая на обвинения в сторону экзистенциализма?
    2.
    Экзистенциалисты делятся на две группы: христианские экзистенциалисты и экзистенциалисты-атеисты, к которым и относит себя Сартер.
    Сартер имеет в виду, что в представлении христианских экзистенциалистов Бог является создателем той системы, которая создает
    В чем различие христианских экзистенциалистов и экзистенциалистов- атеистов?

    Объединяет эти два направления только уверенность в том, что существование предшествует сущности. человека, заранее наделяя его конкретными качествами. И имеет это все какую-то определенную цель.
    Автор утверждает, что атеистический экзистенциализм более последователен: даже если
    Боша нет, человек все равно является единственным сущим, чье существование не может быть строго определено.
    Человек сначала живет, существует в мире, только потом определяется. То есть человеческая сущность не ясна, пока она полностью себя не проявит.
    3. Так как человек представляет из себя что-то только после того, как он начал существовать, он есть то, что сам из себя представляет - первый признак экзистенциализма.
    Сартер объясняет, что каждый человек сам ответственен за своё существование, грубо говоря, его жизнь в его же руках. Но ответственность распространяется и на окружающих. Делая выбор, человек создает образ, которому по его мнению
    Когда человек начинает из себя что- то представлять?
    должен соответствовать каждый.
    4.
    Что скрывается за такими понятиями, как "тревога",
    "заброшенность", "отчаяние"?
    Тревога - это человек, выбирающий что-то и осознающий, что, осуществляя выбор, он не избежит ответственности.
    Заброшенность - отсутствие
    Бога. Экзистенциалисты обеспокоены отсутствием Бога, так как без Него нет возможности найти какую-либо ценность.
    Отчаяние значит, что человек принимает во внимание лишь то, что зависит от его желаний или же то, что может сделать возможными его действия.
    Сартр пишет, что экзистенциальное чувство тревоги возникает в связи с тем, что при выборе человек имеет некую ответственность перед другими, ответственность за полезность выбора.
    Давая определение заброшенности, автор утверждает, что с уходом Бога в сущности ничего не изменилось. Произошел лишь переход, который убрал моральные a priori, оставив по себе достаточно рациональные ценности для существования человека.
    Заброшенность человека выражается в условиях, в которых он вынужден принимать решения. В данный момент эти условия стали свободнее, в связи с упразднением Бога, но, в свою очередь, повышается и
    Каковы значения понятий "тревога",
    "заброшенность",
    "отчаяние" в экзистенциализме?
    тревожность, ведь главная моральная позиция уже позади.
    Об отчаянии, философ говорит, что данный термин имеет чрезвычайно простой смысл.
    Главным образом человека интересует его воля, регулирующая несколько возможностей, которые возможностей, которые человек реализует с полной уверенностью. Вероятные события все еще находятся в поле зрения человека, но уже не так интересны. А менее вероятные события и вовсе могут быть отброшены.
    Уровень отчаяния с каждой реализованной возможностью становится ниже.
    5.
    Экзистенциализм прямо противоположен квиетизму.
    Сартр объясняет, что квиетизм
    - позиция людей, говорящих "другие могут сделать то, чего не могу сделать я".
    Экзистенциализм же утверждает обратное: реальность в действии.
    В чем разница квиетизма и экзистенциализма?
    По моему мнению, мечты, ожидания и надежды также определяют человека и его жизнь, так как человек, живущий лишь реальностью, не может жить полной

    Философ пишет, что человека определяет только реальность, а мечты, ожидания и надежды лишь говорят о неудачах, то есть определяют человека отрицательно. жизнью, так как это значит, что у него нет никаких целей, значит, что он не ожидает добра и любви со стороны людей, значит, что он не надеется на что-то хорошее, лучшее. То есть такой человек просто существует как комнатное растение.
    6.
    Экзистенциализм - не субъективизм.
    В сторону экзистенциалистов поступают следующие обвинения: «вы можете делать что угодно»; «вы не можете судить других, так как не имеете оснований, чтобы предпочесть один проект другому»; «все произвольно в вашем выборе, вы отдаете одной рукой то, что вы якобы получили другой».
    Все три выражения Сартер считает несерьезными.
    На первое он отвечает так: выбор возможен в одном направлении, но невозможно
    Почему экзистенциализм не является субъективизмом?
    не выбирать, так как отсутствие выбора тоже есть выбор.
    Обвинение в том, что экзистенциалисты не могут судить других верно лишь отчасти. Судить можно, ведь, делая выбор, человек анализирует поступки других людей, понимая, что является заблуждением, а что - верным решением.
    Третье обвинение заключается в том, что экзистенциалисты сами выбирают себе ценности, поэтому они несерьезны. Здесь
    Сартер с сожалением соглашается.
    7. Экзистенциализм - это гуманизм.
    Сартр изменяет понятия гуманизма, подчиняя его экзистенциализму. Он осуждает предыдущие значения данного термина и придает ему новое.
    Смысл гуманизма в понимании
    Сартра - это концентрация на самоосуществлении и та свобода, которую человек,
    Является ли экзистенциализм гуманизмом?
    придерживающийся экзистенциализма, должен осуществлять и ощущать путем своих собственных действий, которые, в свою очередь, формируют образ.


    написать администратору сайта