Вариант 2. Становление философии из мифологии. Характерные черты. План работы Введение 1 Признак мировоззрения и основные методы философии 2 Строение философии и ее основные направления
Скачать 26.51 Kb.
|
Вариант 2. Становление философии из мифологии. Характерные черты философии: понятийность, логичность, дискурсивность. План работы Введение 1 Признак мировоззрения и основные методы философии 2 Строение философии и ее основные направления 3 Составные части рациональности Заключение Введение Актуальность темы контрольной работы заключается в том, что в процессе перехода от мифологии философия начинается с осознанной замены образов понятиями. В связи с этим крайне важным представляется понимание характерных черт философии. Мотивация выполнения контрольной работы заключается в правильном понимании характерных черт философии, исследовании процесса становления философии из мифологии, а также обобщении изученного материала в выводах. 1 Признак мировоззрения и основные методы философии Мировоззрение — совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Мировоззрение — сложное личностное образование, которое характеризуется следующими чертами: 1) научностью, т.е. соответствием современному уровню развития науки, достижений человеческой мысли; 2) гуманностью, соответствием интересам человечества, служением людям; 3) действенностью, приложением теоретических знаний к решению практических задач, связь с практикой, жизнью; 4) целостностью и системностью, т.к. разрозненные знания, мировоззренческие идеи не составляют мировоззрения; 5) обобщенностью. Структура мировоззренческого сознания сложна и включает в себя: 1) столкновение с фактами, требующими творческой интерпретации, раскрытия стоящей за ними сущности; 2) формулировка и осознание проблемы; 3) поиск решения проблемы; 4) решение ее. Методы философии: - формально-логический; - диалектический; - прагматический; - системный и др. Всеобщий философский метод – это исследование единства мировоззрения и методологии, к которым прибегает тот или иной субъект в различной деятельности. Диалектический метод в философии – это мыслительный процесс, рассматривающий тесную взаимосвязь явлений и событий друг с другом, изучающий закономерности и даже противоположности. Догматический метод философии – это философские и логические средства, позволяющие делать умозаключения, начиная от неочевидного и заканчивая очевидным. Прагматический метод философии – это средства, помогающие синтезировать познание вместе с преобразованиями. Разница между противоположностями должна быть практической и доказанной. Формально-логический метод философии – это средства, помогающие строить логические умозаключения и обоснования разных суждений при проведении какого-нибудь исследования. Такие умозаключения могут быть: - индуктивными; - дедуктивными; - традуктивными.1 2 Строение философии и ее основные направления Метафизика- «первая философия», раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового. Название «метафизика» указывает на изучение того, что лежит за пределами физических явлений, в их основании. Онтология - раздел философии, изучающий бытие, что есть «бытие» вообще, какие есть виды, способы, «слои» бытия, как они связаны друг с другом. Основным вопросом онтологии является вопрос: «что существует?». Основные понятия онтологии: - бытие; - структура; - свойства; - формы бытия (материальное, идеальное, экзистенциальное); - пространство; - время; - движение. Натурфилософия - исторический термин, обозначавший философию природы, понимаемую как целостную систему самых общих законов естествознания. Натурфилософия возникла в античную эпоху как попытка найти «конечные причины» и фундаментальные закономерности природных явлений. Предложенные тогда и позднее натурфилософские системы включали такие важнейшие естественнонаучные понятия, как субстанция, материя, пространство, время, движение, закон природы и др.2 Психология - учение о душе как субстанции, о внутреннем мире человека, о нематериальной, субъективной реальности. Она исследует особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, то есть психику как особую форму жизнедеятельности. Логика - раздел философии, наука о правильном мышлении и искусстве рассуждения, о формальных условиях истинности знания, о методах аргументации и доказательства. Гносеология (теория познания) - учение о знании, об источниках, способах, сущности, границах, видах, методах познания; о субъекте (носителе, создателе) и объекте знания, о его содержании и развитии. Это учение об истине. Этика - философское исследование морали и нравственности, учение о высшем благе человека, об основаниях, определяющих в конечном счёте волю, поступки, позицию личности по отношению к другим людям и к обществу; учение о добре и зле, о морали и нравственности, о добродетели и справедливости, о долге и счастье. В ходе исследования становления философии целесообразно рассмотреть ее предмет. Философия - (от лат.) «филио» - любовь, «сопас» - мудрость, т.е. любовь к мудрости.3 Философия — это вдохновляемая любовью к мудрости рациональная отрасль духовной культуры, имеющая своим предметом фундаментальные вопросы человеческого существования. По предмету своих исследований философия отличается от науки, во многом совпадая с мифологией и религией, дающими свой ответ на те же фундаментальные вопросы, ответ преимущественно нерациональный. Любовь к мудрости послужила основой становления философии как отрасли духовной культуры. Если уподобить (что делали древние греки) философию древу, то любовь к мудрости — корень, из которого она произрастает в том смысле, что развитие философии вдохновлено любовью к мудрости. Материалом же для построения духовного древа философии послужила предшествовавшая ей по времени отрасль духовной культуры — мифология. Мифология как система, уходящая своими корнями к временам первых цивилизаций и являющаяся их духовной основой, состоит из двух уровней: образного, доставшегося ей от искусства, и более глубокого — смыслового, который по мере эволюции логического мышления и развития тенденции рационализации становился все более важным. В определенное время в определенном месте этот развившийся в мифологии глубинный уровень прорвал оболочку образов и вышел на поверхность, заявив о своей самоценности. Философия начинается с осознанной замены образов понятиями. Это точка перехода от мифологии к философии. Становление философии из мифологии позволяет определить ее как первую рациональную отрасль в истории духовной культуры. В буквальном переводе с латинского «рацио» означает «разум». Что включает в себя рациональность? Ее можно выразить формулой: Р = П + Л + Д, где Р — рациональность, П — понятийность, Л — логичность, Д — дискурсивность. 3 Составные части рациональности Понятийность означает умение мыслить с помощью понятий, т.е. слов и терминов, определенных по соответствующим правилам. Второй составной частью рациональности является логичность, т.е. мышление в соответствии с законами формальной логики, возникшей, кстати сказать, в недрах философии и являвшейся на протяжении двух с половиной тысячелетий истории философии одним из важнейших ее разделов. Отметим, что речь идет о формальной логике, а не о какой-то другой. Третья составная часть рациональности — дискурсивность.4 Слово «дискурсия» не надо путать со словом «дискуссия», означающим «обсуждение чего-либо». Дискурсия характеризует способность обосновывать выдвигаемые суждения. Предположим, выговорите, что вам нравится какой-то человек. Если вы можете объяснить, за что именно он вам нравится (умный, добрый, веселый и т.д.), вы мыслите дискурсивно, и чем более обоснованным окажется ваше суждение, тем выше дискурсивность.5 Одна из важных задач рационализации — прояснение мыслей. Типичные примеры ее видны в беседах Сократа, насколько они переданы в диалогах Ксенофонта и Платона. Подходит к нему какой-нибудь юноша или муж, которому «все ясно» в той или иной мысли. Сократ начинает ставить вопросы. В конце концов оказывается, что у собеседника иллюзия ясности мысли прикрывает тьму и непроходимые туманы, в которых гнездятся и кроются самые грубые ошибки». Три составные части рациональности развиты в каждом человеке неодинаково, но все они необходимы для философствования, и их наличие определяет рациональность философии как отрасли культуры. Имея в виду общую тенденцию рационализации, проявляющуюся в эволюции природы (включая сюда и возникновение человека как разумного существа), мышления и общества, можно сказать, что становление философии как рациональной отрасли культуры является закономерным результатом эволюции, подтверждающим наличие этой тенденции. В философии имеет место и иррационализм, но он возможен именно на фоне общей рациональной основы философии. Разницу между рациональным и иррациональным хорошо выражает сравнение между геометрической теоремой и сном. В доказательстве теоремы каждое последующее положение вытекает из предыдущего, и в результате получаем цепочку логичных ходов мысли. Совсем не то сон, где каждый образ бывает порой нагромождением вещей, никогда не могущих оказаться вместе в реальности, и потом вдруг сменяется совершенно другим, никак не следующим из предыдущего. Сон и теорема — две крайности по отношению к рациональности, которые располагаются на разных полюсах сознания. Рациональность — основное свойство философии. Но имеют значение и те, на основе которых возникла философия как отрасль культуры. Это интуиция, пришедшая из мистики; стиль изложения, чувство и воображение — главные для искусства; синтез и смысл — присущие мифологии. У разных философов эти составные части философствования развиты в большей или меньшей степени. А вот что для философа не столь важно — это присущие позже возникшим отраслям культуры религиозная вера, научная проверка и идеологический интерес. О процессе изучения философии А. Бергсон пишет: «На первых порах философская система встает перед нами как законченное здание, с очень искусной архитектурой, и устроенное так, чтобы в нем удобно могли разместиться все проблемы. Созерцая ее в таком виде, мы испытываем эстетическое удовольствие, усиливаемое профессиональным удовлетворением, и под конец начинаем ясно различать в системе то, что мы в ней искали: более или менее оригинальный синтез тех идей, в обстановке которых. Но потом мы понимаем, продолжает Бергсон, что в основе сложной философской системы лежит простота изначальной интуиции автора. Понятиеинтуиции как важного элемента философского познания Бергсон обосновал в работе «Философская интуиция».6 Он говорил о двух способах познания, но затем русский философ Н.О. Лосский объединил их, утверждая, что в основе рационального познания лежит познание интуитивное. «В философии следует отмечать ядро ее, философскую интуицию, питающуюся у источника нашего интимного Я, и ее оболочку, философскую надстройку познавательного типа, призванную выявить и оправдать эту интуицию». Рационализация интуиции — вещь не тривиальная, и недаром Н.А. Бердяев пишет даже так: «Убийственным для мистического опыта оказывается понятие». Философия идет от интуиции, которые подтверждаются рациональностью разума. Заключение Таким образом, целесообразно сделать вывод о том, что в процессе перехода от мифологии философия начинается с осознанной замены образов понятиями. В связи с этим крайне важным представляется понимание характерных черт философии. Становление философии из мифологии позволяет определить ее как первую рациональную отрасль в истории духовной культуры. Рациональность состоит из трех компонентов – понятийности, логичности и дискурсивности. Понятийность означает умение мыслить с помощью понятий, т.е. слов и терминов, определенных по соответствующим правилам. Логичность – это мышление в соответствии с законами формальной логики. Дискурсивность характеризует способность обосновывать выдвигаемые суждения. Список использованной литературы 1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: Дидактические материалы: учеб. пособие. – 1-e изд. – М.: Академия, 2014. 2. Глебов И.Н. Международное право: учебник. – М.: Дрофа, 2016. 3. Загладин Н.В. Всеобщая история. – М.: Русское слово, 2013 4. Библиотека философского факультета МГУ - http://lib.ru/FILOSOF/ 5. Философский раздел в библиотеке М. Мошкова - http://psylib.org.ua/books/index.htm 6 Психологическая библиотека Киевского Фонда содействия развитию психической культуры - http://www.i-u.ru/biblio/default.aspx 1 Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: Дидактические материалы: учеб. пособие. – 1-e изд. – М.: Академия, 2014. 2 Загладин Н.В. Всеобщая история. – М.: Русское слово, 2013 3 Философский раздел в библиотеке М. Мошкова - http://psylib.org.ua/books/index.htm 4 Психологическая библиотека Киевского Фонда содействия развитию психической культуры - http://www.i-u.ru/biblio/default.aspx 5 Глебов И.Н. Международное право: учебник. – М.: Дрофа, 2016. 6 Библиотека философского факультета МГУ - http://lib.ru/FILOSOF/ |