Философия. доклад по философии. Пантеизм Пантеизм в переводе с древнегреческого языка означает пан всякий, теос Бог, божество. В этом понятии сосредоточена концепция о том, что Бог представляется людьми, не как личность Творца, а как Вселенная.
Скачать 22.3 Kb.
|
Пантеизм Пантеизм в переводе с древнегреческого языка означает: «пан» — всякий, «теос» — Бог, божество. В этом понятии сосредоточена концепция о том, что Бог представляется людьми, не как личность Творца, а как Вселенная. Именно Вселенная, по мнению пантеистов, является основой всего, единой и святой субстанцией. Философы-пантеисты делают упор на почтительном отношении к природе. Основные направления пантеизма Пантеизм теомонистический — вечной и неизменной представляется некоторая Божественная субстанция. Представители этого направления наделяют полномочиями существования только Бога, мир природы при этом не может существовать самостоятельно. Физиомонистический — Божественной силой философы наделяют природу, которую они и называют «богом» всех людей. Этим они лишают Бога самостоятельности существования. Мистический — панентеизм. Это есть учение о том, что мир пребывает в Боге, но не Бог в нем. Мир понимается, как способ проявления сил и могущества Бога. Имманентно-трансцендентный — сторонники утверждают, что Бог проявляется через вещи. Формирование пантеизма со времен античности Пантеизм, как направление философии, берет свое начало задолго до развития современного мира. Человек всегда был склонен искать вселенский Разум, поскольку не мог контролировать внешние обстоятельства, природные явления. Были целые направления отдельных стран, которые по своей сущности соответствовали современному философскому течению: Древнеиндейский взгляд. Древние индуисты считали божество Брахман безличной сущностью, обладающей беспредельностью и постоянством. Эта сущность во Вселенной становится основанием всего живого, определяющим, что существовало, и будет потом существовать. В различных текстах Древней Индии можно увидеть, что Брахман находится в тесной взаимосвязи, единстве с миром. Древнекитайский взгляд. Даосизм практически повторяет основные постулаты современного философского пантеизма. В Древнем Китае известный мудрец Лао-Цзы написал труд «Дао дэ цзын», в котором описаны основные идеи отождествления Божественного Начала с миром. Для китайцев идея великого Разума сходна с жизненной дорогой. Они отождествляют Бога и путь, то есть божественность окружает людей в повседневной жизни, наблюдается в явлениях, имеющихся вещах. Африканские идеи. У народностей Африки свой взгляд на Вселенную и Разум, определяющих их существование. Народности Африки не придерживались четкого учения пантеизма, но в их верованиях прослеживались идеи этого направления, политеизма, анимизма. Они представляли несколько божественных существ, вещей, обладающих определенными духами. У них сохранялась вера в божественную сущность всего, что их окружает. Антропоцентризм Антропоцентризм – это учение с идеалистическим подтекстом, где человек приравнивается к высшему существу, позиционирующемуся как центр Вселенной. Другими словами, все события, происходящие в окружающей действительности, направлены на человека. Учение начало существовать с античных времен, его основоположником принято считать философа Сократа, который первым распространил данное учение. В философии антропоцентризм позиционируется как твердая убежденность в том, что люди – это единственные носители моральных качеств. С учетом этого факта антропоцентрические системы рассматривают природу в контексте ее ценности для человека. Такое суждение очень четко прослеживается в пропаганде использования природных ресурсов для обеспечения комфорта и удобства человека. Основные принципы антропоцентризмаЧеловек рассматривается как центр Вселенной, все остальное в мире оценивается с точки зрения пользы людям; Окружающий мир воспринимается как собственность людей. Этот принцип дает человеку распоряжаться природой, живыми существами, ресурсами на свое усмотрение; Человек занимает первую позицию на социальной лестнице. Ниже располагаются вещи, являющиеся результатом его деятельности, после них идут природные объекты с высокой ценностью; Люди имеют право распоряжаться благами природы по своему усмотрению; Природное развитие должно подчиняться развитию человечества, быть его составной частью. Гуманизм Гуманизм — направление в философии, которое возникло, как протест существующему способу мышления — теоцентризму и его основным направлениям — патристике и схоластике. Ограничивающее влияние церкви постепенно приходит в упадок. Бог уже не есть точка отсчета и конечный результат мысли, а необходимость толкования Библии исчерпала себя. Основные понятия и направление мысли Античный или древний гуманизм. Его представители — Аристотель, Платон, Сократ, Конфуций, Демокрит, Протагор и другие древнегреческие философы. Теистическое направление, которое не исключало Бога из жизни людей, но допускало, что человек способен развиваться и заботиться о спасении своей души самостоятельно без помощи Бога. Классическое направление. Отображалось в трудах Бэкона, Петрарки, Монтеня, Боккаччо. Являлось разработанным и дополненным вариантом трудов древнегреческих ученых. Атеистический гуманизм. Провозглашал свободу человеческого духа от божественной воли. В ранг божества был возведен человек и его разум. Особенностью атеизма является его проявление в различные эпохи под разными масками. Возникло направление из-за невозможности объяснить сущность Бога и его роль. Натуралистический или научный подход к гуманизму характерен для нового времени. Наивысшей ценностью объявлена человеческая личность и самосовершенствование.. Коммунистический взгляд отразился в трудах К. Маркса, который выступал за революционное решение проблем.. Нормативный гуманизм возвышал потребности человека над государственными интересами. Если у человека есть потребности, то государство обязано их удовлетворять. Нормативисты считали всякое страдание злом, а обществу известны примеры очищения души через боль и страдание. Николай Кузанский (1401—1464) был священнослужителем, с 1448 г. — в звании кардинала. Еще в юности он увлекался математикой, астрономией, географией и другими науками. Этот интерес у него сохранился до конца жизни и отразился на его мировоззрении, полностью не укладывавшемся в религиозные представления. Он стремился выяснить вопрос об отношении между Богом и миром, о способах познания Абсолюта. Н. Кузанский стоял на позиции пантеизма, отстаивая тезис «Творец и творение суть одно и то же». Его пантеизм, между прочим, отличался от той его разновидности, которая полностью отождествляла Бога и природу. Он полагал, что Бог есть нечто более совершенное по сравнению с природой, являясь ее разумным основанием. В результате Бог как бы отодвигался от множества природных явлений. Н. Кузанский признавал идею взаимосвязи всего сущего, разрабатывал учение о совпадении противоположностей, утверждал, что мир «свертывается» в Боге, а Бог «развертывается» в мире. Он отстаивал положение о совпадении абсолютного максимума и абсолютного минимума. Признавая бесконечность абсолютного максимума, тем самым порывал с догматом о пространственной и временной конечности мира. Философия эпохи Возрождения и Нового времени По убеждению Н. Кузанского, человек обладает тремя видами ума (тремя способностями): чувством (т. е. ощущением плюс воображением), рассудком и разумом. Разум — высшая познавательная способность человека. Но эту способность он трактовал своеобразно: разум не может ничего постигнуть, чего не было бы уже в нем самом в сокращенном, ограниченном состоянии. Извлечь противоположности из сущности помогает интуиция, а представить их в единстве — диалектика и математика. Н. Кузанский был сторонником научного постижения природы. Он считал, что разум постигает глубины предметов, но истина при этом не может быть завершенной, окончательной (под истиной понимал абсолютную, исчерпывающую истину). Он писал: «Наш разум... никогда не постигает истину так точно, чтобы не мог постигать ее все точнее без конца, и относится к истине, как многоугольник к кругу: будучи вписан в круг, он тем ему подобнее, чем больше углов он имеет, но даже при умножении своих углов до бесконечности он никогда не равен кругу, если не разрешится в тождество с ним» . Галилео Галилей – великий итальянский астроном и учёный, который внёс огромной вклад в развитие науки своими выдающимися открытиями. Являлся активным приверженцем гелиоцентрической идеи мира, согласно которой Земля и остальные планеты совершают движения вокруг Солнца, что привело его к конфликту с католической церковью. Ключевой постулат мировоззрения Галилео Галилея состоит в том, что мир признаётся объективным вне зависимости от его субъективного восприятия людьми: вселенная бесконечна и вечна и была инициирована божественным первотолчком, в космосе ничто не исчезает бесследным образом, изменяется только форма материи. В основе мира материального находится механическое движение частиц, при изучении которого можно познать законы вселенной. Согласно Галилею, природа является истинным предметом философии, изучая которую можно стать ближе к истине и первооснове всего сущего. алилео являлся приверженцем двух способов естествознания: экспериментального и дедуктивного. Используя первый метод, он мог доказывать гипотезы, а при помощи второго мог достигать полноты полученных знаний. В своих работах учёны в первую очередь опирался на учения Архимеда. Джордано Бруно Почетное место в философии эпохи Возрождения принадлежит Джордано Бруно (1548-1600 гг.). В молодости он был монахом доминиканского ордена, затем под влиянием гуманистических идей оставил монашеский сан и уехал из Италии. Активная философско-пропагандистская деятельность «подарила» Бруно множество врагов из лагеря сторонников теологического мировоззрения, что стало причиной его осуждения инквизицией и публичного сожжения на костре. Его основные произведения: «О причине, начале и едином», «О бесконечности, Вселенной и мирах», «О героическом энтузиазме». Философия Бруно в целом материалистична, но по форме это пантеизм. У него Бог окончательно растворяется в природе, которая, по его словам, есть «Бог в вещах». Природа бесконечна, поэтому Бруно отказывается от воззрения польского астронома Н. Коперника, согласно которому Солнце представляет собой абсолютный центр Вселенной. Такого центра во Вселенной, по мнению Бруно, нет. Солнце – лишь относительный центр нашей планетной системы. Во Вселенной есть бесконечное множество обитаемых планет: «другие миры так же обитаемы, как этот». Атомистическую теорию он считал ценной для физики, в связи именно с этим признавал атом физическим минимумом. Что же касается философии, то признание атомов и пустоты он считал недостаточным для решения ее задач. Философу нужна «материя», которая бы «склеивала» атомы и пустоту. Поэтому философским минимумом он признавал не атом, а монаду, которой соответствует философский максимум – бесконечная природа в единстве всех ее форм. Материя есть начало, которое все производит из собственного лона. Она есть первооснова, субстанциальная причина всего существующего, Единое. В Едином заключена внутренняя активность, которую Бруно называет «душой мира», всеобщим разумом. Большое значение для развития философии имела теория познания Бруно. Познание должно начинаться с сомнения во всем. Лишь рассмотрев два противоположных суждения, лишь путем столкновения двух противоположных взглядов можно обнаружить истину. Существует три ступени постижения истины. Первая ступень познания – это чувство, ощущение, вторая ступень – разум и высшая ступень познания – ум. Полная истина познается лишь при помощи интеллекта, который познает внутренние связи вещей. Философия Бруно в целом оптимистична. Мир гармоничен и совершенен, несовершенство и смерть присущи лишь единичным явлениям. Уничтожение кладет начало возникновению и наоборот. Источник этой связи противоположностей, их внутреннего родства – бесконечная субстанция, частицей которой является и человек. |