пед справедливость. Педагогическая справедливость сообщение. Педагогическая справедливость показатель объективности действий педагога
Скачать 21.11 Kb.
|
Доклад на тему «Педагогическая справедливость – показатель объективности действий педагога.» Выполнила студентка группы ППОз-221 Пузикова А.М. Идею справедливости рассматривают в историко-философском и педагогическом аспектах. В историко-философском аспекте внимание акцентируют на ее эволюции, понимании сущности и содержания. В педагогическом - на определении условий, форм и методов, средств формирования справедливости в человеке. Конфуций (551-479 до н. э.) основой справедливых отношений между людьми считал гуманность и благородство. Воспитывая своих учеников, он подчеркивал, что благородный человек подобен совершенной личности, которая в течение жизни находится в поисках собственного нравственного назначения и утверждает справедливость. Воспитанники Конфуция уважали его не только за знания, а прежде всего за справедливое отношение к ним. Центральной идеей учения Моисея также является идея справедливости. Ее суть заключается в знании пределов, заданных нормами справедливости. Справедливость отражает соответствие между достоинствами людей и их общественным признанием, между деянием и воздаянием, правилами и обязанностями. Это определенный подход к оценке поведения, основанный на критерии общественной пользы. Несоответствие оценивается моральным сознанием как несправедливость. Педагогическая справедливость - беспристрастное, объективное отношение педагога к ученикам, основанное на любви и уважении к воспитанникам, абстрагированное от личностных симпатий и антипатий. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский считал, что справедливость — это основа доверия ребенка к воспитателю, но справедливым может быть лишь педагог, до тонкости знающий духовный мир каждого ученика. Справедливость тесно связана с понятием добра. Нет добра без справедливости. Но добро шире справедливости. Справедливость можно считать минимумом добра в том смысле, что она тоже добро. В моральном сознании учителя справедливость играет роль оценки достоинств и заслуг человека, выступает своеобразным мерилом объективности этой оценки, ее соответствия конкретным делам. Следовательно, справедливость, с одной стороны, воспринимается как нравственное качество учителя, с другой — как оценка мер его воздействия на учеников, соответствующая их реальным заслугам перед коллективом. Справедливость должна быть характерным свойством учителя. Ученики различаются между собой по характеру, темпераменту, способностями, физическими и духовными возможностями развития. Педагог бессознательно проявляет неодинаковое отношение к ним. Каждый ученик, несмотря на индивидуальные свойства, имеет равные права на внимание и уважительное отношение учителя. Отсутствие объективности в отношении к ученикам нивелирует моральный авторитет педагога и препятствовать успешному осуществлению учебно-воспитательного процесса. Учителя признают несправедливым человеком. Г.-В.-Ф. Гегель в работе "Народная религия и христианство" говорил про Сократа как учителя, который был только справедливым и разумным наставником, он учил, просвещал людей в том, что мало возбуждать их интерес и желание познавать. Ученики были его друзьями, учитель не пытался изменить их. Сократ не имел модели воспитания характеров, а также правил, которые бы уравняли воспитанников. Каждый его ученик был сам по себе мастером; многие основали собственную школу, стали полководцем или государственным деятелем, реализовались в определенной области. Сократ никогда не унижал учеников своими знаниями, вел себя как равный среди равных, друг среди друзей. Справедливое отношение Сократа к ученикам способствовало их становлению как личности. Однако в реальной жизни учитель часто противоречит себе: требуя добросовестности в выполнении обязанностей от учеников, сам слова не соблюдая. Основой справедливости Сократ считал познания и развитие природных способностей индивида. А.Дистервег отмечал, что "настоящий воспитатель достигает природно-соответствующей гармоничной образованности своего питомца, а именно: развития его внутренних сил путем возбуждения, а не накопления учебного материала; органического, а не механического, всестороннего, а не одностороннего образования". Несправедливым он считал требование, по которому ученики должны проявлять одинаковые успехи в одном и том же предмете и изучать его в одинаковом объеме. Ребенок со слабой памятью не может усвоить столько, сколько ребенок с хорошей. Каждый из воспитанников отличается одаренностью, задатками, успехами в учебных дисциплинах. Требовать от всех одинакового уровня выполнения задач не следует. В соответствии с принципом справедливости педагог должен чутко и внимательно относиться к ученикам, которые трудно усваивают материал. Если слабый ученик проявляет усилия и соответствующие для своих способностей успехи, учитель должен его поддержать. Упрекать, не обращать внимание на этих учеников, заниматься только с одаренными несправедливо. Такой педагог не заслуживает статус воспитателя детей, поскольку не совершенствует и не осуществляет их посильное развитие. Критерии принципа справедливости: Критерии качества условий образовательной деятельности. -Условия образовательной деятельности, формирующие одинаковые возможности для всех участников образовательной деятельности. -Условия образовательной деятельности, обеспечивающие одинаково уважительные взаимоотношения всех участников. -Условия образовательной деятельности, направленные на сохранение личного достоинства всех участников. Критерии оценивания хода и результатов деятельности. -Равенство подходов к оценке деятельности и достижений каждого участника образовательного процесса. -Стабильность принципов оценивания хода и результатов образовательной деятельности. -Открытость системы критериев, используемых для оценивания хода и результатов образовательной деятельности. -Независимость оценки деятельности и достижений каждого участника образовательного процесса от его пола, расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, происхождения и т.п. -Независимость оценки деятельности и достижений каждого участника образовательного процесса от личного отношения к участнику и от его личных качеств. Критерии безопасности участников. -Защищенность всех участников образовательного процесса от публичных унижений, оскорблений, угроз и недоброжелательного отношения. Критерии качества участников. -Способность признать заслуги другого как объективное основание для оценивания деятельности и достижений. -Готовность в равной мере уважать собственные оценки и оценки других участников образовательного процесса. -Способность уважать права и достоинства других участников образовательного процесса. -Владение умениями оценить качество собственной деятельности и достижений. -Владение умениями соотнести качество собственной деятельности и достижений с качеством деятельности и достижений других участников образовательного процесса.
|