Главная страница
Навигация по странице:

  • Перун. Перун бог грома и молнии

  • Велес - бог богатства

  • "вел"

  • Ярило

  • хоромы, хорошо, хор, хоронить, похороны. Стрибог

  • Марена (Мара, Морана, Марцана и т.д.)

  • Далее мы рассказываем о жанровом своеобразии пословиц и поговорок. В практической части мы анализируем пословицы и поговорки.

  • Берегиня Друга найди, а найдешь - береги

  • Дажьбог Дай, боже, чтобы все было гоже! Дай бог батюшке здоровья. Дай бог вам любовь да совет. Сварог

  • Ярило Ярко желают, да руки поджимают. Ярко лучина горела, да где она Хорс

  • Стрибог

  • Соцопрос. Мы провели соцопрос среди обучающихся 7-х классов.

  • «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей

  • . КОНСТИТУЦИОННЫЕ (УСТАВНЫЕ) СУДЫ. Выступление. Мировоззр. славян. Отражение языческого мировоззрения славян в русских пословицах и поговорках


    Скачать 25.43 Kb.
    НазваниеОтражение языческого мировоззрения славян в русских пословицах и поговорках
    Анкор. КОНСТИТУЦИОННЫЕ (УСТАВНЫЕ) СУДЫ
    Дата18.08.2022
    Размер25.43 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВыступление. Мировоззр. славян.docx
    ТипДокументы
    #648159

    Тема нашей исследовательской работы – «Отражение языческого мировоззрения славян в русских пословицах и поговорках».
    В начале проекта мы определили цели и задачи.

    Гипотеза:

    В своей работе мы постараемся доказать, что русские пословицы и поговорки отражают мировоззрение и нравственные ценности наших предков, воспитывают патриотизм.

    Новизна

    Новизна нашей работы в том, что мы брали для исследования тот аспект пословиц и поговорок, который не затрагивается в школьном изучении этих видов устного народного творчеств.

    Практическая ценность:

    Наш проект можно использовать в работе элективных курсов, на уроках внеклассного чтения, на уроках литературы при изучении темы «Пословицы и поговорки.

    Далее мы говорим о формах и методах исследования.

    Основная часть состоит из теоретической и практической частей.

    В теоретической части мы рассматриваем особенности славянского язычества, которое включает в себя представления о космосе, природе и человеке.
    Вершину языческого пантеона богов возглавляет древний славянский бог Род.

    Род управляет жизнью и смертью, изобилием и нищетой. С корнем род - исторически связано большое словарное гнездо: народ, родня, родина, родник, природа, урожай.

    Перун.Перун бог грома и молнии

    Корень -ПЕР- прослеживается в гнезде слов пърати, пъру в значении «жать, топтать, давить», а позже — «разрушать», в современных словах попрать , поприщеспор, отпор 
    Велес - бог богатства, «скотий бог», который считался покровителем как домашних животных, так и земного плодородия. Он бог волшебства, мудрости и искусства, покровитель ремесел и повелитель мертвых.

    Корень "вел"  означает могущество и встречается в словах "власть", "велеть". Велес - бог ВЕДающий и ВЕДущий (ВЕЛикий ВОДчий). Слова «волосы», «медведь» также происходят от имени Велеса.
    Дажьбог является олицетворением Света. Даждьбог представляет собой олицетворение таких качеств в человеке, как щедрость, доброта, благожелательность, бескорыстие, жизнелюбие.
    Ярило - яростный– значит неукротимый— олицетворение юности и полноты сил, пробуждения к жизни. 

    Корень –яр- присутствует в таких сочетаниях, как ярмо, яровая пшеница, яровые хлеба, ярость, доярка.
    Хорc - божество солнечного светила, но не солнечного света и тепла, он представлял собою некое дополнение к образу Дажьбога.

    С именм Хорса связаны слова: хоровод, хоромы, хорошо, хор, хоронить, похороны.
    Стрибог - властитель воздушной стихии, времени. Здесь видна связь со словами стрела, струна, СТРЕмя, СТРЕмительный.

    Марена (Мара, Морана, Марцана и т.д.) – богиня олицетворяла зимнюю стужу и символизировала не только могучесть, силу, власть над природой, но и смерть. От её имени произошли слова: мор, морока, море, кошмар, мрак, мерещиться, смерть, сумерки и другие.

    Богиня Макошь - Пряха небесная — ответствует за «прядение» нитей судеб. Пути судьбы на полотне жизни помогают Макоши «вышивать» её помощницы Доля и Недоля.

    Берегиню по праву можно назвать самой необычной из славянских богинь. Берегиня – это женское начало, что может принимать самые разные обличья и формы:

    1. Воплощение силы материнства.

    2. Великая защитница всего живого.

    3. Ведунья (волшебница, колдунья)

    Лада - покровительница родов, женщин, детей, брака, любви, урожая, плодородия.  Богиня Земли. 
      Все слова с корнем –лад- образовались от имени этой богини.

    Далее мы рассказываем о жанровом своеобразии пословиц и поговорок.

    В практической части мы анализируем пословицы и поговорки.

    Пословицы в таблице мы распределяли в соответствии с тем, с какими языческими богами они связаны.
    Берегиня

    Друга найди, а найдешь - береги.  Не зарься на чужое, свое береги!  Береги себя пуще глазу!

    Род
    Родина - мать, умей за нее постоять.

    Жить - Родине служить.

    Человек без Родины, что соловей без песни.

    Дажьбог

    Дай, боже, чтобы все было гоже!  Дай бог батюшке здоровья. Дай бог вам любовь да совет.  

    Сварог: Мал горшок, да кашу варит.  Каши не сваришь.
    Ярило

    Ярко желают, да руки поджимают. 

    Ярко лучина горела, да где она? 
    Хорс

    Пословиц, связанных с Хорсом много, но нам хотелось бы остановиться на одной их них.

    Всем известна пословица «Первый блин — комом». (Блин – олицетворение солнца)

    Так говорят, когда что-то не получается с первого раза, чтобы успокоить и подбодрить человека.

    Многие исследователи языка связывают эту пословицу с древними обычаями. На Масленицу первым блином угощали предков: клали на окно в кровле дома или относили на могилу. В старину духов предков называли комами, отсюда и возникла поговорка. Полностью она звучала так: «Первый блин комам, второй блин— знакомым, третий блин — дальней родне, а четвертый — мне».

    Стрибог: Выпустишь стрелу - не воротишь. Горе что стрела разит.
    Лада: Где лад, там и клад. Дело пошло на лад. Сядем рядком да поговорим ладком. 
    В пословицах и поговорках заключаемся мудрость наших предков. Проанализировав десятки пословиц, мы с уверенностью можем сделать следующие выводы:

    • Во времена язычества славяне с большим уважением относились к природе, своим предкам, близким и знакомым и свято чтили традиции.

    • Дорожили своей честью, семьей.

    • Заботились о хорошем воспитании своих детей.

    • Любили родину, защищали ее.

    • Были смелыми и достойными воинами.

    • Ценили дружбу.

    • Почитали своих родителей.

    • Помогали людям в трудную минуту.

    • Старались сохранить добрые отношения с окружающими.

    • Были трудолюбивыми.

    • Проявляли ответственность за свои поступки.

    • Не растрачивали попусту свои таланты.

    • Стремились к мастерству в выбранном ремесле.

    • Были целеустремленными и сильными духом, умели преодолевать препятствия.

    • Хотели быть полезными обществу.

    • С осуждением относились к человеческим порокам.


    Исследуя значение русских пословиц и поговорок, мы пришли к выводу, что историческое наследие нашего народа можно изучать и на основе малых жанров фольклора.
    Соцопрос.

    Мы провели соцопрос среди обучающихся 7-х классов.

    1. Считаете ли вы необходимым знание языческой культуры славян?

    Да – 32. Нет – 21.

    1. Знакомы ли вы с именами языческих богов древних славян?

    Да – 29. Нет – 24.

    1. Знаете ли вы русские пословицы?

    Да – 51. Нет – 2.

    1. Согласны ли вы с тем, что пословицы – часть истории народов?

    Да – 47. Нет – 6.

    1. Согласны ли вы с мнением, что в русских пословицах и поговорках отражается мировоззрение древних славян?

    Да – 51. Нет – 2.

    На основании соцопроса мы сделали вывод, что большинство обучающихся 7-х классов достаточно хорошо знают русские пословицы и проявляют интерес к культуре древних славян.

    Хотелось бы закончить наше выступление словами А. С. Пушкина:

    «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей!» (6)


    написать администратору сайта