Косметология. Первооткрывателем
Скачать 28.14 Kb.
|
Доподлинно неизвестно, кто именно был "первооткрывателем" этого косметического средства, но археологические раскопки показали, что древние египтяне использовали в Изготовление и хранение косметических средств в Древнем Египте Сырьем для косметических средств служили натуральные продукты. Для косметики душистые травы выращивались в Фаюме, а так же финиковые пальмы, васильки, мандрагору, пальмы дум и мак самосейка. Из Омана, Эфиопии, Судана, Йемена, Сомали в Египет поступали ладан, камедь, пряности и гвоздика, а смолы и масла из Сирии, Ливии и Палестины. В Египте выращивали кунжут, чабрец, тмин, розмарин и кориандр. Для мазей, бальзамов и ароматических масел использовали цветы такие как лотос, нарциссы, розы, мелису, жасмин, ромашки, мяту, фиалки, тысячелистник. А для цветной помады цветы делили на пестики и тычинки, лепестки и просеивали. Сушили лилию, растирали и настаивали на оливковом масле. Сначала мастера дробили сырьё, помощники толкли в ступке его и разминали, далее вытапливали на огне продукт. После отжима масла переливали в сосуды и везли в храмы. В храмах изготавливали косметику, благовония, а изготовленную косметику в первую очередь приносили в дар богу. Так зародилась алхимия и химия. В качестве косметических средств использовали: Жир животных. Кровь животных. Птичьи яйца. Рыбий жир. Перетертые зубы кости и копыта животных. Краску. Ил и глину У жрецов был свой бог косметики с именем Бес. Появились первые туалетные шкатулки с ячейками, где хранились различные косметические средства: мази, краски, благовония, крема, пемза. Для хранения косметики изготавливали специальные вазы из алебастры и гранита, футляры для карандашей – из тростника и фаянса. Позже из Палестины пришло стекло, и стали появляться стеклянные баночки с маслами и красками. Во время Нового царства горшок для макияжа, где хранился кхоль, был заменен контейнером в виде трубочек разной длины из дерева, слоновой кости, стекла или камня. Для них применялись несколько видов декоративного оформления. Широко распространены были миниатюрные колонки из полихромного стекла с разноцветной отделкой. Их делали из слоновой кости, и как вариант, наносили рисунки папируса. Поначалу, косметику наносили пальцами, но с развитием цивилизации изобрели такие инструменты как кисточки. Уход за кожей в Древнем Египте В Древнем Египте очень серьезно относились к чистоте тела. Проводили данную процедуру несколько раз в день: после пробуждения, перед едой и после еды. Они использовали различные моющие средства на основе соды, глины или золы с добавлением ароматических веществ. Так же были своеобразные «дезодоранты»: подмышками носили шарики из густой овсяной каши с добавлением ароматических масел. С помощью воска и сахара египтяне делали эпиляцию. Женщины натирали тело и лицо речным илом и очищали кожу смесью из золы и глины, заканчивая процедуру втиранием в кожу ароматических масел, целью было не только отшелушить кожу, но и придать эффект бледности. Для защиты лица от сухого ветра и палящего солнца на кожу наносили различные масла, такие как касторовое, оливковое или кунжутное и овечий жир. Для отбеливающего эффекта на лицо накладывали жирные маски из охры и скрывая различные дефекты, а так же рисовали еле заметные голубые линии, обозначая линии вен подчеркивая контрастность бледной кожи. Что бы кожа была гладкой и мягкой, женщины натирались кремом в основу которого входит мел. А что бы лицо приобрело ровно матовый и мерцающий оттенок, наносили пудру из морских перламутровых раковин. Одним из популярных средств ухода за кожей в Древнем Египте считалась морская соль, которую собирали на озере "Мертвое море". Соль позволяла кожу сделать светлой. Алоэ вера помогала сохранить красоту и молодость египетским женщинам. Молоко и мед были одним из любимых средство ухода за кожей, из них готовилась смесь маски для лица, а так же наносилась на тело при его мытье. Весьма необычным средством для ухода за кожей была смесь ослиного молока с навозом крокодила для мытья тела. Как ухаживали за волосами в Древнем Египте Юлий Цезарь, любовник Клеопатры, по ее совету смазывал голову снадобьем в состав которого входили измельченные зубы лошади, жир медведя, прожаренные мыши, толченные в ступке с рогами оленя. Одной из важных процедур для здоровья локонов и красоты волос было применения масел. Как правило использовали миндальное касторовое масла, так же часто использовали масло розмарина, что способствовало росту волос. Для сохранения здоровых локонов и делая их сильнее использовали смеси, в состав которых входили оливковое масло и кокосовое молоко. Для укладки волос в красивую причёску использовали специальный гель из масла Ши и кокосового молока. Так же они красили волосы хной. Хна придавала волосам желтовато-красный оттенок. Боролись с появлением седых волос, смазывая свои волосы смесью из крови черных быков и яиц вороны. В качестве моющего средства для волос пользовались куриные желтки и мед с маслом миндаля. Макияж глаз, красота губ и бровей в Древнем Египте Подводка для глаз является одной из главных косметических средств. Её изготавливали из натурального камня черного цвета (кхоль), путем преобразования его в пыль и смешивая с различными маслами и сажей. В качестве подручного средства палочки, выпиленные из слоновьих бивней. Именно с их помощью они наносили на ресницы краску, сделанную из жженого миндаля, сурьмы, графита и даже крокодильего помета. Также была популярна зеленая подводка, ее наносили в виде полоски под глазами. Полоски иногда проводили даже до носа или виска, однако это разрешалось делать только фараонам или их приближенным. Из свинца, малахита и меди делали тени, что позволяло глазам выглядеть больше и светлее. Для их устранения отеков под глазами они использовали кусочки авокадо. Для синих теней использовался порошок ляпис-глазури. В качестве естественных теней на веки египтянки наносили шафран. Сурьма служила для женщин естественным фильтром солнечных лучей, способных оказать негативное воздействие. Кроме увлажнения волос бальзамы помогали при заболеваниях головы и тела, а карандаши для подводки бровей и глаз лечили трахому и конъюнктивит. Губам придать красивый красный тон помогала охра. Это природный пигмент, который представляет собой гидрат окиси железа в котором имеется примесь глины. Его смешивали с животным жиром и добавляли в смесь немного пчелиного воска. Румяна для щек Об истории румян известно мало, но точно известно, что это косметическое средство берет свое начало с женщин Древнего Египта. Именно они первыми стали наносить на щеки и скулы ягоды шелковицы в растертом виде. Маникюр, уход за ногтями В гробницах слуг Нусера лежали собранные свитки, в которых было описана их должность. А состояла она в том, чтобы «хранить ногти самого фараона!». Были модны длинные ногти, окрашенные в яркие броские цвета. Кстати говоря, красили ногти тогда не только особи женского пола, но и мужчины, обладающие статусом и весомым положением в обществе. Даже бедные слои населения Древнего Египта красили ногти. Только им доступны были самые простые, пастельные, белесые тона. Да ногти у них были исключительно короткие. С помощью сандалового масла они укрепляли ногти, а красили в основном хной. Лечебные свойства и недостатки косметики в Древнем Египте Косметику использовали не только для красоты, она обладала лечебными и защитными свойствами. Заболевания в Древнем Египте были следствием климата с песчаными бурями и наводнениями. Папирусы, посвященные вопросам медицины, содержат и косметические рецепты зачастую вперемешку с молитвами и заклинаниями. В знаменитом «Папирусе Эберса», хранящемся в Лейпциге и датируемом 2000 г. до н. э., описываются, в частности, способы омовения миртовым маслом, елеем, оливковым или кунжутным маслом, а также бальзамом, который доставляли из Северной Африки, Аравии и Палестины. Например, древнеегипетский «знахарь» или «косметолог» давал такие рекомендации: «это средство хорошо подходит для ежедневного применения с первого по четвертый месяц наводнения, с первого по четвертый месяц зимы, с первого по четвертый месяц лета». Египетской косметологии и с религией и магией на флаконах можно прочитать: «Приди, малахит, приди, зеленый цвет, приди на глаз гора и изгони серозную жидкость, гной, кровь и слабость зрения». Многие средства, наносимые на кожу и волосы, оберегали египтян от многих дерматологических, а также предотвращали появление вшей и прочих паразитов. Ответом на вопрос «зачем египтяне подводили глаза?» служит древний миф. Во время битвы со своим дядей Сетом бог-сокол Гор повредил глаз. Чтобы сохранить красоту, с помощью косметики он подкрасил глаз, и тот снова стал видеть. Краска на веках считалась защитой от воспалений глаз, а нарисованные стрелки использовались как оберег от темных сил. Чтобы защититься от сглаза, жрецы красили волосы в темный цвет кровью черных животных. Массаж для элиты Бани у египтян выполняли в первую очередь функцию своеобразных косметических салонов. Например, там можно было получить сеанс массажа. Современные находки при раскопках показывают, что массаж воспринимался египтянами в первую очередь как средство от усталости. Так, найденные в одном из раскопов папирусы являются фактически учебником для массажиста. Там подробно и часто повторяются изображения массажа коленного сустава, стопы, голеностопа, массажа спины и самомассажа плеча. Подтяжка Именно в царствование Клеопатры стали использовать в косметологии золотые нити. Эта процедура популярна и по сей день и дает стойкий эффект омоложения. Нити изготавливались из золота высшей пробы, они были тоньше человеческого волоса и являлись каркасом, который натягивал кожу лица. Пластика для искалеченных воинов Древние египтяне уже умели делать пластические операции. Причем первые из них проводились не на женщинах, а на мужчинах. Пленные воины нередко подвергались изуверским казням, в результате которых человек мог лишиться носа, губ, ушей… Это привело к тому, что в Египте научились восстанавливать утраченные части лица. Известный папирус Эберса подробно описывает операцию по ринопластике. Практиковались и операции на «заячьей губе». Швы накладывались очень аккуратно. Косметология, парфюмерия, ароматерапия – всевозможные ухищрения, которые способны сделать наше тело здоровым и привлекательным, оказывается, были известны в далеком прошлом. Так, многие косметические рецепты пришли к нам от почти мифических ныне жителей Древнего Шумера, Вавилона и Ассирии, населявших Междуречье. За четыре тысячи лет до Рождества Христова в Южной Месопотамии, что в междуречье Тигра и Евфрата (территория современного Ирака). Еще около 6000 лет назад шумеры применяли в медицине, которая в те времена была неразрывно связана с косметологией, массу лекарственных растений. Известно, например, что в качестве притираний и компрессов они использовали груши и фиги, молодые побеги сливы и ивы. На клинописной табличке, найденной на территории древнего Шумера, упоминаются мирт, чабрец и древесная смола, а также описаны способы использования их на практике. Иногда к растительным смесям шумерские лекари добавляли ингредиенты животного и минерального происхождения. Компоненты смеси растворяли в воде, иногда использовали вместо нее хмельной напиток — вино и пиво. К воде отношение было особое. Ведь сам бог мудрости Эа ведал водными глубинами. Потому в Месопотамии он считался и покровителем врачевателей. Тайну водяных свойств Эа передавал лекарям асу, что означает «знающие воду». Их символом была рыба, а атрибутом — кувшин с водой и курильница с углями, то есть сосуд для сжигания благовоний. Постепенно гигиенические процедуры приобрели черты ритуала: он включал омовение рук, тела, многочисленные полоскания… Древние шумеры знали, что при растворении в воде пепла растений получается щелочь, и обнаружили особое влияние такого раствора на жиры и масла, открыв, таким образом, то, что мы сейчас называем мылом. Сменившие шумерийцев вавилоняне, а позже ассирийцы унаследовали их знания, развили их и обогатили. Так, например, в рецептуру многих препаратов стали добавлять корень солодки, льняное семя, дурман, белену, молодые почки различных растений. Заметив, что солнце вредит растениям и они теряют свои целебные свойства, начали высушивать зелень в тени… Еще во времена Шумера высоко ценились ароматические свойства растений, а археологи располагают фактами, что и ранее жители Междуречья умели изготавливать масла для притираний. Местные врачи обладали навыками извлечения экстрактов, смешивания и сохранения препаратов. Именно от народов Древнего Междуречья египтяне впоследствии заимствовали рецепты своих драгоценных благовоний. Шумеры применяли экстракты, отвары кедровой хвои в виде компрессов и припарок. Целебные свойства ароматов считались сверхъестественными и открывались только посвященным, то есть жрецам. Широко практиковался массаж с употреблением различных масел и их смесей. Использование притираний стало признаком цивилизованного человека. Также шумеры считали целебной нефть и принимали в ней ванны. Сегодня такой способ лечения вызывает недоумение, но не стоит спешить с выводами. Лечебные свойства нефти, с древних времен добываемой в районе города Нафталан (на территории современного Азербайджана), высоко ценятся и в наши дни. Применение водных процедур, массажа и ароматерапии дополнялось магическими формулами и обрядами. Так, камни наделялись мистической и целебной силой. Их обожествляли, им поклонялись, с их помощью лечили болезни и отводили беду… То, что сейчас называют стоунотерапией – лечением камнями, на самом деле является очень древним методом врачевания. По мнению народов, населявших Двуречье, сила камня исцеляла тело и укрепляла дух, помогала в делах и очищала помыслы… При помощи драгоценных камней лечилась преимущественно шумерская знать. Простые смертные довольствовались лежанием на горячей морской гальке, многим было известно и о целебных свойствах вулканических камней… Тогда же было отмечено, что горячие камни по-разному воздействуют на каждого человека: одному помогают избавиться от болей в спине, другому – снять нервное напряжение, третьему – укрепить иммунитет или избавиться от токсинов и шлаков, четвертому — улучшить настроение и расслабиться… Постепенно был выработан комплекс процедур, суть которых заключалась в прикладывании к определенным точкам тела камней и использовании притираний. Это вело к общему омоложению и оздоровлению организма. В Древней Греции и Риме рабыни, которые занимались украшением тела и лица женщин, назывались косметами. Однако повторимся, что косметика — это не только декоративные, но и лечебные средства. Отец медицины Гиппократ (V-IV в. до н. э.) сообщает заслуживающие внимания сведения о восстановлении женской красоты растениями-целителями. Его ученик и последователь Диокл рекомендовал всевозможные маски и мази для смягчения кожи. Им был написан труд по косметике в четырех томах, где давались советы по уходу за кожей лица, глазами, зубами, ногтями, волосами с помощью косметических средств, полученных главным образом на основе растительного сырья. Однако наибольший расцвет косметика получила в Древнем Риме. Римляне со свойственной им обстоятельностью занялись косметическими средствами всерьез в I веке н. э. Плиний Старший подробно описывал косметические средства, которыми римляне пользовались каждый день: очищающий и увлажняющий лосьон из миндального масла с молоком, свинцовые белила для лица, специальное мыло для волос, окрашивающее их в рыжий цвет, а также зубной порошок, приготовленный из пемзы и измельченного рога. В частности, он писал: «Маленькие улитки, высушенные на солнце на черепицах, затем истолченные в порошок и разведенные отваром из бобов, представляют собой превосходное косметическое средство, которое делает кожу белой и нежной». О косметических тайнах римских женщин писали римские поэты Овидий и Гораций. Овидий составил целую поэму, посвященную косметике, от нее сохранился только фрагмент приблизительно в 100 стихов. Вот взятый оттуда рецепт одного снадобья для улучшения цвета лица: «чищеного ячменя 2 фунта, чечевичной муки 2 фунта, оленьего рога 1/6 фунта, камеди 2 унции, тосканской полбы 2 унции, меду 18 унций, 10 яиц, 12 толченых луковиц нарцисса». Он приводит еще два других очень сложных рецепта — один для выведения пятен с лица, другой для окраски лица. Этот отрывок заканчивается следующими двумя стихами: «Я видел женщину, которая макала мак в холодную воду, толкла его и мазала им щеки». Римлянки широко пользовались мазями, притираниями, масками. У древних римлянок были модны белокурые волосы. Сохранился рецепт перекраски черных волос в светлые: волосы протирались губкой, смоченной смесью козьего молока и золы букового дерева, а затем обесцвечивались солнечными лучами. В знаменитых римских банях употреблялись самые различные эссенции и масла. Вторая жена Нерона Поппея Сабина, стремясь сохранить красоту тела, ежедневно принимала ванну из ослиного молока. Она же первая в истории женщина — автор косметических рецептов, которые сохранились до наших дней. Известный римский врач Гален (около 130–200 г. н. э.) оставил потомкам научные труды, посвященные косметике. Он автор первого систематизированного учебника по косметике. В своих работах Гален выделял косметику с целью маскировки косметических недостатков (т. е. грим) и косметику для сохранения естественной красоты, подчеркивая связь между косметикой и медициной. Галеном была предложена рецептура охлаждающей мази, которая стала прототипом кольд-крема. Многочисленные косметические рецепты приводятся в труде «Канон врачебной науки», написанном знаменитым врачом и ученым древности Авиценной. Он не только разработал диагностику и методику лечения косметических заболеваний кожи, но и предложил профилактические меры по их предупреждению. |