проект Есенин. Песни на стихи сергея есенина
Скачать 38.45 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мухинская средняя общеобразовательная школа» ПРОЕКТ ПЕСНИ НА СТИХИ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА. Тип проекта: информационный
Мухино 2018г. Оглавление Введение ………………………………………………………………………3 1.Основные мотивы в музыкальных произведениях на стихи С. Есенина:..4-6 1.1 Лирика, народные лирические песни, лирика в творчестве С. Есенина;.4 1.2 Музыкальные произведения о Родине;…………………………………...6 1.3 Хулиганские мотивы;……………………………………………………...8 1.4 Любовная лирика;………………………………………………………….9 3. Заключение…………………………………………………………………..11 4. Список литературы………………………………………………………….13 Введение. Литературное наследие Сергея Александровича Есенина чрезвычайно значимо и многообразно. Вобрав в себя многовековой опыт русской национальной культуры, оно прочно вошло в сокровищницу литературы ХХ века. Следует подчеркнуть, что при этом С. А. Есенин остаётся глубоко современным и любимым автором множества нынешних читателей . Не секрет, что литература в наше время не пользуется особой популярностью. К сожалению, большинство людей сейчас находится в состоянии погони за прибылью, а молодежь поглотили различные социальные сети, что делает и тех и других озлобленными, видящими мир в темных тонах. Современным людям не хватает времени заглянуть в собственную душу, почувствовать себя нужным, а поэзия Сергея Есенина - очень искренняя, запечатлевшая духовную красоту русского человека, звуки, краски и запахи земли, волшебство русского пейзажа, что позволяет взглянуть на мир яркими красками. Песни на стихи Сергея Есенина — это помощники и врачеватели наших душ В этом и заключается актуальность нашей работы. Цель данной работы: рассказать о жизни поэтического слова Сергея Есенина в музыке. Задачи: изучить литературу по данной теме. Рассмотреть: основные мотивы творчества С. Есенина; современность его стихотворений; жизнь произведений в музыке. 1.Основные мотивы в музыкальных произведениях на стихи С. Есенина: 1.1 Лирика, народные лирические песни, лирика в творчестве С. Есенина. Глубокий лиризм - основная особенность творчества Есенина. А что же такое лирика? Лирика (от греч.)– произносимый под звуки лиры – один из трёх родов художественной литературы. Начало Лирики лежит в песне. Впоследствии лирическая песнь перерастает в вспоминания человека, пережившего какие-либо чувства, и начинает переходить из уст в уста, становится народным достоянием. При отсутствии письменности автор быстро забывается, и сама форма легко видоизменяется. Песнь приобретает множество вариантов, из которых наиболее удачные переживают более слабые. Народные лирические песни. Народные лирические песни очень своеобразны как по содержанию, так и по художественной форме. В них передаются мысли, чувства, настроения исполнителей. Лирические песни являются своеобразным жанром песенного фольклора. Включая мотивы символического характера, они отражают мир чувств и переживаний человека. Лирические песни – яркий образец художественного творчества народа. Они внесли в национальную культуру особый художественный язык и образцы высокой поэзии, отразили душевную красоту, идеалы народа, нравственные устои Лирический герой народной песни – это всегда простой человек, человек труда: крестьянин, крестьянка, солдат, ямщик, бурлак, повстанец – «удалой разбойник». Итак, лирика изображает переживания человека, его душевное состояние. И лирически песенные произведения можно по праву назвать народными. Фольклорные мотивы в лирике С. Есенина. Во многих произведениях С. Есенина можно увидеть основные черты народной лирической песни. Поэзия Есенина очень эмоциональна. Этому способствуют изобразительные средства языка и его лексический состав. Есенин обращается к различным видам параллелизма. В раннем творчестве встречаются постоянные эпитеты ( признак устного народного творчества). Немаловажную роль играют повторы. Вся поэзия насыщена различными видами обращений. Есенин часто использует богатую и разнообразную символику: береза, клен, черемуха, осыпание листьев, осень, метель, вьюга, бешеная тройка, окрик журавлей. Это говорит о том, то больше всего он любил русские песни. За ними он проводил целые вечера, а иногда и дни…. Песней можно было удержать его дома, песней можно было прогнать его плохое настроение. Народная песня оставила в душе поэта глубокий след на всю жизнь. Интерес поэта к народному творчеству был связан целым рядом жизненных обстоятельств. Прежде всего, с тем, что поэт родился и вырос под Рязанщиной, в селе Константиново. Самые ранние произведения Есенина близки к частушкам по своей форме. В них, как в частушках, преобладает хорей, звонкая и точная парная или перекрестная рифма. Например: Хороша была Танюша, краше не было в селе, Красной рюшкою по белу сарафан на подоле… Или: Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха, Выходи встречать к околице, красотка, жениха… Поэт обращается также к другим фольклорным жанрам: былинам, историческим песням, сказкам, но в меньшей мере, чем к народным песням и частушкам. Творчество Есенина глубоко уходит своими корнями в фольклорную обрядность. В лирике поэта нашли отражение образы родной природы, черты национального характера. В его стихах проявились традиции народной поэзии. И порой сложно сказать кто автор произведения, он или народ. Например, стихотворение «Клен ты мой опавший», на музыку неизвестного композитора, которое звучит в виде романса в исполнении Елены Великановой. Стихотворение написано 28 ноября 1925 года. Впервые опубликовано в « Красной газете», В русских традициях написаны и исполнены такие песни как «Клен» - группа «Чайф», « Тихая река» - Сергей Безруков, «Отговорила роща золотая..», которая пользуется особой популярностью. Исполняли ее и Иосиф Кабзон , и ансамбль « Золотое кольцо», ВИА « Орэра» . Автор музыки Григорий Понамарев. 1.2 Музыкальные произведения о Родине. «Моя лирика жива одной большой любовью к родине, чувство к родине – основное в моем творчестве» - говорил Есенин. И действительно, многие его стихи посвящены родине, краю в котором он родился, красоте природы. Проникнуто творчество Есенина христианскими мотивами. Истоки такого интереса были заложены еще в детстве поэта. Большое влияние на него оказал семейный уклад – религиозность деда и бабушки. Вместе с бабушкой Есенин совершал паломничества в близлежащие монастыри. В пути он знакомился с легендами, сказаниями, частушками, сказками. В 1961 году вышла первая книга Есенина «Радуница» « Гой, ты Русь моя родная, Хаты в ризах образа Не видать конца и края Только синь сосет глаза».( 1914) Это стихотворение тоже было положено на музыку. (Исполняет Андрей Кабилов, Александр Новиков) Поэт очень рано покинул свою малую родину, село Константиново, в котором прошло его детство. Позже, уже став достаточно знаменитым, он несколько раз возвращался домой, и все время ловил себя на мысли, что спокойная и размеренная сельская жизнь осталась в далеком прошлом. И это неудивительно, так как после революции повсеместно стали создаваться колхозы, на полях появилась первая техника, а сами крестьяне по вечерам вместо народных русских песен разучивали марши на на стихи новоявленных поэтов Однако программа развития села, принятая партией, оказалась утопической, хозяйства раскулачивались и приходили в упадок, многие поля просто не возделывались. Это очень угнетало Есенина, и он написал стихотворение «Полевая Россия моя», в котором высказал все, что у него наболело. Это произведение нашло отражение в творчестве современного эстрадного певца Стаса Михайлова, который неоднократно исполняет песни на стихи Сергея Есенина. Еще одно произведение, на стихи С. Есенина, исполненное Сергеем Безруковым, российским певцом и актером: «Гой ты, Русь моя родная». Стихотворение датировано 1914-м годом, когда поэт уже находится в Москве. Молодой Есенин сталкивается со многими испытаниями: тут и неверие отца в то, что сын может прожить на доходы от своего творчества, и необходимость выбрать дальнейший жизненный путь – учёба или служба, и первые серьёзные отношения… Связанные с этим трудности, как и сама по себе жизнь в городе, сказывались на настроении поэта: он тосковал по деревне, где жил вольно и беззаботно. Стихотворение написано четырёхстопным хореем, рифма перекрёстная, точная – всё это придаёт тексту напевность, плавность, мелодичность. Стихотворение написано от первого лица: лирический герой, близкий к автору, описывает, что он видит, слышит, чувствует, проходя по родному краю. Сам себя он сравнивает с «захожим богомольцем», который пришёл поклониться своей земле, после чего вновь уйдёт в чужие края. 1.3 Хулиганские мотивы. Вначале 1920-х гг. в стихах Есенина появляются мотивы "развороченного бурей быта» пьяной удали, сменяющейся надрывной тоской. Поэт предстает хулиганом, скандалистом, пропойцей с окровавленной душой, (сборники « Исповедь Хулигана» « Москва кабацкая»). В это время его стихи не пропускала цензура к печати, но люди переписывали их, передавали друг другу. « Москва кабацкая» — свидетельство острого душевного кризиса и одновременно поиска выхода из него. В пьяном разгуле пытается утопить герой этих стихов мучительные раздумья, вызванные ощущением полного выпадения из привычного — деревенского — бытия. Но стремление замкнуться в себе приводит к потере внутренней устойчивости. Начинаются метания: брань неожиданно сменяется словами нежными и грустными, сожаления о навек утраченной юности — буйным разгулом. Лирическое переживание движется «судорогой буйных чувств». Но демонстративная грубость не оскорбляет: циничные фразы появляются там, где боль становится невыносимой. В этих выкриках — жалость к самому себе, стремление грубостью прикрыть от чужого нескромного взгляда свою душевную рану. Широко распахнутое и оттого легкоранимое сердце открывается в стихах: «Я обманывать себя не стану», «Мне осталась одна забава» в исполнении Александра Малинина, советского российского эстрадного певца и композитора; «Пускай ты выпита другим» - Александром Новиковым, российским поэтом, автором-исполнителем блатных песен, песен в жанре городского романса, «Вечер черные брови насопил» в исполнении российского певца Никиты Джигурда, «Мы теперь уходим по-немногу» в исполнении Стаа Михайлова, 1.4 Любовная лирика. Любовная тематика красной нитью проходит через все этапы творческого пути великого русского поэта. Сергей Александрович Есенин в каждую сочиненную строку словно вкладывал частичку своей души, выражая искреннюю любовь к родному краю, к природе, к людям. Его чувства, переживания, раздумья близки каждому читателю. Именно поэтому лирика Сергея Есенина по сей день остается горячо любимой и почитаемой среди представителей разных поколений. В 1924 году Василий Липатов познакомился с Сергеем Есениным. По свидетельствам, они несколько раз вместе выступали в Кронштадте перед военным оркестром Балтийского флота. Под руководством композитора краснофлотцы играли мелодию, а поэт читал свои произведения. По воспоминаниям одного из музыкантов, капитан-лейтенанта Виталия Гаврилова, глаза Есенина всегда были полны «трогательной грусти». А однажды, после невероятно успешного чтения, когда «слова так и резали по сердцу» и многие моряки плакали, поэт был настолько потрясен, что сам не смог сдержать слез и даже не стал продолжать выступление. И стихотворение, и ноты тайно переписывали, делясь с родственниками и знакомыми. Так романс «Письмо матери» на стихи поэта распространился по всей стране, став по-настоящему народным. Сегодня мы можем услышать эту песню в исполнении Александра Малинина. В этом письме-послании, используя разговорную лексику, просторечья, жаргонизмы, метафоры в сочетании с высоким книжным стилем, автор выражает множество чувств, переполняющих его ранимое сердце: тревогу, боль, нежность, доверие, тоску. И это неудивительно, ведь порой только матери можно довериться и открыться. Любовная лирика Сергея Есенина наполнена как радостными, так и печальными чувствами. Многие стихи посвящены конкретной женщине. Несмотря на то, что прекрасный пол не обделял вниманием талантливого поэта, а сам он трижды был женат, любовные стихотворения Есенина в большинстве своем носят трагический характер. Таковы «Письмо к женщине», «Ты меня не любишь, не жалеешь», «Ну целуй меня, целуй» и другие Любовь для поэта становится не просто источником вдохновения, но и смыслом жизни. Это проявляется во всех сферах его творчества, наполненного гаммой истинно человеческих чувств, которые переживал сам Сергей Есенин и которые переживает каждый человек, познакомившись с его лирикой. Поэт воспевал искреннюю, чистую, возвышенную любовь, и , наверняка, верил, что именно она победит все печали и невзгоды. Его любовная лирика волшебная, сильная и обезоруживающая. Песню « Какая ночь, я не могу…» на стихи Есенина исполнена юношей нашего поколения, Прохором Шаляпиным. «Письмо к женщине» спето многими певцами, но особенно трогательно российской эстрадной певицей Анастасией, «Я помню любимая, помню» Александром Новиковым, «Клен ты мой опавший» группой «Чайф», «Капли»-Азиза, «Мне грустно на тебя смотреть»- Алекандр Малининн и многие другие. Заключение Сергей Александрович Есенин был не только одним из самых лучших поэтов ХХ века, но и, пожалуй, настолько мелодичным и совершенным автором, что на основе его стихотворений было написано огромнейшее количество разнообразных песен, при чем песни на стихи Есенина никогда не были похожи друг на друга и отличались уникальностью, образностью и совершенной музыкальностью. Почему так популярны песни на стихи Есенина? Почему многие композиторы и исполнители выбирали и выбирают в качестве основы для своих музыкальных произведений именно произведения Есенина? Это, в первую очередь, объясняется тем, что одной из главных особенностей лирики этого поэта была необычайная мелодичность. В разные годы певцы и актеры исполняли песни на стихи Сергея Есенина. В 2005 году к 110-летию со дня рождения Есенина кинорежиссёр Игорь Зайцев представил сериал «Сергей Есенин», роль главного героя в котором сыграл актёр Сергей Безруков. Вдохновлённый ролью, 2008 году Сергей Безруков представил публике свой альбом «Хулиган», в котором артист впервые выступил как автор музыки. Стихотворения Сергея Есенина, удивительно органичные и музыкальные, продолжают свою жизнь в песнях, а значит, поэт не умер, не произошло то, чего он так боялся: «Без меня будут юноши петь, Не меня будут старцы слушать». Есенинская поэзия продолжает привлекать к себе композиторов разных поколений и вдохновлять их на создание новых песен, романсов и других произведений музыкального творчества. Не ушёл – Такие не уходят В мутные загробные края. Вон он, вон в осенней чаще бродит, Чуб волнистый по ветру струя! Без Руси ему бы стало тесно, Без людей, без луга и зари… Не ушёл – А растворился в песнях, Чтобы с нами быть и говорить… Литература: 1.Толковый словарь русского языка ,С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова Москва, « А ТЕМП», 2004 2. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. 3. Учебник-хрестоматия для 8 класса общеобразовательных учреждений. В двух частях. Авт.-сост. Беленький Г. И. - 7-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2007. 4. сайт http://ilib.ru/ 5. Music.Lib.Ru - музыкальный хостинг 6. Есенин С. А. Полное собрание сочинений. В 7-ми томах / Главный редактор Ю. Л. Прокушев. — М.: Наука, Голос, 1995. (Российская академия наук. Институт мировой литературы им. А. М. Горького) |