Главная страница
Навигация по странице:

  • Почему именно труды по социальной мобильности оказались наиболее востребованными в творчестве Сорокина в США

  • Социология Питрима Сорокин. Социология Питрима Сорокина. П. А. Сорокин и его путь в социологии


    Скачать 45.02 Kb.
    НазваниеП. А. Сорокин и его путь в социологии
    АнкорСоциология Питрима Сорокин
    Дата23.06.2022
    Размер45.02 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСоциология Питрима Сорокина.docx
    ТипБиография
    #612041

    . П.А.СОРОКИН И ЕГО ПУТЬ В СОЦИОЛОГИИ
    Биографияяя
    Питирим Александрович Сорокин (1889 – 1968) был сыном ремесленника, сумевшим к 1917 году стать уже известным в России социологом и политическим деятелем. После прихода к власти большевиков Сорокин становится активным противником советской власти. За участие в антибольшевистской деятельности он был арестован и ожидал расстрела, но из-за благосклонного упоминания его фамилии В.И.Лениным в письме в «Правду» смог уехать за границу в 1922 году. С 1923 года и до конца жизни Сорокин жил в США. Об Америке отзывался так: «в общем, Америку я очень люблю. Но …. Россию я люблю еще больше». В письмах к Никите Шаповалу жаловался, что жизнь в Америке монотонна и стандартизирована, «нашей «интимности» и «души нараспашку» здесь как-то нет совсем1». Сорокин сыграл значительную роль в открытии социологического факультета в Гарвардском университете. Возглавлял его больше 10 лет (до 1942 года), но был вынужден уйти из-за разногласий с коллегами. В последние годы жизни занимался изучением альтруизма.

    Социология
    Сорокин назвал свою автобиографию «Долгий путь» и честно сообщил в ней не только о действительно полной трудностей своей жизни, но и об эволюции своих социологических воззрений. Говорят, что молодые люди начинают жизнь идеалистами, а заканчивают реалистами. С Сорокиным произошло, пожалуй, прямо противоположное. В своих первых работах он призывал отделить научную истину от Добра и Справедливости, избавить социологию от философии и нормативизма. Последние его труды и отношение к ним действительно вызывают в памяти образ Огюста Конта. Сорокин писал, что «занятый открытиями, изобретениями и творчеством в области эмпирических наук и мирской красоты, человек каким-то образом забросил глубокое изучение добра и морали» и выражал мысль, что «главная историческая миссия человечества состоит в безграничном созидании, накоплении и усовершенствовании Истины, Красоты и Добра» как высшей единой интегральной ценности.

    В хронологическом порядке развитие социологических воззрений Сорокина можно описать следующим образом.
    Работы российского периода
    Первая крупная работа Сорокина – «Преступление и кара, подвиг и награда» (1914) была его магистерской диссертацией (дипломной работой), защищённой в Петроградском университете. Преступление и т.д. рассматриваются автором как акты, поступки человека и формы реагирования на них, из совокупности которых слагается его поведение.

    В 1920 год в Петрограде издана в двух томах его работа «Система социологии». Несмотря на то, что автор отозвался о ней, как о «черновике», эта книга является значительным достижением российской социологии за всю историю её существования. Основные методологические принципы своей работы автор изложил в пяти положениях:

    1. Социология как наука должна строиться по типу естественных наук.

    2. Социология должна изучать мир людей таким, каков он есть, а не таким, каким его хотят увидеть или сделать социологи.

    3. Социология должна быть объективной наукой, то есть свободной от оценочных норм и психологического субъективизма.

    4. Социология должна быть опытной и точной наукой, должна исходить из фактов, идти к фактам, давать обобщения, основанные на тщательном анализе фактов. В социологии нет места философствованию в смысле умозрения.

    5. Социология должна отказаться от монизма – попытки решить бесконечно сложную задачу общественных явлений по методу уравнения с одним неизвестным в пользу последовательного социологического плюрализма.

    Социология определяется Сорокиным как наука, изучающая поведение взаимодействующих людей и его результат – совокупность социальных групп, образующих общество.

    В структурном отношении Сорокин разделял социологию на:

    1. Социальную аналитику, изучающую структуру и форму социальных явлений.

    2. Социальную механику, или физиологию, изучающую процессы социальных взаимодействий, функционально-причинные зависимости социальных событий.

    3. Социальную генетику, изучающую развитие и появление отклонений от нормального развития.

    4. Социальную политику, действующую под девизом Конта: «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть – чтобы мочь».

    Общественная жизнь создается в процессах межличностного взаимодействия. Под взаимодействием Сорокин понимал «любое событие, посредством которого один участник оказывает осязаемое влияние на внешние действия или состояния сознания другого. Без такого одностороннего или взаимного влияния никакое социокультурное явление невозможно2». Осмысленное взаимодействие двух или более индивидов Сорокин рассматривал как наиболее общую модель любого социокультурного явления. Тремя элементами этих взаимодействий являются индивиды, акты поведения и проводники взаимодействия, которые могут быть материальными или символическими. Примерами проводников являются звуковые проводники (музыка, шорох), световые и цветовые (реклама), двигательные (мимика), вещественно-предметные (гербы, одежда) и др. Посредством этих проводников от одного индивида к другому передается психическая энергия. С их помощью происходит взаимное обусловливание переживаний и поведения индивидов.

    Виды взаимодействий систематизируются Сорокиным следующим образом.

    В зависимости от количества индивидов выделяются взаимодействия между двумя индивидами, между одним человеком и группой (одним и многими), между двумя и более группами.

    В зависимости от качества индивидов, под которым понимаются пол, язык, раса, возраст и профессия участников взаимодействий.

    В зависимости от характера актов, которые могут быть актами делания и неделания, односторонними и двусторонними, длительными и временными, антагонистическими и солидарными, шаблонными и нешаблонными, сознательными и бессознательными, интеллектуальными, чувственными или волевыми.

    В соответствии такому видению первичной или основной формы социального отношения Сорокин определяет общество как совокупность сосуществующих и взаимодействующих людей, вне которых нет никакого «общества вообще». Но эти отношения, будучи, прежде всего отношениями между отдельными взаимодействующими людьми, являются затем отношениями между людьми, состоящими в социальных группах. Каждый из нас, благодаря тому, что мы входим в социальные группы, имеет множество «душ», меняемых в течение дня, когда мы переходим из одной группы в другую, актуализируем свои новые роли и временно забываем о старых ролях. Такая душа, «мозаичная» по Сорокину, представляет собой маленькое зеркало, отражающее картину социальной дифференциации и расслоения, среди которой человек жил и живет. Поэтому поведение каждого индивида является равнодействующей давления на него тех групп, вольным или невольным абонентом (термин Сорокина) которых он состоял и состоит. Таким образом, общество есть совокупность различных социальных групп, профессиональных, семейных, возрастных, имущественных, территориальных, религиозных, партийных и других, сосуществующих в пределах одного и того же социального пространства. Индивиды являются одновременно членами нескольких групп и неоднократно перемещаются из группы в группу, что делает общество живым сложным организмом.

    Пребывание человека в отдельных группах не является пожизненным, как и само существование таких групп не является вечным. Происходят постоянные перегруппировки. Под этим Сорокин понимал изменение строения сложных социальных агрегатов, или населения. Эти перегруппировки, прежде всего, осуществляются посредством перемещения индивидов из одной существующей элементарной группы в другую. Это перемещение сопровождается колебанием объема групп. Помимо этого перегруппировки проявляются в исчезновении одних и появлении других групп гомогенного (однородного) характера. Наконец, могут исчезать целые группировки элементарного и кумулятивного характера с их последующей заменой новыми гетерогенными группировками.
    Работы американского периода, посвященные социальной стратификации и мобильности
    Общество рассматривается Сорокиным как живая изменяющаяся система, как многомерная социальная вселенная, как социокультурное пространство. Это пространство в корне отличается от любого физического или геометрического пространства. Оно «не столько количественное, однородное и изотропное, сколько качественное, неоднородное и неизотропное…В нем есть плоскость значений, ценностей и норм, плоскость проводников и плоскость человеческих агентов3». Два главных параметра социокультурного пространства – вертикальный и горизонтальный. Разграничение этих параметров отражает следующие явления: иерархии, ранги, доминирование и субординация, авторитет и послушание, повышение и понижение по службе. С помощью этих признаков мы можем определить положение человека (группы, явления) в социальном пространстве, а поскольку оно наполнено другими людьми, то определение такого положения есть определение его отношения к другим людям и т.д., взятым за такие «точки отсчета».

    Резюмируя свои определения, Сорокин отметил, что социальное пространство – это народонаселение Земли. Социальное положение – это совокупность его связей со всеми группами населения, внутри каждой из этих групп, то есть с ее членами. Положение человека в социальной вселенной определяется путем установления этих связей. Совокупность таких групп, а также совокупность положений внутри каждой из них составляет систему социальных координат, позволяющую определить социальное положение любого индивида.

    Социальная стратификация описывается и изучается Сорокиным4 как дифференциация людей на группы или классы в иерархическом порядке, объясняемая неравномерным распределением прав и привилегий, ответственности, властных ресурсов и влияния среди людей. Сорокин называет типы стратификации – экономическую (имущественную), политическую (партийно-правовую), профессиональную (престиж профессии). Здесь стоит отметить, что Сорокин предпочитал использовать термин «страта» (слой) вместо «класса» или как синоним «социального класса». Под социальным классом Сорокин понимал общность людей, располагающих близкими позициями в отношении экономических, политических и профессиональных статусов. Среди социальных классов (страт) Сорокин выделял экономические, политические и профессиональные.

    Социальная стратификация трактовалась Сорокиным как постоянная характеристика любой организованной социальной группы. «Общества без расслоения, с реальным равенством их членов – миф, так никогда и не ставший реальностью за всю историю человечества». Но стратификация различается по своим конкретным формам, недостаткам и достоинствам. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

    Экономическая стратификация
    В истории семьи, нации, или любой другой группы не существует устойчивой тенденции ни к обогащению, ни к обнищанию. Средний уровень благосостояния и дохода изменяется от группы к группе, от общества к обществу (в разные периоды времени). При нормальных социальных условиях экономический конус развитого общества колеблется в определенных пределах. Его форма относительно постоянна. При чрезвычайных обстоятельствах эти пределы могут быть нарушены, и профиль экономической стратификации может стать или очень плоским, или очень выпуклым и высоким. Если «экономически плоское» общество не погибает, то «плоскость» быстро вытесняется усилением экономической стратификации. Если экономическое неравенство становится слишком сильным и достигает точки перенапряжения, то верхушке общества суждено разрушиться или быть низвергнутой.

    Политическая стратификация
    Высота профиля политической стратификации изменяется от страны к стране, от одного периода времени к другому. В этих изменениях нет постоянной тенденции ни к выравниванию, ни к возвышению стратификации. Среди множества общественных сил, способствующих политической стратификации, большую роль играет увеличение размеров политического организма и разнородность состава населения. Профиль политической стратификации подвижнее, и колеблется он в более широких пределах, чаще и импульсивнее, чем профиль экономической стратификации. В любом обществе постоянно идет борьба между силами политического выравнивания и силами стратификации. Когда колебание профиля в одном из направлений становится слишком сильным и резким, то противоположные силы разными способами увеличивают свое давление и приводят профиль стратификации к точке равновесия.

    Профессиональная стратификация
    Определенные классы профессий всегда составляют верхние социальные страты, что указывает на существование иерархии основных профессиональных групп. Такой вид профессиональной стратификации Сорокин называл межпрофессиональной. Существует и стратификации людей в границах конкретных профессиональных групп, а точнее, профессиональных сфер. Одни люди занимают должности руководителей, другие – подчиненных. Это – внутрипрофессиональная стратификация.

    Основой межпрофессиональной стратификации являются, во-первых, важность занятия (профессии) для выживания и функционирования группы и общества в целом. А во-вторых, уровень интеллекта и других человеческих качеств, необходимый для успешного выполнения профессиональных обязанностей. Сорокин сравнивает людей, владеющих социально значимыми профессиями с машинистами локомотива, от которых зависят судьбы всех пассажиров. Что касается профессиональных групп неквалифицированных рабочих, то они всегда находятся внизу профессиональной пирамиды.

    Как и другие типы стратификации профиль профессиональной стратификации колеблется от учреждения к учреждению, от группы к группе, от города к стране.

    Социальная мобильность
    Социальная мобильность понималась Сорокиным как «любое перемещение индивидуального или социального объекта или ценности - всего, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, - из одного положения в другое5». Сорокин выделил две формы мобильности – горизонтальную и вертикальную. Виды горизонтальной мобильности - территориальная, религиозная, политическая, семейная, профессиональная мобильность, осуществляемая без смены и сдвигов позиций людей в вертикальном социальном порядке социальных групп и социальных ролей. Например, если студент одного вуза переводится в другой вуз на другую специальность и на тот же курс, мы имеем дело с мобильностью горизонтальной.

    Вертикальная мобильность есть отношения, которые возникают при перемещении индивида или социального объекта из одного социального пласта в другой. Под восходящей социальной мобильностью Сорокин имел в виду вертикальное перемещение вверх по лестнице социальной иерархии, или социальный подъем. Мобильность нисходящая именовалась также социальным спуском. Оба вида мобильности характерны для описания изменения в положении в социальном пространстве, как индивида, так и группы. Например, ученые и преподаватели вузов занимали в СССР более высокие статусные позиции в обществе, чем в современной России, что выражалось в оплате их труда. Поэтому можно утверждать, что за годы реформ произошла нисходящая социальная мобильность этой группы. Но что такое перемещение объекта? Вспомним, что еще несколько лет назад владеть мобильным телефоном могли позволить себе немногие люди. Сегодня им пользуются десятки миллионов жителей России. Мобильный телефон и является социальным объектом, переместившимся за эти годы по лестнице вниз (совершил социальный спуск).

    Для более полного представления процессов социальной мобильности Сорокин писал о такой их форме как вертикальная циркуляция, или изменения в составе социальных групп, особенно, в группах элитных. Этой циркуляции, то есть приходу к власти или ее потере способствуют некоторые социальные институты, например, семья, армия, церковь, партия. Все они занимаются селекцией, распределением, фильтрацией и контролем индивидов.

    С количественной точки зрения Сорокин разграничивает интенсивность и всеобщность вертикальной мобильности. Под интенсивностью понимается вертикальная социальная дистанция или количество слоев – экономических, профессиональных или политических, - проходимых индивидом в его восходящем или нисходящем движении за определенный период времени. Если, например, некий индивид за год поднимается с позиции человека с годовым доходом 70 тысяч рублей до позиции с доходом 120 тысяч рублей, а другой за тот же период с той же исходной позиции поднимается до уровня в 270 тысяч рублей, то во втором случае интенсивность экономического подъема будет в 2,25 раза выше, чем в первом.

    Под всеобщностью вертикальной мобильности Сорокин подразумевал число индивидов, которые изменили свое социальное положение в вертикальном направлении за определенный промежуток времени. Абсолютное число таких индивидов дает абсолютную всеобщность вертикальной мобильности в структуре данного населения страны; пропорция таких индивидов ко всему населению дает относительную всеобщность вертикальной мобильности.

    Сорокин называет несколько общих принципов вертикальной мобильности.

    1. Вряд ли когда-либо существовали общества, социальные слои которых были абсолютно закрытыми или в которых отсутствовала бы вертикальная мобильность в ее трех основных формах.

    2. Никогда не существовало общества, в котором вертикальная социальная мобильность была бы абсолютно свободной, а переход из одного социального слоя в другой осуществлялся бы безо всякого сопротивления.

    3. Интенсивность и всеобщность вертикальной социальной мобильности изменяется от общества к обществу, а также колеблется в рамках одного и того же общества в разные периоды его истории.


    Каналы вертикальной циркуляции
    Каналами, или лифтами вертикальной циркуляции, Сорокин называл социальные институты, в которых имеются пути, позволяющие индивидам перемещаться вверх или вниз из одного слоя в другой. Функции социальной циркуляции могут осуществлять такие социальные институты, как армия, церковь, школа, правительственные и политические группы, семья и т.д.

    Например, армия может помочь молодым людям из небогатых семей, но обладающих каким-то характером и организаторскими способностями, совершить социальный подъем (сделать карьеру) в границах этого института. Но не только этого. Успешная армейская карьера помогла многим военным стать главами государств и правительств, губернаторами, руководителями различных ведомств и коммерческих структур. Достаточно назвать несколько имен из истории США и России. Э.Джексон, З.Тейлор, У.Грант и Д.Эйзенхауэр были знаменитыми и авторитетными военачальниками, что помогло им стать президентами Соединенных Штатов Америки. В России относительного, в ряде случаев временного успеха добились в наше время генералы Руцкой (б.губернатор Курской области), Громов (б.губ.Московской области), Лебедь (б.губ.Красноярского края), Семенов (б.президент Карачаево-Черкесии), Шпак (б.губ.Рязанской области), Шаманов (б.губ.Ульяновской области), адмирал Егоров (б.губ.Калининградской области) и другие. Некоторые из этих людей не смогли использовать при управлении регионами свои таланты военачальников.

    Примером другого «социального лифта» является церковь. Для молодых людей, выходцев из бедных семей, церковь становилась лестницей, ведущей их к вершинам церковной и нередко одновременно общественной власти, либо просто к богатству и какому-то общественному авторитету. Например, среди римских пап, правивших в прошлом веке, Пий X был сыном почтальона и портнихи, Иоанн XXIII – крестьянина, Иоанн Павел I – бедного рабочего. Для сравнения укажем, что Пий XII – сыном чиновника папской канцелярии, Павел VI – сыном адвоката.

    Среди людей, добившихся успеха в профессии и карьере отчасти потому, что создали семьи с детьми влиятельных особ, можно назвать бывшего главу «Аэрофлота» Окулова (женат на дочери Б.Ельцина), бывшего губернатора Калифорнии Арнольда Шварценеггера (не только выдающийся артист, но и женат на женщине из клана Кеннеди). Путь наверх облегчает и высокое общественное положение родственников, особенно родителей. Так среди нынешних президентов правители Сирии (Асад), Азербайджана (Алиев), Конго (Заира) (Кабила) являются детьми людей, бывших ранее президентами этих же стран. В прошлом веке немонархические династии правили в Индии (отец, дочь, внук), Гаити (отец и сын), Шри-Ланке (мать и дочь), Индонезии (отец и дочь) и других странах.

    Лифтом, как мобильности восходящей, так и нисходящей является и политическая партия. Члены КПРФ имеют в современной России намного меньше шансов стать руководителями региона или министрами, чем сторонники «Единой России».

    Все эти социальные институты выполняют и функции социальной селекции. Например, «фундаментальная социальная функция школы заключается, во-первых, не только в том, чтобы выяснить, усвоил ли ученик часть учебников или нет, а прежде всего в том, чтобы при помощи экзаменов и наблюдений определить, кто талантлив, а кто нет, какие у кого способности, в какой степени они проявляются, какие из них социально и морально значимы».
    Оценки исследования социальной мобильности
    Изучение стратификации и мобильности часто оценивается как наиболее важное достижение Сорокина. Роберт Мертон отметил, что «Социальная мобильность» представляла собой изумительный синтез эмпирического и практического материала, а также первый в нашем столетии серьезный и всеохватывающий обзор социальной стратификации». Мертон утверждал, что «Социальная мобильность» и «Современные социологические теории» долгое время использовались повсеместно (в США) как учебники. А Чарльз Кули отозвался о «Социальной мобильности» так: «Уверен, что эта работа вносит серьезный вклад в большую науку, представляет собой исследование фундаментального характера и является лучшей работой, написанной на эту тему в нашей стране и за ее пределами6». Наконец, современный американский социолог Джордж Ритцер подчеркнул, что «Социальная мобильность» и «Современные социологические теории» принесли ему (Сорокину) известность по всей стране».
    Социальная и культурная динамика. Интегральная социология
    Главный труд жизни Сорокина-ученого – многотомная «Социальная и культурная динамика» (1937 – 1941). О появлении этой работы сам автор писал так. Первая мировая война и революция 1917 года разбили вдребезги позитивистские взгляды Сорокина на мир, философию утилитаризма и прогресса. Впечатления от событий в России и в мире оказались очень сложными, изменившими устойчивые воззрения ученого. К концу 20-х годов процесс перестройки системы взглядов завершился. Его результатом стало появление интегральной системы философии, социологии, психологии, этики и личностных ценностей.

    По словам автора, его работа посвящена исследованию природы и изменения, или динамики интегрированной культуры: ее типов, процессов, тенденций, флуктуаций, ритмов и темпов. «Динамика» представляла собой труд в области социологии изменения культур.

    «Социальная и культурная динамика» состоит из четырех томов. В первом Сорокин формулирует проблему интегрированной культуры и рассматривает флуктуации в области искусства. Второй том посвящен флуктуациям в науке, философии и религии, этике и юриспруденции. В первой части третьего тома автор рассматривает типы и флуктуации социальных отношений, фундаментальные связи в социально-политической и экономической сферах. Вторая часть третьего тома посвящена флуктуации войн, третья – флуктуации внутренних волнений. В четвертой части Сорокин анализирует взаимоотношения между культурной ментальностью и поведением. Все три тома представляют собой единое целое. Четвертый том «Динамики», посвященный обобщающей теории социокультурного изменения, завершается трактатом о правилах социологического метода.

    Изучение культурных изменений осуществлялось Сорокиным с помощью двух методов - логико-смыслового и причинно-функционального. Сущность логико-смыслового метода познания состоит в нахождении основного принципа, который пронизывает все компоненты, придает смысл и значение каждому из них и тем самым из хаоса разрозненных элементов создает космос. Зная одну переменную культуры, мы можем сконструировать широкую сеть ее связей со многими другими переменными, свести многообразие ее черт и частей, связанных причинно или функционально, в единую и всеобъемлющую систему. Любая внутренне интегрированная система является автономным саморегулирующимся, самоуправляемым, или «сбалансированным» единством.

    Мыслительные и смысловые элементы, лежащие в основе любой логически интегрированной системы культуры, можно рассматривать с двух сторон: внутренней и внешней. Первая – сфера внутреннего опыта - культура, сфера разума, ценности, смысла, или ментальность культуры. Вторая – область внешних феноменов, предметов, объектов, в которых проявляется и овеществляется сама культура, ее внутренний опыт.

    Как можно постичь внутреннюю сторону культуры? Для социолога более важен социально-феноменологический способ понимания. Его составляющие:

    1) причинно-функциональный способ интерпретации духовной основы явлений культуры: поиски причинных связей между культурными переменными: между плотностью населения и преступностью, религией и числом разводов, коммерческими циклами и уровнем смертности и т.д.

    2) вторая форма – логическое понимание. Если исследователь верно уловил специфические посылки культуры, его следующая задача – показать, в какой степени данная культура интегрирована с точки зрения этих посылок, исходя из непререкаемых канонов логической достоверности. Если мы хотим найти ключ к такому единству, пусть даже единству силлогизма, помимо логики, с помощью которой оно оформлено, мы должны обратиться не ко второй посылке или заключению, а к большей посылке: «Все люди смертны, Сократ – человек, следовательно, Сократ – смертен».

    Сорокин выделяет два глубоко различных типа интегрированной культуры – идеациональную и чувственную, а также культуру, совмещающую оба чистых типа, - идеалистическую. Каждая из этих культур обладает собственной ментальностью, системой истины и знания, философией, особым типом религии, своими представлениями о правильном и неправильном, особыми формами искусства и литературы, нравов, законов, правил поведения, собственной экономической и политической организацией, специфическим типом человеческой личности с особым складом ума и манерами поведения.

    Например, касаясь ментальности, Сорокин указал ее четыре большие посылки. В их числе:

    1. Природа реальности, комплекса материальных объектов – для одних реальность воспринимается чувственно, для других – скрывается за чувственно воспринимаемым, называется духовной или сверхчувственной.

    2. Природа целей и потребностей, которые должны быть удовлетворены: плотские, чувственные – жажда, голод, сексуальный голод, или чисто духовные – спасение души, исполнение долга, или же смешанные – телесно-духовные – стремление к первенству в каком-то деле, объясняемое во многом жаждой славы и популярности, земных радостей, но еще и желанием открывать что-то новое и т.д.

    Под именем флуктуаций в работе Сорокина фигурируют процессы, время от времени повторяющиеся в социальной и культурной жизни и в истории. Изучение этих процессов и являлось главной темой исследования Сорокина. Процесс рассматривается им как преобразование данного логического субъекта во времени и в пространстве, модификации его количественных и качественных аспектов.

    С научной точки зрения одинаково оправдано изучение и повторяющегося аспекта социокультурных процессов, и их уникального аспекта. Пока единица, находящаяся в процессе, идентифицируема, процесс сохраняется, несмотря на все изменения в его направлениях. Когда единица изменяется до такой степени, что становится неидентифицируемой, процесс заканчивается. Момент, когда идентификация единицы становится невозможной, является точкой, в которой процесс заканчивается, когда же мы обнаруживаем появление новой единицы, которая, насколько позволяют судить наши знания, до этого не существовала, начинается новый процесс.

    Процессы, характерные единообразным порядком последовательности качественных состояний, являются линейными или качественно линейными.

    Особым типом повторяющихся процессов являются циклические процессы: относительные (траектория нового цикла не совпадает полностью с траекторией циклов предыдущих) и абсолютные. Вариантно или творчески повторяющийся образец процесса является самым широким и самым богатым из этих концепций. Поскольку нет никакой непрерывной линейной тенденции и поскольку направления изменяются, исторические и социальные процессы постоянно претерпевают вечно новые вариации старых тем. В этом смысле история в целом никогда не повторяется, и совокупный исторический процесс имеет уникальный исторический аспект в каждом своем моменте. Хотя многие процессы в течение какого-то времени происходят без сколько-нибудь заметного изменения их направления, рано или поздно тенденция достигает своего предела, после чего процесс уклоняется в сторону по новому пути. Если единица интегрирована, то изменение в направлении процесса обусловлено не столько вмешательством внешних сил, сколько внутренними силами самого процесса и характером самой единицы.

    Как происходит изменение? Любая социокультурная система, пока она существует и функционирует, беспрерывно изменяется благодаря своей активности; постоянное ее функционирование содержит и в себе причину своего изменения. Никакие внешние условия не могут заставить систему проявить то, что в ней потенциально не заложено, не могут сокрушить систему, но не могут в корне изменить характер и качество каждой стадии развития.

    Так как судьба, или жизненный путь, любой системы есть результат ее самоконтроля и влияния окружающих сил, удельный вес каждого из этих факторов формирования судьбы системы не является одинаковым для всех социокультурных систем. Чем больше удельный вес самоконтроля системы, тем выше уровень ее интеграции и тем более она могущественна.

    Объяснить, почему социокультурные системы переживают периодические и неодинаковые по ритму повторы, можно с помощью принципа ограничений. Для подавляющего большинства социокультурных систем, находящихся в процессе развития, число фундаментальных возможностей в отношении всегда новых радикальных поворотов, которые может принимать система, - ограниченно, имеет пределы. Если бы система обладала практически безграничными возможностями изменения, она могла бы измениться столь радикально, что утратила бы все свои существенные черты и перестала бы идентифицироваться. Такое изменение, приводящее к утрате идентификации и самоидентификации, означало бы прекращение существования системы. Пока система (социокультурная, биологическая или другая) живет, она имеет ограничения в своих изменениях.

    Обращаясь к изменениям процессов, происходящих в рамках одной и той же сферы общества и культуры, мы сталкиваемся с узким пределом качественных типов каждого процесса.

    Тип экономической организации: можно выделить не более шести стадий: 1) охотники и собиратели, 2) пастухи, 3) земледельцы, 4) индустриальная стадии и разновидности

    Семья – 10-12 типов.

    Формы политической организации, религиозные формы, стили в искусстве, типы философий, типы общества – все они ограничены по количеству возможных форм.

    Подавляющее большинство социокультурных систем и процессов имеют ограниченный предел возможностей для изменения и создания новых фундаментальных форм. В подобных условиях повторение форм становится неизбежным. И чем меньше число имманентных возможностей изменения системы, тем ярче выражен ритмический характер претерпеваемого ею процесса.

    Вечные линейные социокультурные процессы – явление исключительно редкое. К процессам такого рода можно отнести рост численности населения на планете, увеличение суммы знаний и изобретений с течением времени, рост социальной дифференциации и интеграции, разделения труда. Но и эти якобы вечные тенденции суть не что иное, как чрезвычайно долговременные, которые по истечении определенного периода прекратятся. Если данная религия, право, государство, человек или растение в какой-то момент заменяется совершенно другой религией и т.д., то, следовательно, нет ни непрерывного существования, ни изменения этих систем. Есть только замена или вытеснение их новыми. Когда речь идет о бесконечно большом числе «случайных» черт и свойств системы, предел ее адаптивно-мутативных возможностей очень велик. Но, когда речь идет о сущностных свойствах системы или процесса, предел возможностей строго ограничен. Вывод заключается в том, что неисчерпаемо разнообразный и вечно новый процесс развития культуры состоит как из имманентно ограниченного изменения ее систем, так и из непрерывной замены отживших систем вновь рождающимися.

    В «Динамике» Сорокин разработал циклическую теорию изменений социокультурных систем. Эти системы по своим масштабам, по времени исторического существования и по составу напоминают цивилизации. (Здесь можно указать, что Сорокин подчеркивал близость его теории идеям и подходам А.Тойнби, которого он знал и уважал). Системы Сорокина обладают определенным интегральным принципом направления своего развития. Этот принцип есть своеобразный дух, поддерживающий жизнь системы, единство всех ее элементов. Его также можно сравнить с ядром. Когда жизненная сила принципа-ядра истощается, вся система элементов перестраивается, и она получает новую форму, новые идеалы, новые законы, новое ядро.

    Повторим, что число таких изменений, или флуктуаций, ограничено у Сорокина тремя типами:

    1. Идеациональная социокультурная система

    2. Чувственная социокультурная система

    3. Идеалистическая социокультурная система

    Каждая из этих систем обладает своей ментальностью, системой истины и знания, религией, этикой, искусством, законами, нормами поведения, экономической и политической системой, типом личности.

    Идеациональная культура основана на принципе сверхчувственности и сверхразумности объектов, имеющих ценность. Она описывается Сорокиным как «не воспринимаемое чувственно, нематериальное, непреходящее Бытие». Ее цели и потребности в основном духовные, степень их удовлетворения – максимальная, способ их удовлетворения – добровольная минимизация большинства физических потребностей вплоть до полного отказа от них.

    В чувственной культуре объективная реальность и ее смысл зависят от нашей чувственной системы осязания и осмысления. Она мыслится как становление, процесс, прогресс. Потребности и стремления носителя чувственной ментальности – в основном физические.

    По своим большим посылкам чувственная культура противоположна идеациональной.

    Идеалистическая культура совмещает в себе принципы идеациональной и чувственной культур и является переходным типом.

    Последовательность циклического развития по Сорокину такова. Идеациональная культура сменяется идеалистической, а та, в свою очередь, чувственной. В образной форме Сорокин сравнил три культуры с горой (идеациональная), плато (идеалистическая) и равниной (чувственная). Подобно тому, как человек не может спуститься с вершины горы на равнину, не перейдя через плато, культура идеациональная не может превратиться в свою полную противоположность, не пройдя через стадию адаптации.

    Смена господства этих форм в указанном следовании ярче всего просматривается в греко-римской и западной культурах.

    1-й большой цикл:

    Идеациональная (8-5 века до н.э. – ярчайшие представители - Гомер, Гесиод)

    Идеалистическая (4 век до н.э. – 1 век н.э. – Пиндар, Гораций)

    Чувственная (до 4 века н.э. – Катулл)

    2-й большой цикл:

    Идеациональная – 5 – 12 века

    Идеалистическая – 13 – 14 века

    Чувственная – 15 – 20 века

    При работе над «Динамикой» Сорокин и его коллеги выполнили огромный объем работы, изучили всю историю человеческой культуры, историю права, войн, религий с целью составления реального содержания сорокинской модели. Его книга полна таблиц и схем, которые подтверждают, что все теоретические рассуждения автора не голословны.

    Например, рассуждая о содержании социально-гуманитарных наук, Сорокин подчеркивает, что науки такого типа, характерные для идеационального или идеалистического периода принципиально отличаются от тех же самых наук периода преимущественно материалистической ментальности. «Человек, социокультурный мир и мир ценностей понимаются в такие времена преимущественно «материалистически», «физиологически», «рефлексологически», «эндокринологически», «экономически», «бихевиористски. Социальные науки абсолютно безразличны ко всему тому, что в человеке и социокультурном мире можно назвать проявлением «святости», «идеализма», «нематериальных ценностей» и т.п. Напротив того, они сосредоточиваются главным образом на материальных и «полу­животных» аспектах рода человеческого и окружающего его мира. Они стремятся все истолковать с помощью таких факторов, причин и движущих сил, как инстинкты, рефлексы, генетически унаследо­ванные склонности, секс, голод, экономические условия, «остатки» и прочие чувственно-телесные обстоятельства. С этой точки зрения исследуются и плотность населения, и интенсивность интеракции, и экологическая ситуация, наследственность, и борьба за существо­вание, и т. п. Более высокие, менее материальные и не столь осяза­емые движущие силы, аспекты и факторы игнорируются, высмеи­ваются как измышления невежд. Мир социокультурных ценностей целиком низведен до уровня рефлексов и физиологии. Объекты, так же как и ценности, «опримитивливаются».

    «В идеациональные периоды объектами социальных и гуманитар­ных наук являются боги, святые, ангелы и другие неземные и боже­ственные создания. Объекты идеалистических социальных наук — благородные, великие люди и полубоги. В преимущественно чувственный период объектами становятся «обычные люди», «трудя­щиеся классы» и особенно отрицательные типы: преступники, проститутки, умственно ненормальные и прочие отбросы общества. Здесь мы имеем точную копию того, с чем уже встречались в сфере искусства, особенно в области портрета и жанра. Мы видели там, что с прогрессом чувственной ментальности «героями» живописи, скульптуры и литературы все чаще и чаще становятся «обыкновен­ные люди», посредственности, трудящиеся классы и особенно социально-патологические типы.

    Так обстоит дело и в социальных науках, социологии и антропо­логии. Они изучают «культуру и цивилизацию» не по трудам и про­изведениям Гомера, Платона, Аристотеля, Фидия, Данте, Ньюто­на, Августина, Баха, Бетховена, Канта и Карла Великого; не по величайшим творениям человеческого гения. Они отдают предпоч­тение зулусам, жителям Тробриан и другим первобытным племе­нам, обитателям трущоб и бандитам. Автобиографии знаменитых преступников стали теперь популярными трактатами по социоло­гии, криминологии, психологии, антропологии и политологии. На­стоящие герои из социальной литературы чувственного периода начинают исчезать».

    Аналитическое исследование такого же типа было выполнено Сорокиным по отношению к искусству, философии, религии, этике и праву.

    В конце своей блестящей работы Сорокин эмоционально и трагично описал закат чувственной культуры и перспективы ее смены культурой нового типа. Среди признаков декаданса или сумерек чувственной культуры обратим особое внимание на следующие.

    Неуклонно стирается граница между истиной и ложью, справедливым и несправедливым, прекрасным и безобразным.

    Атомизация ценностей приводит к исчезновению авторитетного «общественного мнения» и «мирового сознания».

    Единственными атрибутами всех межличностных и межгрупповых отношений станут грубая сила и циничный обман, договоры и соглашения утратят остатки своей обязывающей власти.

    Продолжится распад семьи как священного союза мужа и жены, родителей и детей, которые станут отдаляться от родителей все раньше и раньше. Семья превратится «в случайное сожительство самца и самки, а дом – в место, куда можно «припарковаться» на ночь, в основном для сексуальных контактов».

    Продолжится увядание творческого потенциала культуры. Место Данте, Рембрандта, Шекспира, Гегеля, Бетховена займут посредственные псевдомыслители (Бурдье, Гидденс, Валлерстайн, Бек – М.М.), ремесленники от науки, от музыки, от художественной литературы (Эко, Коэльо, Акунин – М.М.), шоумейкеры – один вульгарнее другого.

    Мышление заменится «поиском информации».

    Уменьшится безопасность жизни и имущества, станут редкостью покой и счастье в душе. Вырастут еще больше самоубийства, психические расстройства, преступления.

    Сорокин приходит к выводу, что «на этом пути неминуемы банкротство и саморазрушение чувственной культуры и чувственного человека». Но человечество, увы, не погибнет. «На смену атомизации придут универсализация и абсолютизация ценностей. Чувственные ценности окажутся в подчинении идеациональных и идеалистических. Главную предпосылку чувственной культуры и чувственную суперсистему вытеснят интегралистская или идеалистическая предпосылка и суперсистема». Далее Сорокин переходит к еще большему пафосу и пророческому энтузиазму. Желающие могут познакомиться с этим самостоятельно. Советую еще раз перечитать, как оценивали в Америке творчество такого рода.

    «Динамика» вызвала множество откликов во всем научном мире, и не только американском, - от самых восторженных до уничтожающих. Сейчас интерес к ней на Западе невысок, как и в целом интерес к творчеству и наследию Сорокина. Чем это объяснить не знают сами американцы (Ритцер).
    Исследования в области «созидательного альтруизма»
    В последние годы жизни Сорокин занимался исследованиям в области «созидательного альтруизма», изучая природу, способы проявления и возможности бескорыстной, созидательной любви. Он считал эту работу логическим результатом теоретических положений «Динамики» о характере современного кризиса и путях его преодоления.

    Основная гипотеза Сорокина состоит в том, что бескорыстная созидательная взаимная любовь есть особая энергия, которую можно разбудить и чрезвычайно усилить.

    Одно из достижений Сорокина на этом пути – книга «Восстановление гуманности» (1948). Автор изучил и систематизировал основные способы предотвращения войн и вражды, выделил дефекты существующих социальных институтов и типов личности, культур и ценностей. Затем он описал план необходимых изменений в мире и в отношениях между людьми.

    Также Сорокин изучал любовь в разных аспектах – физическом, религиозном, биологическом, социологическом и других. Выделил 5 измерений любви: интенсивность, экстенсивность, продолжительность, частоту и адекватность.

    Среди методов изучения любви и альтруизма были использованы:

    1. Использование жизнеописаний 4600 христианских святых: половой и возрастной состав, происхождение и т.д., живших с 1 по 20 века. Удалось установить, что святые в среднем жили больше, чем их обычные современники, число женщин-святых все время возрастало, число святых из знатных семей сокращалось, а из простых – росло.

    2. Эксперименты. Участники – студенты, пациенты психиатрических клиник, группы людей, относящихся друг к другу без теплых чувств. В одном из них участвовали 6 студентов, не терпевших друг друга. За три месяца удалось изменить неприязненные отношения на дружеские в двух парах и на нейтральные – в одной паре с помощью метода «добрых дел». Один из партнеров инициировал дружеское обращение с другим – пригласил его вместе пообедать, сходить в кино или на танцы. Одно из этих исследований было выполнено Дж.Морено.

    3. Были исследованы и методы воспитания альтруизма в различных духовных практиках – йоге, буддизме, суфизме, в христианских монашеских орденах и общинах (квакеры).

    4. Также проводилось исследование сверхсознательного в человеке и гениальности. Сорокин предположил, что все группы, членом которых является индивид, приводят к появлению у него особого «эго» (идея мозаичного «я» из «Системы социологии»): «эго» его семьи, «эго» профессиональной группы, «эго» его политической партии. «Эго» различных групп, частью которых является индивид, должны быть интегрированы, то есть «диктовать» ему гармоничные идеи, убеждения, вкусы и ценности. Но это бывает очень редко. В такой среде вырастают многие прирожденные альтруисты.

    В самые последние годы Сорокин работал в области, определенной им как «социология нравственных явлений и ценностей».

    К сожалению, «поздние работы Сорокина не вызвали столь пристального внимания со стороны научного мира, как его предыдущее творчество. На него смотрели как на чудака, охваченного мессианскими идеями. Рецензии на его новые книги были краткими и, как правило, критичными…Исследования феномена альтруистической любви, которыми и занимался в это время Сорокин, явно не укладывались в научный контекст эпохи7».

    По поводу изучения Сорокиным альтруизма П.Кросби и С.Олинер, авторы статьи «Сорокинская концепция альтруистической любви как моста к человеческому согласию» отметили, что эту концепцию «очень трудно определить и подвергнуть анализу научными методами. Современные социобиологи, которые находят источник альтруистической любви в генетическом программировании, упускают суть предмета, поскольку альтруистическая любовь – это «не автоматическая любовь трутня к матке. Сорокинская любовь порождается внутри и исходит изнутри. Это самое высокое достижение человека, а не самая естественная из его природных склонностей8».

    Контрольные вопросы и задания


    1. По утверждению Сорокина профиль различных типов стратификации колеблются от учреждения к учреждению, от группы к группе, от города к стране. Используйте любые доступные вам материалы и покажите справедливость этой мысли, сравнив экономическую, политическую и профессиональную стратификацию современных России и США.


    2. Почему именно труды по социальной мобильности оказались наиболее востребованными в творчестве Сорокина в США?


    3. Чем вообще интересны для общества и власти работы по изучению социальной мобильности?

    4. Как можно эмпирически изучить социальную мобильность в современной России вообще и социальную мобильность российской экономической и политической элиты?

    5. Какие еще свидетельства деградации чувственной культуры, которых не мог видеть или предугадать Сорокин в свое время, можете назвать вы?

    6. Согласны ли вы с его диагнозом? Если на смену чувственной культуре придет культура идеациональная, то можете ли вы назвать какие-то ее новые формы? Например, в том, что касается отношений между мужчиной и женщиной, в семье, в искусстве и науке?




    1 Дойков Ю.В. Питирим Сорокин и Никита Шаповал // Социологический журнал. 1999. - № ¾. – С.215-227. – С.223

    2 Сорокин П.А. Общество, культура и личность: их структура и динамика. Система общей социологии (главы из книги). (Перевод). // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11. Социология: Реферативные журналы. РАН ИНИОН, Центр социальных научно-информационных исследований. Отделение социологии и социальной психологии. – 2010. № 2. С.150-160. – С.153

    3 Сорокин П.А. Общество, культура и личность: их структура и динамика. Система общей социологии (главы из книги). (Перевод). // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11. Социология: Реферативные журналы. РАН ИНИОН, Центр социальных научно-информационных исследований. Отделение социологии и социальной психологии. – 2010. № 3. С.157-167. – С.163

    4 Сорокин П.А. Социальная мобильность. М.: Academia; LVS, 2005. – XX, 588 с.

    5 Сорокин П.А. Социальная мобильность. М.: Academia; LVS, 2005. – XX, 588 с. – С.119

    6 Сорокин П.А. Долгий путь. Автобиографический роман. Сыктывкар: СЖ Коми ССР, МП «Шыпас», 1991. – 304 с. – С.182-183


    7 Зюзев Н.Ф. Философия любви Питирима Сорокина. Сыктывкар: Эском, 2000. – 158 с. – С.12

    8 Зюзев Н.Ф. «Американские горки» Питирима Сорокина: «Зырянский мудрец» глазами заокеанских социологов. – Сыктывкар: Эском, 2009. – 240 с. – С.200


    написать администратору сайта