Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Педагогическая деятельность Каптерева П.Ф.

  • 2. Педагогические взгляды

  • 3. Проблема школьного воспитания и обучения в трудах П.Ф. Каптерева

  • Список источников

  • «Русская педагогическая мысль XX века за рубежом». реферат. П. Ф. Каптерев видный педагог России второй половины xix начало xx столетия


    Скачать 33.44 Kb.
    НазваниеП. Ф. Каптерев видный педагог России второй половины xix начало xx столетия
    Анкор«Русская педагогическая мысль XX века за рубежом
    Дата07.04.2022
    Размер33.44 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлареферат.docx
    ТипРеферат
    #450326

    Содержание

    Введение

    3

    1. Педагогическая деятельность Каптерева П.Ф.

    4

    2. Педагогические взгляды

    10

    3. Проблема школьного воспитания и обучения в трудах П.Ф. Каптерева

    13

    4. История русской педагогики в творчестве П.Ф. Каптерева

    18

    Заключение

    20

    Список литературы

    21


    Введение

    П.Ф. Каптерев – видный педагог России второй половины XIX – начало XX столетия.

    Научно - педагогическое наследие Петра Фёдоровича Каптерева велико и многогранно. Его труды посвящены разработке важных вопросов дошкольной и школьной педагогики, семейного воспитания и педагогического образования, общей и педагогической психологии, истории русской педагогики, дошкольных учреждений. Практический и научный интерес к трудам русского педагога с годами заметно усиливается.

    Цель данной работы - рассмотреть и обобщить основные идеи в осмыслении аспектов развития личности.

    Исходя из цели работы, можно обозначить следующие задачи:

    1. Проанализировать специфические особенности педагогического процесса с точки зрения его культурно-антропологических оснований.

    2. Выявить наиболее ценные и перспективные идеи педагогического наследия П.Ф. Каптерева, актуальные для научного обоснования современной теории и практики образования.

    1. Педагогическая деятельность Каптерева П.Ф.
    Пётр Фёдорович Каптерев родился 7 июля 1849г. в семье сельского священника в селе Клёнова Подольского уезда Московской губернии.

    В семинарии Каптерев увлёкся сочинениями Дж. Локка и Г. Спенсера, впервые познакомился с трудами К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова, а также П.Г. Редкина, П.Д. Юркевич и др. русских педагогов.

    В 1872 г. Каптерев окончил Московскую духовную академию, и в том же году совет Петербургской духовной семинарии избрал его преподавателем философских учений. Личность Каптерева покоряла окружающих, особенно его интеллект, обширность и глубина знаний.

    После того как истёк обязательный срок службы в духовном ведомстве за бесплатное обучение в Московской духовной академии, Каптерев покинул семинарию и решил посвятить себя науке.

    Год 1874 – знаменательная веха в жизни Каптерева: результаты своих научных изысканий он публикует в нескольких журналах Петербурга. В журнале «Народная школа» (№6,7) в статье «Обучение детей дошкольного возраста» (№8,9) появилась другая его статья – «Законы ассоциации психических явлений и их приложение в деле обучения и воспитания», а в следующем номере статья «Как образовать стойкий характер». Осенью того же года журнал «Знание» (№10) публикуют большую статью Каптерева «Этюды по психологии народа (Мифология как религиозное первоначальное и научное мировоззрение человечества)», а в конце года «Народная школа» (№11,12) – статью «Эвристическая форма обучения в народной школе». Содержание названных пяти статей заключает в себе вопросы формирования мировоззрения, содержания и методов обучения, развития ума, характера и воли ребёнка.

    Разрабатывая лекционные курсы по психологии, дидактике, истории педагогики, Каптерев глубоко изучал отечественные и зарубежные научные источники. С конца 1874 г. на протяжении двух лет в популярном среди учителей журнале. «Народная школа» он публикует главы из книги «Педагогическая психология для народных учителей и воспитательниц», а в 1876г. издаёт её полностью как приложение к журналу. В 1877г. книга вышла отдельным изданием. В ней Каптерев попытался психологически обосновался процесс обучения и воспитания, дать учителям не рецептурное пособие по педагогике, а научные знания о психических явлениях, лежащих в основе педагогической деятельности. И самое понятие «педагогическая психология» вошло в научный оборот с появлением книги Каптерева.

    В самом начале своей деятельности в Петербурге Каптерев познакомился с многими видными педагогами столицы, сгруппировавшимися вокруг журнала «Народная школа», основанного Ф.Н. Медниковым. Вскоре П.Г. Редкин, возглавлявший Педагогическое общество, рекомендовал Петра Фёдоровича в члены Педагогического общества, а затем – в совет Петербургского фребелевского общества, при котором действовали частные педагогические курсы по подготовке воспитательниц детских садов. На курсах параллельно с работой в духовной семинарии с осени 1874 г. Каптерев читал лекции по психологии, истории педагогики, проводил практические занятия. Под его руководством слушательницы учились наблюдать за детьми в детском саду и анализировать результаты своей работы.

    В своих статьях и публичных лекциях для членов Общества Каптерев не только освещал вопросы воспитания детей до школы, но и по-новому решал проблемы дошкольного воспитания, в особенности детских игр, их роли в развитии ума и всей личности ребёнка. Он привлек внимание родительской общественности к делу правильного воспитания малышей, познакомил её с научными основами дошкольной педагогики.

    После ухода из духовной семинарии (1878) Каптерев был принят на службу по ведомству учреждений императрицы Марии (так называемое Маринское ведомство) и шесть лет преподавал педагогику на педагогических курсах при петербургских женских гимназиях. По вольному найму (совместителем) Каптерев преподавал логику и психологию в Александровском лицее (в 1882-1885 гг.).

    В первой половине 1883 г. вышло переработанное издание «Педагогическоей психологии», в котором Каптерев заменил некоторые главы новыми, усилил объяснительную часть и сократил описательную. Реакционный еженедельник «Гражданин» назвал её «безумной педагогикой» за то, что в ней давалось материалистическое объяснение происхождения человеческого сознания, отвергалась врождённость идей (о боге, о христианской нравственности и др.). Вслед за анонимной рецензией последовал донос в цензуру на литографированные лекции по логике и психологии, выпущенные слушательницами педагогических курсов. Для рассмотрения этих лекций была назначена экспертная комиссия, от имени которой профессор духовной академии М. Коринский дал заключение, в целом благожелательное для Каптерева, но в вопросе о соответствии нервных явлений психическим привёл несколько толкований. Основываясь на них, Каптерева обвинили в материализме, безбожии, подрыве христианской нравственности, следовательно, в нарушении устава педагогических курсов.

    Каптерев был отстранён от преподавания с осени 1884 г. (он вынужден был также уйти из Александровского лицея).

    На всех членов комиссии сильное впечатление произвело поведение Каптерева, его письменное объяснение по поводу анонимных обвинений. Он заявил, что давать ответ «на обвинения из-за угла» и унизительно и бесполезно. Унизительно потому, что автор анонимки - невежда в науке; а бесполезно потому, что мнение о нём и его лекциях составлено с пристрастием.

    Мариинское ведомство, отстранив Каптерева от преподавания, однако, разрешило принять его на службу в это же ведомство помощником старшего чиновника Первой экспедиции, где было сосредоточено управление и инспектирование женских учебных заведений. Здесь он прослужил почти 32 года, до марта 1917 г., когда это ведомство было упразднено. Последовательно Каптерева повышали по службе; старший чиновник (1900-1909), чиновник особых поручений (1909-1912), председатель учебного комитета (1912-1917).

    В эти годы он становится организатором, участником многих объединений психологов, педагогов и врачей при Педагогическом музее военно-учебных заведений в Петербурге (педагогическая секция, отдел Я.А. Коменского, а потом К.Д. Ушинского, Родительский кружок), принимает активное участие в подготовке и проведении съездов: по семейному воспитанию, педагогической психологии, экспериментальной психологии, народному образованию.

    Часто выезжая в губернские города для инспектирования мариинских гимназий и институтов, он выступает с лекциями на учительских съездах, встречается с народными учителями Курской, Костромской, Пермской и др. губерний. Так, летом 1901 г. Каптерев прочитал учителям Пермской губернии цикл лекций «Народная школа как воспитательно-образовательное заведение». Инспекторская работа давала Каптереву обильный материал для его научно-педагогических исследований и преподавательской деятельности в частных женских гимназиях (Э.П. Шаффе, М.Н. Стоюниной и М.А. Макаровой), а впоследствии - в институтах и на курсах по подготовки преподавателей средней школы Петербургского учебного округа.

    Участие Каптерева в Родительском кружке сыграло важную роль в разработке вопросов семейного воспитания. С 1884 г. на протяжении многих лет он ежегодно делает один - два доклада о развитии личности и воспитании ребёнка в семье. А с 1898 г. под общей редакцией Каптерева стали выходить брошюры «Энциклопедии по семейному воспитанию и обучению». Авторами брошюры были видные педагоги, психологи, врачи, учёные и литераторы: А.Н. Острогорский, И.А. Сикорский, П.Ф. Лесгафт, П.И. Ковалевский, А.Ф. Кони и др.

    Научные труды Родительского кружка привлекли внимание западноевропейской общественности. На выставки работ подобного рода кружков Петербургский кружок получил в Льеже (Бельгия, 1906г.) первую премию. Особой наградой были отмечены издания «Энциклопедия по семейному воспитанию и обучению». Всего (до 1910 г.) вышло 59 выпусков «Энциклопедия», из них 57-под редакцией Каптерева, в 11 были опубликованы его работы.

    После Февральской революции Каптерев выступил с резким осуждением системы полного закабаления личности царизмом. В статье «Новая школа в новой России» он изложил программу демократического обновления школы, систему гражданского воспитания, построенную на развитии критического мышления. Демократизацию школьного дела Каптерев представлял себе, прежде всего осуществление принципов автономного педагогического процесса, самоуправления школы и независимости учителей в вопросах воспитания и обучения. Ломку старой школы, разрушение всей школьной системы Каптерев пытался истолковать с позиции Л.Н. Толстого. Ему казалось, что разрушительные перемены в школьном деле преобладают над созидательными.

    В статье «Единая всеобщая школа» он одобрительно отнёсся к принципам организации единой школы, заметив, что наряду с правильными началами недостаточно представлены принципы дифференцирования общего образования по видам одарённости и призванию юношества.

    Осенью 1918 г. Каптерев переехал в Воронежскую губернию. В Острогожске он включился в работу уездного отдела народного образования, занятого в то время осуществлением «Положения о единой трудовой школе РСФСР». Каптерева приняли на должность разъездного инструктора УОНО по вопросам трудового обучения.

    С января 1919г. он приступил к работе сразу в трёх учебных заведениях Острогожска: в учительской семинарии, в 1-й и 2-й средних школах. А вскоре принял заведования учительской семинарией, преобразованной затем в трехгодичные педагогические курсы.

    В 1921г. Каптерев получил приглашение из Воронежского государственного университета (ВГУ) стать профессором на факультете общественных наук. Одновременно Воронежский институт народного образования (ИНО) избирает его профессором школьного и дошкольного отделений. ГубОНО поручил ему заново организовать первый воронежский педагогический техникум.

    Педтехникум был любимым детищем Каптерева. Ещё в 1907 г. он составил проект создания при женском педагогическом институте в Петрограде отделения для подготовки народных учителей.

    Педагогический техникум в Воронеже открывал для него новые возможности. Для преподавания в техникуме им были приглашены крупные учёные университета (К.К. Сент-Илер, С.Н. Введенский и др.), политехнического и сельскохозяйственного институтов (Б.А. Келлер, А.И. Протопопов и др.).

    Широкая известность Каптерева как крупного педагога и организатора, серьезная постановка всего учебно-воспитательного дела содействовали тому, что опытно-показательную школу губнаробраза перевели в ведение техникума. Каптерев добился передачи техникуму педагогического музея. Ему удалось создать систему учебно-воспитательных учреждений (детский сад, опытная школа первой степени, показательная школа и педагогический музей).


    2. Педагогические взгляды
    Видное место в творчестве Каптерева занимают вопросы семейного и общественного дошкольного воспитании. Первые годы жизни ребенка, считал Каптерев, составляют самое важное время для воспитательного процесса. Именно в эти годы закладываются основы всего дальнейшего развития и образования. Поэтому существенным условием первоначального воспитания являются изучение психических процессов в первые дни, недели, годы ребенка.

    Ощущение - основа всей психологической жизни человека. Поэтому систематическое упражнение и развитие органов внешних чувств ребенка составляет задачу первоначального воспитания детей. С этой позиции он оценивает и «дары Фребеля» (цветочные мячи, шар, цилиндр, куб, различные треугольники и палочки). «Дары Фребеля» и занятия с ними «весьма целесообразные средства для первоначального развития глаза». В такой последовательности - сначала простые геометрические фигуры, а затем сложные предметы - предлагает осуществлять педагогическое правило: от простого к сложному. При этом Каптерев выдвигает условие во всех упражнениях – ребёнок, должен быть самостоятельным участником, а не зрителем.

    Каптерев сумел правильно оценить педагогическое и общественное значение детского сада как воспитательного заведения для малышей. Во введении к 1-ому выпуску «Энциклопедии семейного воспитания и обучения» Каптерев писал, что сущность древнерусской семьи состояла в безусловном повиновении главе семьи и строгом выполнении религиозных обрядов. Но со времени Петра I родительский авторитет в семье поколебался, древняя набожность стала ослабевать, женщина перестаёт быть только блюстительницей семейного очага. «Нить педагогического предания в семьях порвалась: старое воспитание отринуто и на его место ставится новое». С перестройкой семьи тесно связан вопрос о воспитании детей. Но нового воспитания ещё не создано. Это явление Каптерев называет «двойным кризисом»: перестройка семьи и перемена характера семейного воспитания. Важнейшими условиями правильного воспитания он считает выработку у детей общественной потребности развития общественного чувства в совместных играх, в товариществе, в деятельности для других при условии полной свободы выборе друзей, приятелей, участников игр и различных союзов между учащимися. Невозможность для многих родителей самим заниматься воспитанием детей порождала потребность в детских садах и яслях. «Очевидно, - заключает Каптерев, - для рабочего класса решительно необходимы такие учреждения, в которые можно было отдавать детей, отправляясь на работу, и грудных и малолеток вообще». По мнению Каптерева, существовала педагогическая необходимость в широком общении со сверстниками. Ребёнок, растущий без товарищей, «лишается одного из весьма важных, существенных условий правильного развития»

    Индивидуальность ребёнка в правильно организованном детском саду не подавляет, а наоборот, развивается. В детский сад собираются дети для свободных игр и занятий. Воспитательница не «буксир», тянущий за собой всех детей: куда она туда и дети. Каптерев признаёт правильным другое: куда дети туда и воспитательница. Опыт и знания воспитательницы искусно направляют занятия и игры детей, но не навязчиво, не ради точности правил, системы или распорядка.

    В начале 1912 г. для организации Всероссийского съезда по семейному воспитанию был создан организационный комитет, под председательством Каптерева, члены которого разработали положение о съезде и определили его вопросы (семья как воспитательная среда, научное изучение ребёнка, и физическое воспитание; нравственное, эстетическое и умственное воспитание; обучение в семье; общественные организации по вопросам воспитания и защиты детей). Съезд был подготовлен в значительной мере трудами Родительского кружка, статьями известных русских педагогов, психологов, врачей в педагогических журналах «Воспитание и обучение», «Педагогический сборник», «Русская школа», «Энциклопедия семейного воспитания и обучения».

    В своей речи на открытие съезда (30 декабря 1912г.) Каптерев подчеркнул, что современная жизнь и окружающая действительность ставят вопрос: укреплять ли существующие семейные основы воспитания, совершенствовать или заменять новыми, общественными? Заменить всецело семейное воспитание, общественным он считал невозможным, так как у семейного воспитания уже выработана своя система. А как он сочетается с общественным дошкольным – воспитанием – покажет, будущее. Однако уже теперь «живая связь семьи с общественными… есть необходимое условие правильного развития детской личности в семье».

    П.Ф. Каптерев высоко ценил семейное воспитание и считал, что оно имеет самостоятельное значение, а не является «как бы отделением школы: то подготовляет к школе, то помогает прохождению школьных уроков». Разработкой проблем семейного воспитания Каптерев внёс немалый вклад в сокровищницу русской педагогической литературы для родителей и воспитателей.

    3. Проблема школьного воспитания и обучения в трудах П.Ф. Каптерева
    Уже в первых своих печатных работах, например, “Как образовать стойкий характер” Каптерев обосновал свой взгляд на школу, которая, по его мнению, должна создавать наилучшие условия для подготовки детей к жизни, не сводить воспитание к поддержанию внешней дисциплины, а обеспечивать выработку у школьников характера и мировоззрения.

    Становление характера и мировоззрения невозможно без развития умственной самодеятельности, приучение к умственному труду и воспитания к нему интереса. Такая задача может быть решена не любыми средствами обучения, а только эвристическими, побуждающими учащихся самим находить ответы, размышлять над наблюдаемым, самим делать простые обобщения и выводы. Каптерев видел в эвристике основное средство обучения школьников искусству мыслить. Эвристика вносит в школу «дух науки, дух труда… сущность её заключается в том, школьники постоянно работали, постоянно делали самостоятельные усилия для приобретения выработки знания». Под воспитанием Каптерев понимал «намеренное и систематическое воздействие взрослых на детей». По его наблюдениям, наиболее, широко действует воспитание на детей со средними способностями, у которых многое следует «подправить, развить, укрепить, нечто ослабить, сократить, умерить, а иному дать другое направление». Школа, однако, призвана обращать пристальное внимание на учащихся с выдающимися способностями, удовлетворять индивидуальные вопросы и потребности, руководить их самообразованием. Каптерев отмечает, что некоторые вопросы «составляют предмет будущей педагогики» (например, вопросы совершенствования памяти, воображения, а также чувств, характера, воспитания трудных детей). Принцип индивидуализации воспитания и обучения Каптерев относил к существенным принципам педагогики. Особо он выделял «душевные типы», позволяющие приблизиться к воспитываемым, понять их личную «мыслительность, чувствования и волю».

    Рассматривая состав общеобразовательного школьного курса, Каптерев проводит чёткую грань между общим и специальным образованием. Это разграничение обусловливается разнородностью общего образования (математика), элементарностью и сжатостью, связностью и единством (в основе общеобразовательного курса – одна руководящая идея, один принцип). Основная система такого курса – «закономерное повсюдное развитие природы и человека; отличительный признак подобного курса – реально – философский». Общее образование сопровождается самообразованием и переходит в него.

    Иностранные языки и математику Каптерев исключал из числа обязательных учебных предметов общеобразовательного курса, но оставлял их в качестве самостоятельных предметов групповых (факультативных) занятий. Каптерев видит сущность общеобразовательного школьного курса в ознакомление с элементами различных наук, а не языков. Элементы наук должны быть «связаны и объединены, чтобы составить основы стройного мировоззрения».

    Групповые, факультативные занятия должны содействовать тому, чтобы юношество не только получало общее образование, но и смогло определить личные способности и склонности, чтобы по выходе из школы могло «сознательно или продолжать образование, или вступить в жизнь». Школа должна воздействовать на развитие всех сторон личности всего человека, чтобы не «сделать психическую деятельность однообразной, скудной…». Умственные склонности учащихся, главные типы и разновидности детской души определяют основание для создания новых общеобразовательных систем. Достигать единства школы искусственным подавлением естественных различий детей – «дело неудобное и не полезное для развития государственной жизни».
    Каптерев критически оценивает деление школ на классы. Предметные классы с полугодовыми и триместровыми учебными курсами, с разделением школ на отделения по возрастам учащихся и с определением для каждого возраста соответствующей группы учебных предметов должны, по его заключению, прийти на смену традиционной классной системе.

    Каптерев выделяет, прежде всего, доверие и уважение к детской личности. Оно есть «необходимое свойство каждой хорошо поставленной школы». Это доверие выражается в том, что школа должна быть «домом учащихся и предоставлять им для их потребностей не только в будни, но и в праздники, не только днём, но и по вечерам». В такой школе должно быть множество самых разнообразных кружков, которые станут существенным дополнением школьного курса, как бы он хорошо не был поставлен. Родительские комитеты должны иметь право влиять на ход школьных дел.

    Каптерев обосновал многотипие школьного образования как исторически и субъективно необходимое явление в развитие общеобразовательной школы и педагогики. Он предлагает путь широкого экспериментирования, создания опытных школ, опытных лабораторий. Перефразируя известную русскую пословицу, он говорил: «Экспериментов бояться – в педагогику не идти».

    Одной из центральных проблем всей педагогике Каптерев считал проблему развития и воспитания характера воли. Твёрдый характер может и должен соединяться с нравственными принципами. Характер принадлежит к области воли. Все эти качества могу вырабатываться в процессе обучения. Каптерев подчёркивает, что не только процесс приобретения знаний имеет значение для развития характера, что не обширность самих знаний, а принципы науки, её методы, её логические особенности – главное в обучении.

    Мысль о самодеятельности и её роли в развитии личности – одна из основных во всём педагогическом наследии Каптерева. Наиболее ярко она выражена в его статье «О саморазвитии и самовоспитании». Исходя из того, что организм и окружающая его среда взаимодействуют друг с другом, Каптерев приходит к выводу, что человек сам себя воспитывает. А искусство умственного и нравственного воспитания есть лишь «Искусство возбуждения сердца и ума учащихся, а не простого сообщения сведений и назидания». В саморазвитии он усмотрел основу школы и источники её совершенствования, а также самообразования и самовоспитания. Обязательные учебные курсы должны быть минимальными и включать лишь самые главные и общие научные элементы. Идея саморазвития с учётом наследственности каждого человека составляет общее основание крупных трудов Каптерева – «Педагогический процесс», «Педагогическая психология» и «Дидактические очерки».

    Уже к концу XIX в. Каптерев разработал многие основные проблемы образования и воспитания в связи с саморазвитием человека, которые за тем обобщил в своём труде «Педагогический процесс». Каптерев ставит важнейший вопрос о возможности образования новых качеств личности ребёнка и искоренение недостатков. Решение этого вопроса он связывает с влиянием культуры на изменение человеческой природы. Педагогика рассматривает человеческий организм как изменчивый, подлежащий совершенствованию во всех отношениях. Совершенствование продолжает и завершает саморазвитие. Каптерев доказывает, что нельзя совершенствовать, подавляя саморазвитие – «основы и сущность всего воспитания…». Утверждая, что основа совершенствования личности есть саморазвитие организма, что к ней должно быть «привязываемо всё в воспитании», Каптерев исходит из необходимости опираться в воспитании на человеческую природу. Это раскрывается в тезисе Каптерева о двух элементах педагогического процесса – личном и общественном. Личный берёт своё начало в антропологии, а общественный – социологии. Общие человеческие черты получают в идеале преобладающее значение. Развитие общественника, доброго, умеющего хранить и приумножать полученное по наследству культурное достояние, дополняется другими чертами: уважением свей личности и личности другого, самодеятельности, чувством ответственности, справедливости в сочетании справам на свободу деятельности.

    Педагогический процесс, по мнению Каптерева, не может быть чьим – либо орудием: ни государства, ни церкви, ни отдельных лиц. Учитель должен обрести независимость своей деятельности, а учащиеся выработать свободные убеждения и взгляды на религию, государства и общество. Для этого в каждой школе педагогический совет должен решать самостоятельно школьные дела. Директор – не едино начальник, а один из полноправных членов совета, в администрации педагогического ведомства должны быть педагоги.

    4. История русской педагогики в творчестве П.Ф. Каптерева
    Каптерев научно объяснил происхождение общественно – педагогического движения, указал его источник и причины, а также его влияние на последующее развитие отечественной педагогики и школы. Он выдвинул концепцию о борьбе двух педагогик – консервативной и прогрессивной – как о главной причине возникновения разных течений внутри педагогического движения. За консервативной педагогикой стояли силы правящего класса, а за прогрессивной – по преимуществу земско – общественные. Педагогика правящего класса стремилась быть «неправильно и оберегающей, но часто является просто ограничительной, задерживающей». Прогрессивную педагогику он характеризовал как творческую, созидательную. Вот эта борьба двух педагогик и есть «одна из основных, самых главных пружин современной педагогической практике и отчасти теории».

    Борьба двух педагогик особенно обострилась со времени реформ 60-х гг., когда, по оценки Каптерева, личности общества получили некоторые права, в том числе и некоторую самостоятельность, но «дано было мало». «Ожесточённая борьба этих двух педагогик… сохраняет основное явление новой русской педагогики, которым в жизни школы, в педагогической практике определяется почти всё».

    Говоря об источниках развития педагогических идей в России, он называет два: собственные исследования («наблюдения и размышления») и заимствования идей западноевропейской педагогики. В своём капитальном труде «История русской педагогии» Каптерев с этих же позиций рассматривает и оценивает факты школьного дела, «которое всюду начинается с того, что путём воспитания и образования стремятся приспособить подрастающее поколение к окружающей детей среде общественно – политической организации».

    Каптерев воспринял проблему освобождения личности русского гражданина как историческую задачу, решении которой наука, просвещения призваны сыграть решающую роль. Поэтому в центре всех его историко – педагогических, педагогических психологических исследований всегда стояли интересы личности и гражданские мотивы неразрывной связи с расширением прав общества в деле воспитания, образования, организации народной школы. Такой главный вывод из его «Истории русской педагогии».


    Заключение
    Всем своим творчеством Каптерев служил целям общественной педагогики. Для решения важных проблем педагогического процесса он широко использовал различные исследования из области философии, этики, социологии и т.д. Его выводы образуют прогрессивную педагогическую систему, центром которой является оригинальная психологизированная теория общего образования, а исходным пунктом – психологизированная концепция семейного и общественного дошкольного воспитания. Каптерев – выдающийся педагог психологической школы. Он продолжал дело К.Д. Ушинского, действительно посвятил всю свою жизнь научному обоснованию педагогического процесса и тем самым далеко продвинул вперёд отечественную педагогику, укрепил и развил в ней прогрессивные идеи общественно – педагогического движения в России второй половины XIX – начало XX в., разработал оригинальную педагогическую систему, обогатившую науку о воспитании. Однако некоторые выводы П.Ф. Каптерева методологические ограничены, что объясняется уровнем развития науки в его время, которая, в частности, преувеличивала антропологический фактор в решение общественно – педагогических проблем.


    Список источников
    1. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов. - М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2009. - 432 с.

    2. Духавнева А.В., Столяренко А.Д. История зарубежной педагогики и философия образования. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2010.- 480с.

    3. Заварзина Л. Э. Технология личностно-ориентированного образования в философско-педагогическом наследии В. В. Розанова //Известия ВГПУ. - Том 250. - Воронеж, 2010.

    4. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. - 2-е изд., испр. и дополн. - М.: ТЦ «Сфера», 2011. - 512 с.

    5. Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения / под ред. А. М. Арсеньева; сост. П. А. Лебедев; Акад. пед. наук СССР. — М. : Педагогика, 1982. — 703 с.

    6. Коротков В.М. Введение в педагогику. - М.: Изд-во УРАО, 2009. - 256 с.

    7. Педагогика: краткий курс: Учебно-методическое пособие / Авт.-сост. С.Н. Галенко, В.С. Кравцова. - Мозырь: МГПУ, 2012. - 79 с.

    8. Песталоцци И. Г. Избранные педагогические сочинения В 2-х томах. Изд-во «Педагогика», М., 1981 г.

    9. Поваляева, О. Н. Философско-педагогическая идея образования в духовном наследии В.В. Розанова : дис. ... канд. пед. наук / О. Н. Поваляева. -Пенза, 2009. - 173с.

    10. Розанов, В. В. Сумерки просвещения / В.В. Розанов ; сост. В. Н. Щербаков. М. : Педагогика, 2010. - 620 c.


    написать администратору сайта