Главная страница

Документ Microsoft Office Word. Перевезенцев С. В


Скачать 51.01 Kb.
НазваниеПеревезенцев С. В
Дата28.01.2018
Размер51.01 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаДокумент Microsoft Office Word.docx
ТипДокументы
#35316
страница3 из 3
1   2   3

Парменид выделяет основные признаки или свойства бытия:

1) бытие не возникло.

2) бытие не подвержено гибели;

3) бытие целокупно, т.е. не состоит из многих частей;

4) бытие единородно, что надо понимать в смысле его единственности;

5) бытие неподвижно;

6) бытие закончено или совершенно.

Все эти свойства бытия необходимо вытекают из несуществования небытия, ибо только при наличии небытия само бытие может иметь момент рождения и момент гибели, может состоять из многих частей и не быть единственным, может двигаться и не быть законченным. В силу же отсутствия небытия бытие обладает как раз совсем противоположными свойствами.

Во второй части своей поэмы ("Путь мнений") Парменид излагает "мнения" смертных, которые не соотносятся с истиной, ибо ошибочны. Эти мнения могут только в какой-то степени соответствовать истине и одно из наиболее правдоподобных философ приводит в своем сочинении.

Учение Парменида стало своего рода возражением учению Гераклита. Если эфесский мыслитель воспевал противоречивый и постоянно изменчивый мир, то Парменид утверждал как раз обратное — в мире царит неподвижность и непротиворечивость. Само запрещение противоречия — своего рода закон мышления, ибо чтобы мыслить противоречиями, нужно иметь две головы, иначе противоречивые мысли не могут быть поняты.

Учение Парменида и других элеатов сыграло огромную роль в истории философии. По сути дела, впервые в истории европейской цивилизации столь ярко и убедительно прозвучала мысль о мощи человеческого разума. Оказывается, что поиск мудрости мира может быть заключен не только и не столько в изучении природы, сколько в осмыслении свойств самого человеческого разума, в познании его способности мыслить. В трактовке Парменида — мыслить, значит быть. Мышление, логика — вот главная сила человека, вот что может позволить людям познать истину. Остальные же пути познания — ложные.

ЭМПЕДОКЛ

(приблизительно 480-е — 420-е годы до н.э.)

Эмпедокл жил в Сицилии в г. Агригенте (Акраганте). Он современник элеата Зенона. Одним из его учителей был Парменид, в подражание которому Эмпедокл изложил свои воззрения в философских поэмах "О природе" и "Очищения". Учился он также и у пифагорейцев, но ему было запрещено участвовать в пифагорейских занятиях, ибо Эмпедокл придал огласке их тайны.

Эмпедокл — одна из самых ярких и колоритных фигур в истории греческой философии. Философ, поэт, прекрасный оратор, ученый-естествоиспытатель, врач, он одновременно был и талантливым религиозным проповедником. Более того, сам Эмпедокл, обладая достаточно тщеславным характером, выдавал себя за божество. Так, согласно легенде, он хотел, чтобы люди думали, что боги взяли его еще живым на Олимп. Потому, чувствуя приближения смерти, он бросился в кратер вулкана Этна. Однако вулкан выбросил одну из его медных сандалий и замысел Эмпедокла не удался.

В философском плане учение Эмпедокла сочетает и как бы примиряет в себе ионийскую и элеатскую традиции. Основываясь на мнениях ионийских философов, и опять же примиряя их, Эмпедокл считал первоначалом мира не один какой-то элемент, а четыре элемента, которые он называл "корнями всех вещей". Огонь, воздух, вода и земля, по мнению Эмпедокла, вечны и неизменны. Все прочие вещи получаются из их смешения. Сами первоэлементы, в своих поэмах Эмпедокл нередко мифологизирует, отождествляя их с богами.

Признавая же неизменность "корней всех вещей", Эмпедокл придавал им качества бытия Парменида. Точно также, в духе элеатов, он утверждал, что в мире нет ни рожденья, ни смерти, а присутствует лишь "смешение" и "разделение".

Первоэлементы Эмпедокла сами по себе пассивны. Поэтому все процессы мироздания определяются борьбой двух сил, не имеющих материального воплощения — Любви (Гармонии, Радости, Афродиты) и Ненависти (Распри, Вражды). Любовь соединяет, смешивает разнородные элементы, Ненависть же разделяет их. В своей борьбе Любовь и Ненависть попеременно одерживают верх друг над другом. В первой фазе побеждает Любовь, а Ненависть вытесняется за пределы мира. В этом случае мироздание представляется Эмпедоклом в виде Сфайроса (шара), в котором нет места Ненависти. Сфайрос также обладает качествами бытия Парменида и миробога Ксенофана.

Затем наступает фаза равновесия Любви и Ненависти. В третьей фазе уже Ненависть получает преобладание над Любовью. Четвертая же фаза вновь характеризуется равновесием Ненависти и Любви. По окончанию каждого четырехфазного цикла начинается новый такой же цикл борьбы двух сил. Иначе говоря, миру присущен неизменный и постоянно повторяющийся "круг времени".

Как видно, сочетание ионийской и элеатской традиций в философии, приводят Эмпедокла к тому, что он постулирует неизменность мира в своих корнях и в пределах "круга времени", но признает изменчивость мира на уровне вещей и внутри "круга времени".

Из смешения разных первоэлементов возникает и реальный живой мир. Эмпедокл создает фантасмагорическую картину возникновения живого, когда сначала в природе возникают отдельные части живых организмов, затем они под воздействием Любви (Афродиты) беспорядочно сочетаются между собой в самых невообразимых видах и на свет появляются "чудища ... крутоногонерасчлененнорукие", некие "двулицые и двугрудые", "быкородные человеколицые" и "человекородные быкоголовы".

Человеческая природа определяется также смешением первоэлементов. Именно поэтому, кстати, человек и способен к познанию мира, ибо "Землею мы видим Землю, Водою — Воду, Эфиром — дивный Эфир, а Огнем — Огонь истребляющий, Нежностью — Нежность, а Ненависть — злой Ненавистью". Да и само сознание по Эмпедоклу имеет материальный носитель — сознание живет в крови людей.

В поэме "Очищения" можно встретить и влияние пифагорейского учения на мнение самого Эмпедокла. Оно проявляется в признании Эмпедоклом идеи метемпсихоза — переселения душ:

Некогда я уже был мальчиком и девочкой,

Кустом, птицей и выныривающей из моря немой рыбой.

Эмпедокл стал последним выдающимся представителем италийской философии, пытавшимся примирить натурфилософские и уже собственно философские учения своих предшественников.

ФИЛОСОФИЯ В АФИНАХ

АНАКСАГОР

(ок. 500—428 гг. до н.э.)

Анаксагор родился в Ионии в г. Клазомены. Еще в молодости, отказавшись от наследства, он решил полностью посвятить себя науке. Позднее он переселился в Афины, где прожил около тридцати лет. В Афинах, переживавших период расцвета, Анаксагор входил в круг приближенных Перикла — фактического правителя этого города-государства. Однако, в конце жизни Анаксагор подвергся судебному преследованию и едва не был приговорен к смертной казни, в соответствии с законом, который приравнивал к государственным преступлениям непочитание богов и объяснение небесных явлений естественным образом. Только вмешательство Перикла спасло философа, но он был вынужден покинуть Афины. Он вернулся в Ионию и вскоре умер.

Анаксагору принадлежит сочинение под традиционным для того времени названием "О природе", от которого сохранилось около двадцати фрагментов.

Мировоззрение Анаксагора сформировалось под влиянием учений Праменида, Эмпедокла и милетской школы. Но в отличии от большинства тогдашних древнегреческих мыслителей, Анаксагор первоначалами мира считал не какую-то одну природную стихию, как это было у ионийских философов, и даже не смешение этих стихий, о чем говорил Эмпедокл. Первоначала — это мельчайшие, невидимые частицы всех вещей, которые только могут быть в мире. Сам Анаксагор называл эти частицы "семенами всех вещей". Впоследстии Аристотель назвал эти семена "гомеомериями".

Каждая гомеомерия представляет собой частицу какого-либо вещества — земли, воды, огня, золота, дерева и т.д. Гомеомерии бесконечны по числу и по делимости, т.е. могут делиться до бесконечности, сохраняя при этом свойства того или иного вещества. Именно гомеомерии составляют в итоге любое вещество. Более того, в каждой веще, в каждом веществе существуют и все гомеомерии. Анаксагор говорил: "Во всем содержатся все вещи". Качественное же существо той или иной вещи возникает в том случае, когда гомеомерии одного рода преобладают над гомеомериями других родов. Так, золото является золотом потому, что гомеомерии золота в данном веществе составляют большинство. Такие же гомеомерии золота содержатся и в дереве, но они — лишь небольшая часть среди других гомеомерий, в дереве же преобладают гомеомерии дерева.

Гомеомерии существовали изначально, они не обладают моментом рождения или моментом уничтожения. Анаксагор, опираясь на мнение Парменида, утверждал, что не может нечто возникнуть из ничего: "Каким образом из не-волоса может возникнуть волос и из не-плоти — плоть?"

Первоначальное состояние мира — это смесь гомеомерий, неподвижная и бесконечная. Однако существует и сила, способная начать движение этой смеси. Таковой силой Анаксагор считал Ум (Нус). Ум — понятие чисто идеальное, и единственное, не смешанное ни с чем другим. Ум обладает абсолютным могуществом. Именно силой Ума начинается мировое круговращение, во время которого происходит смешение и разделение гомеомерий, и, соответственно, возникновение тех или иных реальных вещей.

Постепенно, в процессе кругообращения плотное, влажное, холодное и темное сходятся в одно место и образуют землю, а разряженное, горячее, сухое и светлое устремляются вверх и возникает небо. Вокруг всего мира находится эфир, который Анаксагор не отождествляет с обычным воздухом. Эфир, продолжая вращаться, отрывает от земли камни, которые, воспламеняясь превращаются в звезды, солнце и луну. Но отдельные камни продолжают падать на землю — это метеориты.

Проблему возникновения жизни Анаксагор решал путем признания того, что в первичной смеси гомеомерий существовали и гомеомерии живых существ. Со временем они стали падать на землю, что и привело к зарождению будущих живых организмов.

Учение Анаксагора стоит несколько особняком в системе древнегреческой философии. Ни до него, ни после античные философы не акцентировали внимание на том, что все мире состоит из изначально существовавших "семян всех вещей". В то же время его учение о безгранично могущественном Уме, повлияли на последующих философов, сторонников идеалистических учений.

АТОМИЗМ

ЛЕВКИПП И ДЕМОКРИТ

(V–IV вв. до н.э.)

Последними, кто попытался ответить на вопрос о рождении и строении мироздания с позиции философии "физиса" (натурфилософии) стали Левкипп и Демокрит. С именами этих двух философов связывают рождение материализма — философского учения, признающего первичность бытия по отношению к мышлению, первичность материи по отношению к сознанию. Впрочем, древнегреческий атомизм нельзя считать вполне материалистическим учением, в том виде как мы привыкли говорить о материализме XIX–XX веков.

О Левкиппе нам известно, что он жил в V в. до н.э., бывал в Элее, где познакомился с учением элеатов, а затем переселился в г. Абдеры (милетская колония на Фракийском побережье) и основал там философскую школу. В науке до сих пор не решено окончательно жил ли Левкипп на самом деле и какие известные сейчас нам сочинения могут ему принадлежать.

Самым талантливым учеником Левкиппа стал уроженец Абдер Демокрит (ок. 460 — ок. 370 гг. до н.э.). Выходец из богатой семьи, еще в юности Демокрит решил посвятить себя науке. Отказавшись от значительной части наследства, Демокрит отправился в путешествие на Восток, стремясь изучить тамошнюю мудрость. Он побывал в Египте, Вавилоне, Индии и даже в Эфиопии. Рассказывают, что будучи в Афинах, он встречался с Сократом.

В отличии от Гераклита, "плачущего философа", который, каждый раз выходя из дома и видя вокруг себя множество дурно живущих людей, плакал, жалея всех, уже в древности Демокрит получил прозвание "смеющегося философа", ибо считал достойным смеха все человеческие дела.

Демокриту обычно приписывается множество сочинений — около семидесяти, посвященных моральным, естественнонаучным, математическим и техническим темам. Но, вполне возможно, наряду с его собственными трудами, в этом перечне работ есть и сочинения как Левкиппа, так и учеников самого Демокрита. Поэтому, при рассказе о философии Демокрита, всегда подразумевается, что какие-то идеи, высказанные в трудах под его именем, могли принадлежать и Левкиппу. В целом же принято говорить не просто об учениях или Левкиппа, или Демокрита, а о философии атомистов.

В своей философии атомисты как бы отталкивались от идей, высказанных элеатами. Атомисты также признавали, что главными философскими категориями являются понятия бытие и небытие. Но, в отличии от элеатов, атомисты считали, что небытие существует также как и бытие. Левкиппу приписываются слова о том, что "небытие существует нисколько не менее, чем бытие", а "бытие существует нисколько не более, чем небытие".

Небытие — это пустота, неподвижное, беспредельное, бесформенное, не имеющее плотности и единое пространство. Бытие же как раз множественно и состоит из неделимых частиц — атомов. Атом (атомос), в переводе с древнегреческого означает "неделимое", "то, что не делится".

Атомам присущи все качества парменидовского бытия. Они обладают абсолютной плотностью (т.е. не содержат пустоты), непроницаемы, неделимы, вечны (т.е. не рождены и не подвержены гибели). Атомы — это мельчайшие частицы бытия, и в силу своей малости не могут восприниматься человеческими чувствами. Атомы не могут превращаться в пустоту, как и пустота не может обращаться в атомы. Иначе говоря, переход бытия в небытие и небытия в бытие невозможен.

Если элеаты утверждали идею неподвижности бытия, то атомисты, говорили как раз об обратном. По их мнению атомы находятся в постоянном движении, а само движение является таким же необходимым их свойством, как и плотность, непроницаемость, неделимость и вечность. При этом для атомистов был неважен источник движения, ибо движение атомов существует изначально и как бы само по себе. Демокрит высмеял Анаксагора, считавшего, что первоисточником всякого движения является мировой Ум (Нус).

Движение атомов возможно потому, что они находятся в пустоте и, следовательно, между атомами всегда есть некое пустое пространство. Поэтому атомы не могут сталкиваться друг с другом и тем более превращаться друг в друга.

Атомы различаются по внешним качествам — прежде всего по форме и по величине. Сами формы атомов могут быть разными: шарообразными, угловатыми, вогнутыми, выпуклыми и т.д.

Атомисты признавали реальность мира вещей и явлений, состоящего из атомов и пустоты. "Складываясь и сплетаясь", атомы, говорили они, "рождают вещи". В этом случае, определенное сочетание атомов приводит к появлению определенного вещества. Причем сами атомы не обладают качествами какого-либо вещества — здесь отличие от гомеомерий Анаксагора. Качество вещи возникает лишь при сочетании тех или иных атомов.

Если сами атомы вечны и неизменны, то вещи, по мнению атомистов, преходящи и изменчивы. Это связано с тем, что атомы, находясь в постоянном движении, также постоянно создают новые свои сочетания, ликвидируя старые. Демокрит приводил в пример монету, которая стирается от долгого ее употребления. Стирание монеты определяется тем, что постепенно происходит распад сочетания атомов, ее составляющих.

При ответе на вопрос о возникновении мироздания, атомисты отказались от поиска неких сверхъестественных, божественных причин. В их космогонических представлениях идея богов — создателей Вселенной, столь характерная для многих древнегреческих философов, практически отсутствует — боги находятся в неком пространстве между различными мирами.

Рождение мироздания объяснялось тоже с позиций атомистического понимания бытия. По мнению атомистов мироздание в целом — это беспредельная пустота, наполненная многими мирами, чье число беспредельно, ибо эти миры образованы беспредельным количеством атомов разной формы. Плотность атомов в пустоте различна. Там, где атомов много, из совокупного движения атомов возникает "вихрь" — кругообразно движение всех этих атомов. В процессе этого кругообразного движения одни атомы смещаются в центр и образуют землю. Другие атомы отбрасываются на периферию и возникает небо, огонь, воздух, небесные светила.

Атомистами впервые была высказана идея множественности миров: число миров бесконечно и каждый из них имеет шарообразную форму. Наша же Вселенная строится по геоцентрическому принципу — все видимые человеком небесные тела расположены вокруг Земли, которая является центром Вселенной.

Отказавшись от традиции объяснять все в мире лишь божественными причинами, атомисты, естественно, должны были найти иную причину, иные законы, которые управляют мирозданием. Таким главным законом мироздания у атомистов стала необходимость. Левкиппу приписывают такую формулировку этого закона: "Ни одна вещь не происходит попусту, но все в силу причинной связи и необходимости".

Атомисты утверждали, что все явления природы и общества имеют свою причину, поэтому в мире царит необходимость. Даже случайные события можно объяснить определенными причинами. Демокрит приводит следующий пример. На человека неожиданно с неба падает черепаха и убивает его. Что это? Случайность? Нет, отвечает Демокрит, это орел, схватив черепаху, бросает ее с высоты, чтобы разбить панцирь, но попадает в голову человека, которую орел принял за камень. Иначе говоря, у любой случайности можно найти причину. Случайность — это тоже своего рода необходимость, причины которой людям еще неизвестны или они не хотят их понять. Демокрит говорил: "Люди сотворили себе кумир из случая как прикрытие для присущего им недомыслия".

Стремление объяснить все явления природы ее собственными свойствами, привело к тому, что атомисты естественными причинами объясняли и возникновение живого на Земле. По их мнению, живое возникло из неживого без участия каких-либо сверхъестественных сил. Когда образовалась земля, она по-началу была теплой и грязеобразной. Под воздействием теплоты, на земле возникли некие пузыри, в которых стали зарождаться живые организмы. Со временем эти пузыри лопнули и из них вышли люди, все виды животных и растений. При этом все живые существа, в том числе и растения были одушевлены, только в разной степени, а источником души была теплота, которая произвела все живое на земле.

Человек возник из природы и отличается от животных лишь тем, что он "получил в удел больше теплоты, так как материя, из которой состоит его тело, является более чистой и лучше впитывающей в себя теплоту... Он вобрал в себя и некоторое количество более божественной природы; поэтому в нем есть разум, ум и мысль, и он может исследовать сущее". Человек — это "животное, от природы способное ко всякому учению и имеющее помощником во всем руки, рассудок и умственную гибкость".

Сама душа человеческая — совокупность атомов определенного рода, которые пронизывают все тело человека. Душа не обладает бессмертием, а умирает вместе с телом, распадаясь на отдельные атомы также, как распадается на атомы и само тело. Поэтому Демокрит считал, что не существует загробного мира, ибо не существует жизни после смерти. "Некоторые люди, не зная, что смертная природы человека подлежит разрушению... сочиняют басни о том, что будет после смерти", — говорил он.

Учение Левкиппа и Демокрита стало своеобразным завершением развития предшествующей традиции философии "физиса" (натурфилософии). В изучении природы они дошли до предела возможностей тогдашней науки, создав философию атомистического материализма. Дальнейшая древнегреческая философия, развивавшаяся на основе созданных натурфилософских теорий, поставила в центр философии уже иные проблемы.
1   2   3


написать администратору сайта