МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ. Педагогические взгляды Эразма Роттердамского
Скачать 39.32 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Пензенский государственный университет Педагогический институт им. В.Г. Белинского
РЕФЕРАТ по истории педагогики на тему: Педагогические взгляды Эразма Роттердамского Выполнил: студентка группы 15ЗНПД31 Василенко Альбина Альбертовна Проверил: к. пед. н., доцент Гапеенкова С.М. Пенза, 2016 Оглавление Введение................................................................................................................с.3 Глава 1 Педагогика и школа в эпоху Возрождения 1.1 Педагогическая мысль эпохи Возрождения…………………………….с.3-5 Глава 2. Формирование личности и педагогического процесса по Эразму Роттердамскому 2.1 Эразм Роттердамский: жизнь и сочинения……………………………..с.6-8 2.2 Эразм о воспитании и образовании……………………………………с.8-12 Заключение ………………………………………………………………..с.13-16 Список литературы……………………………………………………………с.16 Введение История педагогики эпохи Возрождения на современном этапе развития человеческого общества актуальна и отвечает духу времени. Эта актуальность проявляется в установлении связей между эпохами, в разностороннем изучении педагогического наследия Возрождения, как преемника античности и предшественника нашего времени. Развитие педагогического знания невозможно без всестороннего анализа его исторических предпосылок. Гуманистические идеалы Возрождения доказали свою значимость и непреходящую ценность. И поэтому для развития педагогики, понимания ее проблем и перспектив, необходимо изучать труды прошлого с современной точки зрения. Глава 1. Педагогика и школа в эпоху Возрождения.
В эпоху Возрождения, в противовес религиозным представлениям о земной жизни как о подготовке к загробному миру, провозглашалось право человека на радостную жизнь на земле. Ввиду того, что в культуре XIV—XVI вв. центром внимания был человек, она получила название гуманистической (от латинского слова «humanus» — человеческий). Гуманизм эпохи Возрождения, представлял собой прогрессивное явление. Он был идеологией сравнительно узкого образованного круга лиц и имел социально ограниченный характер. Провозглашенный гуманистами «культ человека» распространялся только на представителей социальной верхушки общества. Педагоги-гуманисты ставили задачей воспитать здоровых, жизнедеятельных людей, обладающих многосторонними интересами. Они уделяли большое внимание физическому и умственному воспитанию детей, которое содействовало бы развитию в них творческой активности, самодеятельности, вооружало их реальными светскими знаниями. Гуманисты считали, что обучение должно быть основано на наглядности и обеспечивать сознательное усвоение знаний учащимися. Они осуждали характерную для средневековья палочную дисциплину, призывали бережно и внимательно подходить к ребенку, уважать его как личность. Протестуя против феодальной системы воспитания, против догматизма и подавления умственных сил ребенка, педагоги-гуманисты выдвигали, безусловно, передовые для своего времени педагогические требования. Влияние идей гуманистов распространялось только в школах, где учились дети знатных и состоятельных родителей. Педагогика эпохи Возрождения большое значение придавала стимулированию живого интереса учащихся к знаниям, развитию их практических умений и навыков. Появлялись школы, где создавалась такая атмосфера учения, которая превращала процесс познания в радостную и интересную деятельность самого ребенка. В этот период широко использовались экскурсии, наглядность всех видов, игры, уроки среди живой природы. Школа располагалась на лоне природы. В отличие от средневековых школ в новой школе было много света и воздуха. Особенно большое внимание уделялось физическому воспитанию учащихся. Основными предметами обучения были классические языки и классическая литература, воспитанники занимались математикой, астрономией, совершали экскурсии на природу. Большое значение придавалось играм, развитию физических и духовных сил человека. Опыт эпохи Возрождения в воспитании и образовании, в силу ее гуманистической направленности, особенно богат и содержателен. Наиболее ярко педагогическая мысль эпохи Возрождения представлена трудами итальянских, немецких и французских ученых-гуманистов. Несомненно, их сочинения несут на себе отпечаток национального своеобразия. Так, труды итальянских педагогов характеризуются ярко выраженной гуманистической тенденцией, ценность образования и воспитания оценивается в их ориентации на общечеловеческие идеалы. В сочинениях немецких гуманистов усиленно проявляются демократические тенденции; идеи о всеобщем образовании, необходимости организации массовой народной школы сливаются с идеей национального образования. Французский аристократический гуманизм наполнен педагогическими идеями будущего: необходимости свободного и индивидуального воспитания, развития женского образования, важности включения в систему воспитания физического труда. Немецкая педагогическая мысль была представлена именем крупнейшего гуманиста эпохи Возрождения, чье влияние распространялось далеко за пределы родины, Дизедерия Эразма (Эразма Роттердамского). Глава 2. Формирование личности и педагогического процесса по Эразму Роттердамскому 2.1 Эразм Роттердамский: жизнь и сочинения Эразм Роттердамский - крупнейший деятель культуры Северного Возрождения, который был прозван «князем гуманистов». Основные его работы, которые посвящены воспитанию - «О раннем и достойным воспитании детей», «Воспитание христианского государя», «О методе обучения», «Способ писать письма» и другие. Эразм родился 28 октября в 1469 г., в городе Гауда неподалеку от Роттердама и был незаконнорожденным сыном священника. Он получил первоначальное образование в местной начальной школе, а затем продолжил учиться в школе, основанной общиной «Братья общей жизни» в Нертогенбосхе. В 1492 г. он принял сан священника в Августинском монастыре. Причиной тому послужил его статус незаконнорожденного, а также особенности характера. Эразм Роттердамский обладал блестящими интеллектуальными способностями, широким кругом познаний, превосходно владел латинским языком. Все эти качества привлекали к себе внимание влиятельных людей. И поэтому вскоре Эразм Роттердамский смог покинуть монастырь, и стал секретарем у епископа Камбре. В 1495 г. Эразм отправился в Парижский университет для изучения богословия, и несколько лет прожил во Франции. В 1499 г. предпринял поездку в Англию, читал в Оксфордском университете лекции. Первым значительным сочинением Эразма Роттердамского стали «Адагии», изданные в 1500 г. Они представляли собой сборник изречений, поговорок, анекдотов, афоризмов, найденных им в сочинениях писателей античности и раннего христианства. Благодаря этой книге он как автор стал известен на всем континенте. Некоторое время Эразм Роттердамский не проживал на одном месте, а путешествовал, в частности, по французским городам. В 1504 г. им была издана книга «Оружие христианского воина», в которой он излагал главные принципы своей «философии Христа». По вероисповеданию Эразм Роттердамский оставался католиком, хотя его и считают предтечей Реформации. Он призывал к тому, чтобы священные христианские тексты были прочитаны по-новому, более углубленно, с использованием научного подхода. Предприняв очередную поездку в Англию, Эразм Роттердамский в 1505 г. отправился в Италию, где прожил два года. Там ему оказывали почести, ему благоволил сам Папа; в Туринском университете гуманист получил степень почетного доктора богословия. Третье путешествие в Англию ознаменовалось в творческой биографии Эразма Роттердамского написанием самого выдающегося произведения - сатиры «Похвала глупости». Публикация памфлета в 1509 г. выдвинула его в число авторитетнейших богословов своего времени. Также следует отметить, что одной из отличительных черт Эразма, это резко отрицательное отношение к суевериям, которые в то время заполонили сознание народных масс. Особенно отрицательно он относился к алхимии и астрологии, которые имели огромное воздействие. Эразм Роттердамский также высмеивал веру в чудеса, называя это смешным и старомодным. Священное Писание считал сугубо нравственным произведением и настаивал на том, чтобы его читал и простой народ. Эразм Роттердамский состоял в переписке со многими выдающимися личностями; в течение нескольких лет преподавал греческий язык в Кембриджском университете. В 1513 г. ученый уехал на два года в Германию, где путешествовал по разным городам, однако в 1515 г. снова направился в Англию. Последние годы его жизни были связаны с Базелем. Здесь им было опубликовано очень много работ, среди которых - перевод на латынь Нового Завета. Скончался Эразм Роттердамский в Базеле 12 июля 1536 г. Одной из сфер интересов гуманиста была педагогика, которой он также посвятил ряд работ. Самый известный труд, посвященный этому, называется «Разговоры запросто». В педагогике Эразм выступал как христианский гуманист: он говорил о необходимости сочетать христианские и античные традиции. Эразм провозгласил принцип воспитания через, который развивает заложенные в ребенке таланты и нравственные качества, считал, что именно с правильным воспитанием связано и достижение счастья отдельным человеком, и благоприятные изменения в социуме и государстве. 2.2 Эразм о воспитании и образовании Эразм считал значимым вопрос раннего развития ребенка. Задача родителей, по его мнению, состоит в том, чтобы следить за развитием ребенка, потому как многие физические и психические отклонения можно легко устранить с помощью верного питания и ухода. Обучая ребенка, необходимо дать ему научное образование и начинать обучение с трех лет. Маленький ребенок очень восприимчив к языкам, поэтому начинать следует с них. Обучение должно проходить в виде игры. Тренировка памяти очень важна при обучении и ей следует уделять особое внимание, так как это повлияет на дальнейшие успехи воспитанника. Эразм Роттердамский был резко против школьного воспитания, он предпочитал ему воспитание в семье. Ребенок имеет право воспитываться и родителями, и государством. Детство вне воспитания - это преступление. С 1518 по 1533 Эразм Роттердамский работал над своим главным этико-педагогическим сочинением «Разговоры запросто». Этот труд состоит из диалогов, в котором образование рассматривается как процесс, связанный с формированием нравственной личности. Еще при жизни Эразма этот труд удостоился особой популярности. В 1559 году книга оказалась в папском «Списке запрещенных книг». Прижизненных изданий книги насчитывалось около сотни, а затем, в течение двух с половиной веков, она использовалась всеми школьниками Европы и других стран. Книга также служила и любимым развлекательным чтением для взрослых. В ней Эразм высмеивает католическое духовенство, схоластику, формализм в обучении. В диалогах изображаются жадные клирики, которые заняты поисками богатых приходов, «толстобрюхие обжоры» - монахи, предающиеся пьянству и разврату. В начале XX в. в Англии « Разговоры запросто» выходили в виде учебника, приспособленного для нужд современной школы. В диалоге «Внушение наставника» изображается разговор мальчика и его наставника. Наставник упрекает своего ученика, что он очень плохо воспитан. «Можно подумать, что ты родился не при дворе, а на дворе, - на скотном дворе, я имею ввиду, - до того скверно ты воспитан». Если у мальчика хорошее происхождение, то ему подобают и хорошие манеры. При разговоре с уважаемым человеком, мальчик должен стоять прямо с веселым и, вместе с тем скромным лицом. Взгляд должен быть робким и устремленным на собеседника. Руки и ноги должны быть неподвижны. Воспитанный мальчик не должен размахивать руками, топтаться на месте. Платье должно выглядеть пристойно. Все вместе должно производить впечатление врожденной скромности и застенчивости. Далее в диалоге мальчик пытается попробовать реализовать эти наставления. Наставник сначала говорит, что все еще «худо», потом постепенно у мальчика все начинает получаться. Наставник продолжает свои поучения. Лучше помалкивать и много не говорить. Слушать необходимо внимательно и не быть рассеянным. На вопросы нужно отвечать кратко и вразумительно. При разговоре нужно как можно чаще повторять титул собеседника и время от времени кланяться, особенно после того, как закончен ответ. Уходя, лучше попросить извинения, но лучше дождаться, когда отпустят. «Когда говоришь, не торопись, не запинайся, не бормочи, но произноси слова отчетливо, ясно, членораздельно». Проходя мимо уважаемого человека, например, мимо городского правителя, доктора, и вообще кого-то из старших, нужно не забыть снять шляпу и преклонить колено. То же самое необходимо делать, проходя мимо храма или изображения креста. Сидя за столом, мальчик должен быть весел, но вести себя прилично, постоянно помня, что подобает его возрасту, а что нет. «Руку к блюду протягивай самым последним. Если предлагают пышное угощение, скромно откажись; если настаивают - прими и благодари». Брать надо небольшую порцию и пить тоже умеренно. Но если даже пить совсем не хочется, лучше все равно немного отпить. При беседе нужно улыбаться, но не заговаривать первым. С бедными товарищами нужно быть приветливым. «Никого не старайся унизить, ни перед кем, ни выставляйся, своим не хвастайся, чужим не пренебрегай». Соблюдая эти правила, мальчика всегда будут хвалить и никто не позавидует. Всегда нужно помнить о времени и не засиживаться за столом. Если пир затягивается, то лучше извиниться и уйти. В первой части диалога «Перед школою» идет разговор между двумя учениками Сильвием и Иоганном. Иоганн спешит в школу, несмотря на то, что до начала урока еще много времени. Он очень боится своего учителя, который за любую провинность бьет своих учеников. Сильвий говорит, что учителя не будет в школе, вместо него будет Корнелий, но и тот не лучше. Этим диалогом Эразм Роттердамский пытается показать вред и неправильность телесных наказаний. Они не помогут ученику что-то запомнить, он наоборот будет бояться своего учителя, и все знания будут вылетать из его головы от страха. «Успокойся, соберись с духом. Страх отшибает память». В другом диалоге «Аббат и образованная дама» изображается разговор аббата Антрония и Магдалии. Аббат, посетивший даму, видит в убранстве ее дома много книг. Он говорит ей, что это неприлично и для девицы, и для замужней дамы. Магдалия очень удивляется, когда аббат говорит, что у женщины должны быть только французские книги для развлечения. Греческие и латинские книги дамам читать не подобает. У женщин и так немного ума, а от книг его становится еще меньше. Нужно вести приятную жизнь, не заботясь о мудрости, ведь мудрость совсем не женское дело. Антроний говорит, что образование не стоит таких трудов, так как все равно умирать, лучше жить в веселье и ни о чем не заботиться. В этом диалоге заметно, что Эразм показывает аббата глупым и невежественным, который заботится только о том, чтобы приятно провести время. Священников он часто описывает как ленивых и невежественных людей, не желающих заниматься самообразованием и не дающих это делать окружающим. Антроний запрещает своим монахам учиться, потому что они перестают его слушаться и у них появляются свои мысли. Антроний считает, что мудрость не главное в жизни и ее не заберешь с тобой на тот свет. Также в этом тексте поднимается проблема женского образования. Эразм Роттердамский призывал давать женщинам образование, но в эпоху Ренессанса это не было распространенным явлением. Тем самым он показывал невежественность общества и его нежелание меняться к лучшему. «Надо приучаться к лучшему, и то, что было диковиной, войдет в обычай, что было горько, станет приятно, что казалось непристойным, станет пристойным». Диалог «Искусство запоминания» это рассуждение о трудности запоминания. В диалоге Эразмий спрашивает у Дезидерия о некоем искусстве запоминания, которое позволяет освоить все науки за 14 дней. Дезидерий не верит этому и говорит, что труд не должен быть в тягость, потому как приобретается такая ценность, как знания. Нужно в первую очередь убедить себя полюбить знания и восхищаться ими. Затем нужно приучать ум к сосредоточенности, к тому, чтобы «находить удовольствие прежде всего в полезном, а не в приятном». Все, что является достойным, поначалу сопряжено с трудностями, но они сменяются привычкой. Эразмий рассказывает, что усваивает знания быстро, но они быстро вылетают из головы. Дезидерий отвечает, что подобную проблему можно решить, если быть усердным и стараться вникать в смысл того, что изучаешь. В заключение Дезидерий говорит, что искусство запоминания - это старательность, любовь и усердие. В дальнейшем мы сможем увидеть, как правила воспитания и образования, выработанные Эразмом Роттердамским, будут использованы в педагогике Джоном Локком. В его педагогических воззрениях можно выделить несколько идей, имеющих определенно сходство с теми, которые ранее были высказаны Эразмом Роттердамским. Локк, как и Эразм, считал, что школьное образование неприемлемо, и джентльмен должен воспитываться дома. Как и Эразм, он придавал большое значение физическому воспитанию, полагая, что необходимо с раннего детства закалять ребенка и добиваться того, чтобы он легко мог переносить усталость и разные невзгоды. Как Эразм и Монтень, Локк призывает не применять грубости и насилия. Различие состоит в том, что Локк допускал телесные наказания в случае упорного непослушания. Также Локк полагает, что обучение необходимо, но оно стоит на втором плане после воспитания, поскольку к нему можно приступить только тогда, когда обеспечено развитие характера ребенка. Многие взгляды Локка являлись реформаторскими для своего времени, и он высказывался против существующих школьных программ и критиковал методы обучения. Он обвинял современные ему школы в том, что они дают мертвые, непонятные знания только с целью тренировки разума, что они стали непроницаемы для новых веяний. В «Мыслях о воспитании» он критикует формальное образование, полученное им самим и господствовавшее во всех латинских школах Англии того времени. Локк подчеркивал необходимость изучения детской психологии, что является частью современного отношения к проблемам воспитания и начального образования. Таким образом, традиции гуманистического воспитания, идущие от Эразма Роттердамского, развитые в трудах Дж. Локка, могут быть по достоинству оценены не только в своем сугубо историческом значении, но и имеют значение для современной педагогической системы. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В трудах педагогов-гуманистов были заложены многие принципы, ставшие основой создания не только классического образования, но и современной педагогики: утверждение в обществе убеждения о решающей роли образования в воспитании человека – с этого времени образованный человек стал фактически ассоциироваться с воспитанным человеком; выдвижение новых целей воспитания – формирование свободного, универсально развитого индивида; новое обоснование принципа организации образования в соответствии с природой ребенка; учет детского возраста как решающего условия правильного воспитания. Ими были обоснованы идеи замены средневекового содержания образования, прежде всего в среднем и высшем звене, классической культурой; создания принципиально новых учебно-воспитательских учреждений: семейных школ, кружков и академий, мастерских художников и т.д.; построения кардинально новых форм воспитания и обучения, например такой формы, как урок, что позволило разработать классно-урочную систему обучения, и целого набора новых методов воспитания и обучения, направленных на развитие самостоятельности и творческих способностей ребенка. Имя Эразма Роттердамского прочно закрепилось в истории европейской и мировой культуры. Творчески переработав достижения гуманитарных наук XV- XVI вв., Эразм стал одним из крупнейших гуманистов эпохи Возрождения в пору наивысшего расцвета ренессанской культуры и кануна Реформации. Главной целью Эразма была гуманистическая реформа образования и культуры, на основе которой он надеялся мирными средствами просветительства добиться совершенствования общества, государства, церкви. Отсюда свойственная Эразму высокая оценка разума, знания, неутомимой трудовой активности человека. Его отличал неизменный интерес к задачам нравственного воспитания человека и общества – к «науке и добродетели». Эразм выступал за широкое, выходившее за рамки официальной ортодоксии представление о христианстве, за сочетание наук и благочестия, неотделимого от добрых нравов, против жестоко - догматической религиозности. Он подвергал острой критике суемудрие схоластики и формализм церковного культа, невежество и ханжество клира, паразитизм монашества. Для социально-политической мысли Эразма были характерны противоречия, типичные и для многих других гуманистов. Он возлагал чрезмерные надежды на благую волю просвещенных монархов, на способность высшего клира пойти навстречу идеям радикальной внутрицерковной реформы, испытывал страх перед возможностью народного «мятежа». В то же время всей своей деятельностью зоркого критика современных порядков и нравственных основ, обличителя сословных предрассудков, он внес крупный вклад в развитие оппозиционных движений против засилья Рима, нетерпимости и произвола властей. Эразм резко выступал против феодальных междоусобиц и захватнических войн, несущих страшные бедствия народам. Он первым обосновал гуманистической аргументацией призыв к миру, обращенный ко всем людям доброй воли. В мире он видел норму гражданской жизни, главное условие развития наук и расцвета всех форм трудовой деятельности человека. Эразм, сохраняя независимость личной позиции, отвергал фанатизм любой «секты» и прокладывал путь еще редким в XVI столетии сторонникам веротерпимости. Многогранность его дарования отвечала духу времени. Блистательный знаток и пропагандист наследия античности, Эразм был талантливым писателем, выдающимся ученым-филологом, автором множества философских, теологических, педагогических работ. Его постоянно называли и называют европейцем, желая сказать, что он принадлежал всей Европе, а не какой-либо отдельной стране, не исключая и Голландии, где после монастырских лет он никогда не жил. Его наследие продолжает жить в культуре европейских стран. В Германии Эразм получил наиболее широкое признание и славу. В его творчестве выразились характерные особенности немецкого гуманизма. Эразм многократно объявлял себя сам гражданином мира, общим другом всех стран. Он считал, что к людям и вещам нужно относится так, словно этот наш мир – общее для всех отечество, и если бы люди это усвоили, ставя превыше всего закон христианской любви, то, исчезла бы война, ненависть, коварство. Он как будто ощущал нерасторжимую связь со всем миром, со всеми людьми говоря: «Пространство разделяет тела, но не души» Эразм ощущает не просто нерасторжимую связь с миром и людьми, но связь прошлого и настоящего, но даже как бы их одновременность, во взаимосвязи и взаимовлиянии Осмысливая творческое наследие Эразма Роттердамского можно с уверенностью сказать, что его живой взгляд на мир и проблемы человеческого бытия не утратили своей актуальности и сегодня. Все также, изменив только «детали» можно «одеть» на современный мир «Разговоры запросто», и с тем же сарказмом и сожалением одновременно «восхвалять» человеческую глупость и давать назидания будущим руководителям государств подобно «Декламации о достойном воспитании детей». Будто и не было в единой цепи исторического развития этих 500 лет, разделяющих Эразма и нас, его потомков. И как будто ничего не изменилось. Как будто поменялись только декорации «материальной» жизни человека и Мир по- прежнему говорит устами Эразма: « Я- Мир, прославленный богами и людьми, источник, творец, кормилец, благодетель, защитник всего доброго, что есть на небе и на земле, если без меня не может быть ничего цветущего, надежного, чистого и святого, ничего приятного людям и угодного богам, если, в противоположность всему этому, война подобна океану бедствий, какие только существуют в природе, если из-за нее мгновенно увядает все цветущее, идет прахом сбереженное, рушатся устои, гибнет все благоустроенное, если, наконец, она –столь безбожное дело, что становиться скорой погибелью для благочестия и веры, то, о бессмертный боже, кто поверит, что ведут ее люди, кто поверит, что есть в них хоть крупица здравого смысла?…Природа произвела единственное существо, наделенное разумом и способное постигать божий промысел, породила его для благосклонности и согласия, и тем не менее среди самых диких зверей мне скорее найдется пристанище чем среди людей…Потому достойны они великого сожаления, что сами себя не оплакивают, потому столь несчастны, что не сознают своего несчастья, тогда как первым шагом к исцелению бывает осознание тяжести собственного недуга» Список литературы 1. Эразм Роттердамский Разговоры запросто / Эразм Роттердамский. - М, 1969. - 704 с. 2. . Ковылина Н.В. Идеи свободного воспитания Эразма Роттердамского и современные открытые образовательные технологии // Социально-философские проблемы образования. - М., 2010. - Вып. 2. - С. 56-60. 3. .История образования и педагогической мысли за рубежом и в России // И.Н. Андреева, Т.С. Буторина; ред.: З.И. Васильева. - М., 2001. 4. .Меньшиков В. М. Педагогика Эразма Роттердамского: открытие мира детства / В. М. Меньшиков. - М., 1995. - 215 с. 5. Школа и педагогическая мысль Средних Веков, Возрождения и Нового времени. - М., 1991. |