Главная страница
Навигация по странице:

  • .Историко-эстетический раздел

  • Этнос

  • Заключение

  • Техническое обеспечение компьютерных сетей. Песенная традиция села подсереднее алексеевского района белгородской области


    Скачать 147.56 Kb.
    НазваниеПесенная традиция села подсереднее алексеевского района белгородской области
    АнкорТехническое обеспечение компьютерных сетей
    Дата16.02.2022
    Размер147.56 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаdiplom.docx
    ТипДокументы
    #363891

    «Ох, матушка, тошно мне»

    Лирическая песня села Подсереднее Алексеевского района Белгородской области из репертуара Евдокии Тимофеевны Поповой.
    I.Историко-эстетический раздел

    ПЕСЕННАЯ ТРАДИЦИЯ СЕЛА ПОДСЕРЕДНЕЕ АЛЕКСЕЕВСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ



    Этнос: Русские 
    Конфессия: Православие 
    Язык: Русский, наречие – южнорусское 

    Паспорт объекта

    Песенная традиция села Подсереднее Алексеевского района Белгородской области известна не только в России, но и за рубежом, прежде всего благодаря богатству и разнообразию форм многоголосного распева. В народной музыкальной культуре села Подсереднее наглядно проявляются типичные черты южнорусской вокальной традиции, такие как открытая, яркая подача голоса; использование высоких регистров у мужчин и низких у женщин в совместном пении; влияние структурных и исполнительских признаков песен хороводно-плясового жанра на цикл свадебных песен; насыщенная многоголосная фактура на основе функционального двухголосия, в котором основная мелодия представлена гетерофонным пучком нижних голосов.

    Село Подсереднее расположено в центре этнокультурного региона воронежско-белгородского пограничья, который охватывает междуречье правых притоков Дона. Характерные признаки местного песенного стиля: доминирующе положение протяжной широкораспевной песни, обилие хороводных песен с пляской «пересек», закрепление некоторых протяжных и хороводных песен за определенными календарными сезонами и праздниками, высокая степень импровизационного мастерства исполнителей.

    На этой территории существует общая система праздников и обычаев; единый говор, в музыкальном фольклоре — общий песенный репертуар. Однако каждое село имеет и свои исполнительские особенности, по которым они отличаются друг от друга.

    Специфические местные, подсередненские, черты певческой традиции, выделяющие ее среди окрестных сел (Иловки, Афанасьевки, Казацкого, Нижней Покровки и других): умеренные темпы плясовых (карагодных — по местной терминологии) песен, особый вид пляски — пересека, сочетание кантилены и декламационности, обилие напевов в квартовом ладу с увеличенной секундой, характерный только для этого села подголосок в широкораспевных протяжных песнях (на квинте с захватом высокой сексты), нарочитая выразительная прерывистость мелодической линии, проявляющаяся практически в каждой голосовой партии, причем не только в протяжных, но и в плясовых песнях.

    Село Подсереднее было основано в начале XVIII века (первое упоминание относится к 1708 году) потомками служилых людей из Усёрда — города-крепости, поставленного в 1637 году на Белгородской засечной черте. Первоначально на службу в города-крепости этой оборонительной линии были переведены служилые люди из центральных губерний. Они были призваны защищать крепнущую Московскую Русь от набегов крымских и ногайских татар. Сравнительно скоро в связи с исчезновением военной угрозы воинская служба перестала быть актуальной для этих мест, и служилые люди превратились в крестьян-однодворцев, осваивая прилегающие плодородные земли.

    Первое название села — Середние Липяги (липяг — небольшой лес в степи). После вырубки леса село стало называться Середнее, затем Подсереднее. До 1954 года оно вместе с соседними селами входило в состав Воронежской области (ранее — губернии). После административной реформы 1954 года западные районы Воронежской области были отнесены к Белгородской области. Но даже сейчас Алексеевский, Красненский и Красногвардейский районы в народе называют «воронежскими» районами.

    В местном музыкальном фольклоре песенные жанры абсолютно доминируют над инструментальными. Песня имеет исключительно высокий статус в системе традиционных ценностей, а знание старинных песен и умение их петь считается высочайшим даром. Многие из них в силу музыкальной и художественной сложности доступны для исполнения только опытным певцам. Певческое мастерство, которое традиционно передавалось из поколения в поколение, с распадом большой семьи в советское время, а особенно — после Великой Отечественной войны, нуждалось в других формах трансмиссии. Так стали появляться постоянно действующие фольклорные ансамбли при клубах.


    Открытие подсередненского «хора» для фольклористов, а затем — и для широкой аудитории городских любителей народного музыкального искусства состоялось в 1964 году, когда в Подсереднее с экспедицией Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского приехал известный музыковед-фольклорист В.М. Щуров со своими студентами. Многие записанные им тогда песни впоследствии вошли в сборник «Песни над Тихой Сосной». После этого в село потянулись многочисленные фольклорные экспедиции, организованные различными учебными и научными организациями. Коллектив стал непременным участником всех фольклорных событий в Белгородской области, неоднократно выезжал в Москву, Санкт-Петербург, Воронеж, побывал за рубежом.

    С участием подсередненского хора сняты фильмы, записаны диски, много местных песен опубликовано в нотных сборниках.

    Жанровая система песенной традиции села Подсереднее включает в себя песни протяжные, хороводные (карагодные), свадебные, народные романсы, материнский и детский фольклор, духовные стихи.


    Исключительно важную роль в свадьбе играли песни, которые, с одной стороны, регламентировали обрядовые действия, а с другой стороны — создавали предписанное традицией эмоциональное состояние всех участников свадебного действа. Обрядовый репертуар местной свадьбы отличается большим количеством и разнообразием форм (как и в большинстве южнорусских традиций) и неплохой сохранностью. Многие свадебные песни сходны с карагодными; они имеют общие ритмические и мелодические формы, одинаковые  алилёшные рефрены.

    Особую группу составляют так называемые прощальные песни, которые исполняются на девишнике. Благодаря более медленному темпу в них проникают приемы ритмического дробления, мелизматического (иногда — и структурного) расширения текста, что делает напевы более «нарядными», орнаментированными.
    Местная особенность свадебных, как и некоторых календарно-приуроченных песен — их особое мелодическое строение с использованием квартового лада с увеличенной секундой (до — ре-бемоль — ми — фа). В таких напевах выявляется особый характер многоголосной фактуры, возникающей в результате чередования двух большетерцовых рядов (до-ми / ре-бемоль–фа).

    Центральное место в песенной традиции села Подсереднее занимает протяжная песня, представленная здесь в двух формах — широкораспевной и малораспевной. Именно подсередненская широкораспевная песня с большими внутрислоговыми распевами, словообрывами с последующими допеваниями, вокализированными вставками, дополнительными построениями является подлинным шедевром русского народного музыкального искусства и предметом всеобщего восхищения. Текст в протяжных песнях полностью преобразован широкими мелодическими распевами, неискушенному слушателю слова часто кажутся непонятными.

    Стиль широкораспевной протяжной песни позволяет исполнителям прожить и прочувствовать содержание песни в иных — более глубоких эмоциях. Именно поэтому в селе есть песни с одним и тем же сюжетом, но сложенные в разных музыкальных формах и жанрах.
    Что касается других жанров — детского и материнского фольклора, духовных стихов и псальм, народных романсов, то они представлены в записях и публикациях в меньшем объеме. Вероятнее всего, здесь проявилась тенденция собирателей, которых в первую очередь привлекали старинные протяжные и хороводные песни.

    Исполнительский стиль песенной традиции села Подсереднее поражает высоким мастерством импровизации исполнителей. Это проявляется в варьировании ритмического рисунка каждой голосовой партии, в опеваниях основных звуков напева, ритмической игре, выразительном прерывании мелодической линии, эмоциональных восклицаниях, в появлении дифтонгов на долгом гласном звуке (о-а, о-у), в огласовке, когда между двумя согласными вставляется дополнительный гласный звук а или ы:зорюш(а)ка вечер(а)няя (в Подсереднем чаще всего в огласовке используется звук а).

    Неповторимое темброво-колористическое звучание достигается благодаря сильной подаче звука на грудной опоре с заметной вибрацией, хотя при этом у слушателя никогда не возникает ощущение крика или форсированности голоса.

    II. Музыкально- теоретический анализ

    а)Форма произведения

    Песня «Ох, матушка, тошно мне» написан в куплетной форме (всего семь куплетов) для женского соло.
    б) Ладо - тональный план и гармонические особенности

    Основная тональность произведения b – moll.

    Гармонический язык на протяжении всего произведения спокоен.
    в) Метроритм, темп и ритмические особенности

    Темп данного произведения - Moderato (умеренно)

    Произведение выдерживает единый темп от начала до конца. Сочетание медленного темпа с певучестью делает произведение более выразительным и напевным, подчёркивая литературный текст.
    В основе лежит переменный размер: 3/ 8; 4/ 8; 6/ 8, метрономом- 100.

    В основном характерно движение восьмыми, встречается пунктирный ритм, синкопы, слоговые распевы.

    Пример №1


    г) Мелодика произведения. Музыкальные темпы и их развитие

    Мелодическая линия произведения в основном плавная, но встречаются и скачки. В основном используются квартовые восходящие скачки и квинтовые восходящие и нисходящие скачки.

    Пример № 2



    д) Нюансировка

    Основное драматическое кульминационное развитие поручено 2й части песни, следуя из этого, начальное развитие мысли 1й части проходит в спокойной динамике.
    III. Вокально- хоровой анализ партитуры.

    Данное произведение написано для женского соло.

    а) Общий диапазон


    в) Тесситура

    На протяжении всей песни тесситура не выходит за пределы рабочего диапазона, удобна для исполнения произведения.
    г) Исполнительские трудности.

    Стоит обратить особое внимание на позиционную ровность при исполнении скачков на кварту, квинту.

    Поэтический текст передает всю смысловую нагрузку произведения. Следует отрабатывать не только правильное произношение, но и расставить правильные вокальные акценты, логические ударения, играющие главную роль в развитии сюжета.

    В партитуре присутствуют словообрывы и паузы (шестнадцатые, восьмые, четвертные), залигованные длительности, которые требуют точного исполнения. Так же следует уделить внимание на цепную форму связи слогов.

    Пример № 3


    Исполнение произведения лирического жанра может иметь тенденцию к замедлению (затягиванию) темпа, поэтому в темповом и ритмическом отношении главную роль играет единство ощущения внутридолевой пульсации.
    IV.Исполнительский анализ.

    Это произведение требует хорошего дыхания и вокальной подготовки, так как в произведении распевная мелодия, которую необходимо исполнить на широком дыхании. Произведение требует исполнения в единой манере пения.

    В мелодии имеются скачки, их необходимо исполнять с точностью.

    Следует обратить внимание на снятия и вступления в местах словообрывов, пауз (см. пример № 3). Важно точно передать художественный образ содержания и традиционную манеру исполнения песни.
    Заключение

    Список используемой литературы

    https://www.culture.ru/objects/2821/pesennaya-tradiciya-sela-podserednee-alekseevskogo-raiona-belgorodskoi-oblasti

    Лазутин С. Г. «Поэтика русского фольклора» Учеб. Пособ. Для филол. Ун-тов и пед. Ин-товпо спец. «Рус. Яз.и лит-ра». – 2-е изд., испр. И доп. М.: Высш. Шк.,1981. – 221 с.


    написать администратору сайта