Навечерия пасхи. Пасха. Светлое христово воскресение навечерие пасхи в святую ночь
Скачать 85.23 Kb.
|
61. МОЛИТВА НАД ДАРАМИ Молим Тебя, Господи, прими прошения народа Твоего, приносимые вместе с дарами. † Пусть эта жертва, начавшаяся в Пасхальной Тайне, * поможет нам достичь жизни вечной. Через Христа, Господа нашего. 1 ПАСХАЛЬНАЯ ПРЕФАЦИЯ С. Господь с вами. Н. И со духом твоим. С. Вознесём сердца. Н. Возносим ко Господу. С. Возблагодарим Господа Бога нашего. Н. Достойно это и праведно. Воистину достойно и праведно, должно и спасительно Тебя, Господи, исповедовать во все времена, но особенно — восхвалять Тебя в эту ночь, когда заклан за нас Христос, Пасха наша. Ибо Он есть истинный Агнец, Который изгладил грехи мира. Своей смертью Он разрушил нашу смерть и воскресением восстановил нашу жизнь. Поэтому, когда мир наполняется пасхальной радостью, ликует вся земля; и небесные силы, и ангельские воинства песнь славы Твоей воспевают, непрестанно взывая: Свят, Свят, Свят Господь Бог Саваоф. Полны небеса и земля славы Твоей. Осанна в вышних. Благословен Грядущий во имя Господне. Осанна в вышних. 2 ЕВХАРИСТИЧЕСКАЯ МОЛИТВА 100. Священник простирает руки, говорит: П. Воистину Свят Ты, Господи, Источник всякой святости. ■ В некоторых случаях следует воспоминание тайны дня: Поэтому мы стоим перед Тобою И в общении со всею Церковью празднуем святую ночь воскресения Господа нашего Иисуса Христа во плоти. Ради Него просим Тебя, всемогущий боже: 101. Священник соединяет руки, и держа их простёртыми над дарами, произносит: [Воистину Свят Ты, Господи, источник всякой святости.] (Поэтому просим тебя) u ВС. Освяти эти дары излиянием Духа Твоего, сложив руки, осеняет затем одним крестным знамением одновременно хлеб и чашу, со словами: чтобы они стали для нас Телом ✠ и Кровью Господа нашего Иисуса Христа. Соединяет руки. 102. В нижеследующем тексте установительные слова Господа следует произносить отчётливо и ясно, как требует того сама сущность этих слов. Он, добровольно предавая Себя на страдания, Священник берёт хлеб и, держа его немного приподнятым над алтарём, продолжает: взял хлеб и, Тебе вознося благодарение, преломил и подал его ученикам Своим, говоря: немного преклоняется ПРИМИТЕ И ВКУСИТЕ ОТ НЕГО ВСЕ, ИБО ЭТО ЕСТЬ ТЕЛО МОЁ, КОТОРОЕ ЗА ВАС БУДЕТ ПРЕДАНО. Показывает освящённую Гостию народу и, положив её на патену, поклоняется ей, приклонив колено. 103.Затем священник продолжает: Подобным образом после вечери, Берёт чашу и, держа её немного приподнятой над алтарём, продолжает: взяв чашу И вновь вознося Тебе благодарение, Он подал её ученикам Своим, говоря: немного преклоняется ПРИМИТЕ И ПЕЙТЕ ИЗ НЕЁ ВСЕ, ИБО ЭТО ЕСТЬ ЧАША КРОВИ МОЕЙ НОВОГО И ВЕЧНОГО ЗАВЕТА, КОТОРАЯ ЗА ВАС И ЗА МНОГИХ ПРОЛЬЁТСЯ ВО ОТПУЩЕНИЕ ГРЕХОВ. ЭТО СОВЕРШАЙТЕ В ПАМЯТЬ ОБО МНЕ. Показывает чашу народу и, поставив её на корпорал, поклоняется ей, преклонив колено. 104. Затем священник произносит: П. ■ Велика тайна веры. Народ продолжает возглашая: Н. Смерть Твою возвещаем, Господи, и воскресение Твоё исповедуем, ожидая пришествия Твоего. Либо: П. Велика тайна веры. Н. Всякий раз, когда мы вкушаем этот Хлеб и пьём из этой Чаши, мы возвещаем смерть Твою, Господи, ожидая пришествия Твоего. Либо: П. Поклонимся тайне веры. Н. Спаси нас, Спаситель мира, искупивший нас крестом и воскресением Своим. Либо: П. Тайна веры. H. Христос умер, Христос воскрес, Христос придёт вновь. Если возглас и ответ народа не поются, священник может выбрать любой вариант возгласа и ответа. 105. Затем священник с простёртыми руками произносит: u ВС. Итак, вспоминая смерть и воскресение Его, Тебе, Господи, приносим Хлеб жизни и Чашу спасения и благодарим Тебя, ибо Ты удостоил нас стоять пред Тобою и служить Тебе. Смиренно молим, чтобы, причащаясь Тела и Крови Христа, мы были собраны Святым Духом воедино. 1С. Помни, Господи, о Церкви Твоей, распространённой по всей земле, сделай её совершённой в любви вместе с Папой нашим N, епископом нашим N1 и всем духовенством. Помни, Господи, о тех, Кого ты возродил водою и Святым Духом, Даровав им отпущение всех грехов. 2С. Помни также братьев и сестёр наших, усопших в надежде воскресения, и всех почивших в Твоём милосердии, и прими их в свет лине Твоего. ЗС. Всех нас помилуй и удостой нас участия в вечной жизни вместе с Пресвятой Богородицей Девой Марией, со святыми апостолами, (со святым N) и всеми святыми, от века Тебе угодившими, чтобы с ними восхвалять и прославлять Тебя соединяет руки через Сына Твоего, Иисуса Христа. 106. Священник берёт патену с Гостией и чашу и, поднимая их, произносит: ВС. Через Христа, со Христом и во Христе Тебе, Богу Отцу всемогущему, в единстве Духа Святого всякая честь и слава во веки веков. Народ возглашает: Аминь. ОБРЯД ПРИЧАЩЕНИЯ 124. Поставив на алтарь патену и чашу, священник, со сложенными руками, произносит: Мы называем себя детьми Божиими и воистину ими являемся, поэтому дерзаем взывать u Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твоё, да придёт Царствие Твоё, да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. 125. Священник, с простертыми руками, один продолжает: Избавь нас, Господи, от всякого зла, даруй милостиво мир во дни наши, чтобы силою милосердия Твоего мы были всегда свободны от греха и ограждены от всякого смятения, ожидая исполнения блаженного упования и пришествия Спасителя нашего Иисуса Христа. Соединяет руки. Народ завершает молитву, возглашая: Ибо Твоё есть царство, и сила, и слава вовеки. 126. Затем священник, простирая руки, в полный голос произносит: Господи Иисусе Христе, в день Своего воскресения Ты приветствовал учеников Своих словами «Мир вам!». u Не взирай на наши грехи, но на веру Церкви Твоей и по воле Твоей благоволи умирить и объединить её. Соединяет руки. Ты, живущий и царствующий во веки веков. Народ отвечает: Аминь. 127. Священник, обратившись к народу, простирая, а затем сложив руки, произносит: Мир Господа нашего да будет всегда с вами. Народ отвечает: И со духом твоим. 128. Затем диакон или священник, если уместно, добавляет: Приветствуйте друг друга с миром и любовью. И все приветствуют друг друга в знак мира, общения и любви в соответствии с местными обычаями; Священник приветствует дьякона или служителя. 129. Затем священник берёт Гостию, преломляет её над патеной и опускает её частицу в чашу, тихо произнося: Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, соединённые в этой Чаше, да помогут нам, принимающим их, достичь жизни вечной. 130. В это время поётся или произносится: Агнец божий, берущий на Себя грехи мира, - помилуй нас. Агнец божий, берущий на Себя грехи мира, - помилуй нас. Агнец божий, берущий на Себя грехи мира, - даруй нам мир. Если преломление хлеба продолжается дольше, первое воззвание можно повторять многократно; Последний раз всегда произносится «Даруй нам мир». 131. Затем священник co сложенными руками тихо говорил: Господи Иисусе Христе, Сын Бога живого, по воле Отца при содействии Святого Духа смертью Своею оживотворивший мир, Священным Телом и Кровью Своею избавь меня от всех беззаконий моих и всякого зла, помоги всегда блюсти заповеди Твой и никогда не дай мне отпасть от Тебя. Либо: Причащение Тела и Крови Твоей, Господи Иисусе Христе, да не будет мне в суд и осуждение, но по милосердию Твоему да послужит мне во ограждение и исцеление души и тела. 132. Священник совершает коленопреклонение, берёт Гостию и, держа её немного приподнятой над патеной или чашей, обратившись к народу, в полный голос говорит: Вот Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира. Блаженны званные на вечерю Агнца. И вместе с народом продолжает: Господи, я недостоин. чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и исцелится душа моя. 133. Повернувшись к алтарю, священник тихо говорит: Тело Христово да сохранит меня в жизни вечную. И благоговейно причащается Тела Христова. Затем берёт чашу и тихо говорит: Кровь Христова да сохранит меня в жизнь вечную. И благоговейно причащается Крови Христовой 134. Затем священник берёт патену или киворий, подходит к причастникам и, немного приподнимая Гостию, показывает её каждому говоря: Тело Христово. Причастник отвечает: Аминь. И причащается. Подобным образом поступает и диакон, если он причащает. 135. Если совершается причащение под двумя видами, оно осуществляется в соответствии с обрядом, описанным в соответствующем месте. 136. Когда священник причащается Тела Христова, начинается песнопение на Причащение (Cantus ad Communionem). 66. ПРИЧАСТНЫЙ АНТИФОН Ср. 1 Кор 5, 7-8 Пасха наша, Христос, заклан за нас. * Посему станем праздновать с опресноками истины и чистоты. * Аллилуйя. 137. После Причащения народа священник, или диакон, или аколит очищает патену над чашей и саму чашу. Совершая пурификацию, священник произносит тихо: То, что вкусили мы устами, Господи, да примем чистою душою, и от временного дара да будет нам врачевание вечное. 138. Затем священник может вернуться к предстоятельскому месту. Если уместно, следует посвятить некоторое время молитвенному молчанию, либо петь Псалом или хвалебное песнопение, либо гимн. 139. После этого, стоя у алтаря или у предстоятельского места, священник, обратившись к народу со сложенными руками, произносит: Помолимся. И все вместе со священником молятся некоторое время в молчании, если молитвенное молчание не соблюдалось непосредственно перед этим. Затем священник, простирая руки, произносит Молитву после Причащения (Oratio post Communionem). По окончании её народ возглашает. Аминь. 67. МОЛИТВА ПОСЛЕ ПРИЧАЩЕНИЯ Господи, наполни нас духом Твоей любви, † чтобы, укреплённые Пасхальными Таинствами, * мы по благодати Твоей стали едины сердцем и душою. Через Христа, Господа нашего. 68. ТОРЖЕСТВЕННОЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ В это Пасхальное торжество да благословит вас Всемогущий Бог и милостиво сохранит вас от всякого греха. — Аминь. Бог, Который Воскресением Своего Сына возродил вас к жизни вечной, да исполнит вас дарами бессмертия. — Аминь. Спаситель наш, после дней Своих Страстей приведший нас к Пасхальной радости, да удостоит вас участия в торжестве вечной Пасхи. — Аминь. Да благословит вас всемогущий Бог, Отец, и Сын, + и Дух Святой. — Аминь. Может также использоваться заключительное благословение из чина крещения взрослых или детей, в соответствии с обстоятельствами. 69. На отпуст диакон или, при его отсутствии, сам священник поёт или говорит: Идите в мире Христовом. Аллилуйя, аллилуйя. Все: Благодарение Богу. Аллилуйя, аллилуйя. Эта форма используется в течение всей Октавы Пасхи. 70. Пасхал зажигается на всех торжественных богослужениях этого времени. |