ПЕРСОНАЖ. Персонажей. Систему персонажей следует рассматривать с двух точек зрения
Скачать 20.28 Kb.
|
Система персонажей. Персонаж (литературный герой) - это действующее лицо сюжетного художественного произведения. Организованность персонажей литературно-художественного произведения предстает как система персонажей. Систему персонажей следует рассматривать с двух точек зрения: 1. Как систему взаимоотношений персонажей (борьба, столкновения и т.д.) – то есть с точки зрения содержания произведения; 2. Как воплощение принципа композиции и средство характеристики действующих лиц – то есть как позицию автора. Выделяют следующие категории персонажей: главные – находятся в центре сюжета, обладают самостоятельными характерами и прямо связаны со всеми уровнями содержания произведения, второстепенные - также довольно активно участвующих в сюжете, имеющих собственный характер, но которым уделяется меньше авторского внимания; в ряде случаев их функция – помогать раскрытию образов главных героев, эпизодические - появляющихся в одном-двух эпизодах сюжета, зачастую не имеющих собственного характера и стоящих на периферии авторского внимания; их основная функция – давать в нужный момент толчок сюжетному действию или же оттенять те или иные черты персонажей главных и второстепенных). кроме того, существуют еще и т.н. внесценические персонажи, о которых идет речь, но они не участвуют в действии (например, в «горе от ума» а. С. Грибоедова это княгиня марья алексеевна, мнения которой все так боятся, или дядя фамусова, некий максим петрович). например, роман дефо «робинзон крузо» вроде бы повествует о жизни одного человека. Тем не менее, роман густо населен. В воспоминаниях и мечтах робинзона живут разные лица (=внесценические персонажи): отец, предостерегавший сына от моря; погибшие спутники, с участью которых он часто сравнивает свою; корзинщик, за работой которого он наблюдал в детстве; желанный товарищ – «живой человек, с которым я мог бы разговаривать». Роль внесценических персонажей, как будто вскользь упоминаемых, очень важна: ведь робинзон на своем острове и одинок, и не одинок, поскольку он олицетворяет совокупный человеческий опыт, трудолюбие и предприимчивость своих современников и соотечественников. по каким же параметрам определяют категорию персонажей?их два. Это: – степень участия в сюжете и, соответственно, объем текста, который этому персонажу отводится; – степень важности данного персонажа для раскрытия сторон художественного содержания. чаще всего эти параметры совпадают. Так, в «отцах и детях» базаров – главный герой по обоим параметрам, павел петрович, николай петрович, аркадий, одинцова – персонажи по всем статьям второстепенные, а ситников или кукшина – эпизодические. но бывает, что автор возлагает на второстепенный (а то и вовсе эпизодический) персонаж большую содержательную нагрузку. пример - «капитанская дочка» пушкина. «казалось бы, нельзя представить себе более эпизодический образ, чем императрица екатерина: она, кажется, существует лишь для того, чтобы привести довольно запутанную историю главных героев к благополучной развязке. Но для проблематики и идеи повести это образ первостепенного значения, потому что без него не получила бы смыслового и композиционного завершения важнейшая идея повести – идея милосердия. Как пугачев в свое время вопреки всем обстоятельствам милует гринева, так и екатерина милует его, хотя обстоятельства дела как будто указывают против него. Как гринев встречается с пугачевым как человек с человеком и лишь впоследствии тот оборачивается самодержцем, так и маша встречается с екатериной, не подозревая, что перед ней государыня, – тоже как человек с человеком. И не будь этого образа в системе персонажей повести, композиция не замкнулась бы, а следовательно, не прозвучала бы и художественно убедительно идея человеческой связи всех людей, без различия сословий и положений, идея того, что «творить милостыню» – одно из лучших проявлений человеческого духа, а прочное основание человеческого общежития – не жестокость и насилие, а добро и милосердие» а бывает и так, что вопрос о разделении персонажей на категории вообще теряет всякий содержательный смысл. например, в композиции «мертвых душ» эпизодические персонажи отличаются от главных лишь количественно, а не качественно: по объему изображения, но не по степени авторского интереса к ним. количество персонажей в поэме буквально зашкаливает. Дядя миняй и дядя митяй, зять ноздрева мижуев, мальчишки, просящие у чичикова подаяния у ворот гостиницы, и особенно один из них, «большой охотник становиться на запятки», и штабс-ротмистр поцелуев, и некий заседатель дробяжкин, и фетинья, мастерица взбивать перины, какой-то приехавший из рязани поручик, большой, по-видимому, охотник до сапогов, потому что заказал уже четыре пары и беспрестанно примеривал пятую, и далее, далее, далее. эти фигуры не дают толчков к сюжетному действию и никак не характеризуют гг – чичикова. Более того, детализация этих фигур явно избыточная – вспомним мужиков, рассуждавших о маниловке и заманиловке, ивана антоновича кувшинное рыло, супругу собакевича, дочку старого повытчика, у которой на лице происходила по ночам молотьба гороху, покойного мужа коробочки, который любил, чтобы кто-нибудь почесал ему на ночь пятки, а без этого никак не засыпал. однако это не избыток и уж точно не неумение автора строить сюжет. Это, наоборот, тонкий композиционный прием, при помощи которого гоголь создал особую установку. Показал не просто образы отдельных людей, а нечто более широкое и значительное – образ населения, народа, нации. Мира, наконец. почти такая же композиция системы персонажей наблюдается в пьесах чехова, причем дело еще больше осложняется: главных и второстепенных персонажей невозможно различить даже по степени участия в сюжете и объему изображения. При помощи данной системы чехов показывает «некоторое множество обыкновенных людей, обыденное сознание, в среде которого нет выдающихся, незаурядных героев, на образах которых можно построить пьесу, но в массе своей они тем не менее интересны и значительны. Для этого и надо показать множество равноправных персонажей, не выделяя из них главных и второстепенных; только так и раскрывается в них нечто общее, а именно присущая обыденному сознанию драма несостоявшейся жизни, жизни, прошедшей или проходящей зря, без смысла и даже без удовольствия» (с) структура персонажной сферы сколько персонажей необходимо и достаточно? работая над «тремя сестрами», чехов иронизировал над собой: «пишу не пьесу, а какую-то путаницу. Много действующих лиц – возможно, что собьюсь и брошу писать». А по завершении вспоминал: «ужасно трудно было писать «трех сестер». Ведь три героини, каждая должна быть на свой образец, и все три – генеральские дочки!». всякий автор сталкивается с проблемой – все ли герои обязательны? Не затесались ли среди них избыточные? И что делать, если написать массовую сцену хочется, но плодить персов желания нет? как у классика, где в пьесу «гражданина жюля верна» вводятся «красные туземцы и туземки (положительные и несметные полчища)». (булгаков. Багровый остров). итак, количество персонажей. для образования системы персонажей необходимы как минимум два субъекта. как вариант – может быть раздвоение героя - семен семенович в очках и без очков (хармс, «случаи»). максимальное число персонажей не ограничено. по некоторым подсчетам, в «войне и мире» толстого около 600 действующих лиц, в «человеческой комедии» бальзака - около 2 000. персонажи обязаны взаимодействовать друг с другом. итак, система персонажей – это взаимосвязи и отношения между персами, то есть понятие, относящееся к композиции произведения. важнейшее свойство системы персонажей – иерархичность. об этом мы уже говорили здесь: в большинстве случаев персонаж находится в точке пересечения трех лучей. первый – это друзья, соратники (доброжелательные отношения). второй – враги, недоброжелатели (враждебные отношения). третий – прочие посторонние люди (нейтральные отношения) эти три луча (и люди, в них находящиеся) создают строгую иерархическую структуру выделяют два типа связи между персонажами – по сюжету (теза-антитеза) и по соотношению характеров. наиболее простой и часто встречающийся случай – противопоставление двух образов друг другу. моцарт и сальери, гринев и швабрин, обломов и штольц, мальчиш-кибальчиш и мальчиш-плохиш. несколько более сложный случай, когда один персонаж противопоставлен всем другим, как, например, в комедии грибоедова «горе от ума», где важны даже количественные соотношения: недаром грибоедов писал, что в его комедии «двадцать пять глупцов на одного умного человека». бывают и более сложные композиционные связи между персонажами. пример - «преступление и наказание». «система персонажей организована вокруг главного героя раскольникова; остальные персонажи находятся с ним в сложных соотношениях, причем не только сюжетных; и именно во внесюжетных связях обнаруживается богатство композиции романа. |