Главная страница
Навигация по странице:

  • Медный всадник и гранит

  • Сей целомудренно построенный ковчег

  • Сто лет тому назад сияло всем

  • Но разве так звезда мерцает

  • Мыслям и чувствам моим по старинному праву

  • Державин. Петербург в творчестве О. Э. Мандельштама


    Скачать 170.5 Kb.
    НазваниеПетербург в творчестве О. Э. Мандельштама
    АнкорДержавин
    Дата23.12.2021
    Размер170.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла1736.doc
    ТипРеферат
    #315341
    страница2 из 2
    1   2

    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


    1. Г. Адамович "Несколько слов о Мандельштаме" Воздушные пути, альм. 11, 1961 г.

    2. О. Мандельштам "Собрание сочинений в 3 томах", т. 2, Нью-Йорк, YMCA-PRESS, 1971 г.

    3. О. Мандельштам "Слово и культура" Москва, 1987 г.

    4. А. Цветаева "Осип Мандельштам и его брат Александр", Даугава, 1980 г.

    Приложение


    * * *

    Дев полуночных отвага

    И безумных звезд разбег,

    Да привяжется бродяга,

    Вымогая на ночлег...
    Кто, скажите, мне сознанье

    Виноградом замутит,

    Если явь – Петра созданье,


    Медный всадник и гранит?
    Слышу с крепости сигналы,

    Замечаю, как тепло,

    Выстрел пушечный в подвалы,

    Вероятно, донесло.
    И гораздо глубже бреда

    Воспаленной головы

    Звезды, трезвая беседа,

    Ветер западный с Невы...

    1913

    * * *

    В спокойных пригородах снег

    Сгребают дворники лопатами;

    Я с мужиками бородатыми

    Иду, прохожий человек.
    Мелькают женщины в платках,

    И тявкают дворняжки шалые;

    И самоваров розы алые

    Горят в трактирах и домах.

    1913

    АДМИРАЛТЕЙСТВО

    В столице северной томится пыльный тополь,

    Запутался в листве прозрачный циферблат,

    И в темной зелени фрегат или акрополь

    Сияет издали, воде и небу брат.
    Ладья воздушная и мачта-недотрога,

    Служа линейкою преемникам Петра,

    Он учит: красота – не прихоть полубога,

    А хищный глазомер простого столяра.
    Нам четырех стихий приязненно господство;

    Но создал пятую свободный человек.

    Не отрицает ли пространства превосходство


    Сей целомудренно построенный ковчег?
    Сердито лепятся капризные Медузы,

    Как плуги брошены, ржавеют якоря,

    И вот разорваны трех измерений узы,

    И открываются всемирные моря!

    1913

    * * *

    На площадь выбежав, свободен

    Стал колоннады полукруг –

    И распластался храм Господень,

    Как легкий крестовик-паук.
    А зодчий не был итальянец,

    Но русский в Риме; ну так что ж!

    Ты каждый раз, как иностранец,

    Сквозь рощу портиков идешь;
    И храма маленькое тело

    Одушевленнее стократ

    Гиганта, что скалою целой

    К земле, беспомощный, прижат!

    1914

    * * *

    Заснула чернь. Зияет площадь аркой.

    Луной облита бронзовая дверь.

    Здесь арлекин вздыхал о славе яркой,

    И Александра здесь замучил зверь.
    Курантов бой и тени государей...

    Россия, ты, на камне и крови,

    Участвовать в своей железной каре

    Хоть тяжестью меня благослови!

    1913

    ДВОРЦОВАЯ ПЛОЩАДЬ

    Императорский виссон

    И моторов колесницы –

    В черном омуте столицы

    Столпник-ангел вознесен.
    В темной арке, как пловцы,

    Исчезают пешеходы,

    И на площади, как воды,

    Глухо плещутся торцы.
    Только там, где твердь светла,

    Черно-желтый лоскут злится –

    Словно в воздухе струится

    Желчь двуглавого орла!

    1915

    * * *

    1

    Мне холодно. Прозрачная весна

    В зеленый пух Петрополь одевает,

    Но, как медуза, невская волна

    Мне отвращенье легкое внушает.

    По набережной северной реки

    Автомобилей мчатся светляки,

    Летят стрекозы и жуки стальные,

    Мерцают звезд булавки золотые,

    Но никакие звезды не убьют

    Морской воды тяжелый изумруд.

    2

    В Петрополе прозрачном мы умрем,

    Где властвует над нами Прозерпина.

    Мы в каждом вздохе смертный воздух пьем,

    И каждый час нам смертная година.

    Богиня моря, грозная Афина,

    Сними могучий каменный шелом.

    В Петрополе прозрачном мы умрем, –

    Здесь царствуешь не ты, а Прозерпина.

    1916

    КАССАНДРЕ

    Я не искал в цветущие мгновенья

    Твоих, Кассандра, губ, твоих, Кассандра, глаз.

    Но в декабре торжественного бденья

    Воспоминанья мучат нас.
    И в декабре семнадцатого года

    Все потеряли мы, любя;

    Один ограблен волею народа,

    Другой ограбил сам себя...
    Когда-нибудь в столице шалой

    На скифском празднике, на берегу Невы –

    При звуках омерзительного бала

    Сорвут платок с прекрасной головы.
    Но, если эта жизнь – необходимость бреда

    И корабельный лес – высокие дома, –

    Я полюбил тебя, безрукая победа

    И зачумленная зима,
    На площади с броневиками

    Я вижу человека – он

    Волков горящими пугает головнями:

    Свобода, равенство, закон.
    Больная, тихая Кассандра,

    Я больше не могу – зачем

    Сияло солнце Александра,


    Сто лет тому назад сияло всем?

    1917

    СОЛОМИНКА

    1

    Когда, соломинка, не спишь в огромной спальне

    И ждешь, бессонная, чтоб, важен и высок,

    Спокойной тяжестью, – что может быть печальней, –

    На веки чуткие спустился потолок,
    Соломка звонкая, соломинка сухая,

    Всю смерть ты выпила и сделалась нежней,

    Сломалась милая соломка неживая,

    Не Саломея, нет, соломинка скорей!
    В часы бессонницы предметы тяжелее,

    Как будто меньше их – такая тишина!

    Мерцают в зеркале подушки, чуть белея,

    И в круглом омуте кровать отражена.
    Нет, не соломинка в торжественном атласе,

    В огромной комнате над черною Невой,

    Двенадцать месяцев поют о смертном часе,

    Струится в воздухе лед бледно-голубой.
    Декабрь торжественный струит свое дыханье,

    Как будто в комнате тяжелая Нева.

    Нет, не соломинка – Лигейя, умиранье, –

    Я научился вам, блаженные слова.

    2

    Я научился вам, блаженные слова:

    Ленор, Соломинка, Лигейя, Серафита.

    В огромной комнате тяжелая Нева,

    И голубая кровь струится из гранита.
    Декабрь торжественный сияет над Невой.

    Двенадцать месяцев поют о смертном часе.

    Нет, не соломинка в торжественном атласе

    Вкушает медленный томительный покой.
    В моей крови живет декабрьская Лигейя,

    Чья в саркофаге спит блаженная любовь.

    А та, соломинка – быть может, Саломея,

    Убита жалостью и не вернется вновь!

    1916

    * * *

    На страшной высоте блуждающий огонь!


    Но разве так звезда мерцает?

    Прозрачная звезда, блуждающий огонь –

    Твой брат, Петрополь, умирает!
    На страшной высоте земные сны горят,

    Зеленая звезда летает.

    О, если ты звезда, – воды и неба брат –

    Твой брат, Петрополь, умирает!
    Чудовищный корабль на страшной высоте

    Несется, крылья расправляет...

    Зеленая звезда, – в прекрасной нищете

    Твой брат, Петрополь, умирает.
    Прозрачная весна над черною Новой

    Сломалась, воск бессмертья тает...

    О, если ты звезда, – Петрополь, город твой,

    Твой брат, Петрополь, умирает!

    1918

    * * *

    Когда Психея-жизнь спускается к теням

    В полупрозрачный лес вослед за Персефоной,

    Слепая ласточка бросается к ногам

    С стигийской нежностью и веткою зеленой.
    Навстречу беженке спешит толпа теней,

    Товарку новую встречая причитаньем,

    И руки слабые ломают перед ней

    С недоумением и робким упованьем.
    Кто держит зеркальце, кто баночку духов, –

    Душа ведь женщина, ей нравятся безделки,

    И лес безлиственный прозрачных голосов

    Сухие жалобы кропят, как дождик мелкий.
    И в нежной сутолке не зная, что начать,

    Душа не узнает прозрачные дубравы,

    Дохнет на зеркало и медлит передать

    Лепешку медную с туманной переправы.

    1920

    ЛАСТОЧКА

    Я слово позабыл, что я хотел сказать.

    Слепая ласточка в чертог теней вернется

    На крыльях срезанных, с прозрачными играть.

    В беспамятстве ночная песнь поется.
    Не слышно птиц. Бессмертник не цветет,

    Прозрачны гривы табуна ночного,

    В сухой реке пустой челнок плывет,

    Среди кузнечиков беспамятствует слово.
    И медленно растет, как бы шатер иль храм,

    То вдруг прокинется безумной Антигоной,

    То мертвой ласточкой бросается к ногам

    С стигийской нежностью и веткою зеленой.
    О, если бы вернуть и зрячих пальцев стыд,

    И выпуклую радость узнаванья.

    Я так боюсь рыданья Аонид,

    Тумана, звона и зиянья,
    А смертным власть дана любить и узнавать,

    Для них и звук в персты прольется,

    Но я забыл, что я хочу сказать,

    И мысль бесплотная в чертог теней вернется.
    Все не о том прозрачная твердит,

    Все ласточка, подружка, Антигона...

    А на губах, как черный лед, горит

    Стигийского воспоминанье звона.

    1920

    * * *

    В Петербурге мы сойдемся снова,

    Словно солнце мы похоронили в нем,

    И блаженное, бессмысленное слово

    В первый раз произнесем.

    В черном бархате советской ночи,

    В бархате всемирной пустоты,

    Все поют блаженных жен родные очи,

    Все цветут бессмертные цветы.
    Дикой кошкой горбится столица,

    На мосту патруль стоит,

    Только злой мотор во мгле промчится

    И кукушкой прокричит.

    Мне не надо пропуска ночного,

    Часовых я не боюсь:

    За блаженное, бессмысленное слово

    Я в ночи советской помолюсь.
    Слышу легкий театральный шорох

    И девическое «ах» –

    И бессмертных роз огромный ворох

    У Киприды на руках.

    У костра мы греемся от скуки,

    Может быть, века пройдут,

    И блаженных жен родные руки

    Легкий пепел соберут.
    Где-то грядки красные партера,

    Пышно взбиты шифоньерки лож,

    Заводная кукла офицера –

    Не для черных душ и низменных святош...

    Что ж, гаси, пожалуй, наши свечи

    В черном бархате всемирной пустоты.

    Все поют блаженных жен крутые плечи,

    А ночного солнца не заметишь ты.

    1920

    КОНЦЕРТ НА ВОКЗАЛЕ

    Нельзя дышать, и твердь кишит червями,

    И ни одна звезда не говорит,

    Но, видит Бог, есть музыка над нами,

    Дрожит вокзал от пенья Аонид,

    И снова, паровозными свистками

    Разорванный, скрипичный воздух слит.
    Огромный парк. Вокзала шар стеклянный.

    Железный мир опять заворожен.

    На звучный пир в элизиум туманный

    Торжественно уносится вагон:

    Павлиний крик и рокот фортепьянный.

    Я опоздал. Мне страшно. Это – сон.
    И я вхожу в стеклянный лес вокзала,

    Скрипичный строй в смятеньи и слезах.

    Ночного хора дикое начало

    И запах роз в гниющих парниках –

    Где под стеклянным небом ночевала

    Родная тень в кочующих толпах...
    И мнится мне: весь в музыке и пене,

    Железный мир так нищенски дрожит.

    В стеклянные я упираюсь сени.

    Горячий пар зрачки смычков слепит.

    Куда же ты? На тризне милой тени

    В последний раз нам музыка звучит!

    1921

    ЛЕНИНГРАД

    Я вернулся в мой город, знакомый до слез,

    До прожилок, до детских припухлых желез.
    Ты вернулся сюда, так глотай же скорей

    Рыбий жир ленинградских речных фонарей,
    Узнавай же скорее декабрьский денек,

    Где к зловещему дегтю подмешан желток.
    Петербург! я еще не хочу умирать:

    У тебя телефонов моих номера.
    Петербург! у меня еще есть адреса,

    По которым найду мертвецов голоса.
    Я на лестнице черной живу, и в висок

    Ударяет мне вырванный с мясом звонок,
    И всю ночь напролет жду гостей дорогих,

    Шевеля кандалами цепочек дверных.

    Декабрь 1930

    * * *

    Мы с тобой на кухне посидим,

    Сладко пахнет белый керосин;
    Острый нож да хлеба каравай...

    Хочешь, примус туго накачай,
    А не то веревок собери

    Завязать корзину до зари,
    Чтобы нам уехать на вокзал,

    Где бы нас никто не отыскал.

    Январь 1931

    * * *

    С миром державным я был лишь ребячески связан,

    Устриц боялся и на гвардейцев смотрел исподлобья –

    И ни крупицей души я ему не обязан,

    Как я ни мучил себя по чужому подобью.
    С важностью глупой, насупившись, в митре бобровой

    Я не стоял под египетским портиком банка,

    И над лимонной Невою под хруст сторублевый

    Мне никогда, никогда не плясала цыганка.
    Чуя грядущие казни, от рева событий мятежных

    Я убежал к нереидам на Черное море,

    И от красавиц тогдашних – от тех европеянок нежных –

    Сколько я принял смущенья, надсады и горя!
    Так отчего ж до сих пор этот город довлеет


    Мыслям и чувствам моим по старинному праву?

    Он от пожаров еще и морозов наглее –

    Самолюбивый, проклятый, пустой, моложавый!
    Не потому ль, что я видел на детской картинке

    Лэди Годиву с распущенной рыжею гривой,

    Я повторяю еще про себя под сурдинку:

    Лэди Годива, прощай... Я не помню, Годива...

    Январь 1931

    * * *

    Слышу, слышу ранний лед,

    Шелестящий под мостами,

    Вспоминаю, как плывет

    Светлый хмель над головами.
    С черствых лестниц, с площадей

    С угловатыми дворцами

    Круг Флоренции своей

    Алигьери пел мощней

    Утомленными губами.
    Так гранит зернистый тот

    Тень моя грызет очами,

    Видит ночью ряд колод,

    Днем казавшихся домами.
    Или тень баклуши бьет

    И позевывает с вами,
    Иль шумит среди людей,

    Греясь их вином и небом,
    И несладким кормит хлебом

    Неотвязных лебедей.

    21–22 января 1937



    1   2


    написать администратору сайта