Главная страница

Навечерия пасхи. Пасха. Светлое христово воскресение навечерие пасхи в святую ночь


Скачать 85.23 Kb.
НазваниеПасха. Светлое христово воскресение навечерие пасхи в святую ночь
Дата26.02.2023
Размер85.23 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаНавечерия пасхи.docx
ТипДокументы
#955355
страница2 из 3
1   2   3
Часть третья

ЛИТУРГИЯ КРЕЩЕНИЯ
37. После проповеди следует литургия крещения. Священник со служителями следует к крещальной купели, если она установлена на виду у верных, в противном случае в пресвитерии устанавливается сосуд с водой.
38. Перед собранием церкви призывают предстать катехуменов, если они есть, которых представляют восприемники. Или, если есть дети — родители и восприемнки.
39. Теперь начинается процессия в баптистерий или к купели, если она совершается. Впереди идёт служитель с пасхалом, за ним следуют крещаемые с восприемниками, затем служители, диакон и священник. Во время процессии поют Литанию, № 43. По завершении Литании священник произносит увещание, № 40.

40. Если же литургия крещения совершается в пресвитерии, священник сразу произносит увещание этими или подобными словами:

Возлюбленные,

поддержим единодушно надежду брата нашего

своими молитвами.

И да поможет всемогущий Отец Своею милостью

тем, кто приближается к источнику возрождения.

41. Затем двое певчих поют литанию. Все стоя (поскольку наступило Пасхальное время) отвечают.

При длинной процессии к баптистерию литания поётся во время процессии. В этом случае крещаемые призываются перед началом процессии, затем следует процессия, во главе которой несут пасхал, далее идут катехумены и их восприемники, затем — священник и служители. Увещание священник произносит перед благословением воды.
42. Если нет крещаемых и не благословляется купель, то опускается литания и сразу благословляется вода, № 54.
43. К литании можно добавить имена некоторых святых, прежде всего, покровителей храма, покровителей места и крещаемых.
Kyrie, eleison — Kyrie, eleison.

Christe, eleison — Christe, eleison.

Kyrie, eleison — Kyrie, eleison.

(Или:

Господи, помилуй — Господи, помилуй.

Христе, помилуй — Христе, помилуй.

Господи, помилуй — Господи, помилуй.)
Святая Мария, Матерь Божия — молись о нас.

Святой Михаил — молись о нас.

Святые ангелы Божии — молитесь о нас.

Святой Иоанн Креститель — молись о нас.

Святой Иосиф — молись о нас.

Святые Пётр и Павел — молитесь о нас.

Святой Андрей — молись о нас.

Святой Иоанн — молись о нас.

Святая Мария Магдалина — молись о нас.

Святой Стефан — молись о нас.

Святой Игнатий Антиохийский — молись о нас.

Святой Лаврентий — молись о нас.

Святой Климент Римский — молись о нас.

Святой Георгий — молись о нас.

Святой Адальберт — молись о нас.

Святые Борис и Глеб — молитесь о нас.

Святые Перпетуя и Фелицитата — молитесь о нас.

Святая Агния — молись о нас.

Святой Григорий — молись о нас.

Святой Августин — молись о нас.

Святой Афанасий — молись о нас.

Святой Николай Мирликийский — молись о нас.

Святой Василий — молись о нас.

Святой Мартин Турский — молись о нас.

Святые Кирилл и Мефодий — молитесь о нас.

Святой Бенедикт — молись о нас.

Святые Антоний и Феодосий Печерские — молитесь о нас.

Святые Франциск и Доминик — молитесь о нас.

Святой Франциск Ксаверий — молись о нас.

Святой Иоанн Мария Вианней — молись о нас.

Святая Екатерина Сиенская — молись о нас.

Святая Тереза Иисусова — молись о нас.

Святой Владимир — молись о нас.

Святая Ольга — молись о нас.

Все святые Божии — молитесь о нас.

Будь милостив — избавь нас, Господи.

От всякого зла — избавь нас, Господи.

От всякого греха — избавь нас, Господи.

От вечной смерти — избавь нас, Господи.

Ради Воплощения Твоего — избавь нас, Господи.

Ради Твоей смерти и воскресения Твоего — избавь нас, Господи.

Ради излияния Духа Святого — избавь нас, Господи.

Мы, грешники, молим Тебя — услышь нас.

Если есть крещаемые:

Чтобы Ты удостоил этого избранного возрождения благодатью крещения, молим Тебя — услышь нас.
Если есть крещаемые, священник с простёртыми руками произносит следующую молитву:

Всемогущий, вечный Боже,

яви Своё присутствие в таинстве Твоей любви

и для возрождения новых людей в крещальной купели

ниспошли Духа усыновления, *

чтобы через наше смиренное служение

совершилось действие Твоей силы.

Через Христа, Господа нашего.

Аминь.

БЛАГОСЛОВЕНИЕ КРЕЩАЛЬНОЙ ВОДЫ

44. Священник благословляет крещальную воду, произнося с простёртыми руками следующую молитву:

Боже, Своею невидимою силою

Ты творишь чудесные дела через знаки Таинств.

Ты многими образами в истории спасения

подготовил водную стихию,

чтобы через неё являлась благодать Крещения.

Боже, Твой Дух в начале носился над водами,

чтобы уже тогда они вобрали в себя силу освящения.

Боже, Ты показал образ возрождения в водах потопа

и явил в нём начаток Таинства,

чтобы водами положить конец пороку

и начало добродетелям.

Боже, Ты сподобил сынов Авраамовых

перейти Красное море сухими стопами,

чтобы народ, избавившийся от рабства фараона,

стал прообразом народа крещёного.

Боже, Твой Сын в водах Иорданских от Иоанна крестился,

был помазан Духом Святым

и, взойдя на крест, источил из раны в боку кровь и воду,

а по Воскресении заповедал ученикам Своим:

«Идите, научите все народы,

крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!»

Обрати взор Твой на Церковь Твою

и на тех, кого Ты удостаиваешь крещальных вод.

Да примет эта вода Духом Твоим Святым

благодать Единородного Твоего Сына,

чтобы человек, созданный по образу Твоему,

в Таинстве Крещения омытый от всякой скверны греха,

удостоился нового рождения

от воды и Духа Святого.
Погружая, если уместно, пасхал один или три раза в воду, продолжает:

Молим Тебя, Господи:

да снизойдёт на эти воды

через Сына Твоего

сила Духа Святого,

и, держа пасхал в воде, продолжает:

чтобы все, через Крещение погребённые со Христом в смерть,

с Ним же в жизнь совоскресли.

Он живёт и царствует с Тобою

в единстве Святого Духа,

Бог во веки веков.

Аминь.
45. Вынимает пасхал из воды, народ возглашает:

Благословите, источники, Господа;

пойте и превозносите Его во веки.
48. После благословения крещальной воды и ответа народа, священник, стоя, призывает взрослых, а также родителей или восприемников детей к отречению от зла, как определено в соответствующих обрядах Требника.

Если помазание взрослых елеем катехуменов не было сделано ранее, во время обрядов непосредственного приготовления, то оно совершается теперь.
49. Затем священник спрашивает каждого взрослого о вере, а если есть дети, также просит тройного исповедания веры от всех родителей и восприемников вместе, как это указано в соответствующих обрядах.
ОТРЕЧЕНИЕ ОТ ЗЛА

217. После освящения воды предстоятель обращается ко всем избранным:

Предстоятель: Отрекаешься ли ты от греха, чтобы жить в свободе детей Божиих?

Избранные: Отрекаюсь

Предстоятель: Отрекаешься ли ты от соблазнов неправедной жизни, чтобы грех не господствовал над вами?

Избранные: Отрекаюсь.

Предстоятель: Отрекаешься ли ты от сатаны, виновника и князя греха?

Избранные: Отрекаюсь.


Если кандидатов не очень много, предстоятель может вначале просить восприемников назвать их имена, а затем обратиться к каждому из них в отдельности, используя один из приведенных выше вариантов.

Конференции епископов могут вносить изменения в эти формулы, особенно при необходимости отречения кандидатов от нехристианских культов, поклонения духам и использования магии (ср. п. 80).
ПОМАЗАНИЕ ЕЛЕЕМ КАТЕХУМЕНОВ

218. По решению Конференции Католических епископов Российской Федерации, этот обряд опускается.
ИСПОВЕДАНИЕ ВЕРЫ

218. Затем предстоятель, спросив восприемников об имени каждого крещаемого, задаёт вопросы кандидатам:

Предстоятель: N, веруешь ли ты в Бога, Отца Всемогущего, Творца нёба и земли?

Избранный: Верую.

Предстоятель: Веруешь ли ты в Иисуса Христа, Единственного Его Сына, Господа нашего, рождённого Девой Марией, страдавшего и погребённого, воскресшего из мёртвых и восседающего одесную Отца?

Избранный: Верую.

Предстоятель: Веруешь ли ты в Святого Духа, святую Вселенскую Церковь, общение святых, прощение грехов, воскресение тела и жизнь вечную?

Избранный: Верую.

После исповедания веры совершается обряд крещения через погружение либо через возлияние воды.

Если крещаемых слишком много, исповедание веры произносят все одновременно, либо по группам.
ОБРЯД КРЕЩЕНИЯ

221. Если крещение совершается через возлияние, предстоятель зачерпывает из купели крещальную воду и, троекратно возливая ее на голову крещаемого, крестит его во имя Пресвятой Троицы:

N, Я КРЕЩУ ТЕБЯ ВО ИМЯ ОТЦА,

возливает воду в первый раз,

И СЫНА,

возливает воду вторично,

И СВЯТОГО ДУХА.

возливает воду в третий раз.

Восприемник возлагает правую руку на правое плечо крещаемого.

После крещения каждого кандидата верующие могут произнести или спеть короткое возглашение (см. п. 390).

222. Если крещаемых очень много, а в обряде принимают участие другие священники или диаконы, каждый из них может крестить нескольких человек, 
ПОЯСНИТЕЛЬНЫЕ ОБРЯДЫ

223. Пояснительные обряды (п. 224-226) следуют сразу посла крещения. После них обычно совершается миропомазание (п. 227-231), при атом помазание после крещения (п. 224) опускается.
ПОМАЗАНИЕ СВЯТЫМ МИРОМ ПОСЛЕ КРЕЩЕНИЯ

[224]. Если по какой-то особой причине непосредственно после крещения не совершается таинство миропомазания, то после погружения 0 воду ИЛИ возлияния воды предстоятель в соответствии с принятым способом совершает помазание миром, произнося следующие слова сразу для всех новокрещеных:

Бог Всемогущий, Отец Господа нашего Иисуса Христа, возродивший тебя водою и Святым Духом и даровавший тебе отпущение всех грехов, — Он Сам помазывает тебя елеем спасения, чтобы, сопричтённый к святому Его народу, ты пребывал в единении со Христом — Священником, Пророком и Царём — ради жизни вечной.

Новокрещеный: Аминь.

Предстоятель молча помазывает святым миром темя каждого новокрещеного.

Если их много, а в обряде принимают участие другие священники, каждый из них тоже может совершить помазание нескольких новокрещеных.
ОБЛАЧЕНИЕ В БЕЛУЮ ОДЕЖДУ

225. Предстоятель говорит:

N, ты стал новым творением и облеклись во Христе. Прими белую одежду и сохраните её незапятнанной, вплоть до суда Господа нашего Иисуса Христа, чтобы обрести жизнь вечную.

Новокрещеный: Аминь.

При словах «Примите белую одежду» восприемники надевают на новокрещеных белую одежду. Одежда может быть и другого цвета, если это рекомендуется исходя из местных обычаев. В

С учетом обстоятельств этот обряд может быть опущен
ВРУЧЕНИЕ ЗАЖЖЕННОЙ СВЕЧИ

226. Затем предстоятель, взяв в руки пасхал или прикоснувшись к нему, говорит:

Восприемники, подойдите, чтобы передать свет новокрещёным.

Восприемники подходят и, зажигая свечи от пасхала, передают их новокрещеным. Затем предстоятель говорит:

Ты стал светом во Христе. Поступай всегда как дети света, сохрани твёрдость веры, чтобы вместе со всеми святыми ты мог встретить грядущего Господа в Царстве Небесном.

Новокрещеный: Аминь.
Если в эту ночь многие принимают крещение, можно изменить обряд так, чтобы, сразу после ответов крещаемых, восприемников и родителей, принять обновление крещальных обетов всех присутствующих.
50. После вопросов священник крестит этих избранных взрослых и детей.
51. После крещения священник помазывает детей святым миром. Всем же, взрослым и детям вручает белые одежды. Затем священник или диакон берёт пасхал у служителя и зажигает свечи новокрещённых. Для детей опускается обряд «Еффафа».
52. Затем, если крещение и другие пояснительные обряды не происходили в пресвитерии, все возвращаются в пресвитерий в прежнем порядке, при этом новокрещённые и восприемники или родители несут зажжённые свечи. Во время процессии поётся крещальная песнь «Видел я воду» или другое подходящее песнопение, № 56.
53. Если были крещены взрослые, епископ, или, в его отсутствие пресвитер, совершавший крещение, сразу же преподает им в пресвитерии таинство миропомазания, как указано в Понтификале или Требнике.
ОБНОВЛЕНИЕ КРЕЩАЛЬНЫХ ОБЕТОВ
55. По завершении обряда Крещения (и Миропомазания), или, если их не было, после благословения воды, все, стоя и держа в руках зажжённые свечи, обновляют крещальные обеты вместе с крещёнными, если это уже не было сделано (ср. № 48).

Священник обращается к верным с такими или подобными словами:

Возлюбленные братья и сёстры!

Через Пасхальную Тайну в Крещении

мы соединились со Христом в Его погребении,

чтобы с Ним войти в новую жизнь.

Поэтому, завершив сорокадневный пост,

обновим обеты святого Крещения,

которыми мы некогда отреклись от сатаны и всех дел его

и обещали служить Богу и святой Вселенской Церкви.

Посему спрашиваю каждого из вас:
Предстоятель: Отрекаетесь ли вы от греха, чтобы жить в свободе детей Божиих?

Все: Отрекаюсь

Предстоятель: Отрекаетесь ли вы от соблазнов неправедной жизни, чтобы грех не господствовал над вами?

Все: Отрекаюсь.

Предстоятель: Отрекаетесь ли вы от сатаны, виновника и князя греха?

Все: Отрекаюсь.
Если необходимо, эта вторая форма отречения может быть приспособлена Конференцией епископов к местным условиям.


Затем священник продолжает:

Предстоятель: N, веруете ли вы в Бога, Отца Всемогущего, Творца нёба и земли?

Все: Верую.

Предстоятель: Веруете ли вы в Иисуса Христа, Единственного Его Сына, Господа нашего, рождённого Девой Марией, страдавшего и погребённого, воскресшего из мёртвых и восседающего одесную Отца?

Все: Верую.

Предстоятель: Веруете ли вы в Святого Духа, святую Вселенскую Церковь, общение святых, прощение грехов, воскресение тела и жизнь вечную?

Все: Верую.

И священник завершает:

И пусть Всемогущий Бог,

Отец Господа нашего Иисуса Христа,

возродивший нас от воды и Святого Духа

и даровавший нам отпущение грехов,

сохранит нас Своею благодатью

для жизни вечной во Христе Иисусе, Господе нашем.

Аминь.
56. Священник окропляет верных освящённой водой. В это время все поют:

Антифон

Видел я воду,

истекающую из правой стороны храма, аллилуйя;

И все, кого достигает эта вода, исцеляются

и восклицают: аллилуйя, аллилуйя.

Можно петь и другое песнопение крещального характера.
57. В это время новокрещённые направляются на место, приготовленное для них среди верных. Если благословение крещальной воды совершалось не в баптистерии, то служители благоговейно относят сосуд с водой к купели.

Если не было благословения купели, то служители относят освящённую воду в подходящее место.
58. После окропления верных предстоятель возвращается на своё место. Не читается «Верую». Следует Всеобщая молитва, в которой новокрещённые участвуют в первый раз.

Часть четвёртая

ЕВХАРИСТИЧЕСКАЯ ЛИТУРГИЯ
59. Священник подходит к алтарю и начинает Евхаристическую Литургию в обычном порядке.
60. Подобает, чтобы хлеб и вино принесли новокрещённые, или, если они — младенцы, их родители или восприемники.
1   2   3


написать администратору сайта