Главная страница
Навигация по странице:

  • Киево-Могилянская коллегия (1631—1701)

  • Славя́но-гре́ко-лати́нская акаде́мия (Московская академия)

  • педагогика. Педагогика. Открытие Киевской и Московской академии их значение в развитие


    Скачать 33.84 Kb.
    НазваниеОткрытие Киевской и Московской академии их значение в развитие
    Анкорпедагогика
    Дата31.05.2022
    Размер33.84 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПедагогика.docx
    ТипРеферат
    #560440

    Минобрнауки России

    Федеральное государственное образовательное учреждение

    высшего образования

    «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»

    Институт физической культуры и спорта

    Реферат

    На тему: Открытие Киевской и Московской академии их значение в развитие

    просвещения на Руси

    Выполнил: студент 2 курса 214 группы

    Гордеев И.Е

    Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование

    Профиль «Физическая культура»

    Киево-Могилянская коллегия (1631—1701)

    По своему основному характеру коллегия напоминала иностранные коллегии и академии, в которых обучался сам Могила. Здесь преподавались: языки (славянский, греческий и латинский), пение и элементарная теория музыки (по европейскому образцу), катехизисарифметикапоэзияриторикафилософия и богословие; ученики делились на восемь классов: аналогия, или фара, инфимаграмматикасинтаксимапиитикариторикафилософия и богословие. Кроме изучения этих предметов, воспитанники каждую субботу упражнялись в диспутах. Начальствующими лицами были: ректорпрефект (инспектор и эконом) и суперинтендант (надзиратель за благочинием воспитанников); из числа деятелей этой коллегии пользуются наибольшею известностью: Иннокентий ГизельИоасаф КроковскийЛазарь БарановичИоанникий ГолятовскийАнтоний РадзивиловскийГавриил ДомецкийВарлаам Ясинский, св. Димитрий (Туптало)Стефан ЯворскийФеофилакт ЛопатинскийФеофан Прокопович, св. Иннокентий Кульчинский и Гавриил Буянинский.


    Киево-Могилянская академия (1701—1817)


    В 1701 году коллегия переименована в академию, и круг наук расширен: введены языки французский, немецкий и еврейский, естественная история, география, математика; некоторое время преподавались также архитектура и живопись, высшее красноречие, сельская и домашняя экономия, медицина и русская риторика.

    Число преподавателей к концу XVIII доходило до 20 и более; в академической библиотеке было более 10000 книг. Богословие с 1759 преподавалось по системе Феофана Прокоповича, риторика — по руководству к красноречию Ломоносова, остальные предметы, главным образом, — по иностранным руководствам.

    Внешнее благосостояние академии на первых порах было незавидно. Студенты, число которых доходило до 500, отчасти содержались на монастырские средства, отчасти сами собирали по городу пожертвование деньгами, пищей и дровами; расходились по городам и селам Киевской и Черниговской губерний для сбора подаяний, причём пели священные стихи перед окнами домов. Перед праздниками Рождества Христова и Пасхой ходили со звездой, вертепом и райком. В летнее время собирались в странствующие группы и рассеивались по разным местностям для того, чтобы пением кантов, представлением драм, трагедий и комедий, произнесением стихов и речей, отправлением служб в приходских церквах добывать себе пропитание. Пожертвование от Двора, духовных особ, вельмож и гетманов несколько облегчали участь бедняков; от Генеральной войсковой канцелярии она получала по 200 рублей в год. С конца XVIII века правительство стало ассигновать особые суммы на содержание академии.

    Из неё вышло значительное число деятелей на разных поприщах общественного служения: воспитанники её становились учителями в московской Славяно-греко-латинской академии, петербургской Александро-Невской семинарии и Казанской академии; они устроили вновь многие семинарии.

    С появлением Московского университета (1755) и Харьковского университета (1805) значение Киево-Могилянской академии стало падать. По распоряжению правительства и указом Синода от 14 августа 1817 года она была закрыта. Одновременно в Киеве учреждалась Киевская духовная семинария.

    Киевская духовная академия (1819—1919)


    Киевская духовная академия была открыта «в новом её устройстве» 28 сентября 1819 года на своём историческом месте, в Братском Богоявленском училищном монастыре[1].

    Деятельности Киевской духовной академии и выдающимся учёным-историкам профессорам КДА, проживавшим на Андреевском спуске: Афанасию Булгакову, Степану Голубеву, Петру Кудрявцеву, Фёдору Титову, Александру Глаголеву, Юрию Подгурскому и другим посвящено несколько музейных витрин киевского Музея одной улицы.

    В научной среде ведутся споры о том, можно ли считать Киевскую духовную академию правопреемницей Киево-Могилянской академии, так как после реформы 1819 года полностью изменился учебный процесс и из числа старого преподавательского состава был оставлен только один человек.

    Закрытие в годы советской власти


    В 1919 году Киевская духовная академия была официально закрыта советской властью. В советское время на её территории располагалось военно-морское политическое училище[2]. Однако ещё несколько лет занятия продолжались в новосозданной Православной Богословской академии, которую возглавил последний ректор КДА протоиерей Александр Глаголев, а преподавателями были оставшиеся в Киеве профессора. Эта академия не имела определённого помещения, занятия проводились на частных квартирах. Сохранились сведения о том, что она существовала ещё в 1925 году[3].

    После Второй мировой войны в 1947 г. митрополит Иоанн (Соколов) предпринял попытку открыть Киевскую православную духовную академию в стенах Киево-Печерской Лавры.

    Славя́но-гре́ко-лати́нская акаде́мия (Московская академия) 

    первое в России высшее учебное заведение, учреждённое в 1687 году по инициативе поэта Симеона Полоцкого.

    Славяно-греко-латинская академия дала начало всему высшему образованию в России. Целью создания Академии была подготовка образованных людей для нужд России. Академия давала образование не только детям аристократии, государственных и церковных чиновников, но и торговцев, и даже холопов[1]. Первоначально студентов Академии насчитывалось около 100, в начале XVIII века — 600, а в начале XIX века — более 1600.

    Из стен Академии вышли выдающиеся деятели науки, государства, дипломатии, церкви, искусства и культуры, самый известный из которых — основатель Московского университета М. В. Ломоносов[2].

    По уставу академии на неё возлагались, помимо собственно учительских, также цензурные и даже полицейские функции и, кроме того, юрисдикция трибунала по делам христианской веры. Была закрыта в 1814 году.

    Академия была создана по инициативе педагога и поэта, выпускника Киево-Могилянской академии Симеона Полоцкого (учителя царских детей) и его ученика Сильвестра (Медведева).[3] Первым документом Академии была «Академическая привилегия», переданная на учреждение царю Феодору Алексеевичу в 1682 году, в которой устанавливался статус Академии, равный статусам западноевропейских университетов.

    Обучение в Славяно-греко-латинской академии

    Академия исторически была сформирована как всесословное высшее образовательное учреждение.
    Памятник Иоанникию и Софронию Лихудам

    Первыми преподавателями начавшей создаваться Академии (в её основу были положены открытая ещё в 1682 году Типографская и созданная в 1685 году Богоявленская школы) стали двое известных греческих учёных-иеромонахов — братья Иоанникий и Софроний Лихуды, прибывшие в Москву 5 (15) марта 1685 года. Спустя несколько месяцев для Лихудов были построены 2 кельи в московском Богоявленском монастыре, в котором 1 (11) июля 1685 года начала работу Богоявленская школа, явившаяся 1-м этапом создания Славяно-греко-латинской академии. Составленная Лихудами учебная программа ориентировалась на европейские образцы, прежде всего на программу Падуанского университета. В учебном процессе Лихуды использовали как известные в то время печатные пособия по грамматике, риторике, философии, эпистолографии, поэтике, так и составленные ими для русских слушателей учебники. Сохранились списки учебников Лихудов фактически по всем читаемым ими предметам. Среди них греческая грамматика московской (краткой), костромской и новгородской (пространной) редакций, латинская грамматика, поэтика, 2 риторики, логика, физика, богословие, пособие «О методе эпистолярного искусства»[4]. С этого времени и до 1710 года академия называлась «Еллино-греческою»[5].

    В 1685—1687 годах на специально прирезанном к монастырю участке (в границах современного владения 7) построено трёхэтажное здание Коллегиума — специального здания для Академии[6]. Алексей Малиновский указывал, что «чужеземец, вызванный из Греции для нотного писания иеродиакон Мелетий, дал ход делу общеполезному, отказав по смерти своей обоим братьям Лихудиям на построение каменного здания для академии две тысячи рублей»[7]. Уже в 1687 году братья Лихуды переместились со своими учениками в двухэтажные палаты[8], выстроенные на территории Заиконоспасского монастыря. Этот год и принято считать годом открытия Академии[9]. Среди первых студентов были русские, украинцы, белорусы, македонцы и грузины. Одним из семи первых учеников был Фёдор Поликарпов.

    В 1701 году Пётр I придал школе статус государственной академии.

    После преобразований, проведённых Палладием Роговским в духе просветителя Стефана Яворского, в Академии стали изучать латинский язык, современные европейские языки, философию.

    В первое время преподавание в академии носило схоластический характер. Преподавали грамматику, пиитику, риторику, логику и физику на латинском и греческом языках, но первостепенное значение уделялось изучению греческого языка и культуры. Прохождение курса тогда было рассчитано на 12 лет. Обучение было разделено на восемь классов или, как в то время говорили, на восемь «школ», которые включали в себя четыре низших класса: «фара», «инфирма», «грамматика», «синтаксима», два средних: «пиитика» и «риторика», два высших: «философия» и «богословие». Обучение велось круглый год[10].

    В низших классах шло обучение славянскому и латинскому языкам, арифметике, истории, географии, катехизису. По истечении четырёх лет ученики свободно читали и писали по-латыни. В средних классах они продолжали учить латинский язык, чтобы через два года говорить на нём, и осваивали стихосложение, литературное сочинение, красноречие и богословие. Отдельный предмет в Академии составляла поэзия.

    Многие учащиеся не доучивались до старших классов, а уходили с первого же года обучения в другие школы — математические, инженерные, медицинские, так как хорошо владели иностранными языками. Учеников из бедных слоёв населения отсылали за границу, чтобы «учитися языкам турецкому, арабскому и персидскому» и для «наук литературных», которые изучали во Франции. Академия стала известна в Европе, а не только в России. С 1721 года в ней стали обучаться иностранцы, которые были приравнены к русским учащимся.

    В начале своего существования Академия находилась в совместном государственном и церковном управлении (как многие классические европейские университеты того времени) и готовила, главным образом, переводчиков, работников типографий (справщиков), священнослужителей, высших государственных руководителей и дипломатов, преподавателей и профессоров, причём не только для России, но и для других славянских стран[11]. С основанием Московского университета в 1755 года образование в Славяно-греко-латинской академии специализировалось: она превратилась в школу для юношества духовного сословия, воспитывающую для церковного служения. При этом она не слилась с университетом, не стала одним из его факультетов, как практиковалось в Западной Европе[12].

    В 1775 году, когда Святейшему синоду был дан императорский указ: «так как Московская академия стоит в крайне неспособном для училищ месте, то к переведению оной сыскать другое место». Число учащихся росло, здания в Заиконоспасском монастыре обветшали, но лишь в 1797 году предложение о перемещении Академии одобрено Синодом. Новым местом предполагался Донской монастырь, где на возведение новых зданий требовалась огромная сумма, и поэтому проект был отклонён. Тогда Синод решил переместить Академию в Троице-Сергиеву лавру. Митрополит Платон был против, предлагая новым местом Воскресенский монастырь, где можно было бы достичь единоначалия, поставив ректора настоятелем монастыря[13].

    Отечественная война 1812 года прервала учебный процесс. Заиконоспасский монастырь был разорён и ограблен находившимися в Москве французами, оставшиеся монахи подверглись истязаниям и убийствам. Здания не пострадали от пожара, но оказались сильно повреждёнными от действий захватчиков. Учебная жизнь продолжена там 3 марта 1813 года после посильного ремонта[13]. В 1822 году корпус Коллегиума был выстроен заново на старой основе для Заиконоспасского духовного училища.[6][14].

    Славяно-греко-латинская академия была закрыта и полностью прекратила своё существование в 1814 году[15].

    Некоторые преподаватели (4 человека) были впоследствии приняты во вновь созданную Московскую духовную академию в Сергиевом Посаде[15].




    написать администратору сайта