Проект по Раскольникову. Петербург город, в котором невозможно быть
Скачать 27.97 Kb.
|
Муниципальное Образовательное Учреждение «Средняя Общеобразовательная Школа №84» Заводского района г.Саратов Проектная работа по литературе «Петербург – город, в котором невозможно быть» Подготовили ученики 10 «А» класса: Гурьянова Оксана Захаров Степан Караханова Камилла Мальцева Марина Томилова Евгения Руководитель: Тугушева А. А. Учитель русского языка и литературы Саратов 2022 Содержание Ф. М. Достоевский и Петербург…………………………………………..….3 Петербург раннего и позднего творчества Достоевского...………...……4 Давящая атмосфера города……………………………………………….….5 «Маленький человек» в Петербурге……………………………………..….6 Контрасты столицы………………………………………………………..…..7 Заключение……………………………………………………….………..……9 Литература………………………………………………………………..……10 Ф. М. Достоевский и Петербург Москвич Достоевский приехал в Санкт-Петербург, когда ему было 16 лет, где он поступил в Главное инженерное училище. После возвращения из ссылки с 1859 года Ф. М. Достоевский жил до конца своих дней в Петербурге. Собственного жилья у писателя не было, он снимал квартиры. За свою жизнь он успел снять до 20 разных квартир Петербурга. Достоевский, как и многие другие, оценивал Петербург как самое фантастическое, и в тоже время умышленное место на земле. Действия многих произведений автора происходят именно в этом городе. Современный читатель может окунуться в атмосферу столичного быта тех времен. Сейчас они кажутся необычными и даже нереальными, но для того времени это были обычные серые будни. Исследователи считают, что вначале творческого пути в описании Петербурга Достоевский берет пример с Гоголя. Но в произведении «Двойник» все начинает меняться. Автор наделяет его чертами двуединой стихии. Пошлое смешивается с фантастическим, а один из главных героев, Яков Петрович Голядкин, является прообразом самого Петербурга. Он настолько же горяч, ненадежен и внушает определенный страх тем, кто встречается с ним. В любом произведении Достоевский раскрывает Петербург на примере трагических судеб его жителей. В нем царит атмосфера туманов и призрачности. У главных героев начинают зарождаться безумные мысли. Петербург Достоевского отдает некрасовским городом, в нем создается необычное духовное пространство, жестокий и фантастический мир. Автор описывает его самые ошеломляющие стороны и затрагивает низшие социальные слои населения. Он подчеркивает убогость комнат, обстановку трактиров и распивочных, черные лестницы, на которых постоянно выливают помои. В описании Петербурга Достоевский всегда подчеркивал то, что большой город является ничем иным, как сосредоточием дьявольской цивилизации. Он оказывает на человека негативное воздействие. Достоевский чувствовал Петербург, это и помогло ему описать его так ярко и необычно. Стоит отметить, что автор жил именно здесь, и он всегда старался рассмотреть как можно больше контрастов. Он признается, что боялся города с детства, многое казалось ему не совсем понятным и даже странным. Ему хотелось постичь тайну города и понять, как живут обитатели самых нищенских кварталов. Петербург становится местом действия для одного из знаменитых произведений писателя - "Преступление и наказание". Разберемся какую роль город играет в романе, как он влияет на персонажей, и почему Петербург - это город, в котором нельзя жить? Петербург раннего и позднего творчества Достоевского Одним из центральных героев в ранних произведениях Достоевского, является тип героя-мечтателя — молодого человека, живущего идеалами любви, сострадания, добра. Мечтатель Достоевского живёт в пошлой среде, ходит по грязным улицам, среди бесчувственной толпы, но душа его открыта мечте, он как будто не замечает всего вокруг. Такое соединение мечты и чувства с подробностями быта критики называли сентиментальным натурализмом. Яркое воплощение этого типа героя мы видим в повести, названной Достоевским сентиментальным романом, «Белые ночи» (1848). В этом произведении Петербург выступает средой контрастирующей с внутренним миром героя. "Есть что‑то неизъяснимо трогательное в нашей петербургской природе, когда она, с наступлением весны, вдруг выкажет всю мощь свою, все дарованные ей небом силы, опушится, разрядится, упестрится цветами <...> напоминает она мне ту девушку, чахлую и хворую <...> которая вдруг, на один миг, как‑то нечаянно сделается неизъяснимо, чудно прекрасною..." В «Преступлении и наказании» Достоевский уже не говорит о герое-мечтателе, он поднимает темы бедности, нищеты, процветающих не только в Петербурге, но и во всей России, он говорит о зарождении идеи об убийстве, о том, как среда влияет на человека. Соответственно Петербург уже не просто фон, он влияет на героя, это действующий образ, мрачный, душный, давящий. Давящая атмосфера города Автор описывает Петербург как город с ужасной, давящей на людей атмосферой: "Это город полусумасшедших. Если б у нас были науки, то медики, юристы и философы могли бы сделать над Петербургом драгоценнейшие исследования, каждый по своей специальности. Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге. Чего стоят одни климатические влияния! Между тем это административный центр всей России, и характер его должен отражаться на всем." "Был уже поздний вечер. Сумерки сгущались, полная луна светлела всё ярче и ярче; но как-то особенно душно было в воздухе. Люди толпой шли по улицам; ремесленники и занятые люди расходились по домам, другие гуляли; пахло известью, пылью, стоячею водой." "...его усталым глазам, привыкшим к городской пыли, к известке и к громадным, теснящим и давящим домам..." Подобная обстановка сильно влияет на людей, в таких условиях живут нищие люди, общая атмосфера произведения пропитана бесзысходностью, от нищеты, от грязи и духоты никак не сбежать, от них некуда скрыться. Люди идут на крайности, занимаются проституцией, убивают, спиваются, совершают самоубийство. Морали и нравам уже нет места в такой среде. Здесь невозможно жить, можно лишь влачить жалкое существование до тех пор, пока жизнь не покинет тело из-за болезни, голода и тд. Петербург – это не только место действия и фон, но и мрачная сущность, постоянно гнетущая и подталкивающая людей к определённым поступкам. Его можно считать одним из виновников преступления. Коморка Раскольникова отражает весь Петербург, можно вспомнить, что Катерина Ивановна говорит, что на улицах Петербурга, словно в комнатах без форточек. А если посмотреть на хоромы старухи, Раскольников считает, что она живет хорошо за счет того, что другие, как, например Мармеладовы, живут плохо. Он считает, что, убив старуху, он спасет жизни, чем он и подкрепляет свое преступление. «Маленький человек» в Петербурге В творчестве Ф.М. Достоевского тема «маленького человека» приобрела гуманистическую направленность. Достоевский максимально глубоко раскрыл психологию «маленького человека», показал, что истоки этого социального явления кроются не только в несправедливости общественного устройства, но и в мироощущении самих людей, в их «человеческих» качествах. Любой человек только лишь по праву своего рождения имеет право на жизнь, свободу, личное счастье — вот первое, что приходит на ум, когда читаешь Достоевского. Его «маленький человек» уже не смешон и жалок, как, например, гоголевский Акакий Акакиевич: его герои — все эти «бедные люди» — по-настоящему несчастны в своей нищете и беспомощности и не вызывают иных эмоций, кроме глубокого сострадания и сочувствия к их судьбе. "Маленькому человеку" в таком жестоком городе как Санкт-Петербург не место, он не сможет выжить и как-либо выбраться из бедности, уж тем более из нищеты. На примере Мармеладова мы видим, что ждет такого человека в столице. Он не может прокормить себя, своих жену и детей. Тащит деньги из дома, чтобы потратить их на выпивку. Мармеладов понимает, что он не прав, но герой слабо и нерешителен, не ищет новой работы, не пытается бросить пить. Его собственная дочь идет по жёлтому билету, чтобы хоть как-то заработать. По итогу жизнь Мармеладова кончается несчастно. "Посреди улицы стояла коляска, щегольская и барская, запряженная парой горячих серых лошадей... <...> На земле лежал только что раздавленный лошадьми человек, без чувств по-видимому, очень худо одетый, но в «благородном» платье, весь в крoви. С лица, с головы текла крoвь; лицо было всё избито, ободрано, исковеркано. Видно было, что раздавили не на шутку..." Контрасты столицы "...почему именно, во всех больших городах, человек не то что по одной необходимости, но как-то особенно наклонен жить и селиться именно в таких частях города, где нет ни садов, ни фонтанов, где грязь и вонь, и всякая гадость." Не стоит забывать, что Петербург - это столица, величественный и красивый город, в котором проживает множество богатых людей, интеллигенция. Прекрасные панорамы города на Неве, величественные храмы, дворцы, широкие проспекты и набережные каналов существуют словно бы отдельно от простых жителей. Они доступны только богачам, живущим в роскоши. Автор рассказывает именно о трущобах, о той части Петербурга, о которой мало что говорят, ведь она не пестрит красивой архитектурой. Город контрастов - удивительно красивые районы, культурная столица России со спальными районами, переполненными пьяницами, проститутками, отчаянным бедным людом. Это два совершенно разных мира. Люди, проживающие в такой среде, со временем к ней привыкают, и пыль, духота, пьянь становятся нормой, сливаются с общей желтизной домов и грязью улиц. В людях рождается равнодушие, смирение. "Он был до того худо одет...Впрочем, квартал был таков, что костюмом здесь было трудно кого-нибудь удивить. Близость Сенной, обилие известных заведений и, по преимуществу, цеховое и ремесленное население, скученное в этих серединных петербургских улицах и переулках, пестрили иногда общую панораму такими субъектами, что странно было бы и удивляться при встрече с иною фигурой..." Достоевский ярко описывает давящую атмосферу безнадёжности, нищеты: "Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины..." "На улице опять жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич и известка, опять вонь из лавочек и распивочных, опять поминутно пьяные, чухонцы-разносчики и полуразвалившиеся извозчики." Создаётся яркий контраст между миром богатых и бедных. Подобное расслоение также влияет на жителей трущоб. Они живут в величественном городе, полном красоты, но она недосягаема, это удел богатых. У бедного же есть лишь каморка, больше напоминающая гроб, вечная духота и вонь. Такое положение не может не угнетать, не удивительно, что многие сходят с ума от такой жизни. От такой жизни к Раскольникову и приходит его теория, приходит навязчивая идея об убийстве. "...с ненавистью посмотрел на свою каморку. Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и всё казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок." Заключение Санкт-Петербург становится виновником преступления Раскольникова и не только. Жестокость могучей северной столицы спровоцировала множество ужасных вещей и поступков. Достоевский поднимает в своем романе множество проблем, главная из которых – это бедность, очень хорошо раскрыть которые помогает сам образ Петербурга, его духота и желтизна, город не просто фон, он персонаж, он влияет на героев, на их судьбу, мысли и чувства. Таким образом, Петербург - это город, в котором люди не живут, а выживают, они сходят с ума, спиваются, совершают ужасные поступки, пытаются выбраться из нищеты, но не живут. Литература Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский «Белые ночи» https://youtu.be/Gg2JtYSaY0I https://ru.wikipedia.org/wiki/Достоевский,_Фёдор_Михайлович https://ru.wikipedia.org/wiki/Петербург_Достоевского https://archvs.org/Peterburg_Dostoevskogo.htm https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/dostoevskij_f_m/rannee_tvorchestvo_dostoevskogo_kharakteristika_proizvedenija/66-1-0-2078 https://lit.ukrtvory.ru/osnovnaya-cherta-otlichayushhaya-rannie-proizvedeniya-dostoevskogo/ https://lit.ukrtvory.ru/peterburg-kak-vinovnik-prestupleniya-raskolnikova/ |