Главная страница
Навигация по странице:

  • Реферат на тему «Пантеизм в философии эпохи возрождения (Кузанский ,Браун)»

  • Реферат на тему: Пантеизм в эпоху возраждения. Философия. Пантеизм в философии эпохи возрождения (Кузанский,Браун)


    Скачать 80.39 Kb.
    НазваниеПантеизм в философии эпохи возрождения (Кузанский,Браун)
    АнкорРеферат на тему: Пантеизм в эпоху возраждения
    Дата10.06.2022
    Размер80.39 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия .docx
    ТипРеферат
    #584467



    МИНОБРНАУКИ РОССИИ

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего образования

    «МИРЭА - Российский технологический университет»

    РТУ МИРЭА




    Филиал РТУ МИРЭА в г. Фрязино

    Реферат на тему «Пантеизм в философии эпохи возрождения

    (Кузанский ,Браун)»
    по дисциплине «Философия»

    Выполнил студент группы ___ФКБО-01-20___

    (учебная группа)
    Принял Павлюченко А.В.


    Фрязино 2021

    Содержание:

    Введение

    Кузанский

    Браун

    Эпоха возрождения

    Крупнейшим мыслителем не только эпохи Ренессанса, но и вообще всей новой и новейшей европейской философии был Николай Кузанский (1401-1464).

    Наиболее широким и значительным в философской и религиозной мысли этого периода оставалось понятие "бога". Концепцию Бога у Кузанского следует рассматривать как пантеистическую. В своем произведении "Об ученом незнании" (или "Об умудренном неведении") он развивает идею отождествления Бога с его творениями. Христианская теология оконечивает Бога, у Кузанского он полностью бесконечное существо, абсолют. Отношение божественного абсолюта (единого) и бесконечного множества сотворенных вещей и явлений понимается им как отношение тождества. Утверждается принцип единства бесконечного и конечного. По его мнению, если отстранить Бога от его творения, то оно превратится в небытие, в ничто. Поэтому "бытие Бога в мире есть не что иное, как бытие мира в Боге". В первом случае вещи и явления – только символы Бога, а во втором – они достаточно стабильны и представляют интерес сами по себе.

    В вопросах богословия Николай Кузанский активно применяет математику и геометрию. Например, уподобляет Троицу треугольнику, имеющему три прямых угла и являющемуся благодаря этому бесконечным. Аналогичным образом сам Бог может быть сравним с бесконечным кругом. Утверждая огромную помощь математики в понимании разнообразных божественных истин, Николай Кузанский предвосхищал математическое естествознание. Будучи конечным, в качестве телесного существа, человек бесконечен в высших стремлениях своего духа к постижению божественного абсолюта. Хотя божественные пути в их точной и доскональной ясности и не доступны человеку, достижения его обширной учености лишают разум ограниченности. Бесконечное углубление познания делает способности человеческого ума важнее претензий на обладание некой неизменной, окончательной истиной.

    Характерная для Николая Кузанского тенденция сблизить Бога с миром, Творца с творением была в дальнейшем продолжена и углублена Джордано Бруно (1548-1600). Его философские идеи перекликаются с учением Кузанского. Но если у Кузанского еще сохраняется мистический пантеизм (мир, универсум погружен в Бога), то у Джордано Бруно пантеизм утверждается как окончательно натуралистический: "Бог есть бесконечное в бесконечном, он находится во всем повсюду, не вне и над, но в качестве наиприсутствующего". Природа для него – это Бог в вещах, причем природа обладает полной самостоятельностью, а Бог лишь синоним ее единства. Максимальное сближение Бога и Природы имело важнейшее следствие для натурфилософской доктрины Бруно – реабилитацию материи. Для Бруно материя есть не что иное, как "божественное бытие в вещах". Оно означает тесное объединение материи и формы, отрицание самостоятельности последней. Наиболее общий вывод, сформулированный им, сформулированный им в этом контексте следующий: материя есть то начало, которое все производит из собственного лона, являясь и источником форм. Натурализм Бруно становится здесь материализмом, хотя еще и не полным.

    Мир у него одушевлен (гилозоизм и панпсихизм), а душа – ближайшая формирующая причина, внутренняя сила, присущая всякой вещи. Начало универсума составляет некая единая субстанция, в которой совпадают телесное и духовное, материальное и формальное, возможность и действительность.

    Бруно первым подметил перспективность положений космологии Кузанского для астрономической системы Коперника и переосмыслил ее. Если центр универсума находится повсюду, а окружности у него, в сущности, нет нигде, то нет никакой необходимости вместе с Коперником объявлять центром универсума Солнце. Солнце не абсолютный, а только относительный центр универсума, именно нашего мира. Более того, наше Солнце не является единственным в универсуме. Следовательно, не только Земля – рядовая планета Солнечной системы, что вытекало уже из теории Коперника, но и само Солнце – лишь одна из бесчисленных звезд.

    На весь космос Бруно распространяет органистический принцип, сообразно с которым мировая душа проникает в каждое небесное тело, образуя их внутренний деятельный принцип, без которого была бы совершенно непонятна причина их движения. Другим не менее важным проявлением универсального космического органицизма является его убеждение не только в одушевленности, но и в населенности бесчисленных миров. Универсум поистине превращался во Вселенную. При этом он предполагал существование разных форм жизни, чувственной и разумной, отличных от тех, которые имеются на Земле.

    В гносеологии Бруно довольно низко оценивает возможности чувственного познания. Главный недостаток ощущения, по его мнению, состоит в том, что оно не видит бесконечности, ибо бесконечность не может быть объектом чувств. Далее идет рассудок, осмысливающий чувственную информацию, а за рассудком следует разум или интеллект и завершает все интуиция (ум).

    Как главная и наиболее ценная особенность природы человека утверждается способность познания и творчества, посредством которых человек начинает представать в образе зримого божества.

    Николай Кузанский

    Николай Кузанский (1401–1464) – философ эпохи Ренессанса. Собственное имя Кребс. Прозвище получил от местечка Куза, где был рожден. Священник, кардинал римской католической церкви. Серьезно занимался изучением математики, астрономии, медицины, географии. Его вклад в философию эпохи Возрождения весьма значителен.

    Одно из центральных мест в философии Кузанского занимает учение о Боге. В соответствии с философией этого периода Кузанский утверждает, что Бог играет решающую роль в становлении мира природы и мира человека. Однако он отходит от ортодоксальных схоластических идей и развивает идеи близкие к пантеизму. «Бытие Бога в мире есть не что иное, как бытие мира в Боге» – говорил Николай Кузанский. Философ деперсонализирует Бога, который теперь выступает как «абсолютный максимум». Наш мир же в этом случае является «ограниченным максимумом», потенциальной бесконечностью. Рассуждая в этом ключе Кузанский приходит к противоречию Бога. Бог являясь высшим существом, бесконечностью, «абсолютным максимумом» не страдает от конечных операций. Но Бог так же конечен и неделим, что являет собой «абсолютный минимум». Таким образом Бог представляет собой единство противоположностей. Эти размышления позволяют заключить:

    1) Бог пребывает во всем

    2) Бог есть единство причины и следствия, творящего и сотворенного

    3) Сущность видимых вещей и Бога совпадает

    Это свидетельствует о единстве мира и ослабляет творящие личностные функции Бога, отталкивает Кузанского от принципа креационизма. Таким образом, не расставаясь с теистическими взглядами, философ выдвигает идею мистического пантеизма, отождествляя творца с творением. В философии Кузанского Бог – это начало, середина и конец всех вещей.

    Развивая свое представление о человеке, Николай Кузанский пишет о том, что весь мир имеет «трехсложное» строение: «малый мир» – это сам человек; «большой мир» – универсум, вселенная; «максимальный мир» – Бог, божественный максимум. И далее мыслитель утверждает идею совпадения «малого мира» и «максимального мира», т.е. человека и Бога: «Человек есть Бог, только не абсолютно, раз он человек; он – человеческий Бог». В человеке, в свернутом виде, присутствует все. А в человечестве, также соединяющимся с божественным максимумом, все достигает своей высшей степени.

    Исходя из своих размышлений Кузанский утверждает бесконечность Вселенной и отрицает идею о Земле – центре Вселенной («Машина мира имеет, так сказать, свой центр повсюду, а свою окружность нигде, потому что Бог есть окружность и центр, так как он везде и нигде»). Впоследствии его идеи оказали большое влияние на Джордано Бруно.

    Природный мир, по мнению философа, являет собой живой организм, единство противоречий, существующий в постоянной динамике.

    По мимо рассуждений о Боге Кузанец задается вопросом о том, как протекает процесс познания, какие стадии он проходит, как обретает истину? Вещи в его философии выражают бесконечное содержание жизни, которое заключает в себе таинственность божественного бытия. Кузанский утверждает, что осознание трагического противоречия между конечным человеческим умом и бесконечностью мира, в которую он включен и к познанию которой стремится, – это и есть «ученое незнание». Так или иначе безграничный божественный ум рано или поздно превзойдет все частные утверждения и определения. Так как человек рассуждает путем уподоблений, то он не может в полной мере постичь истину вещей, т.к. она едина и неделима (как круг нельзя постичь не-кругом).

    «Правило ученого незнания» сформулированное Кузанским говорит о том, что нельзя прийти к бесконечности путем прогрессивных приращений. Для ее постижения необходим скачек к несоизмеримым величинам творения и Творца.

    Кузанский говорит об одном из важнейших свойств человека – ум.». Ум человека обладает разными способностями познания, главными из которых являются три: чувство, рассудок и разум. Разум – это способность к рациональному, логическому мышлению на основе чувственных ощущений. Он является высшей формой познавательной способности человека и по сути являет собой интуицию. Таким образом, разум – это способность человека познавать божественное, бесконечное, абсолютное и тем самым приближаться к Богу.

    Последовательно развивая учение о «совпадении противоположностей» в бесконечном, Кузанец рассматривает проблемы тождества «максимума» и «минимума» (онтология), абсолютного и относительного в познании («Ученое незнание»), «микрокосма» (человек) и «макрокосма» (мир). Рассмотрение этих и других проблем, содержание которых направлено против господствующего догматизма, делает Н. Кузанского одним из основателей новоевропейской диалектики /См. Антология мировой философии.

    Таким образом, Н. Кузанский дал новую трактовку бытия и познания, согласно которой:

    • не существует разницы между Богом и Его творением (то есть мир един, а Бог и окружающий мир, Вселенная – одно и то же);

    • «единое» (Бог) и «бесконечное» (Его творение) относятся между собой как минимум и максимум (противоположности), а поскольку Бог и Его творение совпадают, то совпадают минимум и максимум;

    • исходя из этого, Николаем Кузанским был выведен закон совпадения противоположностей: поскольку противоположности совпадают, то совпадают форма и материя (следовательно, сущность (эссенция) и существование (экзистенция) неразрывны и бытие едино);

    • едины идея и материя;

    • реально существует (поглощая все остальное) актуальная бесконечность;

    Вселенная бесконечна, не имеет начала, не имеет конца, не имеет центра, Земля не является центром Вселенной;

    • Вселенная – это чувственно изменчивый Бог, абсолютный и завершенный (мир, природа, все сущее заключено в Боге, а не Бог – в окружающем мире);

    • бесконечность сама по себе объединяет противоположности, что доказывается математически (вписанный в круг квадрат при бесконечном увеличении в нем углов станет кругом и т.д.);

    • бесконечность Вселенной, окружающего мира приводит к бесконечности познания;

    • невозможно достичь абсолютного (полного) знания, увеличение знаний приведет только к учености, но не истинному знанию («ученому незнанию» – термин Николая Кузанского).

    Таким образом, Николай Кузанский, будучи философом идеалистического направления и богословом, очень близко подошел к материалистическому объяснению окружающего мира (Вселенной) и подготовил почву для натурфилософских учений – Николая Коперника, Джордано Бруно, Галилео Галилея и др

    Браун

    Для мышления, идеологии и культуры эпохи Возрождения основная тенденция, характеризующая изменения – это переход от теоцентрического к антропоцентрическому восприятию мира. Этот процесс диалектический, противоречивый, сложный, осуществляющийся повсеместно, но в разных модификациях, вариантах, формах. Возрождение занимает ту отрасль истории, когда христианство уже не доминирует, и не имеет монопольного статуса. Эти изменения осуществляются, прежде всего, в религиозной отрасли; ни в философии, ни в искусстве или литературе сразу не уходит привычный образ мышления, который существовал столетиями. В борьбе с теократизмом Средневековья на первый план культуры эпохи Возрождения выходят гуманистические, антропоцентрические мотивы. Пренебрежение к земной сущности меняется признанием творческого потенциала человека, разума, стремления к счастью на земле.

    Осуществление человечного предусматривает освоение достижений культурного багажа прошлых лет, поэтому гуманизм эпохи Возрождения будит интерес к культурному наследию античности, к овладению многоликим богатством древней философии.

    Джордано Бруно был одним из известных деятелей философии эпохи Возрождения. Его жизнь и его смерть были примером философского и морального отношения к жизни и к миру.

    Джордано Бруно родился в Ноле в 1548 г. При крещении ему дали имя Филиппе; имя Джордано он получил в монастыре Сан-Доменико в Неаполе совсем молодым, а с 1572 г. стал священником.

    Еще в годы студенчества проявился его характер мятежника, и в 1567 г. против него был начат процесс, который остался незавершенным. В 1576 г. было возбуждено новое дело, не столько по подозрению в ереси, сколько из-за убийства одного из собратьев-монахов, который донес на него. Он был изгнан из монастыря. Бруно бежал в Рим, затем Ноли, Турин, Венеция, далее Швейцария, Франция, где и примкнул к свите французского короля.

    На протяжении всей его жизни, его сопровождали конфликты, ссоры, недопонимания, изгнания. Наверное, так о себе давал знать мятежный характер и итальянский темперамент. В Швейцарии сблизился с кальвинистами, но был изгнан позже, затем в Англии его обвинили в плагиате и использовании чужих лекций, которых так и не поняли англичане. После этого последовала бурная стычка с последователями Аристотеля уже во Франции. В 1589 году в Германии он вступил в лютеранскую общину, и вновь через год его изгнали

    Во Франкфурте он через книгопродавцев получил приглашение от знаменитого венецианца, Джованни Мочениго, желавшего изучить мнемотехнику, в которой Бруно знал толк. Он неосторожно принял приглашение и вернулся в Италию в 1591 г. Но Мочениго донес на Бруно в Священную канцелярию. Ученого арестовали, так начался процесс над Бруно, который завершился его осуждением и казнью 17 февраля 1600 года

    Факты о Дж.Браун:

    Джордано Бруно был человеком, сотканным из противоречий. Он страстно любил науку, пытался развенчать религиозные мифы, логически доказывал нелепость некоторых оберегаемых церковью догматов, и в то же время проявлял интерес к мистике и даже магии. Посмотрим, какие интересные факты из жизни Джордано Бруно известны сегодня историкам.

    1. Родился Джордано в небогатой семье военнослужащего в 1548 году. Поначалу он носил другое имя, но потом, приступив к освоению «карьеры» монаха, будущий астроном получил второе имя, под которым мы все теперь его знаем.

    2. По свидетельствам современников, Джордано Бруно обладал неуживчивым характером, проявлял решительность и твердость, до конца отстаивал свою точку зрения. Он имел довольно бурный темперамент.

    3. В отношении научных воззрений Бруно известно, что он принял гелиоцентрическую концепцию Коперника и постарался дать ей дальнейшее развитие. Ученый-монах полагал, что существует множество миров, что Вселенная полна звезд, подобных нашему Солнцу. Кроме того, некоторые светила могут дать жизнь окружающим их планетам. Согласно представлениям Бруно, Вселенная бесконечна. Разумеется, все эти представления шли вразрез с церковными догматами, которые в период Средневековья считались непреложной истиной.

    4. Нельзя однозначно утверждать, что Бруно был осужден инквизицией на мучительную смерть только из-за своей верности гелиоцентрической системе Коперника. Существует еще ряд моментов, возмущавших святых отцов гораздо больше. В частности, Бруно позволил себе высказываться об Иисусе Христе как о личности, не желавшей погибнуть от рук человеческих и боровшейся за жизнь до последнего. Монах-ученый подвергал сомнению возможность непорочного зачатия Девы Марии.

    5. В то время, когда Бруно уже был во власти инквизиторов, ему предъявляли множество странных обвинений, в том числе пытались вырвать признание в том, что Джордано задался целью создать новое вероучение – некую «египетскую религию».

    6. Множество своих философских и научных изысканий Бруно сделал, еще будучи в монашеском сане. Когда за ним стали следить «братья по вере», он оставил монастырь и отправился в странствия. На жизнь пришлось зарабатывать лекциями и уроками.

    7. Джордано Бруно обладал потрясающей памятью. Говорят, он помнил наизусть целые книжные тома. Еще одна область его интересов, лежавшая вне астрономических теорий, – это мнемоника (наука о развитии памяти). Собственно говоря, из-за нее он и погиб.

    8. Джордано Бруно пользовался уважением аристократов и царственных особ. Он жил при дворе французского короля Генриха III, сумел установить почти дружеские отношения с английской королевой Елизаветой.

    9. Однажды некий аристократ Мочениго, прослышавший об уникальной памяти Бруно, позвал его к себе, дабы узнать о методах, с помощью которых можно усовершенствовать свою память. Условия были выгодными, предложенная оплата – хорошей, и Бруно себе на беду согласился.

    10. Занятия с Мочениго поначалу шли отлично, но затем произошла ссора. Что именно случилось – точно никто уже не узнает, но итогом ее стал донос Мочениго на своего учителя. Знатный венецианец подробно описывал такие прегрешения преподавателя мнемоники, как сомнение в непорочности Богоматери и в том, что плоть Христова превращается в хлеб.

    11. По доносу Бруно взяли под арест. Долгих 8 лет продолжалось заключение. Инквизиторы старались сломить дух непокорного ученого, заставить его отречься от своих еретических воззрений. Однако Бруно остался верен себе до конца. Узнав свой приговор, он бросил мучителям: «Казнить не значит опровергнуть!».


    Пантеизм Бруно

    Идеи о Боге у Джордано Бруно очень своеобразны, здесь странным образом переплетаются христианство, египетские верования, идеи «о Боге, как о мировой материи», «Бог – всеобщий ум», «Бог – единство Вселенной и Природы», «Бог в вещах». По Бруно, следует восстановить культ природных богов Греции и религию, с помощью которой египтяне постигли божественные идеи, божественное Солнце, Единое неоплатоников.

    Способ постижения Бога Джордано Бруно можно назвать пантеистическим. Согласно такому подходу, вся природа сакральна. Представление о Боге можно получить, созерцая природу, поскольку Бог присутствует во всем, что нас окружает. Он находится во всем, что воспринимается нами, и во всем, что лежит за гранью нашего восприятия.

    Волю Бога, по мнению Бруно, необходимо искать в «неодолимом и нерушимом законе природы, в благочестии души, хорошо усвоившей этот закон, в сиянии солнца, в красоте вещей, происходящих из лона нашей матери-природы, в ее истинном образе, выраженном телесно в бесчисленных живых существах, которые сияют на безграничном своде единого неба, живут, чувствуют, постигают и восхваляют величайшее единство…».

    Таким образом, объектом философии Ноланца, как называет себя Бруно, становится созерцание единства природы. Бруно считал, что если религия опирается только на догматы, то это убивает разум, не приносит человеку ожидаемого покоя. Исполненный надежды на будущее, он видел впереди возможность появления некоторой философской религии, которая бы заменила все культы и объединила человечество.

    «Вот, значит, никогда не обоготворялись сами по себе крокодилы, петухи, лук, репа, но боги и божество в крокодилах, петухах и прочем; божество, которое с течением времени, от места к месту, постепенно, то тут то там, проявлялось, проявляется и будет проявляться в различных предметах, хотя бы они и были смертны: египтяне смотрели на божество, как на близкое и дружественное им, а не как на высшее, заключённое в себе самом, не пребывающее в сотворённых вещах. Смотри же, как простое божество, которое находится во всех вещах, плодоносная природа, мать хранительница вселенной сообразно различным своим проявлениям отображается в различных предметах и принимает различные имена. Смотри, как к ней единой, различным образом должно восходить, приобщаясь к различным дарам: иначе напрасно будешь черпать воду сетями и ловить рыбу лопатой.

    Для всего этого, конечно, необходимы та мудрость и суждение, то искусство, деятельность и пользование духовным светом, каковые духовное солнце открывает миру в иные времена больше, в иные – меньше. Вот этот обряд и называется Магией, и поскольку занимается сверхъестественными началами, она – божественна, а поскольку наблюдением природы, доискиваясь до её тайн, она – естественна, срединной и математической называется, поскольку исследует силы и способности души… »

    «Ты не знаешь, о Асклепий, что, как Египет — образ неба… так наша земля — мировой храм. Но, увы, наступит время, когда станет ясно, что Египет тщетно старался быть ревнивым хранителем божественного. <...> О Египет, Египет, от твоих религий останутся только легенды. <...>

    Так Джордано Бруно отзывается о католицизме и предлагает свое видение религии. Бруно говорит о жизни души и о вселенском разуме, который есть Бог, или Божественное. «Божественное полностью необъяснимо в физическом плане, лишь в бесконечном, и только в нем оно проявляется в собственной универсальности, в соответствии с бесчисленными видами и согласно расположению бесконечного, везде начало сходится с концом, а центр со всех сторон связан с бесконечным. То, что идет от вечного, божественного, согласно всякому бытию, как распространение бесконечной доброты, есть результат божественного всемогущества».

    «Магия, в той мере, в какой она обращается к сверхъестественному, является божественной; а в той, в какой она обращена к созерцанию природы и к раскрытию ее секретов, она природная; и она выступает математической посредницей в том, что касается рассуждений и действий души на границе телесного и духовного, духовного и интеллектуального».

    У Бруно Бог становится имманентным, а жизнь космоса — божественной жизнью или бесконечным ее распространением. Поэтому становится понятным, как совпадают понятия Бога и природы, формы и материи, действия и силы, так, что Бруно смог написать: «Отчего становится нетрудно принять в конце концов, что все, в соответствии с субстанцией, едино, что, может быть, и имел в виду Парменид, вульгарно трактуемый Аристотелем».
    Эпоха возраждения или ренесанса
    Одной из самых ярких эпох в развитии европейской культуры стала эпоха Возрождения, или Ренессанс (от фр. renaitre - возрождаться).

    Эта эпоха охватывает охватывающая почти три столетия с середины XIV в. до первых десятилетий XVII в. Эпоха Возрождения была связана, прежде всего, с процессом секуляризации (освобождения от религии и церковных институтов), происходившим во всех областях культурной и общественной жизни.

    Для Ренессанса характерен взгляд на природу как на разумное, одушевленное целое, подчиняющееся законам. Доминирующей и наиболее теоретически организованной частью натурфилософии эпохи Возрождения являлся пантеизм.

    Пантеизм – от греч. theos, что означает Бог – мировоззрение своеобразного компромисса между еще влиятельной религией и нарождавшейся точной наукой в лице естествознания. В общих чертах это учение о совпадении Бога и природы, получившее истоки еще в трудах Ксенофана и стоиков. Пантеизм оказался золотой серединой между теологией (Все в Боге) и собственно натурфилософией (Бог во всем).

    В эпоху Возрождения, не остается без внимания, особенно в XVI в., природа. Понимание природы имеет новую специфику: христианский Бог здесь утрачивает свой трансцендентный потусторонний характер, он как бы сливается с природой. Такая натурфилософия есть пантеизм. Это религиозное и философское учение, отождествляющее Бога и мировое целое. В эпоху Возрождения были сделаны выдающиеся научные открытие в области географии (открытие и изучение новых территорий), астрономии (Н. Коперник, Г. Галилей), анатомии (А. Везалий).

    Термин «пантеист», от которого впоследствии произошло слово «пантеизм», впервые применил ирландский философ Джон Толанд в произведении «Социнианство в подлинном изложении пантеиста» («Socinianism Truly Stated, by a pantheist», 1705). Он пояснил свои воззрения в письме к Лейбницу 1710, в котором ссылался на «пантеистическое мнение тех, кто не верит в другое вечное существование, кроме Вселенной». Однако ранее во всемирной истории многие писатели, школы философии и религиозные течения выражали схожие пантеистические идеи.

    Основа взгляда на природу как на разумное, одушевленное целое, подчиняющееся законам.

    Основа этого – пантеизм: мистический и натуралистический..

    Натуралистический – одухотворение природы, наделение ее божественными свойствами, растворение бога в природе. Нет бога над миром, а материя есть бог, живое и активное начало. Стихийная диалектика, изменчивость земли. Человек есть часть природы, его любовь к познанию бесконечного и сила разума возвышают его над миром.

    Мистический – растворение природы в боге. Бог стоит выше противоположностей, которыми ограниченный рассудок наделяет природу, в боге совпадают все противоположности – абсолютный минимум и абсолютный максимум, единичное и множественное и т.д.

    Наиболее выдающимся натурфилософом эпохи Возрождения, разделявшим позиции пантеизма, является итальянский мыслитель Джордано Бруно (1548–1600). Он рассматривал окружающий мир как единый. Вселенная, согласно Дж. Бруно, единая, бесконечная и неподвижная. Разумеется, что в ней происходят постоянные изменения и движения, однако в целом она не двигается, так как наполняет все вокруг нас. Вселенная представляет собой совпадение Бога и природы, материи и формы, единства и множественности. Во духовная и телесная субстанции имеют одно бытие, один корень. Материю он рассматривал как то начало, которое производит формы из самого себя. Тем самым отвергалась идея творения. Материя представлялась ему состоящей из атомов. В своих работах он развивал учение о монадах. Вся Вселенная, согласно Дж. Бруно, одушевлена. Ей присуще внутреннее жизненное начало, которое он называл «мировой душой». Признавая природу одушевленной, он занимал позиции гилозоизма.

    В своем космологическом учении Дж. Бруно опирался на гелиоцентрическую теорию Н. Коперника. Он утверждал, что Вселенная бесконечна, что она одна вокруг нас и в ней присутствует бесчисленное количество миров. Тем самым он отвергал наличие внешнего Бога, сотворившего якобы мир.

    Следуя пантеизму, Дж. Бруно отождествлял Бога с природой и, более того, отождествлял Бога-природу с материей. Природа – это материя.

    Таким образом, Бог в философии Дж. Бруно представляет другое обозначение окружающего нас мира. С пантеизмом у Дж. Бруно согласуется теория панпсихизма, в соответствии с которой духовная субстанция определяет все многообразие проявления вещей. Духовная субстанция представляет собой активное созидательное начало.

    В своей теории познания ДжБруно отвергал учение о двух истинах, то есть истинах богословия и истинах философии. Он полагал,что существует только одна истина , достигаемая философией. Дж. Бруно критически относился к традиционной религии считая, что она отрицательно влияет на жизнь людей, подменяя разум слепой верой. В будущем эта религия, согласно Дж. Бруно, будет заменена так называемой «религией разума». «Религия разума» – это совокупность философских воззрений и нравственных норм, свободных от суеверий и надуманных культов. За свои взгляды Дж. Бруно подвергался преследованиям со стороны религиозных властей. Он был обвинен в ереси, а в 1600 г. суд инквизиции приговорил его к сожжению на костре.

    Еще одним из характерных представителей ренессансной философии был Николай Кузанский (1401-1464).

    Исследования его учения позволяет особенно ясно увидеть различия между древнегреческой и возрожденческой трактовками бытия.

    Николай Кузанский, как и большинство философов его времени, ориентировался на традицию неоплатонизма. Однако при этом он переосмыслил учение неоплатоников, начиная с центрального для них понятия единого. У Платона и неоплатоников, как мы знаем, единое характеризуется через противоположность «иному» и не единому. Эта характеристика восходит к пифагорейцам и элеатам, противопоставлявшим единое многому, предел - беспредельному. Кузанец, разделяющий принципы христианского монизма, отвергает античный дуализм и заявляет, что «единому ничто не противоположно». А отсюда он делает характерный вывод: «единое есть все»формула, звучащая пантеистического и прямо предваряющая пантеизм Джордано Бруно.

    В то же время в отличие от господствующих религий – христианства, иудаизма, ислама – с определяющим для них теистическим пониманием Бога как личности, абсолютно возвышающейся над природой и человеком, пантеизм развивал учение о безличном мировом духе, скрытом в самой природе. Философы опирались на неоплатоническое учение об эманации (происхождении Универсума (Вселенной) посредством истечения его из запредельного первоначала, Единого Божества) и развивали идеи вечного вневременного «порождения» природы безличным богом.

    Также вклад в распространение пантеизма своими теориями внесли Иоанн Скот Эреугина и Мейстир Экхарт (религиозный пантеизм), Бенедикт Спиноза (труд «Этика»), Джон Толанд (автор термина «Пантеизм», труды «Социнианство в подлинном изложении пантеиста» и «Пантеистекон, или способ празднования общества Сократа» ), Мозис Мендельсон («Немецкий Сократ»).

    Философия пантеизма пережила даже саму эпоху Возрождения, будоража просвещенные умы и в 19 веке, став своеобразной альтернативой традиционной религии. Из-за угрозы распространения пантеистических взглядов 8 декабря 1864 года Папа Пий 9 в «Sylabus Errorum» назвал пантеизм «важнейшим заблуждением нашего времени». Ватикан продолжает выступления против пантеизма и сейчас (папская энциклике от 2009 года и послание от 1 января 2010 года).

    Главная проблема, занимавшая пантеистов – соотношение Бога и природы, ответ на вопрос, что же есть Бог и что есть человек. Века назад натурфилософы старались все чудесное объявить естественным, природным, потенциально познаваемым, лишить ауры сверхъестественного. В помощь развивающимся точным и естественным наукам добавились мистические, помогающие объяснить вечную связь человека и окружающей Вселенной. Например, из астрономии возникла астрология, предсказаниям и прогнозам которой верят многие из современных людей.


    написать администратору сайта