Лплпп. Арабоязыч.фс. План Истоки арабской философии ислам и античная традиция. Периодизация
Скачать 0.9 Mb.
|
МУХАМБЕТОВА Д.С. АРАБСКАЯ ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ ПЛАН: Истоки арабской философии: ислам и античная традиция. Периодизация. Некоторые основополагающие понятия ислама и исламской философии. Развитие науки в арабоязычной философии средних веков. Основные направления арабоязычной мусульманской философии. ОСОБЕННОСТИ АРАБОЯЗЫЧНОЙ ФИЛОСОФИИ Бурное развитие культуры на Аравийском полуострове началось только в VII в., с появлением новой монотеистической религии — ислама. Его обширная религиозная литература, а также учения отдельных философов античности явились источником и основой арабо-мусульманской философской традиции. Основатель ислама — пророк Мухаммед (VI — VII вв.), выходец из племени курейшитов. Главный письменный источник исламского вероучения — Коран (букв, «чтение», «декламация») — священная книга мусульман. Согласно религиозной традиции, она была записана учениками Мухаммеда, который получал духовные наставления от ангела Джабраила — посланника Аллаха (Бога). Коран состоит из 114 сур (глав), посвященных теологическим, этическим, эсхатологическим, правовым вопросам. Другой не менее важный источник ислама — Сунна (обычай, пример, традиция) — собрание изречений Мухаммеда и описаний его деяний. ОСОБЕННОСТИ АРАБОЯЗЫЧНОЙ ФИЛОСОФИИ Арабская философия — принятое в научной литературе условное обозначение средневековой мусульманской философии стран, входивших в Арабский халифат. Поэтому имеются в виду не только этнические арабы, но и персы, турки, египтяне, узбеки, таджики и другие нации и народности, представители которых и сформировали то, что обобщенно именуется арабо-мусульманской философией. ПЕРИОДИЗАЦИЯ 1. Период становления (VII- IX вв.). Развивается исламская религиозная предфилософия и появляются первые философские учения. 2. Период расцвета (Х- XII вв.). Разрабатываются оригинальные, развитые философские учения. 3. Начало периода упадка (XIII в.). Рациональная философская традиция подавляется ортодоксальным исламским богословием. НЕКОТОРЫЕ ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПОНЯТИЯ ИСЛАМА И ИСЛАМСКОЙ ФИЛОСОФИИ Адл - справедливость - согласно исламу, одно из естественных качеств Аллаха; категория исламской этики; качество, которое должен воспитывать в себе человек. Акл - рассудок, или разум. Аль-инсан аль-камил - суфийское понятие, обозначающее Совершенного Человека. В определенном смысле соответствует индуистскому термину «дживан-мукта», буддийскому - «бодхисаттва», христианскому - «богочеловек». Вахдат ал-вуджут - онтологическая концепция «Единства Бытия». Разрабатывалась ибн- Араби. Илм - подлинное знание. Иттихад - «слияние», или «соединение». В арабо-мусульманской философии означает слияние человеческой души с Аллахом. В суфизме это трактуется как соединение человеческой воли с божественной, при котором человек становится проводником воли Аллаха на Земле. Ишрак - учение о мистическом озарении. Характерно для суфизма. Большой вклад в его становление внес Сухраварди, развивший идеи аль-Халладжа, ибн-Сины, аль-Газали. Калам - рациональное исламское богословие. Приверженцы калама - мутакаллимы использовали рациональные методы, в том числе диалектику, при толковании и обосновании как важнейших догматов ислама, так и проблемных религиозно-философских вопросов. НЕКОТОРЫЕ ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПОНЯТИЯ ИСЛАМА И ИСЛАМСКОЙ ФИЛОСОФИИ Суфизм - мистико-философское течение в исламе (как в шиизме, так и в суннизме), восходящее к эзотерической традиции познания. Зародилось примерно в VIII в. на территории современного Ирака и Сирии. Суфизм оказал большое влияние на мусульманское богословие и философию. Танасух - исламский аналог греческого термина «метемпсихоз» (букв, «переодушевление», т.е. переселение души из одного тела в другое). Использовался у исмаилитов и в некоторых других течениях шиитского направления. Фалсафа - рациональный (философский) метод изучения бытия, противостоявший в арабо-мусульманской культуре религиозному методу. Во многом близок каламу. Отличается от него более радикальной приверженностью разуму и знанию. Ориентирован на достоверное, доказательное знание. Крупнейшие философы исламского мира (аль-Фараби, ибн-Сина, ибн-Рушд и др.) - сторонники фалсафа. Фана - суфийский термин, обозначающий особое состояние человека, достигшего вершин духовного пути. Близок по значению индуистской мокше (мукти), буддийской нирване, христианскому спасению. Фикх - мусульманское право, обоснованное авторитетом Мухаммеда и Корана. Шариат - основанная на Коране система принципов и норм жизни мусульманина РАЗВИТИЕ НАУКИ В АРАБОЯЗЫЧНОЙ КУЛЬТУРЕ СРЕДНИХ ВЕКОВ Для арабоязычной культуры средневековья характерно бурное развитие естественнонаучных знаний. Математические труды аль-Батани (858-927) составили основы тригонометрии. Аль-Хайсале (965-1039) принадлежат открытия в оптике. Известный в средневековье поэт-вольнодумец аль-Бируни разработал метод определения географических широт, измерил длину окружности Земли, ему принадлежат также и открытия в области минералогии. С именем известного иранского средневекового ученого, философа, поэта Омар Хаяма (1048-1131) связана реформа календаря. Так, Омар Хаям в 1074-1076 г.г. вместо лунного календаря ввел усовершенствованный солнечный календарь. Аль-Хорезми принадлежат труды по астрономии, географии, математике. До нас дошли лишь переводы на латинском языке. Из трудов аль-Хорезми по математике сохранились две работы «Книга сложения и вычитания по индийскому способу», копия перевода (14 век) хранится в Кембриджском университете; «Краткий курс исчисления алджебра и валмукабала» (копия, составленная в 1342 г., находится в Оксфордском университете). Аль-Хорезми является основателем современной арифметики и элементарной алгебры. Так, аль-Хорезми, используя индийскую позиционную систему счисления, формулирует правила четырех арифметических действий. ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ АРАБОЯЗЫЧНОЙ МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ Одной из особенностей арабоязычной средневековой культуры является так называемый идеологический плюрализм. Так, наряду с ортодоксальным исламом существовали различные варианты религиозного свободомыслия – вольнодумство (Бируни), скептицизм (аль-Маарри, 973-1057), критицизм (Закария, 864-925). ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ АРАБОЯЗЫЧНОЙ МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ Аль-Маарри (973-1057 гг.), арабский поэт – философ, разум для него стоял на более высоком месте, чем вера. Признавал за человеком право свободного выбора, а значит и ответственность за свои поступки. Он оставался монотеистом, но считал, что всякая религия есть обман, не верил в загробный мир. С именем аль-Маари связывают сказание о трех обманщиках, обманувших все человечество – Моисее, Иисусе и Магомеде. Данная легенда использована в качестве сюжета книги, появившейся в Европе в 1598 г., «О трех обманщиках». ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ АРАБОЯЗЫЧНОЙ МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ По праву, основными течениями философской мысли являлись арабоязычный перипатетизм и философия суфизма. Представителями арабоязычного перипатетизма являются аль-Кинди (800-879гг.), аль- Фараби (870-950 гг.), ибн-Сина (980-1037гг. ), ибн-Рушд (1126-1198 гг.), ибн-Бадж (1070-1138 гг. ), ибн-Туфейль (1110-1185 гг.). Основные проблемы арабской философии средних веков – проблема соотношения веры и разума, материи и формы, души и тела - решались в философии перипатетизма с позиции естествознания того времени. ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ АРАБОЯЗЫЧНОЙ МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ Также к философским течениям в арабоязычной культуре средних веков относится суфизм. Основным его представителем является аль-Газали (1059-1111). В его философии мистицизм суфиев соединен с ортодоксальным исламом. Основными произведениями аль-Газали являются “Опровержение философов”, “Избавляющий от заблуждения” и “Оживление религиозных наук”, представляющие собой первое систематическое изложение мусульманской теологии. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АРАБОЯЗЫЧНОЙ МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ МУТАКАЛЛИМЫ МУТАЗИЛИТЫ в переводе с арабского языка означает «знатоки священного слова». В своих воззрениях на мир находились на позиции креационизма и фатализма. Они считали, что Бог един и имеет множество атрибутов и в соответствии со своими атрибутами определяет все события. Признавали критерием истины веру, объявляя разум пассивным и слепым, придерживались догматов об извечности Корана и божественном предопределении. в переводе с арабского языка означает «отделившиеся», «обособившиеся». Отказ от догм ислама о происхождении мира. Отрицание антропоморфных представлений о Боге. Вера в силу и разум человека. Отрицали множество атрибутов Бога. Они считали, что о Боге можно утверждать лишь то, что он существует. По их мнению, судьба человека не предопределена, иначе Бог нес бы ответственность за зло, совершенное человеком. Человек наделен свободной волей и несет ответственность за свои поступки. Настаивали также на критическом осмыслении текста Корана. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 1.Әбишев К.Ә. Философия.Оқулық. Алматы, 2001. С. 56. 2.Философия. Ғабитов Т.Х. – Алматы, 2005. С. 63-65. Есмагулова Г.Ж. Курс лекций по философии. Ч.1. Кокшетау, 2004. С.94-95. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B1%D1 %83-%D0%BB%D1%8C- %D0%90%D0%BB%D1%8F_%D0%B0%D0%BB%D1 %8C- %D0%9C%D0%B0%D0%B0%D1%80%D1%80%D0 %B8 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! |