Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Категория «физическая культура»

  • 2. Смежные и частично совпадающие понятия 2.1. «Физическое воспитание» и аналогичные понятия

  • «физическое воспитание»

  • 2.2. Понятие «спорт»

  • В узком (собственном) смысле спорт представляет собой собственно соревновательную деятельность.

  • В широком смысле

  • ОТПРАВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ. Отправные понятия теории физическои культуры


    Скачать 27.59 Kb.
    НазваниеОтправные понятия теории физическои культуры
    АнкорОТПРАВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
    Дата06.09.2022
    Размер27.59 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОТПРАВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.docx
    ТипДокументы
    #663627

    ОТПРАВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

    Сбор, отбор, системную передачу достоверной информации с давних пор относили к числу важнейших функций высших учебных заведений. Особое значение придавалось и придается знаниям, имеющим основополагающее, обобщающее значение (так называемые «категории») в сфере общепрофилирующих образовательых дисциплин. Как показал опыт многих специалистов, такие категории-понятия целесообразно осваивать концентрированно уже на первой стадии изучения обобщающего предмета, а затем системно вводить взаимосвязанные конкретизирую- щие, углубляющие и пополняющие знания.

    1. Категория «физическая культура»

    В системе знаний о физической культуре центральная и самая объемная катего- рия (фундаментальное понятие) – это, само собой разумеется, – «физическая куль- тура». То, что обозначают данным термином, имеет, по всей вероятности, столь же давнюю историю, как и само человеческое общество (лит. [1, 4]). Однако словосо- четание «физическая культура» появилось сравнительно не так давно – вероятно, лишь в конце XIX века1. Чтобы четко определить понятие, к которому относится данный термин, следует согласно требованиям логики выполнить, как минимум, две логические процедуры: во-первых, надо соотнести представления об опреде- ляемом объекте (который обозначается термином «физическая культура») с при- нятыми представлениями о более широком круге родственных объектов (которые в данном случае охватываются общим понятием «культура»); во-вторых, нужно выделить (указать) специфический признак (или комплекс признаков), отличаю- щий обозначаемый объект от всех других сходных объектов и свойственный только ему. Постараемся выполнить эти логические процедуры.

    Первая процедура кажется в данном случае довольно простой: ведь само наиме- нование «физическая культура» подсказывает, что речь идет об одном из явлений культуры в целом и принадлежность этого явления к широкому кругу разновидно- стей культуры серьезно никем из специалистов не подвергается сомнению.

    Если придерживаться позиции, наиболее основательно аргументированной в отечественных философ- ско-культуроведческих работах [2, 3, 8], культуру в целом правомерно рассматри- вать в качестве всей совокупности способов и результатов творческого преобразо- вания человеком (человечеством) явлений и свойств природы и общества, созидания им материальных и духовных ценностей, особенно тех, которые служат фактором человеческого развития.

    Выделившись в отдаленные времена из природы, человек не перестал быть, по известному выражению, «непосредственно природным существом»4, которое наде- лено от природы естественными жизненными силами, существующими в нем в виде природных свойств, задатков и способностей. Однако в отличие от стихийных про- цессов развития в природе развитие человека в обществе перестало быть чисто природным стихийным процессом – оно стало в той или иной мере сознательно регулируемым процессом, что обеспечивается соответственно ориентированными на это отраслями культуры. Физическая культура, как уже сказано, является одной из основных отраслей культуры такого рода. Ее специфика заключается главным образом в том, что она профилирована в направлении оптимизации5 физического (биоструктурного и биофункционального) состояния и развития индивида.

    Под «физическим развитием» здесь подразумевается закономерный процесс формирования, становления и последующего изменения на протяжении индиви- дуальной жизни естественных морфофункциональных свойств человеческого орга- низма (имеющих генетическую основу) и обусловленных ими так называемых физических качеств и способностей индивида.

    достоверно известно (см. напр., лит. [4, 7]), что для реализации такой возможности давным-давно начали использовать различные средства, особенно – регулируемые формы двигательной активности индивида, превратившиеся со вре- менем в тонко отлаженные высокодейственные физические упражнения – главные факторы физической культуры7.

    К нашему времени накоплен громадный исследовательский материал, раскры- вающий в деталях глубинное воздействие ее факторов как на биоструктурные свой- ства организма (телосложение, состав и соотношения различных организменных тканей, другие формообразующие компоненты организма вплоть до клеточного уровня), так и особенно – на его биофункциональные возможности (рабочие воз- можности органов и систем, емкость и мощность биоэнергетических процессов, сте- пень эффективности и слаженности различных метаболических процессов, а также других процессов, обеспечивающих жизнедеятельность и жизнеспособность орга- низма).

    возможности, предоставляемые физической культурой для оптимизации физического состояния и развития человека, трудно переоценить.

    Ее доказательно считают неотъемлемым фактором полноценного развития инди- вида, особенно фактором прогрессирующего развития его деятельностных физи- ческих качеств и способностей (силовых, скоростных, двигательно-координацион- ных, выносливости и других), предупреждения и устранения нарушений здоровья, усиления иммунитета организма и увеличения его адаптационных возможностей, а также продления сроков активно-деятельной жизни в онтогенезе, собственно человеческой культурой в отличие от культуры, направленной на преобразование внешнего мира (что показано недавно вполне статистически достоверно). Вместе с тем физическая культура не отделена от психического развития индивида, станов- ления и проявления его как личности. Не случайно еще в древности родился афо- ризм: «Здоровый дух – в здоровом теле!» Являясь важнейшим фактором направ- ленного оптимизирующего воздействия на развитие природных (биоструктурных и биофункциональных) свойств индивида, физическая культура вместе с тем в ус- ловиях всестороннего воспитания имеет незаурядную ценность как фактор взаимо- действия и с духовным развитием.

    Чтобы полнее охарактеризовать их (взаимодействия культуры физической и ду- ховной), нужно рассматривать культуру, как минимум, в трех аспектах: деятельно- стном (культура как способы деятельности), предметно-ценностном (культура как совокупность материальных и духовных ценностей) и результативном (культура как результат воплощения ее ценностей в самом человеке).

    В деятельностном аспекте физическая культура предстает прежде всего в каче- стве способов двигательной деятельности, отлаженных по нормам (правилам, прин- ципам и закономерностям), действующим в сфере функционирования данной куль- туры, то есть «преобразования» в соответствии с ее сущностью. Это значит, что к фи- зической культуре относится не всякая физическая активность индивида, а толь- ко те ее формы и режимы, которые преобразованы или специально сконструиро- ваны так, чтобы обеспечивать направленное формирование рационально усовер- шенствованных двигательных умений и навыков, нужных в жизненной практике, осуществлять развивающие воздействия на деятельностные физические качест- ва и сопряженные с ними способности индивида, противодействовать влиянию не- благоприятных факторов, грозящих нарушениями здоровья, удовлетворять те или иные потребности, вытекающие из необходимости благотворно воздействовать на физическое состояние и развитие человека.

    Способы такой деятельности возникли, естественно, не сразу в достаточно отла- женном виде, а постепенно по мере практического, а затем и исследовательского познания закономерностей физкультурной деятельности.

    В целом деятельностный характер физической культуры выражается не только в использовании отдельных физических упражнений, сколько в том, что физкуль- турная деятельность развертывается как долговременный системно упорядоченный процесс, имеющий ряд скоординированных стадий и направлений – базовое физи- ческое воспитание, общая и прикладная физическая подготовка, спортивная трени- ровка и другие. Физкультурная деятельность имеет, кроме индивидуализированных форм, и широкие формы общественной активности. Она в наше время выливается в подлинно глобальное физкультурное движение – одно из самых массовых общест- венных течений, в русле которого развертывается совместная деятельность людей по использованию и приумножению ценностей физической культуры.

    Физическая культура как совокупность предметных ценностей представлена со- вокупностью материальных и духовных ценностей, создаваемых в обществе в про- цессе ее функционирования и развития. На каждом этапе её развития они состав- ляют ее ценностное (т.е. представляющее собой ценность для удовлетворения чело- веческих потребностей) содержание и в этом качестве являются для каждого, кто приобщается к ней, предметом освоения, «самообогащения». Речь идет в первую очередь о комплексах методик использования физических упражнений, которые в настоящее время наиболее широко распространены в виде многочисленных разно- видностей гимнастики, активно-двигательных игр, спорта и туризма, о принципах и методах целесообразного применения их. Самые же крупные интегративные цен- ности физической культуры воплощены в обществе в социальных системах физи- ческого воспитания, в их идейных, научно-прикладных, программно-нормативных, методических и организационных основах. По мере того как они совершенствова- лись и оснащались в технологическом, материально-техническом и других отноше- ниях, возрастала (и продолжает возрастать) действенность физической культуры как комплексного фактора реализации образовательных, воспитательных, оздоро- вительных и других задач, существенных для общества и личности. Соответственно возрастала и продолжает возрастать значимость ее компонентов как предметных культурных ценностей.

    Персонифицированно-результативный аспект понимания физической культуры охватывает те результаты физкультурной деятельности и освоения физкультурных предметных ценностей, которые (результаты) становятся внутренним достояни- ем человека, воплощаясь в благотворных сдвигах его состояния и развития. Эти результаты, как уже говорилось ранее, весьма существенны, многогранны и ценны как для индивида, так и для общества. Они выражаются в формировании жизненно необходимых двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний, обретае- мых благодаря приобщению к физической культуре, в вызываемых благодаря ей позитивных сдвигах индивидуального физического состояния и тенденций разви- тия физических качеств, двигательных и сопряженных с ними психических спо- собностей индивида, в других благотворных результатах воздействия на него физи- ческой культуры.

    Для обобщенной характеристики желаемого целевого результата, его много- летнего систематического воздействия на индивида введено понятие «физическое совершенство». Под этим подразумевается определенная мера (уровень, степень) гармоничного физического развития и всесторонней физической подготовлен- ности, которая выражает достаточно полную реализацию индивидуальной физи- ческой одаренности, согласуется с закономерностями всестороннего развития лич- ности, обретения и многолетнего сохранения крепкого здоровья, а вместе с тем и вполне позволяет удовлетворить запросы к физическим способностям человека, предъявляемые в общественно необходимых сферах деятельности (в том числе в сфере труда и обороны).

    Бывают отклонения и иного типа, когда, например, при чрезмерном форси- ровании мышечной гипертрофии в так называемом «бодибилдинге» («телострои- тельстве», или иначе «культуризме») наносится ущерб функциональным возмож- ностям мышц и вегетативных органов. Можно ли причислять такого рода явления к физической культуре? Строго говоря, нет. Скорее всего, это нужно считать из- держками, увы, бывающими и в сфере физической культуры при недостаточном уровне ее развития или при неквалифицированном применении ее факторов. Если угодно, такие явления можно назвать «физической паракультурой».

    Что касается попыток перемены устоявшегося термина «физическая культура», то спе- циалисты не видят ни нужды, ни смысла в замене его на иной термин. Отдельные попытки такого рода появились довольно давно (в начале прошлого века), когда некоторые авторы стали оперировать термином «телесная культура». Тогда же было показано авторитетными специалистами, что этот термин не адекватен термину «физическая культура» в его профес- сиональном понимании. К

    Итак, в итоге есть основания прийти к следующему определению рассматривае- мой категории. Физическая культура представляет собой одно из неотъемлемых слагаемых культуры человека и общества, а именно то, какое имеет своей специ- фической основой преобразование и направленное использование двигательной деятельности в качестве фактора оптимизирующих воздействий на физическое и психофизическое состояние, формирование и развитие человека. В гуманном обществе она в единстве с другими сторонами культуры служит одним из основ- ных факторов всестороннего развития личности.

    2. Смежные и частично совпадающие понятия 2.1. «Физическое воспитание» и аналогичные понятия

    Физическая культура, рассматриваемая в деятельностном аспекте, включает ряд процессуальных форм, то есть системно упорядоченных процессов целесообразно направленного использования слагаемых физической культуры. Важнейший и наи- более распространенный из таких процессов – процесс физического воспитания.

    Физическое воспитание, несомненно, представляет собой один из основных специфических видов воспитания.

    Специфика этого вида воспитания заключается главным образом в том, что его определяющее содержание обеспечивает направленное формирование и совер- шенствование двигательных умений и навыков, а также направленное воздействие на развитие индивидуальных физических качеств и базирующихся на них двига-

    тельных способностей, причем на этой основе обеспечивается и содействие разви- тию личности.

    Итак, применяя термин «физическое воспитание», мы будем подразумевать педагогически упорядоченный процесс направленного использования факторов физической культуры, включающий: обучение двигательным действиям (в ре- зультате которого формируются двигательные умения, навыки и связанные с ними знания), воспитание индивидуальных физических качеств и сопряжен- ных с ними двигательных способностей, содействие на этой основе становлению и развитию свойств личности.

    Есть ряд разновидностей физического воспитания. Важнейшая из них – базовое физическое воспитание, которое охватывает в первую очередь подрастающее поко- ление, развертываясь в дошкольных, школьных общеобразовательно-воспитатель- ных и аналогичных учреждениях. Эта фундаментальная разновидность физиче- ского воспитания призвана обеспечивать формирование основного фонда нужных в жизни двигательных умений и навыков в единстве с оптимизацией развития всех жизненно необходимых физических качеств и сопряженных с ними способностей человека, предупреждать нарушения здоровья и содействовать его упрочению.

    2.2. Понятие «спорт»

    Общеизвестно, что термин «физическая культура» очень часто сочетается с тер- мином «спорт», когда говорят «физическая культура и спорт». Что подчеркивает тут союз «и» – сходство или различие? И то, и другое. Спорт в большой части вхо- дит в состав физической культуры, а именно в той части, которая включает боль- шинство современных видов спорта, являющихся высокоактивными видами дви- гательной деятельности, приводящей при определенных условиях к выдающимся показателям физического совершенства индивида. Но спорт в целом не поглощает- ся понятием «физическая культура». Не поглощается уже потому, что спорт вклю- чает, кроме двигательно-активных видов, и ряд видов спорта совсем иного типа, которые непосредственно не сопряжены с повышенной двигательной активностью (например, шахматный спорт и другие виды спорта, в состязаниях по которым доминирует абстрактно-логическое противоборство соперников). Причем число последних довольно стремительно возрастает. Это значит, что понятия «физиче- ская культура» и «спорт» соотносятся друг с другом в соотношении, известном в логике как отношения частичного совпадения.

    Нужно учесть в этой же связи, что спорт на уровне высших достижений приоб- ретает характер экспериментально-подобной деятельности, в ходе развертывания которой спортсмен продвигается по новым, неизведанным путям к высотам чело- веческих возможностей, по путям, не свободным от риска, в том числе риска травм и функциональных нарушений. И хотя научно-методическое и медицинское обес- печение спортивной деятельности стремится нивелировать этот риск, полностью устранить его практически не удается. Для основных же видов физкультурной дея- тельности такой риск неприемлем. Чтобы яснее стали представления о спорте, обратимся к отображающим его строгим определениям.

    Термин «спорт» не однозначен. Первоначально он означал нечто вроде забав и развлечений, сочетаемых с отдыхом и включавших элементы состязания. Посте- пенно под мощным воздействием возрождения Олимпийских игр и развития дру- гих упорядоченных форм состязательной деятельности понятие «спорт» приоб- ретало строгую определенность (подробнее об этом см. лит. [5]). В современной специальной терминологии различают узкое и широкое его определение. В узком (собственном) смысле спорт представляет собой собственно соревновательную деятельность. Это есть деятельность, исторически сложившаяся преимущественно в сфере физической культуры и выделившаяся в форме состязаний как особый тип достиженческой активности, которая выявляется в условиях четко регламентиро- ванного соперничества и направлена к максимальной реализации достиженческих возможностей индивида (его сил, способностей, умений) в упорядоченной форме с объективизированной оценкой достигаемых результатов. Такую деятельность, ее стержневые линии, формы и условия организации в настоящее время вполне отчет- ливо характеризуют свои специфические признаки, а именно:

    – система специальных стимулов, пробуждающих и усиливающих состяза- тельно-достиженческие установки личности (ранжирование участников состяза- ний по рангам, пропорционально уровню достигаемых результатов, присвоение квалификационных разрядов и званий, общепризнанные моральные, а на опреде-

    ленном уровне и материальные поощрения, возрастающие соответственно величи- не соревновательных достижений и т.п.);

    – унификация состава действий, разрешаемых в состязании, условий их выпол- нения и способов оценки достижений (что закрепляется официальными правилами соревнований и арбитражем);

    – регламентация поведения соревнующихся по принципам неантагонистиче- ской конкуренции, имеющим гуманную основу (что устанавливается общеприня- тыми официальными и неофициальными нормами спортивной этики);

    – системное воспроизведение состязаний с последовательным возрастанием уровня конкуренции и требований к достиженческим способностям участников.

    Полнее его отобра- жает расширенное понятие, принятое наряду с узким.

    В широком смысле (но не чрезмерно расширительном) понятие «спорт» охва- тывает собственно соревновательную деятельность, процесс подготовки к дости- жениям в ней, а также специфические межчеловеческие отношения, возника- ющие на основе этой деятельности. Но и такое, расширенное понимание спорта, естественно, не исчерпывает всего богатства его конкретных проявлений в обще- стве. Он – многофункциональное и многообразное явление социальной реальности, занимающее незаурядное место не только в физической, но и духовной культуре общества. Он – и неординарное средство воспитания, позволяющее в максималь- ной степени выявить функциональные возможности организма и необыкновенно увеличить их, перешагнув за кажущиеся «пределы», и остро действенный фактор формирования личности, постоянно стимулирующий стремление к самоопределе- нию и самоутверждению индивида; вместе с тем – он и популярнейшее средство удовлетворения потребностей в эмоционально насыщенном общении (включая зрелищные интересы широчайших народных масс), и поразительно доходчивый, преодолевающий любые национальные границы «язык» межчеловеческого взаимо- понимания, который, как никакой другой, позволяет устанавливать, расширять и упрочивать международные контакты; он имеет и ряд других свойств и отноше- ний (подробнее об этом см. лит. [5]). Его значимость и распространенность в совре- менном мире подлинно незаурядны11.


    написать администратору сайта