Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Учение Гераклита с позиции милетской философии

  • Заключение

  • 1. Личность Гераклита, его философское мировоззрение 1.1 Философское учение Гераклита

  • 1.2 Философские идеи Гераклита

  • 2. Учение Гераклита с позиции милетской философии 2.1 Критика Гераклитом милетской философии

  • 2.2 Высказывания Гераклита

  • Список использованных источников

  • Краткий конспект монографии Лебедева А. В. «Реконструкция мысли и слова (с новым критическим изданием фрагментов)» / А. В. Лебедев. - СПб.: Наука, 2014

  • рео65о. Философия. Содержание Введение Личность Гераклита, его философское мировоззрение


    Скачать 42.9 Kb.
    НазваниеСодержание Введение Личность Гераклита, его философское мировоззрение
    Анкоррео65о
    Дата15.05.2023
    Размер42.9 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия.docx
    ТипРеферат
    #1131325

    Содержание
    Введение…………………………………………………………………………..3

    1. Личность Гераклита, его философское мировоззрение………………….4

    1.1 Философское учение Гераклита……………………………………………...4

    1.2 Философские идеи Гераклита………………………………………………..8

    2. Учение Гераклита с позиции милетской философии…………………...10

    2.1 Критика Гераклитом милетской философии………………………………10

    2.2 Высказывания Гераклита……………………………………………………11

    Заключение……………………………………………………………………...14

    Список использованных источников………………………………………..15

    Краткий конспект монографии Лебедева А. В. «Реконструкция мысли и слова (с новым критическим изданием фрагментов)» / А. В. Лебедев. -СПб.: Наука, 2014………………………………………………………………16

    Введение
    Периодом зарождения философии в Европе считается V-IV века до н.э. Именно этим временным промежутком датируются самые ранние дошедшие до нас отрывки сочинений древнегреческих философов.

    Наиболее известны среди философов того времени Ксенофан и Мелисс, представители элейской школы; Фалес, Анаксимандр и Анаксимен, как представители Милетской школы; Протагор и Горгий - софисты; Левкипп и Демокрит, основатели атомистики.

    Обособленно от них стоит Гераклит - философ, чьи идеи резко, а порой и кардинально отличаются от учения всех других школ. Однако этот человек занимает не менее важную роль в становлении первых философских взглядов.

    Актуальность работ в области древнегреческой философии неисчерпаема. Многие взгляды философов находят новые, оригинальные толкования у современных ученых и исследователей.

    Целью настоящей работы является анализ философских взглядов Гераклита, причём акцент делается на его учении о логосе, так как идея логоса составляет центральную часть учения Гераклита и играет ведущую роль в его воззрениях.

    При написании работы мы использовали различные источники информации.

    Информация о сущности учения Гераклита в достаточной мере раскрыты в книгах А.Н. Чанышева «Курс лекций по древней философии». В анализе влияния учения Гераклита на других философов нам помогла в первую очередь книга Бертрана Рассела «История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней». Лучшим пособием, раскрывшим нам мысль Гераклита в оригинале, стала книга, подготовленная А.В. Лебедевым «Фрагменты ранних греческих философов.

    1. Личность Гераклита, его философское мировоззрение
    1.1 Философское учение Гераклита
    Гераклит - древнегреческий философ, известный как основоположник диалектики. По многочисленным данным родился в полисе Эфес и принадлежал к роду основателей города, басилевсов, что приписывало ему царское и жреческое социальное положение. Однако Гераклит добровольно отказался от привилегий, связанных с происхождением, в пользу своего брата, что, по предположению ученых, является следствием его протеста против демократии, царившей в Эфесе.

    Гераклит придерживался о городских порядках крайне негативного мнения, с презрением относился к согражданам и людям в целом, считая, что те сами не сознают, что делают и что говорят. По данным биографов, одно время жил при храме, как многие философы того времени, однако не исполнял каких-либо жреческих обязанностей. Согласно Диогену Лаэртскому, «возненавидев людей, удалился и стал жить в горах, кормясь быльём и травами».

    Согласно некоторым данным, Гераклит «велел обмазать себя навозом и, лёжа так, умер». Согласно Марку Аврелию, умер от водянки, а навозом обмазался в качестве средства от болезни.

    Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что Гераклит жил очень необычной для философов того времени жизнью, что сказалось на тематике и содержании его учения.

    Гераклит, по свидетельствам современников, был очень неординарным человеком. Согласно многим данным, был нелюдим и презирал всякое общество, а также обладал специфическими, пессимистическими взглядами, за что современники дали Гераклиту прозвище «Скутинос», то есть «Темный», «Мрачный».

    Главным источником данных о философском учении Гераклита является его единственное сочинение – «О природе». Оно было многократно цитировано древнегреческими философами, такими как Сократ и Аристотель, благодаря чему сохранилось в более полном виде, чем аналогичные произведения Анаксимена и Анаксимандра. Тематика сочинения была шире, чем у других философов того времени: она включала размышления на темы Вселенной, политики, государственного устройства и бога. Кроме того, книга была написана в полумифологическом, не свойственном авторами того времени, стиле.

    Многие биографы сообщают, что Гераклит не принадлежал к какой-либо школе, так же как не имел учеников, но был знаком с трудами Ксенофана, Гекатея, Пифагора и учением милетских философов. Его взгляды тесно переплетаются с взглядами философов милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Однако учение Гераклита не может рассматриваться как часть милетской школы, так как противоречит ей во многих ключевых моментах.

    Таким образом, Гераклит обладал уникальными и интересными философскими взглядами, которые во многом превосходили по глубине мысли его современников.

    Одним из ключевых моментов учения Гераклита является огонь. Этот элемент был избран философом в качестве субстанциально-генетического начала. Философы других школ избирали первоначалом более стабильные элементы: воду Фалес, землю Фарекид, воздух Анаксимен. Сам Гераклит объяснял свой выбор тем, что эта субстанция наиболее подвижна и нестабильна, поэтому все другие субстанции обращаются в огонь путем «остывания» или «замедления». Он называл этот процесс «путем вниз», то есть путем от более совершенного, общего, к более низкому, частному.

    Гераклит сравнивал огонь с золотом: «Все обменивается на огонь, и огонь - на все, подобно тому, как золото на товары, а товары на золото». Так, в философском социоморфическом мировоззрении преломились товарно-денежные отношения, развитие которых, как уже отмечалось, оказало значительное влияние на превращение мифологического мировоззрения в философское. В другом сравнении космический огонь сопоставляется с пламенем, на котором сжигаются различные благовония. Пламя все то же, но запахи разные. Гераклитовский огонь вечен и божествен.

    Взаимные превращения огня, воздуха, воды и земли дошли до нашего времени в трех версиях. Клемент считал, что из огня возникает море (вода); море, в свою очередь, «семя мирообразования». Из этого семени возникают и земля, и небо, и все то, что находится между ними. По версии Плутарха, огонь превращается в воздух, воздух - в воду, вода - в землю, земля - в огонь. Не совсем так представлена космогония Гераклита у Марка Аврелия. Там Гераклит говорит: «Смерть земли - рождение воды, смерть воды - рождение воздуха, а воздуха - огня: и обратно».

    Понятие «души» Гераклит тесно объединял с понятием огня. Это одна из его форм, метаморфоз. Согласно его взглядам, души возникают, «испаряясь из влаги», и наоборот, «душам смерть - воде рождение». Однако, не каждая душа влажна, влажна лишь плохая душа. Душа - единство противоположностей, она сочетает в себе влажное и огненное, и чем больше в ней огня, тем душа лучше. Согласно убеждениям Гераклита, «сухая душа - мудрейшая и наилучшая». Гераклит подчеркивает, что «всякая страсть покупается ценою души». Он говорит, что «для душ наслаждение или смерть стать влажными».

    Одним из существенных отличий идеи Гераклита о наличии первоэлемента является мысль о том, что первоэлемент не был создан кем-либо из богов или людей. Он был изначально, был везде, и лишь из него впоследствии появились и боги, и люди.

    Другой мыслью Гераклита является идея периодичности повторения циклов «избытка» огня. Под этим циклом Гераклит подразумевает конец света, мировой пожар. Этот пожар сжигает всё: и материю, и души, ведь во всем есть начало от огня. После этого огонь снова «остывает», приходит к состоянию воздуха, воды и земли.

    В истории философии наибольшие споры вызвало учение Гераклита о Логосе Логос - это некая управляющая система, который истолковывался как «бог», «судьба», «необходимость», «вечность», «мудрость», «общее», «закон». Многозначность термина «Логос», понимание которого во фрагментах Гераклита усложнено разнообразием и неопределённостью вкладываемого в него содержания, поневоле заставляет рассматривать этот термин в контексте его основных идей. В русле учения о Логосе у Гераклита совпадают судьба, необходимость и разум. Его взгляды наиболее точно описаны словами, найденными в произведении Секста: «Хотя этот логос существует вечно, люди не понимают его ни прежде, чем услышат о нем, ни услышав впервые. Ведь все совершается по этому логосу, а они уподобляются невеждам, когда приступают к таким словам и к таким делам, какие я излагаю, разделяя каждое по природе и разъясняя по существу. От остальных же людей скрыто то, что они делают бодрствуя, точно так же как они свои сны забывают».

    Таким образом, Гераклит принимал в качестве первоисточника всего сущего огонь. Вся материя, по его взглядам, происходит от огня и в него же уходит. Другое значительное понятие в учении Гераклита - Логос. Логос рассматривается как некая высшая сила или всемирный закон.

    Учение Гераклита оказало влияние на многих философов античности. В первую очередь, это Платон.

    Платон не был современником Гераклита, этих двух весьма похожих людей разделяет около полувека. Однако Платон был учеником другого древнегреческого философа - Кратила. Он, в свою очередь, очень хорошо знал учение Гераклита, в частности, Кратил был приверженцем мысли о всеобщей изменчивости, но его идеи были более радикальными. Именно через Кратила Платон узнал об этом аспекте учения Гераклита, и в дальнейшем развивал его.

    Истоки релятивизма истины, одного из ключевых догм философов-софистов, некоторые авторы видят в идее о всеобщей относительности Гераклита. Это мнение является спорным. Конечно, невозможно отрицать сходство учения Гераклита и некоторых мыслей Протагора об относительности истины к условиям. Однако при более детальном рассмотрении учения Протагора выясняется, что релятивистские взгляды Протагора и Гераклита совпадали лишь косвенно.

    Взгляды Гераклита о космосе, Логосе и огне нашли благодатную почву в стоицизме, основоположником которого является древнегреческий философ Зенон Китийский. Так, одной из важных составляющих стоического учения является мысль о том, что вся материя «сгорает», «отчищается» огнем божественного закона.

    Таким образом, учение Гераклита оказало существенное влияние на взгляды многих древнегреческих философов, которые в дальнейшем развивали и адаптировали идеи Гераклита для собственных школ.



    1.2 Философские идеи Гераклита
    Гераклит в своем сочинении выдвигает мысль о том, что время и жизнь находятся в постоянном движении, которое он сравнивает с течением реки, в которую можно зайти дважды, но воды, омывающие тело, будут уже другими. Однако его мысли о всеобщей изменчивости находят у современных ученых и другое толкование: одно и то же никогда не повторяется, но и никуда не исчезает, а лишь превращается в нечто иное. Промежуточным же звеном между «одним» и «другим» всегда является огонь. Огонь идеально соответствовал его взглядам на жизнь, ведь это самый нестойкий из элементов, который на глазах «пожирает» материю, что люди видели веками, смотря на костры.

    В своем учении о постоянных изменениях Гераклит выдвинул мысль о том, что одно и то же может быть противоположным, если смотреть по-разному, причем противоположности выявляют ценность друг друга. Так, можно вспомнить что «морская вода и чистейшая, и грязнейшая: рыбам она питье и спасение, людям же гибель и отрава», а «болезнь делает сладостным и хорошим здоровье, голод - насыщение, усталость - отдых». Также, Гераклит замечал, что самые большие изменения, а значит и самые яркие проявления жизни, кардинальны, ведь холодное, обращаясь в горячее, меняется полностью. Из этих наблюдений он делает умозаключение, ставшее впоследствии одной из его доктрин: противоположности по своей сути тождественны. Это высказывание представляется нам недостаточно обоснованным, ведь оно противоречит мысли Гераклита о гармонии, как следствии всеобщей борьбы: «Враждующее сходится, из расходящихся - прекраснейшая гармония, и все возникает из распри».

    Гармонию эту нельзя увидеть человеку. В этом и есть, по Гераклиту, ее высшая сила. Вся эта вселенская гармония доступна лишь богу. Эта глубочайшая гармония присуща всему мирозданию несмотря на то, что там все кипит в борьбе, в распре. В этой гармонии растворяется все зло.

    Что считать злом, а что - добром, Гераклит до конца не раскрывает, однако указывает на их тесную взаимосвязь этих двух понятий. Подтверждением тому может быть вывод Ипполита о том, что «и добро и зло - одно и то же». Теснее взаимосвязь добра и зла прослеживается в другом фрагменте: «Путь у валька прямой и кривой - один и тот же». Один из вариантов толкования этой цитаты: «добро и зло, пусть и различны, но идут всегда рядом».

    Исходя из всего вышеизложенного, можно утверждать, что идея Гераклита об изменчивости хорошо согласовывалась с его учением об огне, как всеобщем начале. Тождественность противоположностей же, как доктрина, не находит достаточных обоснований.

    2. Учение Гераклита с позиции милетской философии
    2.1 Критика Гераклитом милетской философии
    Учение об огне Гераклита можно понимать как ответ ранним ионийским (милетским) философам. Философы Милета (город недалеко от Эфеса), Фалес, Анаксимандр, Анаксимен полагали, что существует некоторое исходное первосвященство или первоэлемент, которое становится любыми другими вещами. Мир, каким мы его знаем, является упорядоченным соединением различных элементов или веществ, производимых первоэлементом, первоматерией. Для милетцев объяснить мир и его феномены означало просто показать, как все происходит, возникает или трансформируется из исходного вещества, как это происходит в случае с водой Фалеса или воздухом Анаксимена.

    Гераклит, как кажется, следует этому образцу объяснения мира, когда рассматривает мир как «вечно живой огонь» и утверждает, что «Молния управляет всеми вещами», намекая на управляющую силу огня. Но выбор огня в качестве исходного первосвященства крайне странен: первосвященство должно быть стабильным и устойчивым, сохраняя свои сущностные качества, тогда как огонь непостоянен и предельно изменчив, являясь символом изменений и процесса.

    Гераклит отмечает: Мы можем измерить все вещи по отношению к огню как стандарту; имеется эквивалентность между золотом и всеми вещами, но вещи не тождественны золоту. Точно также огонь обеспечивает стандарт ценности для других элементов, но не тождественен им. Огонь играет существенную роль в учении Гераклита, но он не исключительный и уникальный источник для других вещей, поскольку все вещи или элементы эквивалентны.

    Огонь важен скорее, как символ, чем как первоэлемент. Огонь постоянно изменяется, впрочем, как и остальные элементы. Одно вещество трансформируется в другое в некотором цикле изменений. То, что несет в себе постоянство - не какой-либо первоэлемент, но сам всеобщий процесс изменений. Существует некий постоянный закон трансформаций, который можно соотнести с Логосом. Гераклит мог бы сказать, что милетцы корректно считали, что один элемент обращается в другой через серию трансформаций, но они некорректно выводили из этого существование некоторого первоэлемента как единственного источника для всего существующего.

    Если А есть источник В, а В источник С, а С обращается в В, а затем в А, тогда В аналогичен источнику А и С, а С является источником для А и В. Не существует никаких особых причин для продвижения одного элемента или вещества в качестве возмещения расхода другого вещества. Важно отметить, что любое вещество может обращаться в любое другое. Единственное постоянное в этом процессе - это закон изменения, посредством которого устанавливается порядок и последовательность изменений. Если это действительно то, что Гераклит держал в уме, разрабатывая свою философскую систему, то он далеко выходит за рамки обычной физической теории своих предшественников, и скорее строит систему с более тонким пониманием метафизики.

    2.2 Высказывания Гераклита
    Не мне, но Логосу внимая, разумно признать, что все едино.

    Мышление - великое достоинство, и мудрость состоит в том, чтобы говорить истинное, и чтобы, прислушиваясь к природе, поступать с ней сообразно.

    Те, кто, слушая, не внимают, уподобляются глухим, о них свидетельствует изречение: «присутствуя, они отсутствуют».
    Природа любит скрываться.

    И солнце встает не таким, каким садится.

    Много злых и мало добрых.

    Роком я называю порядок и последовательность причин, когда одна причина, связанная с другой причиной, порождает из себя явление.

    Единое, расходясь, само с собой согласуется: обратно возвращающаяся гармония…

    Война (борьба) - отец всех вещей, отец всего.

    Одно и то же в нас - живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое. Ведь это, изменившись, есть то, и обратно, то, изменившись, есть это.

    К слову, сущему всегда непонятливы люди.

    Нужно, чтобы люди, занимающиеся философией, о многом были хорошо осведомлены.

    А кормчий всего есть Перун (огонь вечный).

    И этот мир не создан никем - не из людей, не из богов; он был, есть и будет - вечным огнем, мерами вспыхивающим и мерами затухающим.

    Что можно видеть, слышать, узнать, то я предпочитаю.

    Природа любит прятаться.

    Тайная гармония лучше явной.

    Я искал самого себя.

    Глаза и уши - дурные свидетели для людей, если души у них варварские.

    Должно знать, что война общепринята, что вражда есть закон, и что все возникает через вражду и взаимообразно.

    Война - отец всех, царь всех: одних она объявляет богами, других - людьми, одних творит рабами, других - свободными.

    На входящих в те же самые реки притекают в один раз одни, в другой раз другие воды.
    Век - дитя играющее, кости бросающее, дитя на престоле.

    Личность - божество человека.

    Народ должен сражаться за попираемый закон, как за стену (города).

    Рожденные жить, они обречены на смерть, да ещё оставляют детей, чтобы родилась смерть.

    Многознание уму не научает.

    Этот космос, тот же самый для всех, не создал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами разгорающимся и мерами погасающим.

    Для бодрствующих существует один общий мир, а из спящих каждый отворачивается в свой собственный.

    Заключение

    Нам представляется возможным считать, что учение Гераклита в нашей работе было раскрыто в полной мере. В процессе работы были тщательно исследованы различные точки зрения на его учение. Были рассмотрены некоторые политические аспекты биографии Гераклита. Мы выяснили, что Гераклит был одним из самых необычных людей той эпохи, что повлияло на его взгляды. Благодаря этому, учение Гераклита отличается уникальностью и глубиной философской мысли. В частности, Гераклит принимал в качестве первоисточника всего сущего огонь. Вся материя, по его взглядам, происходит от огня и в него же уходит. Также, благодаря Гераклиту в философию был введен термин «логос», который рассматривается как некий божественный закон и обычно ассоциируется с космосом. Кроме всего этого, Гераклит ввел первое понятие о всеобщей, постоянной изменчивости и релятивизме - относительности. Главным источником познания Гераклит считал мышление, а второстепенным - чувства.

    Интерес представляют и его взгляды на само мышление, как процесс, присущий всем людям. Он приводит человека к верному выводу о единстве всех знаний, причем многозначные, но мнению Гераклита, не приближает человека к мудрости. Учение Гераклита оказало существенное влияние на взгляды многих древнегреческих философов из разных школ и разных направлений, а также сказалось на взглядах философов других эпох.

    Список использованных источников

    1. Ахутин А. В. Античные начала философии/ А. В. Ахутин. - СПб.: Наука, 2010, 782 с.

    2. Лебедев А. В. Логос Гераклита. Реконструкция мысли и слова (с новым критическим изданием фрагментов) / А. В. Лебедев. - СПб.: Наука, 2014, 533 с.

    3. История философии: учебник / Под ред. В. П. Кохановского, В. И. Яковлева. - Ростов н/Д: Феникс, 2008.

    4. Прокофьева Г. П. Философия: курс лекций / Г. П. Прокофьева. - Хабаровск: ДВГУПС, 2007, 175 с.

    5. Рассел Б. История западной философии. В 3 кн.: 3-е изд., испр. / Подгот. текста В. В. Целищева. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во; Изд-во Новосиб. ун-та, 2001.

    6. Школкина И. Н. Курс лекций по классической и неклассической философии: Учебное пособие / И. Н. Школкина. - Саранск, 2008, 149 с.

    Краткий конспект монографии Лебедева А. В.

    «Реконструкция мысли и слова (с новым критическим изданием фрагментов)» / А. В. Лебедев. - СПб.: Наука, 2014
    Монография распадается на две части. Часть 1 содержит очерк жизни и философии (логоса)  Гераклита Эфесского, а также анализ его метафорического языка, без понимания которого путь к философской мысли Гераклита закрыт. Основной вывод: Гераклит был не физикалистом-«досократиком», а этико-политическим и теологическим мыслителем реформаторского склада, его трактат во многом предвосхищает проблематику «Государства» Платона, а в этике и философии природы содержит все основные положения стоицизма.

    Часть 2 представляет собой новое критическое издание греческого текста (логоса) сохранившихся фрагментов Гераклита с русским переводом и комментарием. Это издание отличается от предшествующих не только новой редакцией греческого текста, но и самим составом и расположением фрагментов, стремящимся, по возможности, реконструировать в общих чертах первоначальный текст и структуру утраченного трактата Гераклита «О природе».

    Название нашей книги «Логос Гераклита» содержит гераклитовскую многозначность. Логос по-гречески может означать, среди прочего, и учение, теорию, и философский трактат, но также и слово или текст. Когда Гераклит противопоставляет свой логос логосам других, он имеет в виду оба значения. При этом превосходство своего логоса над логосами других он обосновывал тем, что его логос - и философское учение, и книга его излагающая - является точной копией логоса Вселенной, который ему удалось благодаря пониманию грамматики космоса перевести с «языка природы» на простой греческий и изложить в назидание согражданам и потомкам в сочинении, посвященном в храм Артемиды Эфесской.

    Восходящее к древности мнение о «высокомерии» и снобизме Гераклита несколько преувеличено. В известном смысле он скромно отказывался от авторства своей книги в пользу космического бога, вещающего его устами («внемля не моему логосу...»). Первая часть нашего исследования реконструирует логос Гераклита как мысль, вторая - логос как слово. Но поскольку оба они, по Гераклиту, восходят к одному небесному оригиналу, в названии нашей книги содержится аллюзия и на этот третий Логос как центральный пункт гераклитовской философии.



    написать администратору сайта