Главная страница
Навигация по странице:

  • Хронологические границы школы

  • Философские и эстетические основы натуральной школы

  • Отечественная литература (1 треть 19 века). Периодизация истории русской литературы первой половины XIX в


    Скачать 0.9 Mb.
    НазваниеПериодизация истории русской литературы первой половины XIX в
    АнкорОтечественная литература (1 треть 19 века).doc
    Дата04.05.2017
    Размер0.9 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаОтечественная литература (1 треть 19 века).doc
    ТипДокументы
    #6966
    страница17 из 44
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   44

    вопрос 21


    Натуральная школа в русской литературе 1840-х гг.: основные направления художественные принципы. Поэтика очерков натуральной школы.

    Натуральная школа – одна из самых сложных проблем в истории становления русского реализма. Несмотря на единодушное признание важности этого литературного явления и неослабевающее внимание к нему, исследователи до сих пор не пришли к единодушному выводу о его природе, границах, содержании. Это связано с огромным объемом, разнородностью материала (творчество разных писателей). Исследователи В.И.Кулешов, Ю.В.Манн (ст. «Человек и среда» («Заметки о натуральной школе»).

    Натуральная школа – своеобразный этап становления русского реализма, его развития. Это и сплочение писателей вокруг одного печатного органа: «Отечественных записок», а затем «Современника»; более или менее сознательная ориентация на творчество Гоголя, не исключающая в отдельных случаях полемику с ним; высокий уровень теоретического осмысления процессов, происходящих в литературе: критические статьи Белинского, Некрасова, Плещеева, Майкова. Яркое доказательство единомыслия – альманахи «Физиология Петербурга» (1845) и «Петербургский сборник» (1846). Среди писателей, принадлежащих к натуральной школе были чрезвычайно яркие индивидуальности, настолько непохожие друг на друга, что говорить об общности стиля или языка их произведений не представляется возможным: Герцен и Достоевский, Тургенев и Гончаров, Салтыков и Писемский.

    Исходя из этого, исследователь Ю.Манн указывал, что натуральная школа – строго говоря не школа (школа, с точки зрения Манна, - общность стиля, тематики, то есть высокая степень общности). Интересно, что Виноградов, определяя понятие «натуральная школа», объединял не писателей, а произведения, считая, что «поэтическая индивидуальность сама в себе внешкольна, она не укладывается в рамки той или другой школы».

    Нам интересно исследовать зарождение и развитие принципов натуральной школы в творчестве отдельных ее представителей. Определяя состав участников, мы исходим из того, что решающими являются не личные контакты художников, не кружковая близость, складывающаяся вокруг Белинского, а верность определенным творческим принципам, которые возникли под влиянием общелитературной ситуации и идейно-художественных потребностей времени.

    Хронологические границы школы

    Анализ творчества писателей, несомненно связанных с натуральной школой, развивавшихся в ее русле, а затем перераставших ее рамки, доказывает невозможность строгого ограничения времени существования школы. С одной стороны, отдельные принципы натуральной школы начали складываться еще в конце 30-х годов XIX века, а с другой – в начале 50-х не происходит резкого распадения школы. В творчестве отдельных ее представителей художественные принципы натуральной школы продолжают жить вплоть до конца 50-х годов. Такой яркий представитель как Писемский, входит в литературу только в конце 40-х годов (хотя исследователь Кулешов утверждал, что Островский и Писемский – непетербуржцы – находятся за пределами натуральной школы. В действительности, сложный процесс выработки новых подходов к жизненному материалу, новых принципов поэтики невозможно искусственно ограничить одним десятилетием.

    Не будем претендовать на рассмотрение всего комплекса проблем, связанных с натуральной школой. Однако выявим наиболее существенные признаки натуральной школы: взаимоотношение человека и среды; пафос социального исследования жизни, когда сама социальная структура общества является специальным и самостоятельным объектом изображения; рассмотрение человека, в первую очередь, в системе его социальных связей, как типичного представителя определенного слоя людей – в этом была новизна и специфика идейно-художественной позиции деятелей натуральной школы. Поэтика натуральной школы складывалась под влиянием задачи как можно более полного изучения и описания действительности, среды. Отсюда требование «натуральности», предельной жизненной достоверности изображения, тяготение к неприкрашенной «прозе» жизни. Вымысел и фантазия уступают первенство наблюдению, сбору материала, его анализу, классификации. В творчестве В.Даля, Дружинина, Панаева, Буткова, В.Соллогуба получили первоначальное развитие «физиологический» очерк и выросшие на их основе рассказ и нравоописательная повесть.

    С появлением произведений Тургенева, Гончарова, Герцена, Достоевского, Салтыкова, Григоровича, Писемского, Некрасова, Островского наступает новый период в истории натуральной школы. Ведущими жанрами становятся повесть и роман. С ними связаны основные художественные открытия 40-50-х гг., определившие роль натуральной школы в становлении русского реализма.

    Философские и эстетические основы натуральной школы

    В разном видели единство натуральной школы Виноградов, Кулешов, Манн. Важны выводы Манна: общность ощутима и связана с закреплением в литературе 40-х гг. переворота, совершенного Гоголем. Близка нам и другая мысль ученого: натуральная школа определяется по единой художественной философии. Очевидно, что творчество конкретных писателей и критиков никогда не может целиком уложиться в рамки какой-либо художественно-философской доктрины. Нас будут интересовать доминантные тенденции их творческих устремлений в 1840-е гг. Для Белинского натуральная школа была именно школой, направлением, хотя и в художественном плане – «широкого типа». Само слово «школа» предполагает нечто, возникающее не произвольно, а создаваемое сознательно, имеющее в виду какие-то заранее данные цели.

    В мировоззренческом плане – это определенная система взглядов на действительность, ее содержание, ведущие тенденции, возможности и пути ее развития. Общность мировоззрения – важное условие формирования литературной школы. И между тем, литературную школу объединяют прежде всего структурно-поэтические моменты. Так, молодые писатели 40-х гг. восприняли гоголевские приемы, но не гоголевское мировоззрение. По мысли Белинского, гений творит, что и когда хочет, его деятельность невозможно прогнозировать и направить. Его произведения неисчерпаемы по количеству возможных интерпретаций. Одна из задач беллетристики, считал Белинский, - пропаганда передовых научных идей.

    У истоков натуральной школы стоят Белинский и Герцен, во многом воспитанные на идеях Гегеля. Даже впоследствии, споря с ним, это поколение сохраняло гегелевскую структуру мышления, приверженность рационализму, такие категории, как историзм, примат объективной действительности над субъективным восприятием. Однако стоит заметить, что гегелевский историзм и выведенная на его основе «русская идея» - отнюдь не монопольное достояние Белинского и кружка писателей, объединившихся вокруг «Отечественных записок» в начале 40-х гг. Так, московские славянофилы на основе тех же историко-философских посылок, что и Белинский, сделали противоположные выводы: да, русская нация вышла на всемирно-исторические рубежи; да, история – ключ к современности, но полное осуществление «духа» нации и грядущая великая слава – не столько в успехах цивилизации и западного (общечеловеческого, универсального) просвещения, как полагали Белинский и Герцен, а прежде всего в проявлении православно-византийских начал.

    Говоря о людях первой половины 40-х гг., исследователь Скабичевский справедливо заметил: «Как славянофилы, так и западники, одинаково верили, что будущее принадлежит России, которой суждено сказать новое слово цивилизации после Европы, но сказать его не иначе, как в духе своей народности. Пункт же их разделения начинался с определения путей, по которому Россия должна идти для выполнения своего исторического назначения».

    Недаром в «Былом и думах» Герцен сравнил обе партии с двуликим Янусом, имевшем, как известно, одну голову, но два лица, обращенных в разные стороны.

    Итак, хотя гегелевские идеи были в основе «натуральной школы», не они определяли ее своеобразие на литературном фоне эпохи 40-х гг. В самом деле, не только натуральная школа в начале 40-х гг. обратилась в своих произведениях к так называемой реальной действительности: пафос отражения и изучения русской жизни.

    Впервые название «натуральная школа» было употреблено Булгариным в фельетоне «Северная пчела» от 26.01.1846г. Под пером Булгарина это слово было бранным. В устах Белинского – знамя русской реалистической литературы. Наконец, историко-литературный термин. И защитники, и враги, а позднее – исследователи «натуральной школы», относили к ней творчество молодых писателей, вступивших в литературу после Пушкина и Лермонтова, непосредственно вслед за Гоголем: Гончаров и Герцен, Достоевский и Некрасов, Тургенев и Григорович, Соллогуб и Панаев. Белинский в годовом обзоре «Взгляд на русскую литературу 1847 года» писал: «Натуральная школа стоит на первом плане русской литературы». Белинский относил первые шаги натуральной школы к началу 40-х гг. Ее конечный хронологический рубеж был позднее определен началом 50-х гг. Таким образом, натуральная школа объемлет десятилетие русской литературы. По мысли Манна, одно из ярчайших десятилетий, когда заявили о себе все те, кому во второй половине 19 века суждено было составить основу русской литературы. Сейчас понятие «натуральная школа» принадлежит к общепринятым и наиболее употребительным. Исследователи Благой, Бурсов, Поспелов, Соколов обращались к проблеме «натуральной школы».

    Основные направления, в которых изучалась натуральная школа:

    1. наиболее распространен тематический подход подчеркивается, что натуральная школа начала с зарисовок города, широко изображала жизньчиновников, но не ограничивалась этим, а обращалась к самым обездоленным слоям населениярусской столицы: дворникам (Даль), шарманщикам (Григорович), купеческим приказчикам исидельцам в лавке (Островский), деклассированным обитателям петербургских трущоб(«Петербургские углы» Некрасова), характерным героем натуральной школы был демократ-разночинец, отстаивающий свое право на существование.

    2. жанровый. Исследователь Цейтлин в докторской диссертации и в созданной на ее основе книге(«Становление реализма в русской литературе (Русский физиологический очерк)» – М.: Наука, 1965)исследует становление натуральной школы главным образом как развитие «русскогофизиологического очерка». По его мнению, натуральная школа своим рождением обязана былафизиологическому очерку. С этим выводом согласен и исследователь Манн.А.Герцен роман «Кто виноват?»и традиции «натуральной школы»

    Первый роман Герцена. Первая часть романа была напечатана в 1845-1846гг. на страницах«Отечественных записок», а полное издание – в 1847 гг. Художник-публицист, писатель-исследователь и мыслитель, опирающийся на силу глубокой социальной и философской мысли.Герцен обогащает искусство слова, художественные принципы реализма достижениями науки ифилософии, социологии и истории. По мнению Пруцкова, Герцен является основоположником врусской литературе художественно-публицистического романа, в котором наука и поэзия,художественность и публицистика слились в одно целое.

    Белинский особенно подчеркивал наличие в творчестве Герцена синтеза философской мыслии художественности. В этом синтезе он видит своеобразие писателя, силу его преимущества передсовременниками. Герцен расширил рамки искусства, открыл перед ним новые творческиевозможности. Белинский отмечает, что автор «Кто виноват?» «умел довести ум до поэзии, мысльобратить в живые лица…». Белинский называет Герцена «натурой по преимуществу мыслящей исознательной».

    Роман – своеобразный синтез художественного отражения жизни с научно-философскиманализом общественных явлений и человеческих характеров. Художественная структура романаоригинальна, она свидетельствует о смелом новаторстве писателя. Завязка первой части романа:разночинец Дмитрий Круциферский нанимается домашним учителем в семью отставного генерала,помещика Негрова. Но не эту симптоматическую ситуацию Герцен сделал завязкой всего романа, неона развернулась в основной конфликт, определяющий движение сюжета в целом. Демократизмпозиций писателя. Герцен впервые столкнул в романа плебея и дворянина, генерала, этостолкновение он сделал художественным стержнем изображения жизни в первых главах романа. Зазавязкой следуют два биографических очерка: «Биография их превосходительств», «БиографияДмитрия Яковлевича» (жизненные судьбы бедного молодого человека и богатого помещика).

    В первой части романа – три биографических очерка (Негровы, Круциферский, Бельтов).Белинский, характеризуя жанровые особенности романа, писал: «собственно не роман, а рядбиографий», «связанных между собою одною мыслию, но бесконечно разнообразных, глубокоправдивых и богатых философским значением». Каждая их глав первой части романа осложненавведением в нее других художественных биографий. Глава о Негрове включает и историю жизниГлафиры Львовны; биография Вл.Бельтова – историю жизни его матери – Софи. Глава оДм.Круциферском содержит рассказ и о судьбе его отца. В первой части романа рассказанабиография Любоньки (в главах «Биография их превосходительств» и «Житье-бытье»).
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   44


    написать администратору сайта