Главная страница

Эссе по религоведению. Итоговое эссе, Вашурина Л.И., ПОНБ-19-1. Перспективы религий в современном мире


Скачать 15.28 Kb.
НазваниеПерспективы религий в современном мире
АнкорЭссе по религоведению
Дата18.07.2021
Размер15.28 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаИтоговое эссе, Вашурина Л.И., ПОНБ-19-1.docx
ТипДокументы
#224646

Эссе на тему: «Перспективы религий в современном мире»

Проблемой данного эссе является вопрос о состоянии религии в настоящее время и о её будущем. Я придерживаюсь позиции, что судьба религии определятся судьбой исповедующих людей. Без человека ни одна религия существовать не может. Человек же многомерен; таким является и образуемое из людей общество. А что происходит с обществом?

Нарастающий объём научно-технических и социокультурных изменений несомненно вносит в современного человека дисбаланс. При этом умножаются различия в доступности ресурсов, в уровнях потребления и благосостояния различных сегментов общества, что чревато обострением внутренних и внешних направлений в отношениях между индивидами, группами населения, народами и государствами.

На фоне всего этого перспектива религий утрачивает какое-либо однозначное направление. Но, добывая научным путём знания о прошлом и настоящем, можно попробовать предсказать какие-то наиболее вероятные, с сегодняшней точки зрения, тенденции в эволюции религиозной жизни человечества или его отдельных частей.

Многократно перевранная разными произнесениями и интерпретациями фраза К. Маркса, характеризующая религию, в оригинале выглядит так: «sie ist das Opium des Volks», что наиболее точно переводится словами: «она есть опиум народа». По-русски чаще всего звучит «опиум для народа», что полностью искажает смысл марксовского тезиса, превратно показывая религию как якобы средство одурманивания. В действительности ничего уничижительного для религии и оскорбляющего верующих в этой фразе нет. Она лишь фиксирует анестезирующее значение религии при столкновении людей (по словам Маркса) с «бездушными порядками» и «бессердечным миром». Религия, по сути, снимает у людей болевые ощущения от переживания острых проблемам личного и социального свойства. С помощью религии люди устанавливают для себя незыблемые высшие смыслы этого бытия.
За все времена, последовавшие с появления фразы об «опиуме народа», социальный порядок не стал душевнее и мироустройство не стало сердечнее. Вряд ли стоит ожидать каких-то принципиальных перемен в этом отношении хотя бы на ближайшую столетнюю перспективу.

Отсылки к религии как к авторитетной инстанции в вопросах нравственности и социального поведения никуда не исчезнут. Может лишь поменяться формальная сторона религии, т. е. на смену нынешнему религиозному спектру придёт другой набор конкретных религиозных систем, востребованных как символические представители «нормы» и «порядка». Вряд ли такое «обновление» будет полным. Скорее всего, крупнейшие религии современности сохранят какие-то позиции, но их удельный вес изменится.

Наибольшая стабильность религий сохраняется на уровне исторически сформированных доктрин и культов. Религиозное мировоззрение вообще принципиально ретроспективно, важную тональность в нём задаёт максима: чем древнее - тем подлиннее, чем подлиннее -тем истиннее.

Но основополагающие концепты любых религиозных учений относятся, прежде всего, к внутреннему миру индивидов. Религиозный настрой всегда имеет персональную востребованность, формирует интимное пространство духовной жизни верующих, удостоверяет человеку его личную соразмерность высшим состояниям бытия.

Критика в адрес религиозных организаций и снижение их авторитета происходит в большинстве демократических стран, как только обнаруживается явное стремление к религиозному доминированию во всех сферах жизни. Парадоксально, однако, что секуляристские и даже яростно антиклерикальные настроения вовсе не обязательно вызваны пренебрежением к религии или желанием устранить её из человеческой жизни. Утрачивают императивный статус прежние модели конфессионального выбора. Но это вовсе не подрывает религиозности как духовного состояния. Среди той части населения, которая испытывает потребность в религии, начинается искание новой религиозной идентичности.

По основной своей функции и через 100 лет религия будет мощным компенсатором духовных и социальных сбоев в социокультурной эволюции человечества. Это можно считать постоянным её назначением, отвечающим определяющему признаку - вере в сверхъестественную инстанцию, связь с которой как бы снимает человеческое несовершенство, перекрывает ошибки и вдохновляет на возобновление рискованного процесса под названием жизнь. А вот учения, обрядовые действия, организационные формы - всё это суть переменные величины, подверженные трансформациям, вплоть до исчезновения одних и возникновения новых.

Поэтому будущее религий именно как религий - это поиск и поддержание сложного баланса между неизбежной модернизацией и периодическим «возвращением к истокам».


написать администратору сайта