Паллиативная помощь, научная работа. работа. Паллиативная медицина как один из способов продления жизни
Скачать 214 Kb.
|
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ГБОУ ВПО АГМУ МИНЗДРАВА РОССИИ) Исследовательская работа по медицинской Биоэтике на тему: «Паллиативная медицина как один из способов продления жизни» Выполнили: студентки 224 группы 2 курса лечебного факультета Толубаева Елизавета Дмитриевна Научный руководитель: доцент Бендрикова Альбина Юрьевна Барнаул 2020 Содержание Введение…………………………………………………………………………….3 Основная часть Понятие продления жизни……………………………………………...…………4 Продление жизни в эволюции……………………………………..……………..4 Продление жизни и паллиативная помощь в истории………….………………5 Исследование, проведенное для определения отношения людей разных возрастных категорий к паллиативной помощи………….……………………..6 Паллиативная помощь в политике современного мира…………………………8 Паллиативная медицина в культуре………………………………………………9 Заключение……………………………………………….………………….……..9 Литература и интернет ресурсы………………………………………………….11 Введение Тема продления жизни тесно связана с паллиативным разделом медицины. На протяжении всей истории человечества вопросы долгожительства, продления жизни человека привлекали внимание учёных. Ещё в древние времена Гиппократ и Аристотель высказывались о повышении продолжительности жизни человека. Но в первоначальных домах сестринского ухода, а также хосписах (ночлежки или же богадельни, где могли остановиться паломники по дороге к Святой Земле), которые строились ещё в средние века при монастырях, на тот момент не было принято в практике лекарей иметь дело с проблемами умирающих. Исключительно православная церковь в те времена начала брать на себя опеку над умирающими и смертельно больными людьми, предоставляя им психологическую, социальную и врачебную помощь силами сестёр милосердия. Также тема о долгой жизни нашла свое отражение в религиозных произведениях и философских трактатах. Подобные примеры можно найти в Библии, Трипитаках и Ведах. Хотелось бы поговорить и о закономерностях длительности жизни организмов, а также о механизмах ее определяющих, а конкретно о географии продления жизни. Этим вопросом занимались и занимаются многие учёные. В особенности много времени на создание трудов по биологии продолжительности жизни потратил Л.А. Гаврилов. Существует много исследовательских работ посвящённых этой теме, например: Бедный М. С Демографические факторы здоровья. М., 1984. Давыдовский ИВ. Геронтология. М., 1966. Голубев А. Г. Проблемы обсуждения вопроса о возможности подходов к построению общей теории старения // Успехи геронтологии. 2009. Т22, №1. Отчёт о заседании круглого стола ведущих геронтологов России: http://www.lvrach.nj/news/5781706/ (дата обращения 13.10.2010). Целью исследования является ознакомление с такой темой как продление жизни в истории и эволюции и с историей развития хосписов и паллиативной помощи. Также выяснение отношения и ознакомления об этой сфере у людей разных возрастов и социальных групп. Гипотеза: Действительно ли у людей разных возрастных категорий и социальных групп разительно отличается мнение об этой сфере медицины? В наше время люди плохо осведомлены об этой разновидности помощи тяжело больным. Почему? Для решения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи: 1.Изучить литературу и Интернет – ресурсы по вопросу, какие факторы влияют на долголетие человека. 2.Выявить общие закономерности долголетия людей. 3. Обобщить и систематизировать собранную информацию. 4. Проведение социологического опроса среди людей разного возраста и тем самым определение их отношения к возможности продления жизни больных и пожилых людей. 5. Анализировать и систематизировать полученные данные. 6. Сделать выводы. Объект исследования: экология человечества и человека в отдельности. Предметом исследования: геронтология и гериатрия. В ходе написания исследовательской работы были использованы следующие опросники: 1. Опросник составленный студентками АГМУ, лечебного факультета, 224 группы: Толубаевой Е.Д. База исследования: 50 человек (25 в возрасте 19-28, 25 в возрасте 35-55). Основная часть Понятие продления жизни Продление жизни — услуги и методы увеличения продолжительности жизни. В настоящее время не имеется безусловно доказанных процедур продления жизни. Паллиативная помощь (в латинском языке содержит смысл pallium — покрывало, плащ) — суммация процедур, оказываемая и позволяющая сделать лучше качество жизни больных (детей и взрослых) и их семей, столкнувшихся с проблемами, связанными с смертельными заболеваниями, путём облегчения полипатии за счёт раннего выявления, тщательной оценки, лечения всех физических симптомов, а также оказания психологической и духовной поддержки. Паллиативная медицина является частью паллиативной помощи. Задачами этого раздела медицины является использование методов и открытий современной медицинской науки для проведения лечебных манипуляций и процедур, направленных облегчить болезненное состояние больного, когда возможности и средства радикального лечения уже исчерпаны (паллиативные операции по поводу неоперабельного рака, обезболивание, купирование тягостных симптомов). Продление жизни в эволюции Самые первые упоминания о продолжительности жизни были получены антропологами в ходе археологических раскопок. К примеру, в период неолита (8-3 тыс. лет до н.э.) средняя длительность жизни была равна 20 годам. В эру бронзы и железа (4-1 тысячелетие до н.э.) продолжительность жизни составляла примерно 25 лет. Средневековье – 29 лет (женская смертность выше мужской). В 19 веке в Европе средняя продолжительность жизни была равна 40 годам, в России же 32 года. Первопричина невысокой длительности жизни – неизлечимые инфекционные заболевания, грипп, пневмония. Дамы погибали часто вследствие удрученного положения в обществе, тяжёлой физ. работы, высочайшей материнской смертности, большого количества деторождений. В 20 веке обстановка поменялась, сельское население стало умирать больше, собственно, что связано с ограниченным распространением медицины на сельской территории. В соответствии с предоставленной информацией мы можем сделать единственное логическое заключение: уровень развития науки и медицины положительно повлиял на продолжительность жизни. По причине не имения лекарств, люди умирали не столько от рака или же болезней сердца и сосудов, как сегодня, а в основном от инфекций: пневмонии, гриппа, туберкулёза, диареи и энтерита, т.к. с возрастом иммунитет человека очень быстро слабеет. В 20 веке возникли мыло, холодильник, антибиотики и прививки, которые несомненно оказали большое воздействие на борьбу с инфекциями и вирусами, а продолжительность жизни постепенно выросла на 40 лет и уже в 2013 году составила около 70 лет. В отличии от минувших веков ведущими основания смертности на тот момент стали заболевания сердечно-сосудистой системы и злокачественные опухоли, а также болезнь Альцгеймера (возрастное слабоумие, потеря памяти и в итоге — смерть). В последние 160 лет средняя продолжительность жизни людей возрастала на 3 года каждые 10 лет. Уже на сегодняшний день установлено, что 44% смертей происходит из-за рака и 72% смертей из-за болезней сердца и сосудов, которые можно избежать, выполняя следующие меры: отказаться от курения, поддерживать нормальный вес тела, заниматься физической культурой, соблюдать здоровую диету, не употреблять алкоголь. Продление жизни и паллиативная помощь в истории Паллиативная медицина, как автономный вид клинической помощи, преимущественно активно начал свое развитие в 80-е годы XX века. Практически во всех государствах мира стали создаваться неправительственные учреждения, которые получили название национальных ассоциаций паллиативного лечения или же Хосписы Для общества всегда было значимым в некоторой степени предоставлять заботу изнемогающим, бедствующим, неимущим и др. Из-за несходств в религии и общественных устоях различных государств многое также остается разным, но суть данного направления остаётся абсолютно одинаковой — приютить, даровать какую-либо медицинскую помощь, оказать эмоциональное и духовное содействие. Создание первоначальных хосписов в истории тесно перекликается с именем Фабиолы, римской матроны, которая открыла в начале IV-го века свой дом для бедствующих. Вплоть до того момента она могла наблюдать аналоги хосписов в Сирии, которые соответствуют христианским «деяниями милости»: накормить голодного и утолить жажду страждущего, навестить больного и заключенного, дать одежду нищему и приютить странника. Впрочем, ни один из данных «хосписов» не ставил своей целью уход за умирающими. Люди имели возможность оставаться там до того момента пока они нуждались в помощи. Большинство, следовательно, оставались там до тех пор, пока не скончаются. «Когда-то странноприимный дом был создан монахами для пилигримов, бредущих в Святую Землю, хоспис и может быть таким местом» (А.В. Гнездилов, 1995). Аналогичным образом в Европе было положено начало открытию Хосписов, которые стремительно начали свое развитие приблизительно во всех странах Первый Российский хоспис был открыт в С.-Петербурге в 1990 году. Исследования, проведенные для определения отношения людей разных возрастных категорий к паллиативной помощи Основой своей работы хотелось бы сделать именно отношение и понимание этой темы для обычных людей. Для этого мной был проведен социологический опрос среди людей разного возраста, из разных городов и разных профессий. Всего мной было опрошено 50 человек и основной части пришлось пользоваться пояснительным материалом моего опросника, а также углубляться в тему при помощи вопросов мне. Основываясь на результатах составленного мной социологического опроса можно сделать вывод, что в основном религиозная принадлежность не влияет на отношение к этой разновидности медицины. Большинство людей относится положительно или же из-за не полного знания сомневаются, но после полного объяснения отношение меняется в положительную сторону. Т.е. мы можем ярко увидеть недостаточность освещения этой темы. Общество не знает полного значения данного вида помощи. Составленный мною опрос состоит из 4 основных вопросов и имеет объяснительный материал. Поэтому в данном пункте будут указаны графики по всем четырем вопросом моей анкеты. Проводя статистику мной были получены следующие результаты: Диаграмма № 1. Диаграмма № 2. Диаграмма № 3. Диаграмма № 4. Основываясь на данных результатах можно сделать следующие выводы по ответам опрашиваеммых: Относительно диаграмме № 1 я получила следующие результаты по вопросу о религии. Большее количество людей ответили усредненно (28 человек), но 16 ответили с уклоном в положительную сторону, в то время как 12 человек ответили с уклоном на вариант ответа «нет». 18 же человек категорично ответили нет на этот вопрос. И всего 4 человека ответили положительным вариантом ответа. Из всего этого следует, что наибольшее количество людей не относит себя к какой-либо религии вообще. Из тех же кто ответил «да» большая часть из старшей возрастной группы, а значит, что старшее поколение больше подвержено влиянию церкви. Также верующие люди относятся не только к христианской вере, т.к. наша страна многонациональна. И это опять же указывает на другие особенности в формировании отношения к этой сфере. По диаграмме № 2 можно сделать следующее заключение: большее количество опрашиваемых считает нормой и даже нужной сферу продления жизни. Та же часть, которая против такой практики, состоит как из более молодого поколения, так и из верующих людей. Попробуем обую объяснить почему их варианты ответов одинаковые, но несут в себе разный смысл: Юное поколение склоняется к отрицанию такой помощи, т.к. все еще подвержены юношескому максимализму. Они проецируют подобные случаи на себя и считают, что лучше прекратить свое существование, чем мучиться. Верующие же люди склоняются к такому варианту ответа, т.к. церковь считает грехом смерть, наступившую по воле самого человека, а действия медиков, способные привести к сокращению срока жизни, расцениваются как аморальные. Я же не отношу себя ни к той категории, ни к той. У меня нет определенной позиции по данному вопросу, т.к. а разных ситуациях можно смотреть абсолютно по-разному на такую помощь. Приблизительно такие же выводы относятся и к графику № 3. Большее количество опрашиваемых были бы не против воспользоваться данной услугой, потому что каждый из нас все же боится смерти и того, что последует за ней. Но опять же есть та часть опрашиваемы, которая ответила отрицательно. К этой части можно отнести небольшую часть группы юного возраста (см. в диаграмме), которая считает, что лучше умереть, чем выносить такие мучения и недееспособность. Возможно такое мышление можно отнести к эгоистичному, ведь они предпочитают думать именно о себе и своем благополучии, нежели о чувствах близких. Но опять же в них попросту играет юность и вероятно глупость. Говоря же о графике № 4 и о хосписах в целом можно сделать только один вывод: мало кто действительно знаком с таким термином, что уж говорить о паллиативной помощи. Но после подробного разъяснения многие склоняются в положительную сторону, двое из опрашиваемых не смогли до конца определиться и предпочли нейтральный вариант ответа. Но многие все же отрицательно отзываются о такой услуге. Объясняется это все дороговизной этой сферы и недостаточном профессионализме. В нашей стране все еще плохо развита эта сфера деятельности. Если же люди обращаются к такой услуге это сводится больше не к помощи, а именно вынужденному выживанию. Это больше похоже не на места помощи людям, а на живые кладбища. Нет правильно сформированной помощи больным и их близким. (Данные сведения взяты со слов опрашиваемых, которые были очевидцами подобного). Паллиативная помощь в политике современного мира Основы паллиативной медпомощи в РФ не было вплоть до принятия в ноябре 2011 года закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», который изолировал данный раздел медицины от специализированной помощи. Однако фактически она не существует и на данный момент: нет отделений паллиативной помощи, нет квалифицированных специалистов и полноценной нормативной основы. В наше продвинутое время малодоступен этот вид медицинской помощи. Помимо того, что отсутствуют обученные и подготовленные кадры, так из основных проблем можно выделить недофинансирование этой сферы. На фоне общего недостатка средств в здравоохранении паллиативная помощь на сегодняшний момент находится в скованных рамках недостатка отчислений на развитие. Из-за этого возникает много частных клиник, которые являются дорогостоящими. Т.е. у людей с тяжелым заболеванием есть два пути: либо мучительная смерть, либо вправду дорогое поддержание жизни, на которое в большинстве случаев нет средств. Однако отдельные регионы уже высказались о собственном стремлении построить паллиативные центры. Первую заявку в Минздрав подал Хабаровский край. На Сахалине прорабатывают вариация создания такового центра на основе государственно‑частного партнерства. Экономические параметры подобных объектов пока что нам неизвестны. Впрочем, Минздрав уже дал обещание о софинансировании из федерального бюджета в объеме до 300 млн. рублей в год. Но эти средства пока виртуальные. Так что на данный момент нет какой-то полностью построенной системы. И все еще не понятно, как скоро начнется полное развитие этой части медицины, ведь как мы знаем медицина не самая развиваемая в нашей стране. Паллиативная медицина в культуре Не смотря на продвинутость нашего времени, основой культуры все же является религия, поэтому упор сделаем именно на отношение в православии. Православный человек, как подчеркивают православные церкви, понимает, собственно, что любое паллиативное лечение, не является панацеей от смерти. Он осмысленно воспринимает и выдерживает мучения и заболевания - смерть не пугает его. Но у Православной церкви нет определенной позиции относительно решений, принимаемых больным в конце жизни, поскольку считается, что задачей верующего всегда остается молитва, а не самостоятельный выбор между жизнью и смертью. В качестве одного из наглядных примеров воздействия РПЦ в этой сфере можно выделить Центральную клиническую больницу святителя Алексия в Москве. Это наикрупнейшее, имеющее множество профилей медицинское учреждение Российкой Православной Церкви, где бесплатно могут получать медицинскую помощь люди различных вероисповеданий со всей России. Основываясь на этом учреждении проводятся научно-практические конференции по обмену опытом оказания помощи в пределах духовных и медицинских принципов. Православная церковь считает грехом смерть, наступившую по воле самого человека, а действия медиков, способные привести к сокращению срока жизни, расцениваются как аморальные. И все же там оказывают помощь до тех пор, пока есть надежда на возможность успешной реабилитации. Заключение Исходя из выше сказанного, можно сделать несколько конкретных утверждений, а именно: Нет точного мнения на эту тему и маловероятно, что будет. Т.к люди всегда были и будут разными, а как известно: сколько людей, столько и мнений; В основном все люди отзываются положительно об этой практике. Те же кто высказывается в отрицательную сторону, но как правило из-за того, что считают, что большинству таких пациентов тяжело в психологическом плане. Они как правило полагают, что больные люди больше склоняются к эвтаназии. Или же это действительно юные люди с вероятным юношеским максимализмом, примеревшие эту ситуацию на себя. Нет полностью разработанной базы этой сферы и прогнозы о полном развитии неоднозначные. Поэтому мы не можем быть уверены, когда и как хорошо будет работать паллиативная помощь в России. Конечно нельзя исключать и того, что данная сфера полезна и востребована. Но ее состояние оставляет желать лучшего. Больше негатива от людей было именно по поводу устройства и оказания помощи. По рассказам людей, которым приходилось сталкиваться с этим, могу сказать одно, в нашей стране все-также мало внимания уделяется паллиативной помощи. По моему же мнению альтернативой является именно беседа с таким больным, ведь все же это их жизнь. Возможно больной захочет воспользоваться данной услугой, но также мы не можем исключить вариант с отрицательным ответом. Литература и интернет-ресурсы Бедный М. С Демографические факторы здоровья. М., 1984. Давыдовский ИВ. Геронтология. М., 1966. Голубев А. Г. Проблемы обсуждения вопроса о возможности подходов к построению общей теории старения // Успехи геронтологии. 2009. Т22, №1. Отчёт о заседании круглого стола ведущих геронтологов России: http://www.lvrach.nj/news/5781706/ (дата обращения 20.03.2020) [Электронный ресурс] Захарчук А.Г. Паллиативная медицина. Сестринский уход. Пособие для медицинских сестёр. - СПб.: "Издательство "Диля", 2012. Лапотников В.А., Петров В.Н. Сестринское дело, 2011. Хоспис - один из видов паллиативной помощи населению: https://knowledge.allbest.ru/medicine/3c0b65635b2bc69b4d43a89521206c26_0.html (дата обращения 27.03.2020) [Электронный ресурс] |